г. Вологда |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А05-11628/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Эксплуатационное предприятие 1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года по делу N А05-11628/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Эксплуатационное предприятие 1" (ОГРН 1162901053501, ИНН 2901265373; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 4, офис 501; далее - общество) о взыскании 839 298 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2021 года по делу N А05-13842/2020.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, министерством и обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения от 26.11.2019 N 104-Т (далее - договор N 104-Т) и от 22.12.2021 N 53-Т (далее - договор N 53-Т).
В соответствии с пунктами 1 данных договоров их предметом является предоставление обществу в 2019 и 2020 годах субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктами 3.2.2 указанных договоров определены плановые объемы отпуска тепловой энергии для населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципального образования "Ростово-Минское".
В пункте 7.2 договора N 104-Т стороны определили, что действие договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 12.11.2019 по 31.12.2019.
Срок действия договора N 53-Т определен с 01.01.2020 по 31.12.2020 (пункт 7.2).
Согласно пункту 3.2.1 договора N 104-Т и договора N 53-Т в качестве базовых величин для расчета размера субсидии принимаются:
а) установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области для получателя (общества):
- тариф на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению (далее - льготный тариф), без налога на добавленную стоимость (далее - НДС), руб./Гкал;
- тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (далее - экономически обоснованный тариф), без НДС, руб./Гкал;
б) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Как установлено пунктами 3.3 договоров, размер субсидии для получателя рассчитывается по формуле:
СТ = Vнас x (Т - Тнас), где:
Vнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС), руб./Гкал.
Согласно расчетам общества объем тепловой энергии, поставленной населению за 2019 год, составил 801,190 Гкал, потребность в средствах субсидии из областного бюджета за 2019 год составила 1 258 092,63 руб., объем отпуска тепловой энергии населению за 2020 год - 1683,150 Гкал, потребность в средствах субсидии из областного бюджета за 2020 год - 2 752 866,41 руб.
Истец во исполнение принятых на себя обязательств произвел перечисление обществу средств субсидии.
Министерство на основании распоряжения от 03.06.2021 N 255-р в период с 26.07.2021 по 20.08.2021 провело плановую камеральную проверку соблюдения обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за период 2019 - 2020 годы.
По результатам проверки истцом составлен акт от 20.08.2021 N 203/06-06/73.
В ходе проверки министерство установило завышение в расчетах за 2019 год объема тепловой энергии на 512,817 Гкал на сумму 805 266,27 руб., а также завышение в расчетах за 2020 год объема тепловой энергии на 22,036 Гкал на сумму 32 524,67 руб.
По итогам проверки министерство, руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп (далее - Порядок N 58-пп), направило обществу требование от 27.02.2021 N 203/06-06/5837, в котором предложило в течение 10 дней со дня его предъявления произвести возврат 837 790,94 руб. необоснованно полученных средств субсидии.
Поскольку требование не было обществом исполнено, министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, является министерство.
Согласно пункту 4.1 Порядка предоставления субсидии целью предоставления субсидий является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Как установлено пунктами 5, 11 Порядка предоставления субсидии, министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, которые в том числе должны предусматривать порядок определения объема тепловой энергии, поставленной теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению.
В силу пункта 24 Порядка предоставления субсидии министерством проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии (далее - проверки). Проверки проводятся в соответствии с Порядком N 58-пп, согласно ежегодному плану осуществления финансового контроля, утвержденному министерством на текущий финансовый год.
В случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования (пункт 25 Порядка предоставления субсидии).
Согласно пункту 27 Порядка предоставления субсидии при невозврате средств субсидии в срок, установленный пунктом 25 настоящего Порядка, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, указанного в пункте 25 настоящего Порядка, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании субсидии, а также пени за просрочку ее возврата.
Порядком N 58-пп установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2-4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Данным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 указанного нормативного правового акта по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Как верно установлено судом первой инстанции, проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления обществу субсидии на 2019 и 2020 годы проведена министерством в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с установленной процедурой.
Довод ответчика о том, что акт проверки от 20.08.2021 N 203/06-06/73 является ненадлежащим доказательством, необоснован. Общество было уведомлено о проверке, имело возможность представлять доказательства и пояснения в подтверждение правомерности получения субсидии.
Как предусмотрено пунктом 14 Порядка предоставления субсидии, объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждается данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 3.2.1 договоров N 104-Т, 53-Т.
В силу положений подпунктов 4.2.1.1 перечисленных договоров министерство вправе запрашивать копии первичных документов, данные бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность сведений, представленных в расчетах субсидии.
Указанному праву корреспондируется обязанность общества направлять по запросу министерства документы, сведения и информацию, предусмотренные подпунктом 4.2.1.1 договора, необходимые для осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункты 4.3.4 договоров N 104-Т, 53-Т).
В силу пунктов 4.3.7 договоров N 104-Т, 53-Т общество обязуется обеспечить полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с договором.
