г. Самара |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А55-21296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года по делу N А55-21296/2021 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Акционерного общества "Промсинтез",
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным пунктов 3 и 12 Предписания N 15-пл от 14.04.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям,
в судебное заседание явились:
от Акционерного общества "Промсинтез" - представитель Волкова А.М. (доверенность от 14.12.2021), представитель Макарова Т.А. (доверенность от 19.01.2022),
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям - представитель Плис В.В. (доверенность от 10.01.2022),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель Саксонова В.В. (доверенность от 22.03.2022),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Промсинтез" (далее - заявитель, АО "Промсинтез") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - управление), с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции согласно ст.49 АПК РФ, о признании незаконными пунктов 3 и 12 Предписания N 15-пл от 14.04.2021, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными пункты 3 и 12 (в части срока исполнения) Предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям N 15-пл от 14.04.2021. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым установить срок исполнения пунктов 3 и 12 предписания N 15-пл от 14.04.2021.
Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не установлен новый срок, в течении которого Межрегиональное управление могло бы убедиться в том, насколько выполнены пункты 3 и 12 предписания N 15-пл от 14.04.2021.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.12.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представители заявителя просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области поддержал доводы заявителя, настаивая на необоснованности апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.04.2021 на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 12.03.2021 N 73-КНД, приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 30.03.2021 N 95-КНД Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) была проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Промсинтез".
По результатам проведения Межрегиональным управлением плановой выездной проверки АО "Промсинтез" было выдано предписание N 15-пл от 14.04.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Пункт 3 Предписания: Отсутствуют утвержденные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Нарушены: ч.1. ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 N 811.
Пункт 12 Предписания: Отсутствует проектная документация на разработку месторождения подземных вод (проект водозабора). Нарушены: ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1; п. 12 "Правил разработки месторождений подземных вод" утвержденных приказом от 30.07.2020 N 530 Минприроды России.
Согласно предписанию N 15-пл от 14.04.2021 АО "Промсинтез" обязан устранить указанные нарушения обязательных требований в срок до 14.07.2021.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими заявлением.
При принятии решения о частичном удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В силу п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК он может признать такой акт недействительным по пункту 12 Предписания (отсутствие проектной документации на разработку месторождения подземных вод (проект водозабора)).
Согласно Протоколу об административном правонарушении N 48 от 21.04.2021 г., составленному государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущим специалистом -экспертом отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области Князевым Н.С. (далее - Протокол N 48), АО "Промсинтез" нарушены абзац 3 пункта 3.3 Соглашения об условиях недропользования с целью добычи подземных вод ОАО "Промсинтез" в г. Чапаевске (Приложение 1 к лицензии N 00781 серии СМР) (далее - Соглашение к лицензии N 00781 серии СМР), абзац 1 пункта 3.3 Соглашение к лицензии N 00781 серии СМР; п. 12 "Правил разработки месторождений подземных вод", утвержденных приказом Минприроды России от 30.07.2020 N530 (далее - Правила разработки месторождений подземных вод); ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Как следует из Акта проверки территориальным органом Росприроднадзора юридического лица, индивидуального предпринимателя N 80-пл от 14.04.2021 (далее - Акт проверки), обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность АО "Промсинтез" подтверждаются совокупностью доказательств, а именно Протоколом N 48, копией письма от 07.04.2021 N СМ-ПФО-13-00-08/925 отдела геологии и лицензирования по Самарской области (Самаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, копией лицензии, копией Акта проверки.
Согласно абзацу 3 пункта 3.3 Соглашения к лицензии N 00781 серии СМР, владелец лицензии обязуется соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3.3 Соглашения к лицензии N 00781 серии СМР, владелец лицензии обязуется соблюдать требования Закона о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), связанных с пользованием недрами.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах Правительство Российской Федерации пунктом 1 постановления от 19.12.2015 N 1384 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на установление правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, а также на согласование этих правил" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1384) постановило: установить, что правила разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и правила подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Так, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1384, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были разработаны и приказом от 30.07.2020 N 530 утверждены Правила разработки месторождений подземных вод.
Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 530 был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14 декабря 2020 года, регистрационный N 61441, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) по ссылке http://publication.pravo. gov.ru/Document/Yiew/0001202012140068 также только 14.12.2020 за N 0001202012140068, на официальном Интернет-портале "Российской газеты" - опубликован 15.12.2020, и вступил в силу с 01.01.2021.
Таким образом, согласно пункту 12 Предписания, Акту проверки, АО "Промсинтез" вменяется неисполнение обязанности по наличию у юридического лица проекта документации на разработку месторождения подземных вод (проект водозабора), возникшей с 01.01.2021, в связи с вступлением в силу приказа Минприроды России от 30.07.2020N 530.
