г. Самара |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А65-26599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года по делу N А65-26599/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+", г. Казань, (ОГРН 1201600050464, ИНН 1660348100)
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г.Казань, (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443)
о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженный в письме N АШ-31/6272/2021 от 11.10.2021 г.), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" - представитель Михайлов А.А. (доверенность от 14.12.2021),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представитель Биккинина Ч.А. (доверенность от 01.01.2022),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" (далее - заявитель, ООО "Энергопартнер+", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженного в письме N АШ-31 /6272/2021 от 11.10.2021 г.), об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения заявления об установлении индивидуальных тарифов на 2021 год в установленном действующим законодательством РФ порядке с установлением тарифа на 2021 год.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым при неверном толковании норм материального права.
Жалоба мотивирована тем, что судом неверно указано на то, что отказ в установлении индивидуального тарифа на передачу электроэнергии был основан на том, что арендуемое электросетевое хозяйство не участвует в регулируемой деятельности.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что для определения статуса территориальной сетевой организации (далее - ТСО) необходимо, чтобы объекты электросетевого хозяйства в принципе использовались для передачи электроэнергии от гарантирующего поставщика до энергопотребляющих установок потребителя.
Податель жалобы отмечает, что в оспариваемом решении в противоречие нормам Правил технической эксплуатации энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г.), согласно которым подписание однолинейной схемы потребителем и сбытовой организацией (в данном случае - АО "Татэнергосбыт") подписываются после ввода в эксплуатацию энергопотребляющих установок потребителя, судом указано, что однолинейные схемы подтверждают лишь технические характеристики.
В апелляционной жалобе также ссылается на то, что факт участие используемых заявителем объектов электросетевого хозяйства в регулируемой деятельности может быть подтверждено гарантирующим поставщиком - АО "Татэнергосбыт". Комитете следовало поэтому обратиться с соответствующим запросом в АО "Татэнергосбыт".
Податель жалобы отмечает, что неполнота сведений не означает необходимость отказа в принятии решения по заявлению, а напротив указывает на необходимость запроса дополнительных уточняющих документов.
Также в апелляционной жалобе ссылается на то, что на рассматриваемые правоотношения норма п. 9 Правил недискриминационного доступа не распространяется. В данном споре заявитель и АО "Сетевая компания" являются территориальной (смежной) сетевой организацией и "котлодержателем" соответственно, к отношениям между двумя сетевыми организациями применяется раздел III названных Правил.
В апелляционной жалобе указывает на то, что заключение договора на услуги по передаче электроэнергии, не связанные с непосредственным потреблением электроэнергии, могут заключаться только специальными субъектами - сетевыми организациями. Статус сетевой организации приобретается только после установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 13.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, поддержав доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Комитета просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из заявления и материалов дела, 02.11.2020 заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. N 3/20-И).
В ходе рассмотрения указанного заявления ответчиком выявлено, что организацией в нарушение пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178) не представлены обязательные документы, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов, о чем организация была уведомлена соответствующим письмом Комитета по тарифам от 17.11.2020 (исх. N АШ-31/5696/2020).
Отказ Комитета по тарифам в открытии дела об установлении тарифа на передачу электрической энергии обжалован заявителем в Арбитражном суде Республики Татарстан в рамках дела N А65-29194/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по делу N А65-29194/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А65-29194/2020 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт. Признан незаконным отказ Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, выраженный в письме от 17.11.2020 N АШ-31/5696/2020, в открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+".
Дополнительным постановлением от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд обязал Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления и принятия по результатам рассмотрения заявления соответствующего решения в порядке, предусмотренном пунктом 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N1178).
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, дополнительное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020 отменены, оставлено в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2021 по данному делу.
Во исполнение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Республики Татарстан от 26.07.2021, дополнительного постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу N А65-29194/2020, Комитет по тарифам рассмотрел заявление ООО "Энергопартнер+" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (исх. от 11.10.2021 N АШ-31/6272/2021).
Письмом от 11.10.2021 N АШ-31/6272/2021 Комитет по тарифам сообщил Обществу об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО "Энергопартнер+" критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации изложенным в п.1 и п.2 Критериев.
Полагая, что Комитетом по тарифам указанным письмом отказано в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При вынесении решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Судом установлено, что на соответствующее обращение Общества об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год Комитетом по тарифам было сообщено об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год по причине несоответствия ООО "Энергопартнер+" критериям отнесения владельца объектов электросетевого хозяйства к территориальной сетевой организации изложенным в п.1 и п.2 Критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
В обоснование заявленных требований Общество указывало, что в отношении Общества ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Татарстан; в целях подтверждения соответствия п.1 Критериев ТСО заявителем были представлены договора аренды, подтверждающие право владения и пользования имуществом для осуществления регулируемого вида деятельности; по п.2 Критериев ТСО заявителем были представлены схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также информация о соответствии заявителя Критериям ТСО, утвержденная директором и заверенная печатью, согласно которой: сумма протяженностей линий электропередач на различных уровнях напряжения (СН2-1-20 кВ, НН - ниже 1 кВ) составляет 87,435 км.; суммарная установленная мощность силовых трансформаторов, используемых для осуществления регулируемой деятельности составляет 142,804 МВА.
