город Омск |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А46-18706/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-118/2022) акционерного общества "Омсктрансстрой" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2021 по делу N А46-18706/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению акционерного общества "Омсктрансстрой" (ОГРН 1025500971660, ИНН 5504008840, адрес: 644046, город Омск, улица Пушкина, дом 130, офис 24) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ОГРН 1045504034840, ИНН 5503084944, адрес: 644043, город Омск, улица Интернациональная, дом 41) об обязании в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, исключить из журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны нежилое здание (Заглубленный склад ГО), литер: ФФ, этажность 1, нежилое, площадью 137,4 кв.м, расположенное по адресу: улица 3-й Разъезд, дом 41, обозначенное как бомбоубежище под инвентарным N 3/37-56 (в реестре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий инв. 75196),
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омсктрансстрой" - Гербер Андрей Александрович по доверенности от 01.12.2021 сроком действия 1 год, Пауль Елена Николаевна по доверенности от 04.11.2021 сроком действия 1 год;
от Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области - Агафонов Игорь Владимирович по доверенности от 10.01.2022 N ДВ-9 сроком действия 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омсктрансстрой" (далее - АО "Омсктрансстрой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - МЧС, Управление, заинтересованное лицо) об обязании в срок, не превышающий одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, исключить из журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны нежилое здание (Заглубленный склад ГО), литер: ФФ, этажность 1, нежилое, площадью 137,4 кв.м, расположенное по адресу: улица 3-й Разъезд, дом 41, обозначенное как бомбоубежище под инвентарным N 3/37-56 (в реестре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий инв. 75196).
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.11.2021 по делу N А46-18706/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Омсктрансстрой" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что обстоятельства того, что здание (Заглубленный склад ГО) не являлось и не является объектом гражданской обороны, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 26.06.2021 по делу N А46-17741/2011. При рассмотрении дела было установлено, что паспорт убежища не соответствует требованиям действовавшего на момент его составления законодательству, так как в документе отсутствуют подписи эксплуатирующей организации; объект гражданской обороны не вводился в эксплуатацию; акты проверки, описи имущества, акт приема-передачи, журнал учета защитных сооружений гражданской обороны за 1976 - 1980 годы не представлены. Податель жалобы обращает внимание на то, что указанный факт отмечался также в решении Куйбышевского районного суда города Омска от 27.08.2013 по делу N 12-314/2013, которым было отменено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ОАО "Омсктрансстрой" к административной ответственности по части 1 статьи 20.7 КоАП РФ, производство по делу прекращено. Общество полагает, что у Управления отсутствуют правовые основания для учета спорного здания в качестве защитного сооружения гражданской обороны. Здание не может использоваться как защитное сооружение гражданской обороны, так как конструкция и техническое состояние основных несущих строительных конструкций и инженерных сетей не соответствует требованиям действующих норм и правил.
МЧС представило возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Омсктрансстрой" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель МЧС с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.04.2000 серии АА N 080797, выписке из Единого государственного реестра недвижимости АО "Омсктрансстрой" является собственником нежилого здания (заглубленного склада ГО), литер ФФ, этажность 1, площадью 137, 4 кв.м, расположенного по адресу: улица 3-й Разъезд, дом 41.
Соответствующий объект (защитное сооружение гражданской обороны под инв. N 3/37-56 (в реестре МЧС России инв. 75196) отнесён к защитным сооружениям гражданской обороны как бомбоубежище, балансодержателем и эксплуатирующей организацией которого является заявитель.
АО "Омсктрансстрой" полагая, что вышеуказанное здание не является объектом гражданской обороны и подлежит исключению из журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
29.11.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее по тексту - Закон N 28-ФЗ) под "гражданской обороной" понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Этим же Законом определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту - Порядок создания убежищ), разработанный в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка создания убежищ).
Пунктом 2 указанного постановления определено, что методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Министерство ГО и ЧС).
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ Министерство ГО и ЧС в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - Правила N 583).