Правила разработки месторождений подземных вод, утвержденные приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 530, устанавливают требования к разработке месторождений (участков) питьевых, технических, минеральных, термальных (теплоэнергетических) и промышленных подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки), расположенных на территории Российской Федерации, и предназначены для использования, в том числе, пользователями недр, иными органами и организациями (п. 2 Правил разработки месторождений подземных вод).
Правила разработки месторождений подземных вод применяются в случаях добычи подземных вод при разработке месторождения (участка) подземных вод пользователями недр в границах предоставленных им участков недр, для собственных производственных и технологических нужд (п. 3 Правил разработки месторождений подземных вод).
Согласно п. 12, подп. "а" п. 13 Правил разработки месторождений подземных вод, разработка месторождений (участков) подземных вод (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется на основании проектной документации. При пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод к проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод, относится проект водозабора.
Подготовка проектной документации, на основании которой осуществляется разработка месторождений (участков) подземных вод (проекта водозабора), заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Исходя из смысла и содержания Правил разработки месторождений подземных вод, в том числе, п.п. 6, 7, 8, 10, 14, 27 указанных Правил, при разработке месторождений (участков) подземных вод в зависимости от вида подземных вод, применяемой технологии и технических средств добычи подземных вод, реализуются следующие мероприятия, подлежащие включению в проектную документацию на разработку месторождений (участков) подземных вод:
1) сведения о степени изученности месторождения (участке) подземных вод, на котором осуществляется добыча подземных вод,
2) в зависимости от степени изученности месторождения (участке) подземных вод, на котором осуществляется добыча подземных вод - уточнения основных геолого-гидрогеологических условий месторождения (участка), фильтрационных и емкостных свойств продуктивного водоносного горизонта (комплекса), производительности водозабора, обоснования проведения выполнения бурения и опробования скважин различного назначения (в том числе, геофизические исследования, опытно-фильтрационные работы, гидрохимическое опробование, специальные исследования), с целью подтверждения (или корректировки) сведений о количестве и качестве ранее оцененных запасов;
3) сведения о запасах полезных ископаемых и подземных вод, геологическую информацию о предоставляемых в пользование участках недр, подсчет запасов подземных вод для проведения государственной экспертизы запасов;
4) мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране подземных водных объектов, в том числе:
а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды;
б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; в) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод; г) наблюдение за уровенным режимом подземных вод; д) определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов;
5) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;
6) проектные решения в отношении выбора конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин;
7) проектные решения в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод;
8) проектные технологические (инженерные) решения по схеме и режиму работы водозабора;
9) наблюдение за техническим состоянием буровых скважин с учетом их назначения.
Согласно плана-графика работ по Договору N 06/21 -г от 19.03.2021 на разработку технического проекта на участок "Промсинтез" Чапаевского месторождения подземных вод", заключенному между АО "Промсинтез" и ООО "ГеоШтейгер" (исх. N 258/Г от 04.06.2021) (далее - план-графика работ по Договору N 06/21-г от 19.03.2021, Договор N 06/21-г от 19.03.2021 соответственно) работы ООО "ГеоШтейгер" по заключенному договору включают в себя: сбор архивного геолого-гидрогеологического материала; рекогносцировочное обследование водозабора; оценку состояния эксплуатируемого водозабора требованиям лицензии и рекомендациям по оценке запасов; составление текста и графических материалов технического проекта; представление технического проекта на экспертизу, его сопровождение, внесение изменений в проект по запросу экспертизы.
Таким образом, реализация всех перечисленных мероприятий, подлежащих включению в проектную документацию на разработку месторождений (участков) подземных вод, в силу характера этих мероприятий. сама по себе, представляет собой продолжительный (многомесячный) процесс.
Кроме того, процедура утверждения проекта уполномоченным органом в сфере недропользования также требует временных затрат.
Именно в силу указанных причин, срок выполнения ООО "ГеоШтейгер" работ по заключенному договору, согласно п. 4.1. Договора N 06/21-г от 19.03.2021, составляет 12 месяцев с момента заключения договора.
В обжалуемом решении верно указано на то, что с даты вступления в силу приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 530 (01.01.2021) к моменту проведения проверки (март-апрель 2021) должно было войти также время на: поиск АО "Промсинтез" добросовестного исполнителя для разработки проектов, имеющего специальные познания и уполномоченного на исполнение обязательств по договору (согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.08.2021 N ЮЭ9965-21-215475901, основной вид экономической деятельности ООО "ГеоШтейгер" - деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (ОКВЭД 71.12)), на ведение переговоров по заключению договора с таким исполнителем на соответствующую разработку, на заключение договора на соответствующую разработку и собственно исполнение договора, включая согласование проектной документации на разработку месторождений (участков) подземных вод с уполномоченным органом в сфере недропользования.
