город Воронеж |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А36-9179/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.12.2021 по делу N А36-9179/2021 по исковому заявлению федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области" (ОГРН 1124823008353, ИНН 4823054633) к обществу с ограниченной ответственностью "Форсаж" (ОГРН 1044800194845, ИНН 4824032008) о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту от 17.11.2020 N2020188200222004823054633/0846100000520000029 на поставку нефтепродуктов, стоимости услуг по проведению испытаний нефтепродуктов,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области" (далее - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - ООО "Форсаж", ответчик) о взыскании 64 415,82 руб. штрафа и 19 405 руб. стоимости услуг по проведению испытаний нефтепродуктов по государственному контракту от 17.11.2020 N 2020188200222004823054633/0846100000520000029.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства согласно пункту 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.12.2021, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы 64 415,82 руб. штрафа и 19 405 руб. стоимости услуг по проведению испытаний нефтепродуктов.
Мотивированное решение по делу изготовлено 27.12.2021 по заявлению ответчика.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Форсаж" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, с требованием об отмене решения суда первой инстанции и принятием нового судебного акта.
Ссылается на исполнение контракта в полном объеме, отсутствие претензий по качеству возвращенного бензина. Также просит снизить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) до 5 000 руб.
От ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано на ненадлежащее качество отпускаемых нефтепродуктов, приостановление отпуска горюче-смазочных материалов (ГСМ) из спорных резервуаров.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
Между ООО "Форсаж" (поставщик) и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" (заказчик) 17.11.2020 был заключен государственный контракт N 2020188200222004823054633/0846100000520000029 на поставку бензина автомобильного АИ-92 в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно пункту 1.1 контракта поставщик обязуется в установленный контрактом срок поставить заказчику моторные топлива (бензин автомобильный АИ-92) в количестве, ассортименте, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом и спецификацией, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом. Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар, соответствующий требованиям, установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1 цена контракта составляет 22 877 958,86 руб.
Согласно пункту 5.2 контракта оплата стоимости поставляемых товаров по настоящему контракту производится заказчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания заказчиком акта приема-передачи товара (приложение N 4 к контракту) и получения оригиналов надлежаще оформленных отчетных документов:
- сводного счета на товар. В сводном счете указывается сумма, подлежащая уплате за поставленный товар;
- счетов-фактур на каждую партию товара в 1 экземпляре, с приложением 2 экземпляров копий товарно-транспортных накладных, оформленных поставщиком в установленном порядке, с отметками грузополучателя о приемке товара, заверенных печатью и подписью поставщика с расшифровкой подписи;
- товарной накладной в 2 экземплярах, оформленных поставщиком в установленном порядке с отметками грузополучателя о приемке товара.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта поставка (отпуск) товара должна быть осуществлена в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно пункту 7.1 контракта приемка товара по количеству осуществляется заказчиком в месте отпуска (налива) товара. При приемке товара должны присутствовать представители поставщика и заказчика.
В соответствии с пунктом 7.6 контракта приемка товара по качеству оформляется заказчиком актом приема-передачи товара (приложение N 4), который предоставляется поставщиком одновременно с товарной накладной.
Для проверки поставленного товара в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (пункт 7.6.2).
Согласно пункту 7.6.3 контракта проверка поставленного товара на соответствие условиям контракта и экспертиза производится заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты предоставления поставщиком документов, указанных в пункте 7.6.
По результатам приемки товара по качеству заказчик подписывает 2 экземпляра акта приема-передачи товара и направляет поставщику 1 экземпляр подписанного акта приема-передачи товара, либо направляет поставщику письменный мотивированный отказ от приемки товара и подписания акта приема-передачи товара с указанием замечаний и сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 7.10 контракта при проведении учетных операций по определению количества и показателей качества нефтепродуктов стороны руководствуются требованиями следующих нормативных документов в редакции, действующей на момент их применения (с учетом всех изменений и дополнений): ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка транспортирование и хранение"; ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть к нефтепродукты. Паспорт. Общие требования"; ГОСТ 2517-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб"; ГОСТ 31873-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб"; ГОСТ Р 51069-97 "Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром"; ГОСТ Р 57037-2016 "Нефтепродукты. Определение плотности, относительной плотности и плотности в градусах AРI цифровым плотномером"; ГОСТ Г' 51069-97 "Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API плотнометром"; ГОСТ Р 8.595-2004 ТСИ. "Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений"; МИ 3243-2009 ГСИ "Масса и объем нефтепродуктов. Методика измерения в автомобильных цистернах"; Инструкции "По контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения", утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 года N 231.
Согласно пункту 7.11 контракта в случае, если заключением эксперта, экспертной организации подтверждено несоответствие поставленного товара установленным требованиям (за исключением установления нарушении требований контракта, не препятствующих приемке услуг) поставщик возмещает заказчику стоимость экспертизы.
В соответствии с пунктом 8.3 договора качество товаров, поставляемых по настоящему контракту, должно соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 013/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", а также требованиям действующих ГОСТ и ТУ.
Согласно пункту 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9.4 контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063", который составляет 1 143 897,93 рубля, определяемый в следующем порядке:
а) 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
б) 5% цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. до 50 млн. руб. (включительно).
В соответствии с пунктом 9.5 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, составляет 5 000 рублей и определяется в следующем порядке:
а) 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;,
б) 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн. до 50 млн руб. (включительно).
Пунктом 11.1 контракта установлено, что спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения контракта, не урегулированные сторонами путем переговоров, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Липецкой области.
ООО "Форсаж" был поставлен бензин на сумму 17 726 278,09 руб., что подтверждается товарной накладной N 10430 от 16.12.2020 и счетом-фактурой от 16.12.2020 N 10430.
Бензин АИ-92-К5 в объеме 325 424 кг на сумму 17 726 278,09 руб. был оплачен и передан заказчиком на хранение в ООО "Форсаж" по акту о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N 7 от 16.10.2020.
Экспертиза поставленного товара была проведена силами заказчика на основании предоставленного поставщиком паспорта N 4438 (производитель АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод") и паспорта N3659 (производитель АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод").
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг от 16.12.2020, качество и сроки поставки бензина соответствовали условиям контракта.
Товар, приобретенный у ООО "Форсаж" по государственному контракту N 2020188200222004823054633/0846100000520000029 от 17.11.2020, находился у поставщика на хранении с момента приобретения.
01.12.2020 между ООО "Форсаж" и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" был заключен государственный контракт N 232 на оказание услуг по приему, хранению нефтепродуктов через нефтебазу в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 1.2 договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по приёму (выгрузке железнодорожных и автомобильных цистерн (с учетом стоимости подачи/уборки вагонов), сливу в резервуары нефтебазы для хранения), хранению нефтепродуктов, принадлежащих заказчику, возврату нефтепродуктов принадлежащих заказчику после хранения, а заказчик обязуется принять и оплатить, в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к контракту), надлежащим образом оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Согласно пункту 2.1 цена настоящего контракта составляет 127 501,30 руб.
В соответствии с пунктом 2.6. расчеты между заказчиком и исполнителем за фактически оказанные услуги производятся не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение N 3) при условии предоставления исполнителем надлежащим образом оформленных документов, необходимых для приемки и оплаты.
Согласно пункту 3.3 передача на хранение нефтепродуктов в начале действия контракта осуществляется безоплатно и оформляется актом УФ N МХ-1. При приемке нефтепродуктов на хранение исполнитель оформляет акт приемки нефтепродуктов по количеству форма N 12НП. Возврат после хранения нефтепродуктов осуществляется безоплатно и оформляется актом УФ N МХ-3. При возврате нефтепродукты принимаются в автомобильные цистерны заказчика, исполнителем оформляется товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т и выдается паспорт на возвращаемые с хранения нефтепродукты.
В соответствии с п. 3.4. срок оказания услуг с 01.12.2020 по 31.12.2020.
Согласно пункту 4.1. по окончании отчетного месяца (до 5 числа месяца, следующего за отчетным) исполнитель оформляет акт оказанных услуг, количество хранящихся нефтепродуктов в сутки подтверждается актом сверки, акт сдачи-приемки оказанных услуг и направляет их для подписания Заказчику. Заказчик обязан подтвердить факт оказания услуг путем подписания акта оказанных услуг в течение 2 рабочих дней с даты получения документов, а при обнаружении недостатков - заявить об этом исполнителю.