В соответствии с пунктом 1.2 Правил N 583 убежища являются защитными сооружениями гражданской обороны, данный статус подтверждается паспортом убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (пункт 2.2 Правил).
Указанными Правилами (пункт 2.1.) установлено, что учет защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении 5.
Как следует из материалов дела и не оспаривает сторонами, здание (заглубленного склада ГО), литер ФФ, этажность 1, площадью 137,4 кв.м, расположенное по адресу: улица 3-й Разъезд, дом 41, значится в реестре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий под инв. 75196 в качестве защитного сооружениям гражданской обороны - бомбоубежища.
Лицами, участвующими в деле, также не оспариваются обстоятельства того, что спорный объект имеет паспорт ЗС ГО.
Пунктом 2.5 Правил N 583 определены следующие основания для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны:
- при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
- в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;
- при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Порядком создания убежищ.
- при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу.
При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.
Пунктами 2.6 - 2.12 Правил регламентирован порядок подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО, который должен предшествовать непосредственному обращению.
В соответствии с пунктом 2.6 Правил N 583 в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением, в том числе руководителя организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
В силу пункта 2.7 Правил N 583 в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.
Пунктом 2.8 Правил N 583 установлено, что комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО).
Согласно пункту 2.10 Правил N 583 до утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.
В соответствии с пунктом 2.12 Правил N 583 после утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО руководителем, решением которого создана комиссия, направляется:
первый экземпляр - в МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России) через соответствующие главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
второй экземпляр - в соответствующий орган, утвердивший акт о снятии с учета ЗС ГО;
третий экземпляр - в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится ЗС ГО на учете;
четвертый экземпляр - в соответствующий территориальный орган Росимущества;
пятый экземпляр - в организацию, в которой ЗС ГО находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 2.13 Правил N 583 департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО.
Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (пункт 2.14 Правил N 583).
Таким образом, поскольку здание (заглубленный склад ГО), расположенное по адресу: улица 3-й Разъезд, дом 41, значится в реестре Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий под инв. 75196 в качестве защитного сооружениям гражданской обороны - бомбоубежища, то снятие объекта с учета должно осуществляться в соответствии с процедурой, установленной Правилами N 583.
В настоящем случае АО "Омсктрансстрой" не представило доказательств соблюдения указанной процедуры, само по себе направление Обществом писем в адрес Управления о соблюдении процедуры снятия объекта с учета не свидетельствует.
Доводы АО "Омсктрансстрой" о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Омской области от 26.06.2021 по делу N А46-17741/2011 и решения Куйбышевского районного суда города Омска от 27.08.2013 по делу N 12-314/2013 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, вопреки доводам заявителя, в рамках указанных дел не были установлены обстоятельства того, что спорный объект не является защитным сооружением гражданской обороны.
Так, отказывая в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области по делу N А46-17741/2011 Арбитражный суд Омской области исходил из недоказанности утверждения истца о том, что спорный объект недвижимости является объектом гражданской обороны.
Однако сама по себе недоказанность обоснованности исковых требований истца не может толковаться судом в качестве установленных обстоятельств обратного.
В рамках настоящего дела Общество, заявляя о том, что конструкция и техническое состояние основных несущих строительных конструкций и инженерных сетей здания не соответствует требованиям действующих норм и правил и не может использоваться как защитное сооружение гражданской обороны, каких-либо доказательств в подтверждение не представляет.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, полагает, что снятие ЗС ГО с учета должно быть основано, в том числе на материалах проверок (расследований), проведенных в установленном Правилами N 583 порядке.
Таким образом, с учетом изложенных выше норм права и обстоятельств дела, суд первой инстанции верно указал на то, что возложение обязанности на Управление по исключению из журнала учёта защитных сооружений гражданской обороны нежилого здания в отсутствие сведений о соблюдении заявителем установленного порядка признано правомерным быть не может.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Омсктрансстрой" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.11.2021 по делу N А46-18706/2021 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Омсктрансстрой" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 73 от 01.02.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18706/2021
Истец: АО "ОМСКТРАНССТРОЙ"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Третье лицо: Пауль Елена Николаевна