В обжалуемом решении верно отмечено, что у АО "Промсинтез" объективно отсутствовала возможность с даты вступления в силу приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 530 (01.01.2021) к моменту проведения проверки (март-апрель 2021) заблаговременно подготовить необходимую проектную документацию.
АО "Промсинтез" в адрес Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям было направлено ходатайство (исх. N 22/1860 от 21.04.2021) о продлении срока исполнения п. 12 Предписания на срок до 31.12.2021 по вышеперечисленным причинам. В ходатайстве также было отмечено, что у АО "Промсинтез" уже заключен и исполняется Договор N 06/21 -г от 19.03.2021 с ООО "ГеоШтейгер", после получения результата работ по которому подготовленный проект водозабора будет передан на утверждение в Самаранедра.
Указанное ходатайство АО "Промсинтез" было получено адресатом 21.04.2021, о чем свидетельствует собственноручная подпись Князева Н.С., государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного геологического, земельного надзора, надзора за особо охраняемыми природными территориями и в сфере охоты по Самарской области на ходатайстве.
В соответствии с п. 146 Приказа Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора" при поступлении ходатайства о продлении сроков устранения нарушений по результатам проверки должностным лицом, проводящим проверку, может быть принято решение о продлении сроков устранения нарушений и выдаче нового предписания.
Однако решение территориального органа Росприроднадзора относительно указанного ходатайства АО "Промсинтез" ни к моменту подачи административного искового заявления, ни к настоящему времени не принято.
Как указывает заявитель, ООО "ГеоШтейгер" полностью укладывается в сроки выполнения взятых на себя обязательств по Договору N 06/21 -г от 19.03.2021. что подтверждается информационными отчетами ООО "ГеоШтейгер" (исх. N 26/г от 04.08.2021, исх. N 32/г от 26.08.2021).
Судом первой инстанции учтено, что при проведении проверки были установлены следующие обстоятельства, что подтверждается Актом проверки:
1) осуществляемый АО "Промсинтез" водозабор состоит из десяти водозаборных скважин: скважины N N 3/2805, 6/23179, 7/2842, 8/2844, 9/2845 в надземных кирпичных павильонах, скважины NN 1р/23163, 2р/29485,4/2806, 5/1523,10/2845 в подземных кирпичных павильонах.
На момент проверки только одна из десяти вышеперечисленных водозаборных скважин (скважина N 2р/29485) в работе, остальные - в резерве;
2) скважины оборудованы измерительными приборами, пьезометрами, пробоотборными кранами;
3) санитарные мероприятия в пределах зоны санитарной охраны 1 пояса выполняются;
4) лимит водопользования по забору воды установлен п. 2.1 дополнения N 1 к лицензионному соглашению в объеме не более 12000 м3/сутки (4380 тыс. м3/год), на основании отчета по форме N 4-ЛС установлено, что фактически за 2020 год добыча подземных вод составила 748,47 тыс. м3 (что на 83% меньше от лимита водопользования, установленного п. 2.1 дополнения N 1 к лицензионному соглашению), к моменту проверки (по состоянию на 15.03.2021) добыча подземных вод составила 11891 м3, т.е. 11,891 тыс. м3 (что на 99,72% меньше от лимита водопользования, установленного п. 2.1 дополнения N 1 к лицензионному соглашению);
5) участок недр изучен разведочно-эксплуатационными скважинами;
6) балансовые запасы подземных технических вод верхнеказанского водоносного горизонта утверждены - протокол от 17.06.2009 г. N 72 ТКЗ Самаранедра, и составляют 12 тыс. м3/сутки, в т.ч. по категории А - 6,5 тыс. м3/сут., по категории В - 5,5 тыс. м3/сут;
7) эксплуатируемый водоносный горизонт защищен от поверхностного загрязнения суглинками, глинами мощностью до 22 м, залегающих в кровле;
8) Лицензия СМР 00781 ВЭ выдана 02.09.2002 г. сроком до 02.09.2027 г. на право пользования недрами для добычи подземных вод с целью производственного водоснабжения.
Подземные воды используются только на технологически нужды АО "Промсинтез". АО "Промсинтез" осуществляет добычу подземных вод с целью производственного водоснабжения предприятия;
9) отчет по мониторингу подземных вод предоставляется в установленные сроки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что АО "Промсинтез" были предприняты и предпринимаются по настоящее время все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Как указывает заявитель, все остальные обязательные требования, содержащиеся в Предписании, со сроком исполнения до 14.07.2021 и до 14.10.2021, были своевременно и добросовестно исполнены АО "Промсинтез" в срок до 14.07.2021. о чем свидетельствует письмо АО "Промсинтез" (исх. N 22/3096 от 08.07.2021), полученное Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (вх. N 12345/26 от 08.07.2021), что подтверждает добросовестное отношение АО "Промсинтез" к исполнению публично-правовых обязанностей, отсутствие умысла в совершении вменяемых правонарушений, намерение АО "Промсинтез" в максимально короткие сроки привести нарушенные общественные отношения в соответствии с действующими нормами и правшами.
