г. Саратов |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А12-27927/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, В.В. Землянниковой,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СОЮЗАРХТРАНС" (163035, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Зеньковича, д. 3, ИНН 2901245881, ОГРН 1142901002166)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года по делу N А12-27927/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СОЮЗАРХТРАНС" (163035, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Зеньковича, д. 3, ИНН 2901245881, ОГРН 1142901002166)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской Дивизии, д. 12, ИНН 3444051210, ОГРН 10234034660596)
о признании недействительным решения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Агропромстройкорпарация" Савельев Виталий Васильевич, Желудков Антон
Евгеньевич, Саночкин Александр Борисович, Боташева Зухра Александровна,
Рублёвский Роман Сергеевич,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Е.А. Бобровой по доверенности от 10.01.2022, сроком до 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СОЮЗАРХТРАНС" (далее Общество, ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.07.2021 N 034/10/18.1-695/2021, обязании Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заявка Общества отклонена неправомерно, Общество в силу норм права не обязано представлять конкурсному управляющему документы, за непредставление которых Общество необоснованно было лишено права на участие в торгах.
В судебное заседание явился представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, что подтверждается отчетом о публикации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Через канцелярию суда от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, в порядке статьи 262 АПК РФ, поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Частью 2 статьи 9 Кодекса предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 262 АПК РФ к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Поскольку в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 262 АПК РФ к отзыву антимонопольного органа не приложены доказательства направления в адрес других лиц, участвующих в деле, апелляционный суд отказал в приобщении отзыва к материалам дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 22.06.2021 в адрес УФАС по Волгоградской области поступила жалоба ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" на действия конкурсного управляющего ООО "АПСК", выразившиеся в отклонении поданных ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" на участие в торгах заявок по лотам N 11, 12, 13 и 14 в отношении имущества должника - банкрота ООО "Агропромстройкорпорация".
В ходе рассмотрения данной жалобы антимонопольным органом установлено следующее.
Решением суда от 01.09.2020 (резолютивная часть решения объявлена 25.08.2020) по делу N А63-23080/2019 ООО "АПСК" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Савельев В.В.
Реализуя полномочия конкурсного управляющего должника конкурсным управляющим Савельевым В.В. сформирована конкурсная масса ООО "АПСК".
20.11.2020 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение N 5774844 о результатах инвентаризации имущества должника.
В целях реализации указанного имущества должника конкурсный управляющий разработал и представил на утверждение собранию кредиторов должника предложение о порядке, начальной цене и условиях продажи прав требования (дебиторской задолженности) ООО "АПСК"; предложения о порядке, начальной цене и условиях продажи движимого имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей; предложения о порядке, начальной цене и условиях продажи недвижимого имущества, автомобильной и иной специальной техники и имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет более чем сто тысяч рублей.
29.03.2021 состоялось собрание кредиторов ООО "АПСК", 31.03.2021 составлен протокол собрания.
01.04.2021 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение N 6432456 о том, что собрание признано состоявшимся, на собрании кредиторов ООО "АПСК" 29.03.2021 принято, в том числе, решение об утверждении разработанного управляющим Порядка продажи имущества (принято 100% голосов).
В соответствии с утвержденным собранием кредиторов Порядком продажи имущества управляющим организовано проведение открытых торгов в форме аукциона с предложением по цене в открытой форме.
27.04.2021 в ЕФРСБ размещено объявление N 6567035 о продаже имущества должника, согласно которому, дата и время начала подачи заявок - 05.05.2021 в 10:00, дата и время окончания подачи заявок - 14.06.2021 до 16:00.
Лоты N N 11, 12, 13, 14 представляли собой следующее имущество: лот N 11 - арматура D32 АШ (5395 кг), лот N 12 - арматура D14 АШ (7955 кг), лот N 13 - проволока D4 ВР1 (11525,20 кг), лот N 14 - проволока D5 ВР1 (3359,40 кг).
ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС", желая участвовать в торгах по лотам N N 11, 12, 13, 14, оплатив задатки (платежные поручения от 03.06.2021 NN 823, 824, 825, 826), 14.06.2021 направило заявку на участие в торгах.
