город Томск |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А67-7611/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Аюшева Д.Н.,
Лопатиной Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комиссаровой К.В. (до перерыва), секретарем Филимоновой П.В. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-10730/2023) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" на решение от 21.11.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7611/2023 (судья Пирогов М.В.) по иску Администрации Октябрьского района города Томска (634003, Томская область, город Томск, ул. Пушкина, д.17, ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (634062, Томская область, город Томск, Иркутский тракт, д. 128, ИНН 7017110830, ОГРН 1057000092445) о возложении обязанности организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных жилых домов,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кнутикова Ж.А. по доверенности N 2 от 09.01.2024 (до и после перерыва),
от ответчика - Игнатенков Е.В. по доверенности от 09.01.2024 (после перерыва)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Октябрьского района города Томска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - общество, ООО "УК "Жилфонд", ответчик) с требованием обязать ООО "УК "Жилфонд" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся при эксплуатации многоквартирных жилых домов (далее - МКД), расположенных в г. Томске по адресам: ул. Бела Куна, 14; ул. Бела Куна, 22/2; ул. Бела Куна, 24; ул. Бела Куна, 24/2; ул. Бела Куна, 26/2; ул. Беринга, 3; ул. Беринга, 3/2; ул. Беринга, 5; ул. Беринга, 5/1; ул. Беринга, д. 5/2; ул. Бирюкова, 13; ул. Бирюкова, 15; ул. Ивана Черных, 48; ул. Ивана Черных, 50; ул. Ивана Черных, 52; ул. Ивана Черных, 105; ул. Ивана Черных, 107/1; ул. Ивана Черных, 107/2; ул. Ивана Черных, 109/1; ул. Ивана Черных, 109/2; ул. Ивана Черных, 109/3; ул. Ивана Черных, 111; ул. Ивана Черных, 113; ул. Ивана Черных, 113а; ул. Ивана Черных, 115; ул. Ивана Черных, 125; ул. Ивана Черных, 127; Иркутский тракт, 118; Иркутский тракт, 122; Иркутский тракт, 124; Иркутский тракт, 126; Иркутский тракт, 128; Иркутский тракт, 128а; ул. Лазарева, 2; ул. Лазарева, 2а; ул. Лазарева, 4; ул. Лазарева, 4а; ул. Лазарева, 6а; ул. Лазарева, 8; ул. Лазарева, 9; ул. Мичурина, 85; ул. Мичурина, 97; ул. Обручева, 12; п. Светлый, 1; п. Светлый, 3; п. Светлый, 4; п. Светлый, 5, п. Светлый, 8; п. Светлый, 9; п. Светлый, 10; п. Светлый, 11; п. Светлый, 12; п. Светлый, 13; п. Светлый, 14; п. Светлый, 15; п. Светлый, 16; п. Светлый, 17, п. Светлый, 18; п. Светлый, 19; п. Светлый, 20; п. Светлый, 21; п. Светлый, 23, п. Светлый, 58; п. Светлый, 58а; п. Светлый д. 59; п. Светлый, д. 60; п. Светлый, 65.
Решением от 21.11.2023 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы и дополнениях к ней сводятся к тому, что контейнерная площадка для накопления ТКО и крупногабаритных отходов находится за пределами сформированных под домами земельных участков - эти контейнерные площадки не относятся к общему имуществу, соответственно, их обслуживание не является ни обязанностью, ни ответственностью управляющей организации; возлагая на ответчика обязанность по установке на придомовой территории контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения суд должен был исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки соответствующим требованиям; судом не исследовался факт включения в МКД в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
В состоявшемся 01.02.2024 судебном заседании суда апелляционной инстанции истец заявил отказ от иска в части возложения на ответчика обязанности организовать места (площадки) накопления ТКО.
В отзыве администрация возражает против доводов апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 АПК РФ 01.02.2024 в судебном заседании объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 08.02.2024, о чем в картотеке арбитражных дел опубликовано соответствующее извещение.
В рамках перерыва от сторон поступили дополнительные письменные пояснения, обосновывающие позицию по делу.
