город Ростов-на-Дону |
|
04 апреля 2022 г. |
дело N А53-20250/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Емельянова Д.В., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фроловой Т.В.,
при участии:
от единственного участника общества с ограниченной ответственностью "ДОНЭКС" общество с ограниченной ответственностью "СОЛО-Рент": представитель Герасимова А.С. по доверенности от 30.12.2021
от конкурсного управляющего обществу с ограниченной ответственностью "ДОНЭКС" Габдулвагапова Айрата Назыповича: представитель Чеча В.В. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Донэкс" общества с ограниченной ответственностью "Соло-Рент" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 по делу N А53-20250/2019 по заявлению единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Донэкс" общество с ограниченной ответственностью "Соло-Рент" о применении в отношении должника параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнТЭК" к должнику обществу с ограниченной ответственностью "Донэкс" (ОГРН 106191000134, ИНН 6145010317) о признании несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Донэкс" (далее - должник) в Арбитражный суд Ростовской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Соло-Рент" (далее - заявитель) о применении в отношении должника параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве.
Определением от 26.01.2022 суд отказал в удовлетворении заявления.
Общество с ограниченной ответственностью "Соло-Рент" обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от конкурсного управляющего обществу с ограниченной ответственностью "ДОНЭКС" Габдулвагапова Айрата Назыповича через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель единственного участника общества с ограниченной ответственностью "ДОНЭКС" общества с ограниченной ответственностью "СОЛО-Рент" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда отменить.
Представитель конкурсного управляющего обществу с ограниченной ответственностью "ДОНЭКС" Габдулвагапова Айрата Назыповича поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2020 (резолютивная часть объявлена 17.03.2020) в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о банкротстве - наблюдение, временным управляющим утвержден Гвоздев Олег Александрович из числа членов Ассоциации Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа.
Сведения о признании должника банкротом и введении процедуры наблюдения опубликованы в газете "КоммерсантЪ" от 20.06.2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области (резолютивная часть оглашена 15.12.2020) ООО "ДОНЭКС" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Габдулвагапов Айрат Назыпович из числа членов Союза арбитражных управляющих "Созидание".
Информация о введении процедуры опубликована в газете "КоммерсантЪ" N 239(6960) от 26.12.2020.
В обоснование заявленных требований общество с ограниченной ответственность ""Соло-Рент" указывает, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2020 по делу N А53-10860/2020 признано недействительным уведомление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.01.2020 N 40.2/31 об отсутствии оснований для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Донэкс" на 2020 год, как не соответствующее Федеральному закону от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлениям Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и от 28.02.2015 N 184.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.10.2020 по делу N А53-10860/2020 изменено; абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Донэкс". В удовлетворении остальной части требования - отказано". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Во исполнение решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2020 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А53-10860/2020 Региональная служба по тарифам Ростовской области установила ООО "Донэкс" на период с 01.01.2020 по 31.12.2024 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Донэкс", что подтверждается постановлением от 29.12.2020 N 60/13 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго"; постановлением N 60/14 от 29.12.2020 "О корректировке необходимой валовой выручки ООО "Донэкс" и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго" на 2021 год".
Принимая во внимание вышеуказанные судебные акты, общество с ограниченной ответственность ""Соло-Рент" полагает, что ООО "Донэкс" является субъектом естественных монополий, как в настоящее время, так и на момент рассмотрения Арбитражным судом Ростовской области заявления ООО "ЭнТЭК" о признании ООО "Донэкс" несостоятельным (банкротом) и введении процедуры наблюдения и конкурсного производства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.11.2012 N 2513/12, переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства.
Пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно этой норме собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, предусмотренные для сетевых организаций.
Пунктом 6 Правил установлено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Следовательно, между абонентом продавца электрической энергии и субабонентом отношения по купле-продаже электрической энергии не возникают. Потребитель, энергопринимающее устройство которого опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации, приобретает электрическую энергию непосредственно у энергосбытовой организации или гарантирующего поставщика.