Согласно протоколам об определении участников торгов от 15.06.2021 N 16986-ОАОФ/11 (лот N 11), N 16986-ОАОФ/12 (лот N 12), N 16986-ОАОФ/13 (лот N 13), N 16986-ОАОФ/14 (лот N 14), организатор торгов, рассмотрев поступившие заявки, отклонил заявку ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" по причине того, что:
1. Заявка не содержит сведения о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества;
2. Отсутствует копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.
ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС", считая необоснованным отклонение конкурсным управляющим ООО "АПСК" заявки по указанным основаниям, обратилось в Волгоградское УФАС России с соответствующей жалобой, указав, что заявка Общества полностью соответствует всем критериям, в объявлении о проведении торгов от 27.04.2021 г. на ЕФРСБ отсутствует требование о представлении каких-либо иных документов, кроме указанных в Закон о банкротстве.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12.07.2021 по делу N 034/10/18.1-695/2021 жалоба ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" (вх. э/п N 6615 от 22.06.2021) на действия (бездействие) организатора торгов - конкурсного управляющего Савельева В.В. при организации и проведении торгов по продаже имущества должника ООО "АПСК" посредством открытых торгов в форме аукциона с предложением по цене в открытой форме, признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" обратилось в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемое решение УФАС по Волгоградской области является законными и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту; устанавливает наличие полномочий у органа (лица), которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1). При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (часть 17). По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20).
Следовательно, с учетом положений действующего законодательства для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу в целях недопущения злоупотреблений со стороны указанного лица, а также исходя из положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует установить, что обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов свидетельствуют о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах; реальные законные права и интересы заявителя, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате указанных в жалобе действия (бездействие) организатора торгов.
Организация и проведение торгов имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве регулируются положениями Закона о банкротстве, Гражданского кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития РФ N 495 от 23 июля 2015 г. "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве,
В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или привлекаемая им для этих целей специализированная организация.
Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В силу пункта 8 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" организатор торгов выполняет следующие функции опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя. Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий. К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя. Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных статьей 110 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В соответствии с п. 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России" (далее - Приказ N 495) для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.
Срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями статей 110 и 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
Конкурсные кредиторы реализуют свое право в отношении определения порядка продажи имущества должника через участие в собрании кредиторов (статьи 12, 15 Закона о банкротстве). В отношении незаложенного имущества решение вопроса об утверждении порядка, сроков и условий продажи отнесено к компетенции собрания (комитета) кредиторов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 статьи 110 настоящего Федерального закона; о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.
Порядок, сроки, условия продажи незаложенного имущества и его начальная продажная цена определяются решением собрания кредиторов должника, в котором вправе участвовать и заявлять свои возражения все конкурсные кредиторы. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.
Порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждено, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника (абзац 8 пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве).
Реализация имущества должника по смыслу норм Закона о банкротстве является основным мероприятием на стадии конкурсного производства, направленным на получение средств для погашения требований кредиторов должника. Для обеспечения максимального баланса интересов участвующих в деле лиц вопросы определения порядка и условий продажи имущества должника входят в компетенцию собрания кредиторов, которые утверждают такой порядок, а также утверждают изменения в него. Вмешательство суда, контролирующего ход процесса несостоятельности должника, ограничено случаями появления неразрешимых противоречий между собранием кредиторов и управляющим. Признаком таких противоречий является отсутствие утвержденного собранием кредиторов порядка реализации имущества в течение двух месяцев, поскольку чрезмерное затягивание процедуры несостоятельности очевидно нарушает законные интересы всех кредиторов.
Таким образом, Закон о банкротстве устанавливает два способа утверждения положения о порядке продажи имущества должника: утверждение собранием кредиторов положения о порядке продажи имущества должника, предложенного конкурсным управляющим, либо утверждение положения о порядке продажи имущества должника судом в случае не утверждения его собранием кредиторов в установленный Законом срок.
В рассматриваемом случае, как верно установлено антимонопольным органом и судом первой инстанции, Положение о порядке продажи имущества должника утверждено собранием кредиторов от 29.03.2021 (сообщение ЕФРСБ от 01.04.2021N 6432456, принято 100% голосов).