Суд первой инстанции обоснованно нашел позицию ответчика верной, доводы заявителя - ошибочными в связи со следующим.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила N 1178).
В обжалуемом решении верно отмечено, что Правила N 1178 определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, также утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил N 1178).
В силу пункта 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил N 1178 установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
В силу пункта 12 Правил N 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Судом первой инстанции верно указано на то, что перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил N 1178, согласно которому организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в числе обосновывающих материалов прилагают, в том числе: документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты); утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (подпункты 13, 16).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что данному юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии. Данный довод подтверждается разъяснениями Президиума ФАС России от 13.09.2017 N 12 "О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в пункте 2 которых установлено требование для организации в целях приобретения статуса территориальной сетевой организации -владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1-20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
При этом пунктом 1 Критериев установлено требование - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Между тем, как в первом, так и во втором пункте данного постановления, условием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является условие расположения и использования трансформаторных и иных подстанций с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), линий электропередачи (воздушных и (или) кабельных), используемых для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что непосредственно в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям имеется указание на осуществление регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации.
Относительно довода заявителя о представлении схем соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных подстанций, а также информации о соответствии Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных директором и заверенные печатью, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Однолинейные схемы указывают на характеристики объектов для подтверждения соответствия критериям и расчету условных единиц. Вместе с тем, схемы не подтверждают осуществление регулируемой деятельности, поскольку схемами подтверждаются лишь характеристики и не более.
Суд первой инстанции верно указал на то, что одним из условий соответствия Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является подтверждение использования объектов электросетевого хозяйства для осуществления регулируемой деятельности.
Лицо, имея в собственности или на ином законном основании электрооборудование и участок электрической сети, не может автоматически стать сетевой организацией. Для этого необходимо иметь право на осуществление такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче электрической энергии.
Суд первой инстанции обратил внимание заявителя на то, что перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению регулируемой организации об установлении соответствующих тарифов, определен в пункте 17 Правил регулирования N 1178 и пунктом 5 Регламента N 834/18.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892) установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 данных Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
В обжалуемом решении верно отмечено, что в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не освобождается от обязанности представить с заявлением договоры в соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил N 1178.
Так, согласно пункту 18 Правил N 1178 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 данных Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме, за исключением индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Иные сроки установления тарифов для индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети подлежат установлению в соответствии с абзацами 2 - 4 данного пункта, а именно с начала очередного расчетного периода регулирования. Тем самым, данным пунктом для указанных организаций установлено исключение не в части полноты представления в регулирующий орган обосновывающих материалов, а в части сроков подачи документов, отличных от установленных в пункте 12 данных Правил, а также сроков установления тарифов.
В соответствии со статьей 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Данный порядок определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Из пункта 7 данных Правил следует, что под технологическим присоединением понимается состоящая из нескольких этапов процедура, целью которой является создание условий для получения потребителем электрической энергии через электроустановки сетевой организации, завершающаяся фактической подачей напряжения и составлением актов о технологическом присоединении и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, однако при условии соблюдения данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином, предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу абзацу 8 пункта 28 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В обжалуемом решении верно отмечено, что пунктом 9 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что договор оказания услуг по передаче электрической энергии является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации. Из вышеуказанного следует, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению.
Из приведенных выше правовых норм суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отсутствие установленного тарифа не исключает возможности заключения договора по технологическому присоединению. При этом, исполнение договора между смежными сетевыми организациями осуществляется со дня вступления в силу установленных индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между данными смежными сетевыми организациями (пункт 40.1 Правил недискриминационного доступа).
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа не устанавливает каких-либо запретов для собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства на заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифов, а лишь указывает, что после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии данные лица вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заключение договора между сетевыми организациями является первоочередным по отношению к установлению тарифов для организации.
Судом первой инстанции при этом учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 по делу N А65-29194/2020.
Таким образом, к заявлению об установлении тарифа должен быть приложен в числе прочего и договор на осуществление регулируемой деятельности.
