г. Владимир |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А79-6634/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов" (ИНН 2129008916, ОГРН 1022101270916) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.12.2021 по делу N А79-6634/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу от 24.06.2021 N П-52/11/34-нд/-/1/17 в части.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 20.05.2021 N 34-нд Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Управление) в отношении акционерного общества "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов" (далее по тексту - Общество) проведена выездная проверка в области обработки персональных данных.
По результатам проверки составлен акт от 24.06.2021 N А-52/11/34-нд/56 и Обществу выдано предписание от 24.06.2021 NП-52/11/34-нд/-/1/17 об устранении в срок до 27.07.2021 выявленных нарушений.
Не согласившись с данным предписанием в части необходимости предоставления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что оно вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
От Управления в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не учитывает данный отзыв, поскольку он не подписан надлежащим образом.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что Обществу вменяется нарушение части 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", выразившееся в непредставлении в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным, регулируются положениями Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 152-ФЗ определено, что оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 3 Закона N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных представляется собой любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 152-ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона N 152-ФЗ оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных: включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.
Из буквального содержания приведенных норм Закона N 152-ФЗ следует, что оператором признается лицо, осуществляющее либо намеревающееся осуществлять обработку персональных данных, и Закон не связывает признание лица оператором с фактом включения (регистрации) такого лица в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. Поэтому правовое значение для квалификации деятельности лица в качестве деятельности оператора имеет факт осуществления этим лицом видов деятельности, при которых оно может обрабатывать персональные данные, а равно факт иметь намерение осуществлять такие виды деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно приложению N 6 к приказу Общества от 15.01.2021 N 06/1-ОД персональные данные в Обществе обрабатываются в следующих информационных системах:
Информационная система персонифицированного учета и кадрового делопроизводства в программе "1С-КАМИН: Зарплата. Версия 5.0 1С:Предприятие. Информационная система "1С:Бухгалтерия 8" редакция 2.0.
Информационная система "1С:Предприятие" версия 7.7.
Таким образом, информационные системы, используемые Обществом, не подпадают под исключения, определенные пунктом 7 части 2 статьи 22 Закона N 152-ФЗ.
Судом установлено, что в ходе проверки Обществом представлено приложение N 1 к приказу от 15.01.2021 N 06/01-ОД, в котором определен порядок хранения и использования персональных данных работников Общества, определяющий перечень персональных данных, обрабатываемых Обществом.
Согласно данному приложению на кандидатов на замещение вакантных должностей Общества собираются следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество; пол; гражданство; дата и место рождения; контрактные данные; сведения об образовании, опыте работе, квалификации; иные персональные данные, сообщаемые кандидатами в резюме и сопроводительных письмах.
Следовательно, намерение Общества обрабатывать персональные данные кандидатов на замещение вакантных должностей отражено в приложении N 1 к приказу от 15.01.2021 N 06/1-ОД.
Кроме того, согласно приложению N 7 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.02.2019 N 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения", в направлении на работу государственного учреждения службы занятости населения указываются Ф.И.О. гражданина, предполагаемая к замещению профессия (специальность).
Таким образом, Обществом определен перечень персональных данных кандидатов на замещение вакантных должностей, превышающий перечень персональных данных, предоставляемых в направлении на работу государственного учреждения службы занятости населения, в рамках которого осуществляется обработка персональных данных в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
При этом обработка персональных данных таких категорий субъектов персональных данных, как кандидаты, не является предметом регулирования трудового законодательства, что не подпадает под действие подпункта 1 части 2 статьи 22 Закона N 152-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 152-ФЗ уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
Таким органом в соответствии с пунктом 1 Положения о Роскомнадзоре, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Пунктом 1 части 3 статьи 23 Закона N 152-ФЗ, пунктом 8.1 Положения о Роскомнадзоре закреплено, что уполномоченный орган, исполняя функции защиты прав субъектов персональных данных, имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также у юридических и физических лиц сведения и материалы, необходимые для выполнения полномочий в установленной сфере деятельности.
Данное право реализуется Роскомнадзором посредством направления оператору персональных данных запроса о предоставлении информации в отношении обработки персональных данных.
Указанному праву уполномоченного органа, корреспондирует установленная частью 4 статьи 20 Закона обязанность оператора персональных данных сообщить в уполномоченный орган по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса.
Следовательно, поскольку Общество в соответствии со статьей 3 Закона N 152-ФЗ является оператором, то оно в силу требований статьи 20 Закона N 152-ФЗ обязано предоставлять Управлению по его мотивированному запросу сведения, касающиеся его деятельности по обработке персональных данных.
При таких обстоятельствах предписание от 24.06.2021 N П-52/11/34-нд/-/1/17 в части необходимости предоставления в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество. Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.12.2021 по делу N А79-6634/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов" оставить без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей уплаченную по платежному поручению от 20.01.2022 N 57.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6634/2021
Истец: АО "Специализированный застройщик "Чебоксарский завод строительных материалов"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий имассовых коммуникаций