В соответствии с протоколом собрания кредиторов (составлен конкурсным управляющим 31.03.2021,т. 5 л.д. 97-98) по 4 вопросу повестки дня единогласно принято решение (100% голосов) об утверждении Предложения конкурсного управляющего о порядке, начальной цене и условиях продажи недвижимого имущества, автомобильной и иной специальной техники и имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет более чем сто тысяч рублей.
В соответствии с п. 11 Порядка продажи имущества, утвержденного собранием кредиторов 29.03.2021 (т. 5 л.д. 94-96) заявка на участие в торгах оформляется на электронной площадке в форме электронного документа, составляется произвольно в письменной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте регистрации и жительства заявителя (для физического лица); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя. Заявка на участие в торгах должна также содержать сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, конкурсному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя конкурсного управляющего, а саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий; заявление о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества, копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой. К заявке на участие в торгах должны прилагаться копии следующих документов: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя. Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Таким образом, требования к заявке на участия в торгах, в том числе о необходимости содержания в заявке: сведений о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества; копии решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой, утверждено 29.03.2021 собранием кредиторов ООО "АПСК".
В силу пункта 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве организатор торгов обязан следовать требованиям порядка реализации имущества.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки.
Установление дополнительных требований к заявке направлено на избежание в будущем споров относительно действительности сделки, заключаемой по результатам торгов, ее пороков, обусловленных отсутствием у второй стороны сделки надлежащих полномочий на ее совершение, необходимых в силу закона согласий (одобрений) иных лиц, что, в свою очередь, могло бы повлечь затягивание процедуры банкротства и нарушение прав кредиторов.
Предъявленные к заявке дополнительные требования соотносятся с обязанностью конкурсного управляющего, закрепленной п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве, действовать добросовестно, разумно и в интересах должника, и не противоречат нормам действующего законодательства.
Сообщением N 6567035 от 27.04.2021 (т.5 л.д.19-23), размещенным конкурсным управляющим на ЕФРСБ, объявлено о проведении торгов имуществом должника в форме открытого аукциона, в котором также содержатся правила подачи заявок, в том числе о необходимости содержания в заявке: сведений о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества; копии решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.
Указанный порядок продажи имущества, также как и решение собрания кредиторов от 29.03.2021 в установленном законом порядке не обжалованы, недействительными не признаны. Разногласия относительно условий разработанного конкурсным управляющим должника Порядка продажи имущества между кредиторами не возникали. Таких доказательств материалы дела не содержат.
Как верно указано антимонопольным органом и судом первой инстанции, правила подачи заявок и требования к ним, были размещены в свободном доступе на сайте ЕФРСБ, и любое лицо имело возможность ознакомиться с правилами подачи заявок без каких-либо ограничений.
Таким образом, указанные требования к заявке на участие в торгах утверждены собранием кредиторов ООО "АПСК" и опубликованы в установленном порядке в ЕФРСБ, указанные требования были соблюдены иными участниками при подаче заявок на участие в торгах.
Из материалов дела следует, что в заявке ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" на участие в торгах отсутствовали сведения (заявление) о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества, а также к ней не была приложена копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой, в связи с этим организатором торгов указанная заявка общества была обоснованно отклонена.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются
участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если: заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов; представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны; поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
При таких обстоятельствах, заявителем не соблюдены требования, предъявленные к заявке.
В свою очередь, указанные требования, предъявленные к заявке не нарушают права участников торгов, не направлены на их дискриминацию и создание преференций другим участникам со стороны конкурсного управляющего ООО "АПСК", поскольку утверждены собранием кредиторов большинством голосов, а также соответствуют общим правилам совершения гражданско-правовых сделок.
При указанных обстоятельствах, заявка ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" не соответствовала требованиям и обоснованно конкурсным управляющим отклонена.
Исполнив требования, установленные для подачи заявок для участия в открытом аукционе, Общество могло принять в нем участие, предоставив спорные сведения, необходимость предоставления которых единогласно установлена решением собрания кредиторов должника.
