06 апреля 2022 г. |
Дело N А72-7340/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой А.Э.,
судей Ястремского Л.Л., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 апреля 2022 года
апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2021 года по делу N А72-7340/2021 (судья Т.М. Крамаренко)
по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, г.Ульяновск
к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с.Кезьмино, Ульяновская обл., Сурский район, с.Кезьмино
об обязании провести техническое обследование объекта культурного наследия, изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной сметной документации, согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, провести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия,
третье лицо - Администрация муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, Ульяновская обл., р.п. Сурское,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением об обязании Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с.Кезьмино, Муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (далее - ответчик):
провести техническое обследование "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022;
изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023;
провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.04.2024;
согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.07.2024;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2025;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2026;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (интерьеры) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2027.
Определением от 21.09.2021 удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований к Муниципальному образованию "Сурский район" Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования "Сурский район", производство в указанной части прекращено. Удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований. Согласно уточнению истец просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с.Кезьмино (ИНН 7319002911 ОГРН 1027300723493):
провести техническое обследование "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022;
изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023;
провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602 в срок до 01.04.2024;
согласовать органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия " господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок 01.07.2024;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2025;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2026;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия (интерьеры) "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок до 01.09.2027.
Тем же определением суда первой инстанции Администрация муниципального образования "Сурский район" области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.12.2021 постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино
провести техническое обследование объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2022;
изготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер 73:17:022602:249) в срок до 01.06.2023;
провести государственную историко-культурную экспертизу изготовленной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602 в срок до 01.04.2024;
согласовать с органом по охране объектов культурного наследия проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) в срок 01.07.2024;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (фундамент, крыша и чердачные перекрытия) в срок до 01.09.2025;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (фасады с реставрацией или заменой оконных и дверных заполнений и установкой новых взамен отсутствующих) в срок до 01.09.2026;
провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия "Дом господский, 1880-е гг." (кадастровый номер: 73:17:022602:249) (интерьеры) в срок до 01.09.2027.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.".
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает следующие доводы.
Обязанности по сохранению объекта культурного наследия возложены на ответчика с момента государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия. Ответчик вправе провести обследование технического состояния объекта культурного наследия до 25.04.2023, то есть в пределах пятилетнего срока, установленного п. 4.6 ГОСТ Р 55567-2013, а истец не вправе требовать выполнения указанных мероприятий ранее указанного срока, в связи с чем заявитель считает что исковые требования заявлены преждевременно.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит рассмотреть дела в отсутствии своего представителя оставить
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам ч.1 ст. 122, ч.1 ст.123, ч.1 ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, из представленной выписки из ЕГРН от 15.04.2021 нежилое здание средней школы, 1870 года (год завершения строительства), 2-х этажное, кирпичное, имеющее кадастровый номер 73:17:022602:249, находящееся по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с Кезьмино, ул. Советская, д. 5, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Сурский район" Ульяновской области (дата регистрации права собственности 27.01.2014), на праве оперативного управления - Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя школа с. Кезьмино (дата регистрация права - 25.04.2018) (л.д. 63-70).
Постановлением правительства Ульяновской области от 25.06.2014 N 253-П "О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" указанный объект был включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг", 1880-е гг. - нач. ХХ в." (п. 69) (л.д. 41-46).
По результатам осмотра здания по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, д. 5 специалистами истца установлено, что по состоянию на текущий период наблюдается существенное ухудшение состояния объектов культурного наследия (на части объекта культурного наследия отсутствует кровля, потолки по первому и второму этажу имеют следы протечек, по стенам и потолкам наблюдается растрескивания/отслоение покрасочного и штукатурного слоя, по фасаду наблюдается выветривание кладочного раствора наружной версты кирпичной кладки, частичное разрушение кирпичной кладки). Составлен соответствующий акт. К акту приложены фотоматериалы (л.д. 47-62).
Обосновывая уточненные исковые требования, истец указал, что, являясь уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия в Ульяновской области, на основании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вправе требовать обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино как титульного собственника указанного здания провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг.", 1880-е гг. - нач. ХХ в., расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, д. 5.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п.1 ст.33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В пункте 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ установлен перечень мероприятий, который входит в государственную охрану объектов культурного наследия.
В силу статьи 40 Закона N 73-ФЗ работами по сохранению являются, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, включающие в себя в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 "Национальный стандарт РФ. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, памятники истории и культуры" (раздел 6,7) и ГОСТ Р 55567-2013 "Национальный стандарт РФ. Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия", в том числе обследование технического состояние объектов культурного наследия и натурные исследования.
Согласно п.1 ст.40 Закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пункту 4 статьи 40 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (п. 1).
В подпункте 2 пункта 2 статьи 45 Закона N 73-ФЗ указывается, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, представляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (п. 3).
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 6).
Согласно статье 28 Закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (абз. 10).
Порядок проведения экспертизы определен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".
В силу пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают проведение технического обследования объекта, подготовку проектной документации на проведение работы по сохранению объекта, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с региональным органом охраны объектов культурного наследия, а также непосредственно ремонт и реставрацию объекта культурного наследия.
Как предусмотрено п.1 и п.2 ст.47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Согласно п.1 ст.47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции определил надлежащим ответчиком по делу Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино.
Поддерживая данный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как предусмотрено ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
Согласно части 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст.216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления является вещным правом, наряду с правом собственности.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Следовательно, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино как обладатель права оперативного управления в отношении объекта культурного наследия является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
До настоящего времени Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино не провело вышеуказанных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно статье 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Таким образом, действующая редакция Закона N 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, и широко применяется в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2021 N Ф08-4295/2021 по делу N А63-8345/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 N 17АП-7487/2020-ГК по делу N А60-4276/2020).
Возражая против удовлетворения заявленных требований в ходе судебного разбирательства в первой инстанции, ответчик указал, что в соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 55567-2013 обследование технического состояния объектов, находящихся в нормативном, исправном и работоспособном состоянии, проводится не реже одного раза в пять лет, находящихся в ограничено работоспособном состоянии - не реже одного раза в три года, находящихся в недопустимом и аварийном состоянии - ежегодно. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что объект находится в ограниченно работоспособном либо аварийном состоянии. Следовательно, обследование технического состояния объекта следует проводить один раз в пять лет. За школой право оперативного управления зарегистрировано 25.04.2018. Соответственно, до 25.04.2023 школа имеет возможность провести техническое обследование здания. В связи с чем исковые требования заявлены преждевременно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют указанные доводы, рассмотрев которые, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их безосновательности.
Свои требования истец основывает на Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Обязанности лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ по содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия предусмотрены частью 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ к таким лицам относятся физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Материалами дела подтверждается, что ответчик является законным владельцем объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль загородной помещичьей усадьбы В.П. Крылова: - Дом господский, 1880-е гг. - Ограда с тремя воротами, 1880 - 1890 гг", 1880-е гг. - нач. ХХ в.".
Заявленное требование непосредственно связано с неисполнением ответчиком обязательств по охране объектов культурного наследия.
Вышеуказанный ГОСТ накладывает на собственника объекта культурного наследия обязательства проводить соответствующие технические обследования объекта культурного наследия, но не ограничивает права истца на подачу соответствующего иска в порядке подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ.
В материалах дела имеется обследование технического состояния здания, которое было выполнено 24.01.1989 года. Ещё 24.01.1989 года в акте обследования "средняя школа с. Кезьмино" указана как пользователь объекта.
Согласно п.2 ГОСТ Р 55567-2013 в настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Согласно п.4.3 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.)- Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
Согласно выписки ЕГРН объект построен в 1870 году.
По указанным основаниям, ссылка заявителя апелляционной жалобы на дату государственной регистрации права оперативного управления ответчика в данном случае к определению сроков принятия мер по сохранению объекта культурного наследия несостоятельна, поскольку документально пользование подтверждено уже с 24.01.1989, т.е. до введения нормы о государственной регистрации, а также технические стандарты связывают начало для технического обследования с моментом ввода в эксплуатацию, а не с момента регистрации права в ЕГРН.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик, владея выявленным объектом культурного наследия, не исполнял требования Федерального закона N 73-ФЗ, работы, направленные на сохранение объекта не проводил, основано на верно установленных обстоятельствах дела и соответствует приведенным нормам. Между тем, статьей 7 Федерального закона N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По смыслу пункта 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации (пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, оценив в совокупности приведенные сторонами доводы и имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения заявленных требований на ответчика, определив разумные сроки их совершения в соответствии со ст. 174 АПК РФ с учетом разъяснений. изложенных в пункте 27 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств".
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В силу ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 декабря 2021 года по делу N А72-7340/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
А.Э. Ануфриева |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7340/2021
Истец: ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области
Ответчик: "Сурский район" Ульяновской области в лице Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, МОУ средняя школа с.Кезьмино, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Кезьмино, Сулейманов Эльдар Нуруллович
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СУРСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25530/2022
29.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13520/2022
23.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19801/2022
06.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1884/2022
24.12.2021 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7340/2021