Заказчик, в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, указанных в п.4.1, осуществляет проверку оказанных исполнителем услуг на предмет их соответствия требованиям и условиям контракта (пункты 4.2-4.3).
В соответствии с пунктом 4.4 для проверки результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям контракта, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться заказником своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По результатам приемки оказанных услуг заказчик подписывает 2 акта сдачи-приемки оказанных услуг и направляет исполнителю 1 экземпляр подписанного акта.
В случае если заказчиком, выявлено несоответствие оказанных услуг установленным требованиям (за исключением нарушений требований контракта, не препятствующих приемке оказанной услуги) им составляется акт с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения. Указанный акт в течение 1 рабочего дня с даты его подписания направляется заказчиком исполнителю.
В случае, если заключением эксперта, экспертной организации подтверждено несоответствие оказанной услуги установленным требованиям (за исключением установления нарушений требований контракта, не препятствующих приемке оказанной услуги), исполнитель возмещает заказчику стоимость экспертизы (пункты 4.5-4.7).
Согласно пункту 5.1.3 исполнитель обязан обеспечить возможность осуществления заказчиком контроля за соответствием качества оказываемых услуг по государственному оборонному заказу требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов заказчика условиям контракта.
В соответствии с пунктом 5.3.3 заказчик вправе требовать возмещения убытков, уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом 6 настоящего контракта.
Согласно пункту 6.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 6.5 договора за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает заказчику штраф.
Размер штрафа в соответствии с Правилами определения размера штрафу, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 составляет 12 750,13 рублей и определяется в следующем порядке: 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.
Согласно пункту 6 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, исполнитель уплачивает заказчику штраф. Размер штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, составляет 1 000 рублей и определяется в следующем порядке: 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.
В соответствии с пунктом 6.8. за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплату штрафа.
Размер штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, составляет 1 000 рублей и определяется в следующем порядке:
а) 1 000 руб., если иена контракта не превышает 3 млн руб. (включительно);
б) 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб. (включительно);
в) 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб. (включительно);
г) 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.
Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (пункты 6.10-6.1).
ООО "Форсаж" в целях исполнения указанного контракта был поставлен бензин на сумму 127 501,30 руб., что подтверждается спецификацией, актом сдачи-приемки оказанных услуг.
В связи с окончанием срока действия Контракта N 232 от 01.12.2020 подписано соглашение о расторжении государственного контракта 26.01.2021, акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение N 1 от 01.01.2021, в том числе, бензина АИ-92-К5 в объеме 358 946 кг на сумму 19 258 744,33 руб.
21.12.2020 года между ООО "Форсаж" и ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" был заключен государственный контракт N 2021188200302004823054633/0846100000520000038 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов через нефтебазу в рамках государственного оборонного заказа.
В соответствии с пунктом 1.2 исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по приему (выгрузке железнодорожных и автомобильных цистерн (с учетом стоимости подачи/уборки вагонов), сливу в резервуары нефтебазы для хранения), хранению и отпуску нефтепродуктов, принадлежащих Заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить, в соответствии со спецификацией (Приложение N 1 к контракту), надлежащим образом оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
Согласно пункту 2.1 цена настоящего контракта составляет 644 158,15 руб.
В соответствии с пунктом 4.2. услуги оказываются исполнителем в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно пункту 4.3. прием на хранение нефтепродуктов в количестве, указанном в техническом задании, осуществляется в начале действия государственного контракта безоплатно и оформляется актом УФ N МХ-1. При приемке нефтепродуктов на хранение исполнитель оформляет акт приемки нефтепродуктов по количеству (форма N 12МП). При отпуске нефтепродукты принимаются в автомобильные цистерны заказчика, исполнителем оформляется товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т и выдастся паспорт на отпускаемые нефтепродукты. После окончания срока действия контракта возврат с хранения нефтепродуктов оформляется актом УФ NМХ-3.
Согласно п. 4.4. сроки оказания услуг: с 01.01.2021 по 30.06.2021.