АО "Промсинтез" предприняло все необходимые меры в целях устранения выявленных нарушений, а также в целях недопущения подобного впредь. В сложившихся обстоятельствах отсутствует тяжесть наступивших последствий, а также пренебрежительное отношение АО "Промсинтез" к исполнению публично-правовых обязанностей. Тем не менее, АО "Промсинтез" законно и правомерно указано на допущенные нарушения, на необходимость проведения мероприятий, имеющих предупредительную роль в недопущении неблагоприятных последствий.
Сам факт совершения правонарушения АО "Промсинтез" не оспаривается, однако отсутствовал умысел АО "Промсинтез" в совершении вменяемого деяния.
Суд первой инстанции верно указал на то, что все выявленные нарушения устраняются АО "Промсинтз" своевременно, что свидетельствует о добросовестном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей, принятию всех возможных мер для приведения нарушенных общественных отношений в соответствии с действующими нормами и правилами.
Вместе с тем, не представлялось возможным исполнить вменяемую АО "Промсинтез" обязанность по подготовке проекта водозабора в установленный территориальным органом Росприроднадзора срок (14.07.2021) по вышеперечисленным причинам.
Исполнимость предписания в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В обжалуемом определении верно указано на то, что отсутствие мотивированного ответа на обращения заявителя с ходатайством о продлении срока исполнения п.12 предписания свидетельствует о необоснованности установленного оспариваемым пунктом предписания срока его исполнения.
При этом обратного управлением не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование заявителя о признании недействительными пункта 12 Предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям N 15-пл от 14.04.2021 является обоснованным и подлежит удовлетворению в части срока исполнения.
По пункту 3 Предписания (отсутствие у АО "Промсинтез" утвержденных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий) судом учтено следующее.
На основании п. 3 Предписания АО "Промсинтез" вменяется нарушение ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее -Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ), приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960) (далее - приказ Минприроды России N 811) в части отсутствия у АО "Промсинтез" утвержденных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - мероприятия при НМУ, периоды НМУ соответственно).
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.
Как следует из материалов дела, эксплуатируемый объект: АО "Промсинтез" (ОГРН 1026303178428, ИНН 6335007320, код ОКПО 43908744, местонахождение объекта: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Куйбышева, 1, дата ввода объекта в эксплуатацию: 14.09.1911, тип объекта: Площадной) - поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 36-0163-001876-П и 1-категории, негативного воздействия на окружающую среду (далее -эксплуатируемый объект: АО "Промсинтез", место нахождения объекта: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Куйбышева, 1, I категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом 36-0163-001876-П), что подтверждается Свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 13.02.2017, выданным УЦ Федерального казначейства.
АО "Промсинтез" разрешено с 10.08.2018 г. по 09.08.2025 г. осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно Разрешению от 10.08.2018 г. N 301 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), выданному Управлением Росприроднадзора по Самарской области, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Самарской области от 10.08.2018 г. N 987 (далее - Разрешение).
Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, для производственной территории: РФ, 446100, Самарская область, г. Чапаеве к, ул. Куйбышева, 1, условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - указаны в приложениях N 1-2 к Разрешению, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам, утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по Самарской области N 979 от 10.08.2018 г. - являются неотъемлемой частью Разрешения.
В соответствии с п.п. 2, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России N 811 (далее -Требования), мероприятия при НМУ разрабатываются юридическими лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (далее -уполномоченные органы).
Во исполнение п.п. 2, 19 Требований перечень мероприятий при НМУ для эксплуатируемого объекта: АО "Промсинтез", местонахождение объекта: Самарская обл., г. Чапаевск, ул. Куйбышева, 1, I категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом 36-0163-001876-П, был разработан АО "Промсинтез" и согласован Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - МЛХ СО) письмом N 2703-02/17547 от 01.08.2018 г. (что подтверждается письмом МЛХ СО N МЛХ-03-02/12544 от 25.05.2021 г.).
В связи с вступлением в силу 01.01.2019 г. приказа МЛХ СО N 811 от 19.12.2018 г. "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области государственной услуги по согласованию перечня мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий", АО "Промсинтез" направило в адрес МЛХ СО письмо исх. N 22/691 от 01.03.2019 г. с просьбой о разъяснении необходимости (ввиду вступления в силу указанного приказа) повторного согласования с МЛХ СО утвержденного 01.08.2018 г. плана мероприятий при НМУ.
Согласно ответу МЛХ СО N 2703-02/7913 от 04.04.2019 г., при наличии у АО "Промсинтез" раннее согласованного плана мероприятий при НМУ (письмо от 01.08.2018 г. N 2703-02/17547) повторное согласование не требуется при условии неизменности технологических процессов.