В состоявшемся 08.02.2024 судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал отказ от иска в части требования по организации места (площадки) накопления ТКО, полагал законным и обоснованным требование о содержании организации места (площадки) накопления ТКО. Ответчик возражал, поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, полагал, что в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме.
Рассмотрев заявление истца о частичном отказе от исковых требований, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 49 АПК РФ, истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 49 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", по смыслу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд должен проверить ходатайство об отказе от иска на предмет наличия противоречий закону или нарушений прав других лиц, в том числе путем оценки доводов и возражений сторон. Отказ истца от иска противоречит закону в случае, если арбитражный суд установит, что отказ от иска, например, совершается истцом вследствие обмана, насилия, угрозы или под влиянием существенного заблуждения либо при отсутствии полномочий лиц, заявивших соответствующее ходатайство.
В рассматриваемом случае заявленный истцом частичный отказ от исковых требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц, заявлен уполномоченным представителем, в связи с чем принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Поскольку частичный отказ от иска заявлен в суде апелляционной инстанции, то решение от 21.11.2023 Арбитражного суда Томской области в части возложения на ответчика обязанности организовать места (площадки) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации спорных МКД, подлежит отмене на основании пункта 3 статьи 269 АПК РФ, производство по делу в этой части - прекращению.
В остальной части, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, отзыва, письменных пояснений, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Жилфонд" осуществляет функции управляющей организации в городе Томске в отношении МКД, расположенных по адресам: ул. Бела Куна, 14; ул. Бела Куна, 22/2; ул. Бела Куна, 24; ул. Бела Куна, 24/2; ул. Бела Куна, 26/2; ул. Беринга, 3; ул. Беринга, 3/2; ул. Беринга, 5; ул. Беринга, 5/1; ул. Беринга, д. 5/2; ул. Бирюкова, 13; ул. Бирюкова, 15; ул. Ивана Черных, 48; ул. Ивана Черных, 50; ул. Ивана Черных, 52; ул. Ивана Черных, 105; ул. Ивана Черных, 107/1; ул. Ивана Черных, 107/2; ул. Ивана Черных, 109/1; ул. Ивана Черных, 109/2; ул. Ивана Черных, 109/3; ул. Ивана Черных, 111; ул. Ивана Черных, 113; ул. Ивана Черных, 113а; ул. Ивана Черных, 115; ул. Ивана Черных, 125; ул. Ивана Черных, 127; Иркутский тракт, 118; Иркутский тракт, 122; Иркутский тракт, 124; Иркутский тракт, 126; Иркутский тракт, 128; Иркутский тракт, 128а; ул. Лазарева, 2; ул. Лазарева, 2а; ул. Лазарева, 4; ул. Лазарева, 4а; ул. Лазарева, 6а; ул. Лазарева, 8; ул. Лазарева, 9; ул. Мичурина, 85; ул. Мичурина, 97; ул. Обручева, 12; п. Светлый, 1; п. Светлый, 3; п. Светлый, 4; п. Светлый, 5, п. Светлый, 8; п. Светлый, 9; п. Светлый, 10; п. Светлый, 11; п. Светлый, 12; п. Светлый, 13; п. Светлый, 14; п. Светлый, 15; п. Светлый, 16; п. Светлый, 17, п. Светлый, 18; п. Светлый, 19; п. Светлый, 20; п. Светлый, 21; п. Светлый, 23, п. Светлый, 58; п. Светлый, 58а; п. Светлый д. 59; п. Светлый, д. 60; п. Светлый, 65.