В соответствии с пунктом 5.1 по окончании отчетного месяца (до 5 числа месяца, следующего за отчетным) исполнитель оформляет акт оказанных услуг, акт сверки, подтверждающий количество хранящихся нефтепродуктов в сутки, акт сдачи-приемки оказанных услуг и направляет их для подписания заказчику.
Заказчик обязан подтвердить факт оказания услуг путем подписания акта оказанных услуг в течение 2 рабочих дней с даты получения документов, а при обнаружении недостатков - заявить об этом исполнителю.
Заказчик, в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, указанных и п.5.1, осуществляет проверку оказанных исполнителем услуг на предмет их соответствия требованиям и условиям контракта (пункты 5.2-5.3).
Согласно пункту 5.4 для проверки результатов оказанных услуг в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктами 5.5-5-7 по результатам приемки оказанных услуг заказчик подписывает 2 акта сдачи-приемки оказанных услуг и направляет исполнителю 1 экземпляр подписанного акта.
В случае если заказчиком выявлено несоответствие оказанных услуг установленным требованиям (за исключением нарушений требований контракта, не препятствующих приемке оказанной услуги), им составляется акт с перечнем выявленных недостатков и с указанием сроков их устранения. Указанный акт в течение 1 рабочего дня с даты его подписания направляется заказчиком исполнителю.
В случае если заключением эксперта, экспертной организации подтверждено несоответствие оказанной услуги установленным требованиям (за исключением установления нарушений требований контракта, не препятствующих приемке оказанной услуги), исполнитель возмещает заказчику стоимость экспертизы.
В соответствии с пунктом 5.8. в случае прекращения действия контракта, остатки нефтепродуктов заказчика находящихся на хранении исполнителя, подлежат возврату заказчику в согласованные сторонами сроки.
Согласно пункту 6.1.3 исполнитель обязан обеспечить возможность осуществления заказчиком контроля за соответствием качества оказываемых услуг по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов заказчика, условиям контракта.
В соответствии с пунктом 7.5 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом исполнитель уплачивает заказчику штраф.
Размер штрафа в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащею исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации ел 30.08,2017 N 1042, составляет 64 415,82 руб. и определяется в следующем порядке: 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. руб.
Согласно пункту 7.8 договора за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплату штрафа.
Размер штрафа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 составляет 1 000 рублей и определяется в следующем порядке: 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб. (включительно).
В рамках исполнения вышеуказанного контракта товар был принят на хранение в ООО "Форсаж" по акту о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение N 2 от 01.01.2021 в объеме 358 946 кг. на сумму 19 258 744,23 руб., в том числе бензин АИ-92-К5 в объеме 325 424 кг на сумму 17 726 278,09 руб., что подтверждается спецификацией, актом сдачи-приемки оказанных услуг.
На основании пункта 6.4.2. контракта N 2021188200302004823054633/0846100000520000038 от 21.12.2020, проверяя ход и качество выполнения исполнителем условий настоящего контракта, в феврале 2021 года сторонами произведен выборочный отбора проб (по одной от каждого производителя ГСМ) находящегося в резервуарах нефтебазы:
1) РГС - 50 N 2 (Паспорт N 4 438 Производитель АО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод") - акт N 147 отбора проб нефтепродуктов от 11.02.2021.
2) РГС - 60 N 6 (Паспорт N 3 659 Производитель АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод") - акт N 148 отбора проб нефтепродуктов от 11.02.2021.
Вышеуказанные пробы были направлены в экспертную организацию для проверки нефтепродуктов на соответствие нормативным документам в рамках государственного контракта N 54 от 17.03.2021, заключенного между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" и БУВО "Центр лабораторных исследований".
По результатам испытаний установлено, что образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 6, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (90,4), что подтверждается протоколом испытаний N 205/21 от 22.03.2021.
В связи с тем, что октановое число одной из отобранных проб не соответствовало условиям контракта, заказчиком было принято решение проверить оставшиеся резервуары с топливом заказчика, находящиеся на нефтебазе.