В период 2618-2020 гг. в АО "Промсинтез" не было изменения технологических процессов с увеличением объемов и изменением состава выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, что подтверждается справкой о выпуске продукции АО "Промсинтез" за 2018-2020 годы.
Согласно приложению N 1 "Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух" к Разрешению - ежегодный разрешенный выброс вредного (загрязняющего) вещества в пределах утвержденных нормативов в 2018-2025 гг. составляет постоянную величину - 332,274685 тонн/год.
Вместе с тем, валовой выброс АО "Промсинтез" загрязняющих веществ в атмосферу за период 2018-2020 гг. уменьшился и составил: за 2018 г. - 256,103 тонн/год; за 2019 г. - 221,279 тонн/год; за 2020 г. - 189,605 тонн/год, что подтверждается отчетностью АО "Промсинтез" "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2018 г.", "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2019 г.", "Сведения об охране атмосферного воздуха за 2020 г." по форме N 2-ТП (воздух).
Уменьшение АО "Промсинтез" валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу произошло ввиду приостановки выпуска нитробензола. С 29.01.2021 г. производство нитробензола выведено на консервацию, что подтверждается приказом АО "Промсинтез" N 976 от 29.06.2020 г. "О выводе из эксплуатации и консервации отдельных единиц оборудования производства N 1", заключением экспертизы промышленной безопасности N ПЭУТ-000542/1-НХ-2020 документации на консервацию опасного производственного объекта "Площадка производства нитробензола", peг. N А53-03132-0018, II класс опасности, "Консервация оборудования производства нитробензола" шифр 51266, составленным ООО "ПЭБ" 21.10.2020 г., уведомлением Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности от 03.11.2020 N 301 -31372, Актом АО "Промсинтез" передачи оборудования (технических устройств) на консервацию от 29.01.2021 г.
27.06.2020 вступил в силу приказ Минприроды России N 811, согласно п. 20 которого разработанные хозяйствующими субъектами и согласованные уполномоченными органами мероприятия при НМУ могут корректироваться и после корректировки вновь согласовываются с уполномоченными органами. Однако в соответствии с п. 21 приказа Минприроды России N 811 корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника. включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.
На основании изложенного выше, ввиду отсутствия изменения технологических процессов, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника изменились более чем на 25%, а также руководствуясь п. 21 приказа Минприроды России N 811, ответом МЛХ СО N 2703-02/7913 от 04.04.2019 г., АО "Промсинтез" со вступлением в силу 27.06.2020 приказа Минприроды России N 811 не осуществляло корректировку мероприятий при НМУ.
Однако территориальный орган Росприроднадзора в связи с вступлением в силу 27.06.2020 приказа Минприроды России N 811 вменил АО "Промсинтез" в качестве нарушения отсутствие утвержденных МЛХ СО мероприятий при НМУ со сроком устранения до 14.07.2021 г. (п. 3 Предписания).
Третье лицо - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на заявление указывает следующее.
В соответствии с п.1 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее - Требования), требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На основании н.4 Требований, хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам" (далее - Порядок прогнозов о НМУ).
В силу п.20 Требований, разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при НМУ могут корректироваться. После корректировки мероприятия при НМУ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в рекомендуемый срок, указанный в пункте 19 Требований.
Согласно пункту 21 Требований, корректировка мероприятий при ПМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов более чем на 25%.
Судом первой инстанции верно учтено, что АО "Промсинтез" (ИНН 6335007320) представило в Министерство информацию об отсутствии изменений, предусмотренных указанными требованиями, в связи с чем Министерством был дан ответ об отсутствии необходимости разработки и согласования перечня мероприятий НМУ для АО "Промсинтез" по объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом 36-0163-001876-11, т.к. по данному объекту имеется действующий план мероприятий при НМУ.
Учитывая, что управлением не представлено доказательств изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов более чем на 25% в АО "Промсинтез" (ИНН 6335007320), Министерство считает требования АО "Промсинтез" о признании незаконным пункта 3 Предписания N 15-пл от 14.04.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, законным и обоснованным.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на различие методов (принципов и условий) разработки и реализации мероприятий при НМУ, используемых в приказе Минприроды России от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (далее - приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811) и в ч. 11 Постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596 "Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области" (далее -Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 N596).
Согласно ч. 11 Постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596, (в соответствии с которым мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" были утверждены министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - МЛХ СО) письмом от 01.08.2018 N 2703-02/17547) при разработке и реализации мероприятий при НМУ учитываются следующие принципы и условия: эффективность мероприятий; наличие финансовых, трудовых и иных ресурсов юридического лица; специфика конкретных производственных процессов; сокращение производства допускается в исключительных случаях, когда выполнение мероприятий по сокращению выбросов не приводит к снижению или стабилизации уровня загрязнения и происходит дальнейшее интенсивное накопление вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое, создавая угрозу жизни и здоровью населения.