Письмом исх. N 4737 от 01.08.2023 администрация обратилась к ООО "УК "Жилфонд" с заявлением о необходимости в срок до 31.08.2023 произвести следующие действия:
- провести общие собрания собственников помещений в МКД по адресам: ул. Бела Куна, 14; ул. Бела Куна, 22/2; ул. Бела Куна, 24; ул. Бела Куна, 24/2; ул. Бела Куна, 26/2; ул. Беринга, 3; ул. Беринга, 3/2; ул. Беринга, 5; ул. Беринга, 5/1; ул. Беринга, д. 5/2; ул. Бирюкова, 13; ул. Бирюкова, 15; ул. Ивана Черных, 48; ул. Ивана Черных, 50; ул. Ивана Черных, 52; ул. Ивана Черных, 105; ул. Ивана Черных, 107/1; ул. Ивана Черных, 107/2; ул. Ивана Черных, 109/1; ул. Ивана Черных, 109/2; ул. Ивана Черных, 109/3; ул. Ивана Черных, 111; ул. Ивана Черных, 113; ул. Ивана Черных, 113а; ул. Ивана Черных, 115; ул. Ивана Черных, 125; ул. Ивана Черных, 127; Иркутский тракт, 118; Иркутский тракт, 122; Иркутский тракт, 124; Иркутский тракт, 126; Иркутский тракт, 128; Иркутский тракт, 128а; ул. Лазарева, 2; ул. Лазарева, 2а; ул. Лазарева, 4; ул. Лазарева, 4а; ул. Лазарева, 6а; ул. Лазарева, 8; ул. Лазарева, 9; ул. Мичурина, 85; ул. Мичурина, 97; ул. Обручева, 12; п. Светлый, 1; п. Светлый, 3; п. Светлый, 4; п. Светлый, 5, п. Светлый, 8; п. Светлый, 9; п. Светлый, 10; п. Светлый, 11; п. Светлый, 12; п. Светлый, 13; п. Светлый, 14; п. Светлый, 15; п. Светлый, 16; п. Светлый, 17, п. Светлый, 18; п. Светлый, 19; п. Светлый, 20; п. Светлый, 21; п. Светлый, 23, п. Светлый, 58; п. Светлый, 58а; п. Светлый д. 59; п. Светлый, д. 60; п. Светлый, 65;
- определить места (площадки) накопления ТКО для указанных домов,
- обратиться в Администрацию Октябрьского района города Томска с заявками о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО для указанных домов,
- организовать и содержать места (площадки) накопления ТКО для указанных домов.
Ввиду того, что ответа на письмо истца от ответчика не поступило и до настоящего времени обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для упомянутых МКД ответчиком не исполнена, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции установил наличие нарушений со стороны ответчика, выразившихся в не оборудовании контейнерных площадок для сбора ТКО, принял во внимание отсутствие доказательств совершения управляющей компанией действий по согласованию мест накопления с администрацией, а также доказательства того, что в удовлетворении таких заявлений было отказано, пришел к выводу о наличии у ООО "Управляющая компания "Жилфонд" обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая требование об обязании ответчика содержать места (площадки) накопления ТКО, исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 1 статьи 13.4 Закона об отходах, пунктом 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), определено, что места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3 Правил N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в МКД входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
В силу пунктов 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны устанавливать на придомовой территории сборники для ТКО на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД.
Действующее законодательство предусматривает возможность размещения мест (площадок) накопления ТКО не только на территории земельного участка, сформированного под МКД, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Как указано выше, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 1 статьи 8 Закона об отходах, пункт 3 Правил N 1039).
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, пункты 11, 15-19 Правил N 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14328, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14417).
Согласно пункту 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор от 13.12.2023), создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу МКД.
По смыслу указанной позиции условиями для возложения обязанности по организации площадки накопления ТКО на организацию, осуществляющую управлением домом, и, следовательно, на собственников помещений в МКД, являются следующие обстоятельства:
оформленное право общей долевой собственности собственников помещений в МКД на придомовый земельный участок;
решение общего собрания собственников помещений в МКД о создании на придомовом земельном участке контейнерной площадки;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Исходя из пункта 2.1. части 2 статьи 44 ЖК РФ следует, что вменить управляющей организации в обязанность организовать места (площадки) накопления ТКО возможно только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
Наличие данных обстоятельств (доказанность их органом местного самоуправления или региональным оператором) необходимо для возложения подобного бремени на организацию, осуществляющую управлением домом, и, следовательно, на собственников помещений в МКД.