В случае установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии абонент, имеющий в собственности или на ином законном основании объекты электросетевого хозяйства, вправе в установленном порядке оказывать услуги по передаче электрической энергии.
Согласно п. 117 Правил функционирования розничных рынков услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрена обязанность обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
В случае заключения сетевой организацией договоров оказания услуг по передаче электрической энергии одновременно и с энергосбытовой организацией, и с потребителем возможно исходить из того, что услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате на основании договора, заключенного между сетевой организацией и потребителем, так как согласно п. 6, 117 Правил функционирования розничных рынков именно потребитель, за счет которого осуществляется оказание услуг по передаче энергии, вправе действовать самостоятельно либо наделить энергосбытовую организацию (гарантирующего поставщика) обязанностью действовать в его интересах во взаимоотношениях с сетевой организацией.
Перечень цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, подлежащих государственному регулированию, установлен в п. 2 ст. 23 Закона об электроэнергетике и п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Согласно абз. 2 п. 65 указанных Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предусмотренных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона 147-ФЗ услуги по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры являются сферами деятельности субъектов естественной монополии. К одной из функций органов регулирования естественных монополий относится формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (статья 10 Закона N 147-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 147-ФЗ полномочия органа регулирования естественных монополий включают принятие решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него. Однако данный Закон не связывает отнесение организации к субъектам естественных монополий с включением ее в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Отсутствие должника в реестре субъектов естественных монополий не свидетельствует об отсутствии у него такого статуса, которым он может обладать при фактическом осуществлении им деятельности по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Особенность правового статуса субъекта естественной монополии обусловлена, в том числе, осуществляемым государственным регулированием цен на его продукцию и услуги. В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (Правила госрегулирования), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует). Таким образом, в силу положений Закона N 147-ФЗ и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 197 Закона о банкротстве под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Согласно материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Донэкс" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Ростовской области за основным государственным регистрационным номером 1106191000134.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции установлено, что основным видом деятельности общества является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства; также в государственном реестре содержатся сведения о дополнительных видах деятельности общества, в том числе, передача электроэнергии (35.12.1), в связи с чем, у должника в собственности имеются подстанция и высоковольтные линии, используемые для осуществления деятельности по передаче электроэнергии.
Должнику на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция, перераспределяющая электричество и линии электропередач.
Между открытым акционерным общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (Заказчик) и ООО "Донэкс" (исполнитель) 28.02.2011 заключен договор N 132, согласно которому исполнитель обязуется оказывать услуги заказчику по передаче электрической энергии (мощности), от точек приёма до точек отдачи в сети смежных сетевых организаций, точек поставки потребителям Гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и (или) ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги по передаче электрической энергии (мощности) в порядке, установленном настоящим Договором.
Пунктом 2.4 определено, что исполнитель в соответствии с настоящим Договором оказывает Заказчик) услуги по передаче электрической энергии (мощности), включающие в себя в том числе:
- передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки, отдачи;
* круглосуточное оперативное управление электроустановками, находящимися R управлении и (или) ведении Исполнителя в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими дою ментами;
- снятие показаний приборов учета по всем точкам приема, отдачи и точкам поставки электрической энергии, находящихся в пределах балансовой принадлежности Исполнителя, а также согласование Актов снятия показаний приборов учета по точкам поставки электроэнергии, находящихся в границах балансовой принадлежности Потребителей ГН (ЭСО). ССО, предоставляемых ими для расчетов по договорам энергоснабжения с ГП (ЭСО);
- плановые и внеплановые проверки состояния приборов учета, но которым производится учет приема и отпуска энергии в точках приема и в точках поставки, отдачи электрической энергии;
- контроль соблюдения договорных величин потребления (приема в свою сеть) электрической энергии (мощности) Потребителями и иными непосредственно присоединенными к электрическим сетям Исполнителя владельцами энергооборудования при условии направления Заказчиком Исполнителю заявки, содержащей сведения об объемах потребления и величине заявленной мощности на предстоящий календарный год но Потребителям (ССО), имеющих договоры энергоснабжения с Гарантирующим поставщиком (Энергосбытовыми организациями);
- по заявке заказчика производит в соответствии с действующим законодательством РФ, действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии Потребителям, иным владельцам энергооборудования, непосредственно присоединенных к электрическим сетям Исполнителя, либо присоединенных через бесхозяйные сети.