В обжалуемом определении верно указано на то, что требованиями к мероприятиям при НМУ, утвержденными приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее - Требования), установлено, каким образом должен формироваться Перечень источников выбросов, для которых хозяйствующим субъектом разрабатываются мероприятия при НМУ (далее - Перечень источников выбросов), и мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" (в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для АО "Промсинтез", разработанного и утвержденного в 2018 г. (далее - Проект, имеется в материалах дела)) полностью соответствуют Требованиям:
1) при формировании Перечня источников выбросов учитываются применяемые в хозяйствующем субъекте и его отдельных структурных подразделениях технологии, особенности производственных процессов, непрерывность технологического процесса для группы источников, а также параметры источников выбросов (п.п. 7,13 Требований).
В соответствии с п.п. 7, 13 Требований - в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" в составе Проекта, загрязняющие вещества, характерные для АО "Промсинтез", по которым на границе санитарно-защитной зоны наблюдается превышение ПДК, а также по которым осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, определены на основе информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ; сведений о непрерывности технологических процессов и деятельности АО "Промсинтез" и его отдельных структурных подразделений (см. разделы 2 Проекта; раздел 5 Проекта; раздел 9 Проекта, таблица 9.2; Приложение 1 Проекта);
2) исходя из особенности производственных процессов, непрерывности технологического процесса для группы источников, ранжированного перечня для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности определяются конкретные источники выбросов, для которых разрабатываются мероприятия при НМУ. Указанные мероприятия должны предусматривать снижение выбросов для НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности и достижения приземных концентраций в соответствии с п. 12 Требований (п. 13 Требований).
При НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами источников хозяйствующего субъекта приземных концентраций по Перечню загрязняющих веществ совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
- на 15-20% при НМУ 1 степени опасности;
- на 20-40% при НУГУ 2 степени опасности;
- на 40-60% при НМУ 3 степени опасности (п. 12 Требований).
В соответствии с п. 13 Требований - в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" (в составе Проекта) для 1 (П, 2 (II), 3 (III) режимов регулирования выбросов, осуществляемых в зависимости от 1, 2, 3 степеней опасности НМУ - определены перечень источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, разработаны мероприятия при НМУ для выбранных источников выбросов (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.2);
В соответствии с п. 12 Требований - мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" обеспечивают снижение приземных концентраций загрязняющих веществ. создаваемых выбросами источников АО "Промсинтез", совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
- на 15-20% при НМУ 1 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 9 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по I режиму -15%")
- на 20-40% при НМУ 2 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 13 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по II режиму - 35%").
- на 40-60% при НМУ 3 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 17 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по III режиму - 82,8%").
3) мероприятия по уменьшению выбросов с учетом сезонности и нестационарное_ режимов работы оборудования разрабатываются на основании установленных для конкретного хозяйствующего субъекта нормативов допустимых выбросов (п. 13 Требований).
В соответствии с п. 13 Требований - мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" разработаны на основе и находятся в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для АО "Промсинтез", разработанного и утвержденного в 2018 г.;
4) в случае, если с непрерывностью, особенностями технологического процесса, для конкретного источника выбросов отсутствует возможность достаточного снижения выбросов, которое необходимо в соответствии с пунктом 12 Требований, посредством перехода на технологические процессы, снижающие выпуск продукции, товаров, оказываемых услуг с учетом необходимости осуществления промышленной и энергетической безопасностей производств, указанное снижение выбросов должно обеспечиваться за счет снижения выбросов на других источниках выбросов (п. 13 Требований).
В соответствии с п.п. 12, 13 Требований - мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" обеспечивают снижение приземных концентраций загрязняющих веществ. создаваемых выбросами источников АО "Промсинтез", совместно с другими источниками для рассматриваемой контрольной точки:
- на 15-20% при НМУ 1 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 9 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по I режиму - 15%"),
- на 20-40% при НМУ 2 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 13 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по И режиму - 35%"),
- на 40-60% при НМУ 3 степени опасности (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 9 Проекта, лист 17 (по счету) в таблице 9.2, "Эффективность по III режиму - 82,8%").
Кроме того, согласно пояснительной записке к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для АО "Промсинтез" (имеется в материалах дела), подготовленной разработчиком - ООО НПК "ЭКО" (которым был разработан план мероприятий при НМУ АО "Промсинтез", утвержденный МЛХ СО в 2018 году), был проведен сравнительный анализ перечня загрязняющих веществ и подлежащих разработке мероприятий при НМУ, утвержденных МЛХ СО в 2018 году, с требованиями вступившего в силу с 27.06.2020 приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811.