В противном случае обязанность по организации площадки накопления ТКО для МКД возлагается на орган местного самоуправления. При этом обязанность по ее содержанию лежит на организации, осуществляющей управление домом, и, следовательно, на собственниках помещений в МКД, а если площадка организована для нескольких МКД, то на организациях, осуществляющих управление этими МКД, и, следовательно, на собственниках помещений во всех эти МКД пропорционально их площадям.
Принимая во внимание факт того, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения общего собрания собственников помещений в МКД о создании контейнерной площадки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования об обязании ООО "УК "Жилфонд" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации спорных МКД не подлежали удовлетворению, поскольку обязав ООО "УК "Жилфонд" совершить указанные действия без учета решения общего собрания, суд фактически не учел волеизъявления собственников помещений.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истец в указанной части заявил отказ от исковых требований, просил оставить без изменения решение суда в части обязания ООО "УК "Жилфонд" содержать места (площадки) накопления ТКО, образующихся при эксплуатации МКД, обосновывая требование пунктом 26 Обзора от 13.12.2023.
В рассматриваемом деле по существу требования об организации места (площадки) накопления ТКО и их содержания являются взаимосвязанными.
Как следует из искового заявления, материалов дела истец заявил требование сначала создать места (площадки) накопления ТКО с последующим их содержанием.
Так, как указано выше, письмом исх. N 4737 от 01.08.2023 администрация обратилась к ООО "УК "Жилфонд" с заявлением о необходимости в срок до 31.08.2023 произвести следующие действия:
- провести общие собрания собственников помещений в МКД по адресам: ул. Бела Куна, 14; ул. Бела Куна, 22/2; ул. Бела Куна, 24; ул. Бела Куна, 24/2; ул. Бела Куна, 26/2; ул. Беринга, 3; ул. Беринга, 3/2; ул. Беринга, 5; ул. Беринга, 5/1; ул. Беринга, д. 5/2; ул. Бирюкова, 13; ул. Бирюкова, 15; ул. Ивана Черных, 48; ул. Ивана Черных, 50; ул. Ивана Черных, 52; ул. Ивана Черных, 105; ул. Ивана Черных, 107/1; ул. Ивана Черных, 107/2; ул. Ивана Черных, 109/1; ул. Ивана Черных, 109/2; ул. Ивана Черных, 109/3; ул. Ивана Черных, 111; ул. Ивана Черных, 113; ул. Ивана Черных, 113а; ул. Ивана Черных, 115; ул. Ивана Черных, 125; ул. Ивана Черных, 127; Иркутский тракт, 118; Иркутский тракт, 122; Иркутский тракт, 124; Иркутский тракт, 126; Иркутский тракт, 128; Иркутский тракт, 128а; ул. Лазарева, 2; ул. Лазарева, 2а; ул. Лазарева, 4; ул. Лазарева, 4а; ул. Лазарева, 6а; ул. Лазарева, 8; ул. Лазарева, 9; ул. Мичурина, 85; ул. Мичурина, 97; ул. Обручева, 12; п. Светлый, 1; п. Светлый, 3; п. Светлый, 4; п. Светлый, 5, п. Светлый, 8; п. Светлый, 9; п. Светлый, 10; п. Светлый, 11; п. Светлый, 12; п. Светлый, 13; п. Светлый, 14; п. Светлый, 15; п. Светлый, 16; п. Светлый, 17, п. Светлый, 18; п. Светлый, 19; п. Светлый, 20; п. Светлый, 21; п. Светлый, 23, п. Светлый, 58; п. Светлый, 58а; п. Светлый д. 59; п. Светлый, д. 60; п. Светлый, 65;
- определить места (площадки) накопления ТКО для указанных домов,
- обратиться в Администрацию Октябрьского района города Томска с заявками о согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО для указанных домов,
- организовать и содержать места (площадки) накопления ТКО для указанных домов.
В дополнениях к возражениям (представлены в электронном виде 06.02.2024) истец указывает на наличие обязанности у ответчика содержать уже существующие места накопления ТКО (площадки), при этом указывает иной перечень мест (площадок) накопления ТКО, уже существующих, который значительно шире, заявленных адресов в иске.
Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (часть 1 статьи 49 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" N 46 от 23.12.2021, далее - Постановление N 46)).