Заказчик обязуется обеспечить передачу электрической энергии и мощности, приобретенной соответствующими энергосбытовыми организациями на оптовом и розничном рынках электрической энергии, до точек приема Исполнителя в объёмах, согласованных в Приложении N 3, а также производить оплату оказанных исполнителем услуг в сроки, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункты 3.2.1, 3.2.16).
Исполнитель обязуется обеспечить передачу электрической энергии (мощности), приобретенной соответствующими энергосбытовыми организациями на оптовом и розничном рынках электрической энерпш, через свои электрические сети от точек приёма до точек отдачи и поставки в соответствии с согласованными объемами, указанными в 11риложении N 3
Показатели качества и параметры электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам (пункт 3.3.1).
Уведомление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.01.2020 N 40.2/31 об отсутствии оснований для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Донэкс" на 2020 год признано недействительным.
Региональная служба по тарифам Ростовской области установила ООО "Донэкс" на период с 01.01.2020 по 31.12.2024 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Донэкс", что подтверждается постановлением от 29.12.2020 N 60/13 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго"; постановлением N 60/14 от 29.12.2020 "О корректировке необходимой валовой выручки ООО "Донэкс" и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго" на 2021 год".
Судом первой инстанции установлено, что должник не включен в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
При этом как уже отмечалось выше нахождение субъекта в указанном реестре не является определяющим признаком субъекта естественной монополии и не является обязательным условием для признания положения субъекта доминирующим на рынке соответствующего товара (услуги), в данном случае на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что:
потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями;
оперативно-технологическое управление - это комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений;
территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
Оказание услуг по передаче также предполагает осуществление сетевой организацией комплекса вышеуказанных организационно и технологически связанных действий по обеспечению передачи электрической энергии потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, которые подлежат оплате в соответствии с установленными тарифами.
В силу положений Закона N 147-ФЗ и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии.
В рассматриваемом случае осуществляется переток электрической энергии от трансформаторной подстанции ООО "Донэкс" к энергопринимающим устройствам потребителей; услуги по передаче электрической энергии в смысле статьи 3 Закона об электроэнергетике и статьи 4 Закона о естественных монополиях должником не оказываются.
Наличие объекта электросетевого хозяйства безусловно не свидетельствует об осуществлении должником деятельности на рынке в условиях естественной монополии и оказании услуг по отпуску электроэнергии.
Следовательно, правовые основания для признания ООО "Донэкс" через объекты электросетевого хозяйства, которого осуществляется переток электроэнергии потребителям сетевой организацией и субъектом естественной монополии отсутствуют.
В рассматриваемом случае факт оказания ООО "Донекс" услуг по передаче электрической энергии судом не установлен.
Судом первой инстанции отмечено, что плату за услуги по передаче электроэнергии должник не взимает, его деятельность не основана на получении коммерческой прибыли за передачу энергии.
Действующим законодательством к сфере деятельности естественных монополий отнесены услуги по передаче электроэнергии, понятие "участие в оказании данных услуг по передаче электрической энергии" не отнесено к сфере деятельности естественной монополии.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что деятельность должника связана с доминирующем положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии наличие, которого являются обязательным признаком статуса естественной монополии.
Доводы ООО "Соло-РЕНТ" об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, приведенные ООО "Соло-РЕНТ" обстоятельства, в т.ч. о наличии у ООО "Донэкс" статуса субъекта естественных монополий в связи с установлением ООО "Донэкс" индивидуальных тарифов за передачу электрической энергии на долгосрочный период были предметом изучения суда и им давалась правовая оценка при вынесении решения от 21.12.2020, а также определения от 28.06.2021, которые также были предметом оценки судами вышестоящих инстанций.
Судами было установлено, что по данным официального сайта Федеральной антимонопольной службы России и согласно ответу Федеральной антимонопольной службы России от 18.02.2020 должник не включен в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Из ответа Региональной службы по тарифам Ростовской области (исх. N 407337 от 17.02.2020) также следует, что с 01.01.2020 должник признан несоответствующим критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям".
Согласно уведомлениям от 31.10.2019 N 40.2/3323, от 20.01.2020 N 40.2/31 Региональная служба по тарифам Ростовской области в ходе рассмотрения материалов открытого дела N 40.2/530/08.05.2019 об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям должника на 2020 - 2024 установила несоответствие его пунктам 1 и 2 Критериев.
Таким образом, Региональной службой по тарифам по Ростовской области установлено, что должник не является территориальной сетевой организацией.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам не следует, что деятельность общества "Донэкс" связана с доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии наличие, которого является обязательным признаком статуса субъекта естественной монополии, следовательно, к рассмотрению настоящего заявления не применяются нормы параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При вынесении постановления от 19.07.2021 N Ф08-6750/2021 судом кассационной инстанции установлено, что тарифы установлены постановлением службы по тарифам от 29.12.2020, после принятия решения судом первой инстанции.
В целом отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия принимает во внимание, что основным видом деятельности ООО "Донэкс" является производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства. Также в государственном реестре содержатся сведения о дополнительных видах деятельности общества, в том числе, и передача электроэнергии (35.12.1). Соответственно, передача электроэнергии не является основным видом деятельности должника.
Приведенные ООО "СОЛО-Рент" обстоятельства, в том числе, о наличии у ООО "Донэкс" статуса субъекта естественных монополий, в связи с установлением должнику индивидуальных тарифов за передачу электрической энергии на долгосрочный период, а также ссылка на судебный акт, вынесенный по итогам рассмотрения дела N А53-10860/2020, были предметом изучения суда и им давалась правовая оценка при вынесении решения Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2020 о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства.
При вынесении данного судебного акта установлено, что деятельность общества "Донэкс" не связана с доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, наличие которого является обязательным признаком статуса субъекта естественной монополии, следовательно, к рассмотрению настоящего заявления не применяются нормы параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 N 15АП-656/2021 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2021 N Ф08-6750/2021 решение суда о признании должника несостоятельным (банкротом) оставлено без изменения.
С указанным выводами согласился Верховный Суд Российской Федерации при вынесении определения от 05.03.2021 N 308-ЭС21-1312 об отказе в передаче кассационной жалобы ООО "Соло-РЕНТ" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами установлено, что должник не является субъектом естественных монополий, а поэтому к рассмотрении настоящего заявления не применяются нормы параграфа 6 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанные в рассматриваемой жалобе обстоятельства были предметом неоднократного исследования и оценки суда также при вынесении определения Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2021 по настоящему делу об отказе в пересмотре решения суда о признании должника несостоятельным (банкротом) от 21.12.2020 по новым обстоятельствам.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по настоящему судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
С учетом изложенного доводы заявителя жалобы противоречат вступившим с законную силу судебным актам по настоящему делу, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего заявления.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованными доводы заявителя жалобы о том, что после вынесения решения от 21.12.2020 по настоящему делу о признании должника несостоятельным (банкротом), ООО "Донэкс" постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области N 60/13 от 29.12.2020 и N 60/14 от 29.12.2020 был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2020-2024, что свидетельствует о наличии у должника статуса субъекта естественных монополий.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, не опровергается, что в последующем постановлением PCT РО N 3/1 от 26.01.2021 в указанные постановления были внесения изменения, согласно которым индивидуальный тариф для взаиморасчетов между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго" был установлен предприятию с 29.12.2020, что установлено в постановлении суда апелляционной инстанции от 29.03.2021 по настоящему делу.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что согласно абзацу 2 пункта 18 Правил от 29.12.2011 N 1178, индивидуальные цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с начала очередного расчетного периода регулирования. В соответствии с пунктом 31 Правил, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не имеет обратной силы. Индивидуальный тариф для общества "Донэкс" был установлен постановлением РСТ Ростовской области от 29.12.2020, поэтому он не мог быть учтен при определении размера единого (котлового) тарифа на 2020.