По результатам проведенного ООО НПК "ЭКО" сравнительного анализа, содержащегося в "Сравнительной таблице перечня загрязняющих веществ и подлежащих разработке мероприятий при НМУ, утвержденных МЛХ СО в 2018 году, с требованиями вступившего в силу с 27.06.2020 приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811":
- по 1 режиму - согласно требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, мероприятия при НМУ должны быть разработаны для одного загрязняющего вещества (диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/), а в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" -разработаны для трех загрязняющих веществ (в т.ч.. для диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/)),
- по 2 режиму - согласно требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, мероприятия при НМУ должны быть разработаны для ТРЕХ загрязняющих веществ (диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/; Азот диоксид (Азот (ГУ) оксид); Бифенил - 25% смесь с 1,1- оксидибензолом - 75% (Динил)), а в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" -разработаны для девяти загрязняющих веществ (в т.ч. для диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/; Азот диоксид (Азот (ГУ) оксид): Бифенил - 25% смесь с 1,1-оксидибензолом - 75% ((Динил)),
- по 3 режиму - согласно требованиям приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, мероприятия при НМУ должны быть разработаны для ЧЕТЫРЕХ загрязняющих веществ (диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/; Азот диоксид (Азот (IV) оксид); Бифенил - 25% смесь с 1,1 -оксидибензолом - 75% (Динил); Нитробензол), а в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" - разработаны для ОДИННАДЦАТИ загрязняющих веществ (в пгч. для диЖелезо триоксид /в пересчете на железо/; Азот диоксид (Азот (ТУ) оксид): Бифенил - 25% смесь с 1,1 -оксидибензолом - 75% (Динил), Нитробензол),
В обжалуемом определении верно указано на то, что план мероприятий АО "Промсинтез" не только полностью соответствует требованиям вступившего в силу с 27.06.2020 приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, но и значительно превосходит их.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на то, что согласно ч. 12 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596, за выполнением мероприятий в периоды НМУ осуществляются производственный контроль и государственный экологический контроль. Производственный контроль за выполнением мероприятий в периоды НМУ осуществляется юридическими лицами в соответствии с утвержденными графиками. В ч. 13 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 596 даются обобщенные понятия, а в приказе Минприроды России от 28.11.2019 N 811 - более конкретные понятия.
Согласно п.п. 17, 23 Требований, в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности в хозяйствующем субъекте осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.
Так, в соответствии с п.п. 17, 23 Требований, раздел 9 Проекта (страница 130), раздел 10 Проекта в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" - посвящены контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов, в пич. содержат перечень организационных мероприятий при НМУ, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на п. п. 6, 7,8 Требований приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, где указано:
- на основании каких данных (результатов) проводится разработка мероприятий при НМУ (в т.ч. результатов расчета нормативов допустимых выбросов', сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) на границе санитарно-защитной зоны хозяйствующего субъекта по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора) (п. 6 Требований);
- на основании каких данных определяются загрязняющие вещества, характерные для конкретного хозяйствующего субъекта, по которым на границе санитарно-защитной зоны наблюдается превышение ПДК и осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды (в т.ч. информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ; сведений о непрерывности, сезонности технологических процессов и деятельности в хозяйствующем субъекте и его отдельных структурных подразделениях; характеристик источников выбросов, результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации (п. 7 Требований);
- порядок разработка мероприятий при НМУ при отсутствии для рассматриваемого хозяйствующего субъекта расчетов нормативов допустимых выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды (п. 8 Требований).
Судом первой инстанции верно отмечено, что мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" в составе Проекта полностью соответствуют требованиям п.п. 6, 7, 8 Требований, а именно:
1) согласно п.п. 6, 11 Требований - мероприятия при НМУ АО "Промсинтез" разработаны на основе и находятся в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для АО "Промсинтез", разработанного и утвержденного в 2018 г.; разработаны на основании сведений о ПДК загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной (жилой) зоны (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131-132);
2) согласно п. 7, 8 Требований - загрязняющие вещества, характерные для АО "Промсинтез", по которым на границе санитарно-защитной зоны наблюдается превышение ПДК, а также по которым осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" определены на основе:
- информации о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о применяемых топливе, сырье и материалах применительно к возможностям сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ; сведений о непрерывности технологических процессов и деятельности АО "Промсинтез" и его отдельных структурных подразделениях (см. разделы 2 Проекта; раздел 5 Проекта; раздел 9 Проекта, таблица 9.2; Приложение 1 Проекта);
- характеристик источников выбросов. определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (см. разделы 3, 4 Проекта; Приложение 2 Проекта);
- результатов расчетов рассеивания выбросов, по каждому загрязняющему веществу с указанием уровней приземных наибольших концентраций и вкладов выбросов этих загрязняющих веществ в приземные концентрации (см. раздел 7 Проекта; раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131 -132);
- определены перечень загрязняющих веществ для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности (см. раздел 9 Проекта, страницы 129-130 (абзацы про "предупреждения 1, 2, 3 степени")), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее - Перечень веществ) (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131-132);
- произведен расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131-132; раздел 9 Проекта, таблица 9.2).