В ходе рассмотрения дела конкурсный управляющий пояснил, что иные юридические лица - участники торгов представили заявления о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества, копии решений об одобрении или о совершении крупной сделки, в связи с чем, были допущены организатором торгов к участию в торгах.
В частности, допущенные к участию в торгах по лотам N 11, 12, 13, 14: ООО "Зеленчукская ВВФ" представило к заявке копию протокола учредительного собрания ООО "Зеленчукская ВВФ" от 10.04.2020 об одобрении совершения по результатам электронных аукционов сделок на сумму до 500 млн. руб.; ООО "СпецАльфаТранс" - копию решения N 1 внеочередного общего собрания участников ООО "СпецАльфаТранс" об одобрении и совершении по результатам электронных аукционов сделок на сумму до 100 млн. руб.
Доводы Общества о том, что стоимость имущества, составляющего лоты N 11, 12, 13, 14 не могла образовать состав крупной сделки для ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС", поскольку уставный капитал последнего составляет более 41 млн. руб., заявка подана руководителем заявителя, обладающим 95,8% доли в уставном капитале, в связи с чем, по мнению заявителя, организатор торгов не должен был требовать от подателя заявки одобрения поданной им же заявки, правомерно отклонены судом.
В обязанности организатора торгов на стадии рассмотрения заявок входит проверка их соответствия предъявляемым требованиям с вынесением решения о допуске или отказе в допуске лица к участию в торгах. Подавая заявку, ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС", не было лишено возможности заявить о не крупности сделки по приобретению имущества. На стадии подачи заявки на участие в торгах Обществом таких заявлений не представлено, заявлено только на стадии оспаривания результатов торгов.
Вне зависимости от личности подателя заявки или его корпоративного статуса, заявка на участие в торгах должна отвечать предъявляемым к ней требованиям.
Действующее законодательство не устанавливает обязанность организатора торгов выявлять особенности правового положения и корпоративные связи лица, подающего заявку от имени организации.
К участию в торгах были допущены лица, подавшие заявки, соответствующие установленным требованиям на основании Предложения конкурсного управляющего о порядке, начальной цене и условиях продажи недвижимого имущества, автомобильной и иной специальной техники, и имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет более чем сто тысяч рублей, утвержденного собранием кредиторов ООО "АПСК" 29.03.2021.
ООО "СЗ СОЮЗАРХТРАНС" не оспаривалось вышеуказанное Предложение конкурсного управляющего.
В силу прямого указания ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
В соответствии с п. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.
Управление разъяснило заявителю, что он вправе обжаловать порядок реализации имущества, утвержденный Предложением конкурсного управляющего о порядке, начальной цене и условиях продажи недвижимого имущества, автомобильной и иной специальной техники, и имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет более чем сто тысяч рублей от 10.03.2021, в судебном порядке в рамках арбитражного дела N А63-23080/2019.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О, закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
ООО "Специализированный застройщик Союзархтранс" при подаче жалобы сделана ссылка на ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Статья 6 Закона о закупках предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Указанное обстоятельство подтверждается п. 17 Обзором судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно указал, что был не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб, поданных на действия заказчика при проведении процедур в рамках Закона о закупках.
В разъяснениях Верховного Суда РФ указано, что антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона о защите конкуренции (п. п. 17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Рассмотрение жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не наделяет антимонопольный орган дополнительными полномочиями, данная норма в. силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган компетентен рассматривать жалобы.
Управление правомерно отметило, что статья 18.1 Закона N 135-ФЗ регламентирует только порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ с ограничениями, определенными частью 13 названной статьи.
Часть 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающей право участника закупки на обжалование действий заказчика в административном порядке, что, в свою очередь, обуславливает компетентность антимонопольного органа по проведению такой проверки.
Поскольку ООО "СЗ Союзархтранс" при рассмотрении жалобы обращалось с истребованием дополнительных доказательств, не связанных с рассмотрением жалобы в рамках ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, а именно на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы своих полномочий в данной части и обязывать предоставлять конкурсного управляющего дополнительные документы.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что по итогам проведения аукциона были заключены договоры купли - продажи имущества, в том числе по спорным лотам N N 11,12,13,14, которые являлись предметом рассмотрения в рамках обособленного спора по делу N А63-23080/2019.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.10.2021 по делу N А63-23080/2019, отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик СоюзАрхТранс" о признании недействительными торгов, проведённых ООО "АПСК" в лице конкурсного управляющего Савельева В.В. в рамках продажи имущества должника посредством открытого аукциона по лотам N N 11, 12, 13, 14, а также в признании недействительными договоров купли-продажи имущества по результатам торгов, проведенных конкурсным управляющим должником Савельевым В.В.
Судом по делу N А63-23080/2019 установлено, что организатором торгов при проведении торгов 15.06.2021 не допущено нарушений ни действующего законодательства о банкротстве, ни утвержденного собранием кредиторов порядка продажи имущества ООО "АПСК".
Довод жалобы о том, что заявка Общества полностью соответствует всем критериям, Общество в силу норм права не обязано представлять конкурсному управляющему документы, не предусмотренные Законом о банкротстве, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как следует из материалов дела, Порядок продажи имущества утвержден единогласно собранием кредиторов 29.03.2021 с указанием положений о том, что заявка на участие в торгах должна также содержать заявление о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества, копию решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.
Сообщением N 6567035 от 27.04.2021 (т.5 л.д.19-23), размещенным конкурсным управляющим на ЕФРСБ, объявлено о проведении торгов имуществом должника в форме открытого аукциона, в котором также содержатся правила подачи заявок, в том числе о необходимости содержания в заявке: сведений о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества; копии решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой.
Установление дополнительных требований к заявке направлено на избежание в будущем споров относительно действительности сделки, заключаемой по результатам торгов, её пороков, обусловленных отсутствием у второй стороны сделки надлежащих полномочий на её совершение, необходимых в силу закона согласий (одобрений) иных лиц, что, в свою очередь, могло бы повлечь затягивание процедуры банкротства и нарушение права кредиторов.
В данном случае решение собрания кредиторов и действия конкурсного управляющего должником - Савельева В.В., как организатора торгов, исполняющего утвержденный конкурсными кредиторами Порядок продажи имущества ООО "АПСК", по включению в сообщение от 27.04.2021 N 6567035 дополнительных требований к заявке (заявление о крупности или не крупности сделки по приобретению имущества, копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если это необходимо в соответствии с учредительными документами либо законодательством и если для участника торгов приобретение имущества или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой), соотносятся с его обязанностью, установленной пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, действовать добросовестно и разумно в интересах должника и его кредиторов.
Доводы ООО "СЗ САТ" об отсутствии у организатора торгов права требовать от участников торгов документы и сведения, не предусмотренные пунктом 11 статьей 110 Закона о банкротстве, апелляционным судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу положений пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве, предусматривающих, что собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим, следует, что именно кредиторы определяют порядок реализации имущества или суд, если такой порядок не определен собранием кредиторов.
Предложения конкурсного управляющего о порядке, начальной цене и условиях продажи недвижимого имущества, автомобильной и иной специальной техники, и имущества ООО "АПСК", балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет более чем сто тысяч рублей, утверждено собранием кредиторов ООО "АПСК" 29.03.2021, которое недействительным не признано.
Доводы заявителя апелляционной жалобы апелляционной коллегией отклоняются как необоснованные, противоречащие материалам настоящего арбитражного дела.
При совокупности установленных обстоятельств, решение антимонопольного органа, признавшего жалобу ООО "СЗ "Союзархтранс" необоснованной и не усмотревшего нарушений Закона о банкротстве в действиях организатора торгов по продаже имущества должника, соответствует закону и прав заявителя не нарушает. Судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта Волгоградского УФАС России недействительным.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 декабря 2021года по делу N А12-27927/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27927/2021
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК СОЮЗАРХТРАНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный управляющий Савельев Виталий Васильевич, Боташева Зухра Шурумбаевна, Желудков Антон Евгеньевич, Рублевский Роман Сергеевич, Саночкин Александр Борисович