г. Хабаровск |
|
29 марта 2022 г. |
А16-2288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Экспресс Приморья": Салимьянов И.И., представитель по доверенности 12.10.2021, срок действия 3 года (к ходатайству приложена копия паспорта, диплома о высшем юридическом образовании);
от департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области: Сташкова А.А представитель по доверенности 10.01.2022 (к ходатайству приложена копия паспорта, диплома о высшем юридическом образовании);
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Игнатенко Б.Б., представитель по доверенности от 06.07.2021 N 27 АА 1727375, срок действия до 19.08.2023 (представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области: Журбенова Н.А., представитель по доверенности от 09.03.202, срок действия 1 год (к ходатайству приложена копия паспорта, диплома о высшем юридическом образовании);
от департамента финансов Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области
на решение от 16.12.2021
по делу N А16-2288/2020
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению акционерного общества "Экспресс Приморья"
к департаменту автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, департамент финансов правительства Еврейской автономной области
о взыскании 7 510 442,84 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Экспресс Приморья" (ОГРН 1052503731433, ИНН 2538092524) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к департаменту автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области о взыскании 3 664478 руб. убытков, вызванных межтарифной разницей.
Определением от 28.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области.
Определением от 12.07.2021 изменено наименование финансового управления правительства Еврейской автономной области на департамент финансов правительства Еврейской автономной области.
АО "Экспресс Приморья" увеличил размер заявленного требования с 3 664 478 руб. до 7 510 442,84 руб., просил взыскать с Еврейской автономной области в лице управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области в пользу АО "Экспресс Приморья" счет казны межтарифную разницу за 2019 год, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 60 552,00 рублей. АО "Экспресс Приморья" изменен порядок расчета иска с учетом постановления N 6-пп от 23.01.2018 "Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Еврейской автономной области".
До рассмотрения дела по существу комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области переименован на департамент тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области переименовано в департамент автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области".
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021 заявленные требования АО "Экспресс Приморья" удовлетворены частично. Взыскано с Еврейской автономной области в лице департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области за счет казны в пользу АО "Экспресс Приморья" 1 564 478 руб., а также 12613,4 руб. судебных расходов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.12.2021 по делу N А16-2288/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Определениями от 02.03.2022, 15.03.2022, 18.03.2022 апелляционный суд удовлетворил ходатайства АО "Экспресс Приморья", департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области об участии в судебном заседании 22.03.2022 по настоящему делу путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель АО "Экспресс Приморья" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021 по делу N А16-2288/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "РЖД" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021 по делу N А16-2288/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель департамента тарифов и цен правительства Еврейской автономной области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение суда первой инстанции от 16.12.2021 по делу N А16-2288/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Департамент финансов правительства Еврейской автономной области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Порядок предоставления компенсаций из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что получатели субсидий не являются получателями бюджетных средств в смысле, придаваемом данной нормой права (согласно статье 6 Кодекса такими получателями являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статья 78 БК РФ)
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ.
Между АО "Экспресс Приморья" (исполнитель) и правительством Еврейской автономной области (заказчиком) был подписан договор от 23.01.2019 N 4 на организацию обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Еврейской автономной области в 2019 году.
Согласно пункту 2.3. данного договора правительство Еврейской автономной области приняло на себя обязательство возместить исполнителю в полном объеме за счет средств областного бюджета потери в доходах, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородные сообщении в ЕАО, которое ориентировочно составляет 5 875 362, 4 руб.
Пунктом 6.2 договора от 23.01.2019 N 4 установлено, что предоставление субсидий осуществляется управлением автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах бюджетных обязательств на основании соглашения.
Также между управлением автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области как получателем средств областного бюджета (главный распорядитель) и АО "Экспресс Приморья" (получатель) заключено соглашение от 02.04.2019 N 64 от 14.06.2019 N 90 "О предоставлении из областного бюджета субсидии организации железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки в пригородном сообщении в Еврейской автономной области в 2019 году" (далее - соглашение).
На основании пункта 2.2. соглашений размер субсидии с 01.01.2019 по 30.04.2019 составил 2 112 54,00 руб., в 2019 году всего 58 753 624 руб.