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на то, что в Требованиях для каждого класса опасности разработаны свои мероприятия при НМУ, в ранее действующем законодательстве такого не было.
В соответствии с п. 9 Требований, в мероприятиях при НМУ АО "Промсинтез" (в составе Проекта) для 1 (I), 2 (II), 3 (III) режимов регулирования выбросов, осуществляемых в зависимости от каждого класса опасности (1,2,3 степеней опасности) НМУ:
- определены перечень загрязняющих веществ для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности (см. раздел 9 Проекта, страницы 129-130 (абзацы про "предупреждения 1, 2, 3 степени")), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее - Перечень веществ) (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131-132);
- определены перечень источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, разработаны мероприятия при НМУ для выбранных источников выбросов (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.2);
- определен перечень организационных мероприятий при НМУ, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности (контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов) (см. раздел 9 Проекта, страница 130; раздел 10 Проекта);
- произведен расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ (см. раздел 9 Проекта, таблица 9.1 на страницах 131-132; раздел 9 Проекта, таблица 9.2).
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на то, что в приказе Минприроды России от 28.11.2019 N 811 содержится рекомендуемый образец оформления Перечня мероприятий при НМУ (Приложение N 3 к Требованиям).
Однако перечень мероприятий при НМУ АО "Промсинтез" (в составе Проекта) соответствует рекомендуемому образцу, и содержит в соответствии с Приложением N 3 к Требованиям сведения о:
- степени (классе) опасности загрязняющих веществ и соответствующем режиме НМУ;
- структурном подразделении (цехе);
- номере источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- наименовании мероприятия при НМУ;
- наименовании загрязняющего вещества;
- величине выбросов до и после мероприятий при НМУ (в г/с);
- достигаемом экологическом эффекте от мероприятия по снижению выбросов (в абсолютных величинах).
Кроме того, как следует из содержания Приложения N 3 к Требованиям, указанный образец является именно рекомендуемым, а не строго обязательным для применения.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям ссылается на то, что п. 21 приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (согласно которому корректировка мероприятий при НМУ осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, изменились более чем на 25%) вырван АО "Промсинтез" из контекста.
Однако указанный довод судом первой инстанции был отклонен как не имеющий под собой правовых и фактических оснований, что подтверждается правовой позицией МЛХ СО (об отсутствии необходимости повторной разработки АО "Промсинтез" и согласования с МЛХ СО нового перечня мероприятий при НМУ в связи с вступлением в силу приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811), неоднократно высказанной им: в ответах на обращения АО "Промсинтез" (исх. N 2703 -02/7913 от 04.04.2019 г., N МЛХ-03-02/12544 от 25.05.2021 г., имеются в материалах дела), ответе на запрос мирового судьи судебного участка N 119 судебного района г. Чапаевска Самарской области Шевченко Н.В. (исх. N МЛХ-03-02/25198 от 12.10.2021, имеется в материалах дела), отказе Акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - АО "ННК") в согласовании нового плана мероприятий при НМУ, разработанного в связи с вступлением в силу приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811, со ссылкой на п. 21 приказа Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (письмо от 01.10.2020 N27-03-02/20806).
Суд первой инстанции обоснованно посчитал доводы заявителя и третьего лица (Министерства) правильными.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о несоответствии закону оспариваемых пунктов 3 и 12 (в части срока исполнения) предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям от N 15-пл от 14.04.2021.
Довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не установлен новый срок, в течении которого Межрегиональное управление могло бы убедиться в том, насколько выполнены пункты 3 и 12 предписания N 15-пл от 14.04.2021 является несостоятельным, поскольку данное обстоятельство не влияет на выводы, сделанные судом первой инстанции в обжалуемом решении с учетом норм, регулирующих отношения по выполнению мероприятий, связанных с выбросом загрязняющих веществ для НМУ 1, 2, и 3 степеней опасности.
Судом верно было учтено, что АО "Промсинтез" со вступлением в силу 27.06.2020 приказа Минприроды России N 811 должно осуществлять корректировку мероприятий при НМУ, при этом план мероприятий АО "Промсинтез" не только полностью соответствует требованиям вступившего в силу с 27.06.2020 приказа Минприроды России от 28.11.2019 N811, но и значительно превосходит их.
Кроме того, в соответствии с п. 146 Приказа Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора" вопрос об установлении (продлении) сроков устранения нарушений по результатам проверки относится к компетенции должностного лица, проводящего проверку.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 декабря 2021 года по делу N А55-21296/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21296/2021
Истец: АО "Промсинтез"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области