Системный анализ материалов дела, позволяет сделать вывод о том, что материально-правовое требование истца при подаче искового заявления (обязание ООО "УК "Жилфонд" сначала организовать, потом содержать места (площадки) накопления ТКО по указанному истцом перечню МКД, находящихся управлении ответчика) при рассмотрении апелляционной жалобы изменилось, что противоречит указанным ранее законоположениям.
При этом указание администрации в тексте искового заявления на существование иных площадок и их содержание за счет средств бюджета муниципального образования, апелляционным судом расценивается как довод в обоснование процессуальной позиции истца о необходимости ответчику создать площадки, тем самым освободить бюджет от соответствующих расходов.
В любом случае, по смыслу пунктов 14, 26 Обзора от 13.12.2023, в том случае, если собственники помещений пользуются для складирования ТКО муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления ТКО лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (статья 249 ГК РФ). Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 ЖК РФ) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2023 N 301-ЭС23-14417).
Как следует из материалов дела и не оспаривается (указывается) самим истцом, указанные администрацией площадки находятся на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, что, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в МКД и их нахождение вне пределов общедомовой территории, опосредует отказ в возложении на ООО "УК "Жилфонд" обязанности их содержания, как и отказ в содержании отсутствующих (еще не созданных органом местного управления) мест (площадок) накопления ТКО.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ, подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований с соответствующим отнесением судебных расходов на истца в силу требований статьи 110 АПК РФ, за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 2 статьи 269, подпунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Отказ Администрации Октябрьского района города Томска (ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532) от исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН 7017110830, ОГРН 1057000092445) в части обязания ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Томске по адресам: ул. Бела Куна, 14; ул. Бела Куна, 22/2; ул. Бела Куна, 24; ул. Бела Куна, 24/2; ул. Бела Куна, 26/2; ул. Беринга, 3; ул. Беринга, 3/2; ул. Беринга, 5; ул. Беринга, 5/1; ул. Беринга, д. 5/2; ул. Бирюкова, 13; ул. Бирюкова, 15; ул. Ивана Черных, 48; ул. Ивана Черных, 50; ул. Ивана Черных, 52; ул. Ивана 6 Черных, 105; ул. Ивана Черных, 107/1; ул. Ивана Черных, 107/2; ул. Ивана Черных, 109/1; ул. Ивана Черных, 109/2; ул. Ивана Черных, 109/3; ул. Ивана Черных, 111; ул. Ивана Черных, 113; ул. Ивана Черных, 113а; ул. Ивана Черных, 115; ул. Ивана Черных, 125; ул. Ивана Черных, 127; Иркутский тракт, 118; Иркутский тракт, 122; Иркутский тракт, 124; Иркутский тракт, 126; Иркутский тракт, 128; Иркутский тракт, 128а; ул. Лазарева, 2; ул. Лазарева, 2а; ул. Лазарева, 4; ул. Лазарева, 4а; ул. Лазарева, 6а; ул. Лазарева, 8; ул. Лазарева, 9; ул. Мичурина, 85; ул. Мичурина, 97; ул. Обручева, 12; п. Светлый, 1; п. Светлый, 3; п. Светлый, 4; п. Светлый, 5, п. Светлый, 8; п. Светлый, 9; п. Светлый, 10; п. Светлый, 11; п. Светлый, 12; п. Светлый, 13; п. Светлый, 14; п. Светлый, 15; п. Светлый, 16; п. Светлый, 17, п. Светлый, 18; п. Светлый, 19; п. Светлый, 20; п. Светлый, 21; п. Светлый, 23, п. Светлый, 58; п. Светлый, 58а; п. Светлый д. 59; п. Светлый, д. 60; п. Светлый, 65, принять, производство по делу N А67-7611/2023 в указанной части прекратить.
Решение от 21 ноября 2023 года Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7611/2023 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Администрации Октябрьского района города Томска (ИНН 7017131766, ОГРН 1057002654532) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН 7017110830, ОГРН 1057000092445) 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-7611/2023
Истец: Администрация Октябрьского района города Томска
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Жилфонд"