Согласно пункту 4.1 соглашений перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на счет получателя, открытый в филиале Банк ВТБ (ПАО) г. Хабаровск, после принятия главным распорядителем решения о перечислении субсидии по результатам рассмотрения им документов, указанных в пункте 3.2 соглашения при выполнении получателем условий, установленных соглашением и порядком предоставления субсидий.
В соответствии с условиями вышеуказанного договора и соглашения АО "Экспресс Приморья" обязано предоставлять главному распорядителю отчеты об объемах оказанных получателем по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории ЕАО и потерях в дохода, возникших у него в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки по форме, установленной в приложении N 1 к настоящему соглашению (пункт 3.2 соглашения).
Согласно пункту 3.3 соглашения N 64 субсидия предоставляется при соблюдении иных условий, установленных порядком предоставления субсидии, в том числе при осуществлении получателем пассажирских перевозок по тарифам на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, оплачиваемым пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, на территории Еврейской автономной области, установленным правительством области; при выполнении получателем перевозок пассажиров по маршрутам железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении на территории Еврейской автономной области в соответствии с договором на организацию обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Еврейской автономной области, заключенным с правительством области.
Согласно пункту 5.1.2. соглашения N 64 главный распорядитель обязан осуществить проверку представляемых получателем документов, указанных в пункте 3.3. соглашения, в том числе на соответствие их порядку предоставления субсидий, в течение 10 дней со дня получения их от получателя; пункта 5.1.3 обеспечить перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе 8 настоящего соглашения, в соответствии с разделом 4.
Правительством Еврейской автономной области принято постановление от 23.01.2018 N 6-пп "Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение потерь в доходах организации железнодорожного транспорта, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Еврейской автономной области".
На основании управленческой отчетности АО "Экспресс Приморья", сформированной в соответствии с принципами и нормами методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении фактический размер недополученных доходов, подлежащих возмещению в соответствии с настоящим порядком, составил 62 418 102 руб.
Размер субсидии на 2019 год, определенный соглашением N 90, рассчитан комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, как разница между планируемыми комитетом тарифов и цен доходами и экономически обоснованными расходами от перевозочной деятельности на 2019 год при проведении процедуры тарифного регулирования составил 58 753 624 руб.
Разница между размером субсидии, определенной в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области N 6-пп п. 7.2. и п. 11 и расчетным размером субсидии, определенной соглашением N 64 и N 90 недополученное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникающее вследствие государственного регулирования тарифов в 2019 составила 3 664 478 руб.
АО "Экспресс Приморья" направило претензию, в которой просило решить вопрос о погашении задолженности в пятнадцатидневный срок согласно пункту 7.2 соглашений N 63, N 90.
Полагая, что поскольку размер субсидии по соглашению не покрыл действительные затраты общества подлежат возмещению за счет средств областного бюджета потери в доходах, АО "Экспресс Приморья" обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования частично.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 закона Еврейской автономной области от 22.12.2016 N 58-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на компенсацию потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пригородные железнодорожные перевозки, предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Денежные средства на выплату компенсации выделяются из бюджета Еврейской автономной области.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Положению о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643(далее - положение N 643), а также методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1, основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Если тариф на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом установлен с отступлением от метода экономически обоснованных затрат, публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, обязано обеспечить возмещение перевозчику возникших у последнего в результате этого убытков (если таким публично-правовым образованием не приняты меры по компенсации потерь перевозчика иным способом).
АО "Экспресс Приморья" в 2019 году осуществляло перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории автономной области, а компенсацию убытков от государственного регулирования тарифов получило частично в рамках дела N А16-1725/2020 по иску АО "Экспресс Приморья" к Еврейской автономной области в лице управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области о взыскании 47 061 981,06 руб., из которых: 45 753 624 руб. задолженность по уплате субсидии по соглашению от 14.06.2019 N 90, 1 308 357,06 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 19.12.2018 N 478-пп установлен экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Еврейской автономной области, осуществляемые АО "Экспресс Приморья", на 2019 год в размере 5 руб. 16 коп. на одного пассажира за один километр. Приложением к данному постановлению установлены тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Еврейкой автономной области, осуществляемые АО "Экспресс Приморья", на 2019 год, оплачиваемые пассажирами.