В апреле 2021 сторонами был произведен отбор проб в резервуарах нефтебазы: РГС-60 N 8 - акт N 149 -акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021. РГС-60 N 9 - акт N 150 -акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021. РГС-60 N 10 - акт N 151- акт отбора проб нефтепродуктов от 05.04.2021.
Вышеуказанные пробы также были направлены в экспертную организацию для проверки нефтепродуктов на соответствие нормативным документам в рамках государственного контракта N 75 от 12.04.2021, заключенного между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" и БУВО "Центр лабораторных исследований".
По результатам испытаний установлено:
образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 8, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (91,0), что подтверждается протоколом испытаний N296/21 от 14.04.2021;
образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 9, не соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (91,1), что подтверждается протоколом испытаний N297/21 от 14.04.2021.
В связи с существенным нарушением условий контракта заказчиком направлена исполнителю претензия N 18/667 от 29.04.2021, которая была получена ООО "Форсаж" 11.05.2021.
ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" произведен расчет убытков на основании данных, представленных АО "Липецкнефтепродукт" о том, что цена за 1 т. АИ-92 К5 на 22.03.2021 составляет 58 100 руб., на 14.04.2021-58 200 руб.
В соответствии с вышеизложенным, убытки составили:
резервуар РГС -60N 8: 44,924 т. х 58 200,00 руб. = 2 614 576,80 руб.;
резервуар РГС -60 N 9: 45,361 т. х 58 200,00 руб. = 2 640 010,20 руб.;
резервуар РГС -60N 6: 2,358 т. х 58 100,00 руб. = 136 999,80 руб.
Итого убыток составил 5 391 586,80 руб.
Истцом также была рассчитана сумма претензии: 64 415,82 руб. (сумма штрафа) + 8 062 руб. (услуги по экспертизе по контракту N 54 от 17.03.2021 за 2 пробы) + 11 343 руб. (услуги по экспертизе по контракту N 75 от 12.04.2021 за 3 пробы) = 83 820,82 руб.
В ответ на претензию ответчик направил письмо N 123/Л/21 от 20.05.2021, в котором подтверждал свою готовность по исполнению принятых обязательств и предлагал истцу представить дополнительные документы, в том числе аттестат аккредитации БУВО "Центр Лабораторных исследований".
В связи с истечением срока, установленного контрактом (пункт 12.3) для добровольного удовлетворения претензии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" предложило заключить соглашение о расторжении контракта и направило проект данного соглашения от 09.06.2021 N 18/813 после удовлетворения претензии.
ООО "Форсаж" письмом N 129/Л/21 от 10.06.2021 предложило произвести повторный отбор проб.
После проведения повторного отбора проб, ответчик письмом от 22.06.2021 N 132/Л/21 направил в адрес истца протоколы испытаний нефтепродуктов N611/2/21 от 21.06.2021 и N 610/1/21 от 21.06.2021, представленные БУВО "Центр лабораторных исследований".
По результатам вышеуказанных испытаний установлено:
образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 75 N 5, соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (93,1), что подтверждается протоколом испытаний N611/2/21 от 21.06.2021;
образец ГСМ, находящийся в резервуаре РГС - 60 N 10, соответствует требованиям ГОСТ 32513-2013 по октановому числу (93,0), что подтверждается протоколом испытаний N610/1/21 от 21.06.2021.
В июле 2021 истец осуществил отгрузку ГСМ и оплатил услуги по их хранению и отпуску, в том числе, за период апрель - июнь 2021, и расторг контракт на сумму фактического исполнения.
ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области", полагая, что ООО "Форсаж" допустило нарушение условий контракта, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товара для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ).
Статьей 900 ГК РФ установлена обязанность хранителя возвратить вещь, переданную на хранение. Хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение (ч. 1).
Пунктом 2 статьи 900 ГК РФ установлено, что вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 901 ГК РФ хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.
Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное (ч. 1 ст. 902 ГК РФ).
Из протоколов испытаний нефтепродуктов N 611/2/21 от 21.06.2021 и N 610/1/21 от 21.06.2021, проведенных ООО "Форсаж", следует, что забор проб для повторного исследования был осуществлен не из резервуаров РГС-60 N6, РГС-60 N 8, РГС-60 N9, где экспертизой установлено ухудшение качества товара по сравнению с переданным на хранение, а из РГС-75 N5, РГС-60 N10.