Признавая доводы апелляционной жалобы необоснованными и оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, судебная коллегия учитывает, что для определения у ООО "Донэкс" статуса субъекта естественных монополий необходима совокупность обязательных факторов, указывающих на подобный статус у должника, а именно: наличие у организации основного квалифицирующего признака - осуществление деятельности в сферах, прямо указанных Законом о естественных монополиях, в условиях естественной монополии; определенность продуктовых границ товарного рынка, в рамках которого осуществляется деятельность; доминирующее положение на рынке в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, как установлено при вынесении решения суда от 21.12.2020 в рамках настоящего дела, так и при рассмотрении настоящего обособленного спора, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что деятельность ООО "Донэкс" связана с доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, наличие которого является обязательным признаком статуса субъекта естественной монополии.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
С учетом вышеизложенного и вопреки ошибочному утверждению заявителя жалобы, актами сальдо-перетоков электрической энергии за январь и февраль 2020 между ООО "Донэкс" и АО "Донэнерго"; сводными актами полезного отпуска из сети ООО "Донэкс" потребителям ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" за январь-июнь 2020 не подтверждается оказание должником услуг по передаче электрической энергии по регулируемой цене (тарифу), а лишь свидетельствуют о том, что в спорный период ООО "Донэкс" не препятствовало перетоку через его объекты электрической энергии конечным потребителям.
Ссылка заявителя жалобы на разъяснения президиума ФАС РФ от 13 сентября 2017 N 12 "О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку указанные рекомендации носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы, в связи с чем, являются внутренним документом ФАС России, разъясняющим сотрудникам ведомства порядок их деятельности.
При таких обстоятельствах с учетом наличия вступивших в законную силу судебных актов, которыми установлено, что должник не является субъектом естественных монополий, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о применении к должнику норм параграфа 6 гл. IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В целом доводы заявителя жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции. При этом они не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 по делу N А53-20250/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20250/2019
Должник: ООО "ДОНЭКС"
Кредитор: Максименко Ольга Алексеевна
Третье лицо: НП "СОАУ "Альянс", ООО "ЭНТЭК"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12304/2023
14.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11481/2023
07.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4900/2023
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3478/2023
15.05.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20243/2022
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3176/2023
14.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1482/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1149/2023
13.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-237/2023
09.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23818/2022
06.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-15115/2022
30.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22870/2022
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11438/2022
20.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13430/2022
20.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20242/2022
15.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20081/2022
15.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17022/2022
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10892/2022
30.09.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13640/2022
29.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6932/2022
12.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13092/2022
08.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12631/2022
06.08.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12450/2022
21.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10321/2022
12.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11387/2022
06.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10623/2022
28.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8798/2022
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5675/2022
21.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5678/2022
08.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5643/2022
28.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-101/2022
20.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4435/2022
11.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2920/2022
04.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2919/2022
01.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1380/2022
05.03.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2921/2022
27.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23749/2021
17.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13057/2021
21.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18233/2021
08.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16838/2021
29.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14934/2021
03.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11726/2021
02.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12230/2021
26.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12842/2021
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6750/2021
19.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8983/2021
29.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-656/2021
11.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21631/20
20.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22173/20
21.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20365/20
21.12.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20250/19
08.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19265/20
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9695/20
29.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6440/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8359/20
07.08.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12050/19