г. Вологда |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А05-11698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК" Дельта-Ком С" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу N А05-11698/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК" Дельта-Ком С" (ОГРН 1102901001620, ИНН 2901200425; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 178, офис 34) об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать место накопления (площадку) крупногабаритных отходов для домов N 54 и N 54 корпус 1 по улице Урицкого в городе Архангельске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Двина", общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", общество с ограниченной ответственностью "ЭкоПрофи".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и то, что не представлено достаточно доказательств наличия обязанности по организации площадки.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК" Дельта-Ком С" на основании договоров управления многоквартирным домом от 01.07.2010 и от 04.03.2013 (далее - договоры управления) является управляющей компанией для многоквартирных жилых домов по адресам: N 54 и N 54 корпус 1 по улице Урицкого в городе Архангельске.
В соответствии с пунктом 2.1. договоров управления, управляющая компания (ответчик) по заданию заказчика (истец) в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах согласно утвержденному общим собранием собственников в доме перечню, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в домах.
Администрацией Ломоносовского территориального округа в адрес Общества 13.07.2021 направлено письмо N 31-09/4532 по вопросу организации места для складирования крупногабаритных отходов для многоквартирных жилых домов N 54 и N 54 корп.1 по ул. Урицкого в городе Архангельске.
Общество 19.07.2021 обратилось в Администрацию с заявкой о согласовании для установки оборудованного места для складирования КГО по адресам: ул. Урицкого, д. 54 и ул. Урицкого, д. 54. корп. 1 в г. Архангельске.
Письмом от 21.07.201 N 31-37/4679 администрация Ломоносовского территориального округа указала на не соответствие заявке установленной форме, сообщив, что рассмотрение заявки и согласование места накопления КГО комиссией возможно после устранения замечаний, указанных в данном письме.
17.09.2021 работниками администрации Ломоносовского территориального округа произведено обследование прилегающих к многоквартирным домам N 54 и N 54 корп.1 по ул. Урицкого в городе Архангельске территорий на предмет наличия контейнерных площадок, в ходе которых составлен акт. Данным актом обследования установлено, что места накопления крупногабаритных отходов не выявлены (отсутствуют). Места накопления крупногабаритных отходов в соответствии с Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 не определено. В радиусе 101 метра от указанных домов расположены отсеки для накопления крупногабаритных отходов, установленных за счет сил и средств ООО "Двина" для жителей дома 21 по ул. Смольный Буян и 52 по ул. Урицкого.
Ссылаясь на обязанность ответчика как управляющей организации устанавливать на обслуживаемой территории места (площадки) накопления крупногабаритных отходов, истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждён Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В пункте 26 (1) Перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления крупногабаритных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на общество, как управляющую компанию указанных жилых домов, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как предусмотрено пунктами 2.1.3, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Пунктами 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" установлено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов для домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
Также суд первой инстанции правомерно учел, что постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" (пункт 2.4. Порядка).
Согласно пункту 2.5 названного Порядка в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест накопления ТКО, расстояния устанавливаются комиссией.
Пунктом 2.9 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории Комиссией составляется акт об определении места накопления ТКО (приложение N 5 к настоящему Порядку).
При определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места накопления ТКО является основанием для обращения заявителем в департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390 "Об утверждении Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство (пункт 2.12 Порядка).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что именно ответчик как управляющая компания, осуществляющая содержание общего имущества дома, должен оборудовать и содержать контейнерную площадку для сбора крупногабаритных отходов у домов N 54 и N 54 корпус 1 по улице Урицкого в городе Архангельске.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что площадь земельного участка под МКД не позволяет обустроить в его границах контейнерную площадку, поскольку такая площадка не подлежит установке исключительно в границах земельного участка под многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, при содержании общего имущества домов N 54 и N 54 корпус 1 по улице Урицкого в городе Архангельске Обществом не организовано место накопления крупногабаритных отходов.
Указанное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, доказательств организации места накопления крупногабаритных отходов не представлено.
Учитывая, что на Общество возложена обязанность по содержанию общего имущества, а последнее включает в себя организацию и содержание мест накопления крупногабаритных отходов в соответствии с установленными требованиями, то ответчик обязан был после начала управления домом принять меры для устранения соответствующих нарушений любыми законными способами.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ, при вынесении решения принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Предложенный истцом двух месячный срок для выполнения работ по устранению нарушений содержания общего имущества МКД, необходимых для устранения нарушений суд считает разумным и достаточным.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Поскольку ответчику при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с него подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 декабря 2021 года по делу N А05-11698/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК" Дельта-Ком С" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "УК" Дельта-Ком С" (ОГРН 1102901001620, ИНН 2901200425; адрес: 163001, Архангельская область, город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 178, офис 34) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11698/2021
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "УК" Дельта-Ком С"
Третье лицо: ООО "Двина", ООО "ЭкоИнтегратор", ООО "Экопрофи"