Однако из содержания государственных контрактов следует, что заказчик - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" осуществляет контроль за переданными на хранение ООО "Форсаж" нефтепродуктами, за условиями их хранения, их перемещением. В свою очередь, в обязанности ООО "Форсаж" входило согласование с заказчиком перемещения нефтепродуктов из резервуаров ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" в иные резервуары.
Следовательно, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод о том, что результаты проведенной ООО "Форсаж" экспертизы, пробы для проведения которой взяты из резервуаров, бензин в которые был перемещен Обществом самостоятельно и без согласования с истцом, не могут являться безусловным основанием для вывода о надлежащем выполнении взятых на себя обязательств.
Судом также обосновано отклонены доводы о том, что отрицательные результаты первоначальных проб могли быть обусловлены неправильным отбором проб (не в чистые сухие стеклянные бутылки, а в пластиковые бутылки), поскольку присутствовавший при взятии проб представитель ответчика не заявлял возражения и подписал акты отбора проб нефтепродуктов без замечаний.
При таких обстоятельствах истцом доказан факт ненадлежащего исполнения ООО "Форсаж" своих обязательств, предусмотренных государственными контрактами, заключенными в рамках государственного оборонного заказа, а именно - передача заказчику товара, качество которого отлично от качества товара, переданного на хранение исполнителю.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Расчет штрафа проверен судом, признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства и заключенных между сторонами государственных контрактов.
Требования истца обоснованны.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ООО "Форсаж" было заявлено о снижении суммы штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ.
В силу 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
С учетом разъяснений, данных в пунктах 69 - 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ) (пункт 77 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Суд апелляционной инстанции, повторно оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая размер штрафа, установленные в закон и согласованные сторонами в контрактах условия об установлении штрафа за нарушение сроков оплаты, непредставление ответчиком надлежащих доказательств исключительности рассматриваемого случая - оснований возникновения просрочки, а также учитывая баланс частных и публичных интересов, считает сумму штрафа, взысканную судом первой инстанции, обоснованной и не подлежащей снижению.
ООО "Форсаж" не представило доказательств, свидетельствующих о наличии объективных, исключительных обстоятельств невозможности исполнения добровольно принятой по контрактам обязанности, а также наличия фактов, свидетельствующих о понуждении к заключению договора на приведенных выше условиях, в том числе с учетом порядка заключения государственных контрактов.
Оценивая выводы суда области о взыскании 19 405 руб. за проведенные ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД по Липецкой области" испытания нефтепродуктов, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Истцом на основании пунктов 7.6.2 государственных контрактов была проведена экспертиза качества нефтепродуктов, переданных на хранение ООО "Форсаж". Проведение экспертизы было поручено БУВО "Центр лабораторных исследований". БУВО "Центр лабораторных исследований" на основании государственных контрактов N 54 от 17.03.2021 и N 75 от 12.04.2021.
Стоимость оказанных услуг составила 19 405 руб. что подтверждается, в том числе, техническими заданиями, приложенными к контрактам, актами сдачи-приемки оказанных услуг, протоколами испытаний N 204/21 от 22.03.2021, N 205/21 от 22.03.2021, N 296/21 от 14.04.2021, N 297/21 от 14.04.2021, 298/21 от 14.04.2021.
Факт оплаты за оказанные услуги на общую сумму 19 405 руб. подтверждается платежными поручениями N 398007 от 31.03.2021 и N 445909 от 19.04.2021.
При таких обстоятельствах у суда области не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в указанной части, в том числе с учетом пункта 7.11 контракта N 2020188200222004823054633/0846100000520000029 от 17.11.2020, пункта 4.7 контракта N232 от 01.12.2020 и пункта 5.7 контракта N2021188200302004823054633/0846100000520000038 от 21.12.2020 об обязанности поставщика возместить заказчику стоимость экспертизы.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
На наличие оснований для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции ответчик не указывает.
Решение суда первой инстанции является верным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.12.2021 по делу N А36-9179/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в двухмесячный срок.
Судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-9179/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Фдерации по Липецкой области"
Ответчик: ООО "Форсаж"