Согласно пункту 11 постановления правительства Еврейской автономной области от 23.01.2018 N 6-пп по итогам отчетного года, осуществляется перерасчет субсидии, предоставленной управлением и рассчитанной в соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 утвержденного порядка.
Как верно установлено судом первой инстанцией, размер недополученных доходов по расчету АО "Экспресс Приморья", подлежащих возмещению в соответствии с указанным порядком, составляет 62 418 102 руб., что подтверждается данными бухгалтерской и управленческой отчетности АО "Экспресс Приморья", сформированными в соответствии с принципами и нормами методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФАС N 1649/17 от 05.12.2017.
Отклоняется довод жалобы о том, АО "Экспресс Приморья" обратилось в правительство Еврейской автономной области за установлением тарифа на 2021 год, предоставляя, отчетные документы по деятельности за 2019 год. Размер субсидии на 2019 год рассчитан комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области как разница между планируемыми комитетом тарифов и цен доходами и экономически обоснованными расходами от перевозочной деятельности на 2019 год при проведении процедуры тарифного регулирования и определенный соглашением о субсидии N 90, составил 58 753 624 руб. Разница между размером субсидии, определенной в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области N 6-пп п. 7.2. и п. 11 и фактическим размером субсидии, определенной соглашениями N 64 и N 90 составила 3 664 478,00 руб. с учетом уточнения иска в соответствии с формулой, определенной постановлением правительства ЕАО N6-пп, расчетный размер 7 510 442,84 руб. = 66 264 066,84 руб. - 58 753 624 руб.
Комитетом тарифов и цен после анализа документов АО "Экспресс Приморья" было представлено в суд свое заключение в котором указано, что из суммы 3 664 478 руб., возможно принять финансовый результат 2100,6 тыс. руб. и который будет включен при расчете тарифа на 2021 год. Также генеральному директору АО "Экспресс Приморье" было направлено экспертное заключение по расчету экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров в размере 6 руб. 16 коп. на 2021 год. Подтверждено, что 2 100 000 руб. заявленных в иске признаны подлежащими включению и вошли в расчет необходимой валовой выручки на 2021 год.
Таким образом, реализация Еврейской автономной областью права на установление тарифов влечет за собой возникновение у Еврейской автономной области обязанности по возмещению выпадающих доходов, понесенных АО "Экспресс Приморья" в 2019 году вследствие тарифного регулирования. Но Еврейская автономная область в нарушение действующего законодательства не компенсировала АО "Экспресс Приморья" финансовые потери, возникшие в связи с тарифным регулированием, нарушив имущественное право АО "Экспресс Приморья" на получение возмещения.
Возмещение организации железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих вследствие установления правительством области тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного тарифа, производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, в порядке, установленном правительством области.
Довод жалобы о том, что не доказаны убытки в размере 1563, 9 руб., их отношение к перевозке пассажиров и возникновение непосредственно по причине тарифного регулирования, отклоняется. Убытки АО "Экспресс Приморья" подтверждались предоставляемыми ежемесячными отчетами, содержащими суммы за перевозку пассажиров, рассчитанные по экономически обоснованному уровню тарифа, и рассчитанные по тарифу на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, оплачиваемым пассажирами.
Суд первой инстанции правомерно не принял размер подлежащей взысканию межтарифной разницы определенный АО "Экспресс Приморья" расчетным путем согласно формуле по постановлению правительства N 6-пп 7 510 442,84 руб. поскольку фактически затраты подтвержденные и имеющие реальность составили 3 664 478 руб.
Поскольку фактические затраты составили 3 664 478 руб., то с учетом 2 100 000 руб. включенной в расчет необходимой валовой выручки на 2021 год, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования в сумме 1 564 478 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16.12.2021 по делу N А16-2288/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2288/2020
Истец: АО "Экспресс Приморья"
Ответчик: Еврейская автономная область в лице Управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области
Третье лицо: Арбитражный суд Еврейской автономной области, Департамент финансов правительства Еврейской автономной области, Комитет тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"