Как установлено министерством в ходе проверки, объем тепловой энергии в размере 4,768 Гкал, заявленный ответчиком в расчетах субсидии за 2019 год, и объем тепловой энергии в размере 22,036 Гкал, заявленный ответчиком в расчеты субсидии за 2020 год, не подтверждены платежными документами, выставленными населению, и данными бухгалтерского учета. По данному нарушению сумма необоснованно полученной субсидии за 2019 год составила 7487,09 руб., за 2020 год - 32 524,67 руб., всего 40 011,76 руб.
Ответчик по данному нарушению в отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства возражений не привел, доказательств в опровержение данного нарушения в материалы дела не представил.
Часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 156 АПК РФ предусматривают, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений, и несет риск непредставления доказательств.
Согласно части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку общество не представило в суд доказательств обоснованного получения субсидии в размере 40 011,76 руб., суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для отказа в удовлетворении иска министерства в указанной части.
В ходе проверки министерство установило, что общество в расчет за 2019 год включило объем тепловой энергии за период, в котором отсутствовали установленные обществу агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифы на тепловую энергию.
Как следует из материалов дела, постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 05.11.2019 N 64-т/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "РЭП-1" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Ростовско-Минское" муниципального образования "Устьянский муниципальный район" обществу установлены тарифы на тепловую энергию с 12.11.2019.
Согласно Приложению 2 к указанному постановлению на период 12.11.2019-31.12.2019 тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, установлен в размере 3123,58 руб./Гкал, тариф на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, на тот же период установлены в размере 1553,30 руб./Гкал (приложение 3 к постановлению).
В примечаниях приложений 2 и 3 к постановлению указано, что общество не является плательщиком НДС.
Таким образом, до 12.11.2019 обществу тарифы на отпускаемую тепловую энергию не были установлены.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидии они предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
В соответствии с подпунктом 3.2.3 договора N 104-Т при расчете размера субсидии учитывается срок действия тарифов, установленный для получателя.
Таким образом, поскольку до 12.11.2019 тарифы обществу не были установлены, ответчик необоснованно включал в расчет субсидии за 2019 год объем тепловой энергии, поставленный населению, за период до указанной даты.
Согласно платежным документам, выставленным населению, и данным бухгалтерского учета объем тепловой энергии, поставленный обществом населению в ноябре 2019 года, составил 266,595 Гкал.
В связи с тем что тарифы, установленные агентством, действовали с 12.11.2019, объем тепловой энергии, подлежащий включению в расчет субсидии за ноябрь 2019 года, должен составить 168,843 Гкал (266,595 Гкал/ 30 дней х 19 дней).
Согласно платежным документам, выставленным населению, и данным бухгалтерского учета, объем тепловой энергии за сентябрь-ноябрь 2019 года составил 676,892 Гкал.
Таким образом, обществом был необоснованно включен в расчеты субсидии за 2019 год объем тепловой энергии 508,049 Гкал (676,892 Гкал - 168,843 Гкал) на сумму средств субсидии 797 779,18 руб.
Ссылка ответчика на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.03.2021 по делу N А05-13842/2020 также правомерно отклонена, поскольку в указанном решении рассматривался вопрос обоснованности требования общества о взыскании с публично-правового образования - Архангельской области в лице министерства убытков за период с 15.09.2019 по 11.11.2019 в сумме 801 544,71 руб. Суд отказал в удовлетворении требования общества, поскольку им не был доказан факт наличия убытков и их размер. Вопрос обоснованности получения обществом по договору N 104-Т средств субсидии из областного бюджета судом не рассматривался и, соответственно, в судебном акте не разрешался. Таким образом, в решении Арбитражного суда Архангельской области от 30.03.2021 по делу N А05-13842/2020 устанавливались иные фактические обстоятельства.
С учетом изложенного требование истца о взыскании с ответчика 797 779,18 руб. субсидии за 2019 год также правомерно заявлено истцом.
Таким образом, требование истца в части возврата средств субсидии в размере 837 790,94 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Кроме того, министерство просит взыскать с общества 1508,02 руб. пеней, начисленных за период с 01.10.2021 по 08.10.2021 (8 дней) в связи с неисполнением обязательства по возврату средств субсидии.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления субсидии в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
В соответствии с подпунктом 4.3.6 договора N 104-Т в случае невозврата или несвоевременного возврата средств субсидии предприятие уплачивает пени министерству в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности.
Расчет истца судом проверен.
Судом установлено, что неустойка в сумме 1508,02 руб. не превышает размер ответственности ответчика за нарушение принятых на себя обязательств по возврату средств субсидии.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика пеней правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика пеней в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической уплаты, от не выплаченной в срок суммы основного долга, за каждый день просрочки начиная с 09.10.2021 по день фактической уплаты долга.
Всем доводам, приведенным в суде первой инстанции и продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки апелляционная коллегия не находит.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 декабря 2021 года по делу N А05-11628/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Эксплуатационное предприятие 1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11628/2021
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Ремонтно-Эксплуатационное предприятие 1"