Следовательно, лица, имеющие в собственности или на ином законном основании электрооборудование и участок электрической сети, должны подтвердить фактическое использование/ планирование к использованию имущества по целевому назначению и осуществление/планирование деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Кроме того, в примечании 2 к тарифной таблице Приложения N 7 "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациям" к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложение N 2 к приказу ФАС России от 19 июня 2018 года N 834/18) указано, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
Отсутствие документов, подтверждающих осуществление (фактической или планируемой) регулируемой деятельности, необходимых для представления в орган регулирования в соответствии с абзацем 13 пункта 17 Правил N 1178 не подтверждает соответствие организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Представленные заявителем копии однолинейных схем подписаны в рамках заключенных договоров об электроснабжении с гарантирующим поставщиком и в рамках актов о технологическом присоединении с АО "Сетевая Компания" с собственниками объектов электросетевого хозяйства, а не с ООО "Энергопартнер+". При смене собственника объектов электросетевого хозяйства возникают вопросы присоединения потребителей к электрическим сетям.
Судом первой инстанции верно отмечено, что несостоятельным является довод заявителя об отсутствии запросов органа регулирования, направленных в адрес гарантирующего поставщика, в целях подтверждения использования арендуемых заявителем объектов электросетевого хозяйства в регулируемой деятельности, поскольку Комитет по тарифам верно указал на следующее.
В случаях передачи объектов электросетевого хозяйства иному лицу в аренду собственник обращается к гарантирующему поставщику с целью исключения объемов электросетевого хозяйства из договора и соответственно исключения начисления потерь. При этом для данного лица меняется точка учета электроэнергии. После внесенных изменений, новый владелец заявляет переданные объекты электросетевого хозяйства в АО "Татэнергосбыт" для начисления потерь электрической энергии, так как несение расходов потерь электроэнергии для собственника является убыточным.
11.08.2021 Комитет по тарифам письмом N ДС-31/4810/2021 направил в адрес гарантирующего поставщика - АО "Татэнергосбыт" запрос о представлении информации о собственниках объектов электросетевого хозяйства, в том числе ООО "Энергопартнер+", а именно информацию:
- о заключенных договорах на приобретение электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии потребителям с вышеуказанными обществами;
- о копиях документов (актов) о технологическом присоединении энергопринимающих устройств с указанием их собственника или иного законного владельца, предоставленных вышеуказанными обществами в рамках заявления о заключении договоров на приобретение электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь;
- обосновывающие материалы, подтверждающие/опровергающие изменение собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, изменение тарифов для предыдущих владельцев электросетевого хозяйства, изменение точек поставки для предыдущих владельцев и другие материалы.
18.08.2021 в ответ на вышеуказанный запрос АО "Татэнергосбыт" письмом N 130п-13/3400 сообщило об отсутствии заключенных договоров с ООО "Энергопартнер+".
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116 по делу N А05-3148/14, предприятие, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116 по делу N А05-3148/14, правилами не предусмотрена обязанность регулирующего органа в любом случае запрашивать дополнительные материалы. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности в случае иной оценки этой категории другим лицом.
Таким образом, отсутствие подтверждающих документов правомерно расценено Комитетом по тарифам как невозможность осуществления Обществом регулируемой деятельности, тем самым не подтвержден статус ООО "Энергопартнер+", как территориальной сетевой организации, и отсутствует возможность установить тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Одно лишь информирование регулирующего органа о наличии электросетевого оборудования является недостаточным.
Кроме того, как следует из отзыва Комитета по тарифам удовлетворение заявленных требований ООО "Энергопартнер+" не приведет к восстановлению нарушенного права, так как в соответствии с полученным ответом АО "Сетевая компания" на запрос Комитета по тарифам (вх. от 29.10.2021 N 9765) объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО "Энергопартнер+" планировало оказывать услуги по передаче электрической энергии, на момент подачи заявления об установлении тарифов на 2021 год, согласно актам технологического присоединения принадлежат иной организации -ООО "Агрофирма "Восходящая заря".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Комитета по тарифам правовых оснований для установления ООО "Энергопартнер+" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2021 год, поскольку обществом не подтвержден факт соответствия его Критериям территориальной сетевой организации.
Приведенные обществом доводы суд первой инстанции по праву отклонил, поскольку они представляют собой лишь констатацию факта несогласия заявителя со сделанными Комитетом по тарифам выводами, а потому, ввиду отсутствия доказательств ошибочности таких выводов, не могут являться основанием для признания оспариваемого письма N АШ-31/6272/2021 от 11.10.2021 г. недействительным в контексте статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления и признания незаконным отказа в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (выраженный в письме N АШ-31/6272/2021 от 11.10.2021 г.), и на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие общества с ограниченной ответственностью "Энергопартнер+" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 января 2022 года по делу N А65-26599/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26599/2021
Истец: ООО "Энергопартнер+", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд