г. Владимир |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А43-26600/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВиК" (ИНН 5256106862, ОГРН 1115256010781) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2022 по делу N А43-26600/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВиК" о признании незаконными действия (бездействия) администрации города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании принял участие представитель администрации города Нижнего Новгорода - Рябинина А.В. по доверенности от 29.12.2021 N 01-342/Д сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "ВиК" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 29.03.2022 (входящий N 01АП-1436/22 от 29.03.2022) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВиК" (далее по тексту - Общество) от 22.10.2020 N 884 обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Администрация) с просьбой разъяснить, какой размер платы должна применить управляющая организация в случае непринятия собственниками помещении решения о размере платы за содержание жилого помещения, если категория многоквартирного дома отсутствует в соответствующем постановлении органа местного самоуправления; разъяснить порядок включения дополнительных категория многоквартирных домов и установления для них размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социальною найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений, которые выбрали способ управления многоквартирным домом (за исключением способа непосредственного управления), но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилою помещения.
Письмом от 13.11.2020 N исх-08-02-516383/20 Департамент экономического развития и закупок Администрации уведомил Общество о том, что в случае, если многоквартирные дома по своим качественным характеристикам невозможно сопоставить с категориями домов, перечисленными в постановлении администрации города Нижнего Новгорода от 16.10.2020 N 3793, то возможно установление размера платы за содержание жилого помещения органом местного самоуправления согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, разъяснено, что для установления размера платы за содержание жилого помещения необходимо направить в департамент экономического развития и закупок следующие документы: обращение управляющей организации с обоснованием необходимости установления размера платы за содержание жилого помещения для многоквартирного дома (далее - МКД), относящегося к иной степени благоустройства; технический паспорт, содержащий сведения о конструктивных элементах МКД; информацию по общим площадям жилых и нежилых помещений МКД; перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД, включаемых в размер платы за содержание жилого помещения, утвержденный собственниками помещений МКД; документы, подтверждающие расходы на содержание МКД по каждому виду работ и услуг в соответствии с утвержденным перечнем: - утвержденный план текущего ремонта; документы (договоры, дефектные ведомости, сметная документация, акты выполненных работ но форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3), подтверждающие затраты на текущий ремонт; документы, подтверждающие расходы на управление МКД по каждому наименованию услуг; протокол общего собрания собственников помещений МКД; договор управления МКД.
Общество письмом от 21.06.2021 N 416 направило в Департамент экономического развития и закупок администрации, пакет документов и просило внести изменение в действующий нормативно-правовой акт администрации, определяющий степень благоустройства многоквартирных домов и размер платы за жилое помещение и установить размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые выбрали управление многоквартирным домом (за исключением способа непосредственного управления), но на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения для категории многоквартирных домов со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтами, системой дымоудаления и пожаротушении, без мусоропроводов, с автоматизированным тепловым узлом, с насосными станциями ХВС и ГВС, с автоматизированной системой сбора показании с приборов учета тепловой энергии.
Администрацией размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: бульвар Южный, д.10, 15 не установлен, в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16.10.2020 N 3793, соответствующие изменения не внесены.
Не согласившись с действиями Администрации, выразившимися в не установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и многоквартирных домах, расположенных по адресам: бульвар Южный, д.10 и бульвар Южный, д.15 и не внесении соответствующих изменений в действующий нормативно-правовой акт администрации, определяющий степень благоустройства многоквартирных домов и размер платы за жилое помещение, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 20.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального права. Указывает, что суд первой инстанции не дал должную оценку представленному письму от 01.07.2021 N Исх-03-08-318483/21, не установил факт направления его Обществоу чем нарушил принципы состязательности и равенства сторон, определенные статьями 8,9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель Администрации в судебном заседании огласил позицию по апелляционной жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены, в числе прочего: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Указанные положения в полной мере согласуются с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N491).
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
На основании пункта 35 Правил N 491 указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из приведенных норм права следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Таким образом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, который находится под управлением управляющей организации, по общему правилу определяется на общем собрании собственниками помещений.
Закрепленная частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность органа местного самоуправления по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения носит факультативный характер и является дополнительной гарантией обеспечения исполнения обязанности собственников жилых помещений по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) в том случае, если сами собственники такое решение не приняли.
Как следует из материалов дела Общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: г.Нижний Новгород, бульвар Южный, дома N 10 и 15, на основании договоров управления многоквартирным домом от 16.06.2014 и от 23.04.2015.
Судом установлено, что согласно приложением N 6 к Договору от 16.06.2014 и приложением N 5 к Договору от 23.04.2015 установлены размеры платы за работы и услуги по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а именно: 26,40 руб./мес. за 1 кв. м общей площади (МКД N 10); 29,30 руб./мес. за 1 кв. м общей площади (МКД N15), что подтверждается представленными в материалами дела копиями протоколов общих собраний от 16.06.2014, 23.04.2015, договорами управления МКД от 16.06.2014, 23.04.2015.
Таким образом, собственники вышеназванных МКД самостоятельно реализовали право на определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Указанные договоры управления МКД до настоящего времени являются действующими, что подтвердил представитель заявителя (аудиозапись судебного заседания от 12.01.2022).
Как следует из материалов дела, инициированные Обществом в 2020 году общие собрания собственников помещений рассматриваемых МКД, на повестку которых поставлен, в том числе, вопрос об утверждении иной (увеличенной) стоимости услуг, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, размера платы за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, проведены в отсутствие кворума, то есть неправомочны, решений по вопросам повестки дня не принято (протоколы общих собраний от 07.02.2020, л.д. 47, 71).
При этом, обществом не представлено доказательств проведения иных собраний собственников помещений рассматриваемых МКД, на повестку которых поставлен вопрос об утверждении иной стоимости услуг, работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, размера платы за работы и услуги по управлению МКД, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД при проведении которых собственниками помещений МКД было принято решение о несогласии с предложенным управляющей организацией тарифом (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с пунктами 3.2.17 договора от 16.06.2014, 3.2.15 Договора от 23.04.2015 Общество имеет право изменять тарифы на содержание и ремонт многоквартирного дома, но не чаще 1 раза в год, а в случае изменения тарифов, расценок организаций, поставляющих и оказывающих услуги управляющей организации в соответствии со сроками их применения, с доведением соответствующей информации до собственников.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах N 10 и N 15 бульвар Южный г.Нижний Новгород собственниками помещений установлен, последующее обращение общества в Администрацию с требованием об утверждении размера платы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов не основано на нормах действующего законодательства, а также не соответствует условиях действующих договоров управления, и направлено на изменение установленного размера такой платы вопреки воле собственников жилых помещений.
Таким образом, Администрацией не допущено бездействия при рассмотрении обращения Общества, кроме того обращения Общества от 13.11.2020 и от 21.06.2021 рассмотрены, порядок установления размера платы Обществу разъяснен.
Довод Общества о том, что Администрации в письме от 13.11.2020 не согласна с необходимостью установления размера платы в отношении указанных домов судом правомерно не принят, поскольку в указанных письмах Администрация указала на отсутствие оснований установления размера платы в предусмотренном частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке при наличии действующих договоров управления.
Ссылки Общества на судебные акты по делам N А79-14941/2017, N А33-11693/2017 судом правомерно не приняты, поскольку приведенные акты не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора, приняты по иным обстоятельствам.
Таким образом Администрацией не допущено нарушений требований действующего законодательства, а также прав и законных интересов Общества.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2022 по делу N А43-26600/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВиК" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ВиК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей уплаченную по платежному поручению от 07.02.2022 N 300.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26600/2021
Истец: ООО "ВиК"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода