город Москва |
|
6 апреля 2022 г. |
Дело N А40-229649/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Центральной электронной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2022 по делу N А40-229649/21,
по заявлению АО "Газэнергосервис"
к Центральной электронной таможне
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2022 признано незаконным и отменено постановление Центральной электронной таможни от 08.10.2021 по делу об административном правонарушении N 10131000-778/2021 о привлечении АО "Газэнергосервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган не согласился с выводами суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен судом к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 08.10.2021, уполномоченным Центральной электронной таможни в отношении АО "Газэнергосервис" вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10131000-778/2021, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен административный штраф в размере 851, 87 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности таможенным органом законных оснований для привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев повторно имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения АО "Газэнергосервис" к административной ответственности, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о соблюдении административным органом положений ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процедуры привлечения заявителя административным органом к административной ответственности не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены.
Из материалов дела следует, что обществом на Центральном таможенном посту (центр электронного декларирования) 26.08.2021 по системе электронного декларирования подана декларация на товары N 10131010/260821/0563768, всего на 11 товаров по процедуре выпуск для внутреннего потребления (ИМ 40).
Товар ввезён на таможенную территорию ЕАЭС, в рамках внешнеторгового контракта от 04.12.2017 N 643/00159083/74234 и дополнений N 20 к контракту от 30.06.2021, N 21 к контракту от 02.07.2021, заключенного между АО "Газэнергосервис" (покупатель) с российской стороны и компанией "NDUSTRIAL TURBINE COMPANY (UK) LTD" (Великобритания) (продавец) с иностранной стороны на условиях поставки: FCA, ЛИНКОЛЬН.
Вместе с ДТ N 10131010/260821/0563768 обществом подана декларация таможенной стоимости, в которой в отношении товара N 1, N 3, N 5, N 7, N 9 заявлены сведения: товар N 1: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар - 4.898.052,18 руб., расходы за перевозку (транспортировку) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС - БРЯНСК - 24.957, 09 руб., расходы на страхование в связи с операциями, указанными в графах 17 и 18 - 11.020, 22 руб., таможенная стоимость - 4.934.029, 49 руб.; товар N 3: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар - 2.342.407, 41 руб., расходы за перевозку (транспортировку) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС - БРЯНСК - 44.370, 37 руб., расходы на страхование в связи с операциями, указанными в графах 17 и 18 - 5.269, 92 руб., таможенная стоимость - 2.392.047, 70 руб.; товар N 5: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар - 254.795, 78 руб., расходы за перевозку (транспортировку) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС - Брянск - 554, 99 руб., расходы на страхование в связи с операциями, указанными в графах 17 и 18 - 573, 61 руб., таможенная стоимость - 255.924, 38 руб.; товар N 7: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар - 1.402.249, 86 руб., расходы за перевозку (транспортировку) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС - Брянск - 18.025, 38 руб., расходы на страхование в связи с операциями, указанными в графах 17 и 18 - 3.154, 96 руб., таможенная стоимость - 1.423.430, 10 руб.; товар N 9: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар - 108.848, 26 руб., расходы за перевозку (транспортировку) до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС - Брянск - 4.899, 64 руб., расходы на страхование в связи с операциями, указанными в графах 17 и 18 - 245, 25 руб., таможенная стоимость - 113.993, 15 руб.
Товар прибыл автомобильным транспортом по товаросопроводительным документам: инвойс N Z003EBKZ-52 от 03.08.2021, инвойс N Z003EBKZ-51 от 03.08.2021 и международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 13.08.2021 N 21/2/79957.
В подтверждение величины расходов по перевозке товаров общество представило счет-фактуру на оплату услуг по перевозке (транспортировке) погрузке перегрузке/разгрузке товаров N 21/2/79957 от 23.08.2021 до места прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС на сумму 157.145, 24 руб. (1.815, 00 EUR), счет-фактуру N 18-21-71-FR001188 от 05.08.2021 по оплате единовременной страховой премии на сумму 23.447, 11 руб. (231, 36 GBP).
Общая сумма составила 180.592, 35 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления: в том числе расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС).
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.05.2018 N 83 "О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров", при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в случае, если дополнительные начисления, указанные в п.п 4 и 5 п. 1 ст. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, относятся ко всем или нескольким наименованиям товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определение величины дополнительных начислений, подлежащих добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за каждое наименование товара, осуществляется пропорционально величине, определяемой отношением веса брутто каждого наименования товара к общему весу брутто товаров, к которым относятся такие дополнительные начисления.
В ходе таможенного контроля ДТ N 10131010/260821/0563768 произведён таможенный досмотр товаров с его взвешиванием.
В результате сравнительного анализа, сведений, полученных в ходе таможенного досмотра N 10102032/040921/100282 со сведениями о товарах, заявленными в ДТ N 10131010/260821/0563768, установлено, что по товару N 1 фактический вес брутто, которого составил 29.756 кг., в декларации вес брутто - 27.000 кг; по товару N 3 фактический вес брутто, которого составил 50.000 кг., в декларации вес брутто - 48.000 кг.; по товару N 5 фактический вес брутто, которого составил 0.868 кг., в декларации вес брутто - 0.600 кг.; по товару N 7 фактический вес брутто, которого составил 24.975 кг., в декларации вес брутто - 19.500 кг.; по товару N 9 фактический вес брутто, которого составил 6.072 кг., в декларации вес брутто - 5.300 кг.
Таким образом, установлено, что в декларации на товары N 10131010/260821/0563768 обществом указаны недостоверные сведения о весе брутто товаров N 1, N 3, N 5, N 7, N 9, что привело к перераспределению транспортных расходов и как следствие увеличению таможенной стоимости декларируемых товаров N 1, N 3, N 5, N 7, N 9, что повлекло за собой занижение размера подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 1.703, 73 руб.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации. Декларация таможенной стоимости является неотъемлемой частью декларации на товары (п. 2 ст. 105 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В декларации на товары, в соответствии со ст. 106 Таможенного кодекса ЕАЭС, в числе прочих основных сведений, указываются сведения о таможенной стоимости, количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения. Диспозиция ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10131000- 778/2021 от 08.10.2021 АО "Газэнергосервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленный порядок таможенного декларирования товаров.
Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что АО "Газэнергосервис" не уклонялось от предоставления декларации и указало точные сведения на основании данных, предоставленных продавцом товара, в том числе по наименованию всех позиций товаров, при этом после уточнения информации, предоставленной в таможенной декларации до корректировки, общая таможенная стоимость, с которой рассчитываются таможенные сборы (гр. 47 код 1010), не изменилась.
Поскольку сведения о товаре взяты из сопроводительной документации и информации продавца товара, оснований сомневаться в характеристиках декларируемого товара не имелось, соответственно, у общества не имелось оснований для проведения экспертизы ввезенного товара, что свидетельствует об отсутствии в деянии общества субъективной стороны вменяемого правонарушения. Перераспределение транспортных расходов, после внесения корректировки в декларацию, и в связи с этим увеличение таможенной стоимости по некоторым позициям декларируемых товаров, не послужило занижением суммарного размера таможенной пошлины, которая указана в таможенной декларации.
В первично представленной декларации на товары указана большая сумма таможенной пошлины, которую бы оплатило общество, если бы не производилось уточнение информации заявленной первоначально продавцом товара в декларации, а именно - веса товара.
Произведенное перераспределение транспортных расходов после корректировки произошло не только в сторону увеличения (как отражено в протоколе ЦЭТ), но и в сторону уменьшения таможенной стоимости отдельных товаров (товары N 2, N 4, N 6, N 8, N 10, N 11), то есть, изменение веса брутто всех товаров повлекло за собой только лишь перераспределение транспортных расходов между ними в структуре таможенной стоимости товаров.
АО "Газэнергосервис" в первоначально поданной декларации не занизило размер таможенной пошлины и НДС, а указало ее в большем размере, которую готово оплатить себе в ущерб, вследствие чего своими действиями, при подаче декларации на товары, не нанесло ущерба, как и государственному бюджету в целом. Расчет платежей по декларации производится суммарно по всем товарам, декларируемым в декларации на товары и платится общей суммой за все товары, а не отдельно по каждому товару. Как видно из декларации, после корректировки занижения размера таможенных пошлин и налогов не произошло.
Сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин и налогов, перерассчитанных с учетом результатов таможенного фактического досмотра (акт таможенного досмотра N 10102032/040921/100282 от 03.09.2021, КТД от 05.09.2021), уменьшилась на общую сумму 540, 24 руб.
Соответственно из итоговой суммы платежей не следует, что АО "Газэнергосервис" занижены платежи.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, обществом подано письменное заявление, в котором отражена официальная позиция Федеральной таможенной службы касательно существа данного вопроса, а именно, согласно письму ФТС России от 30.04.2015 N 18-12/21021 "О направлении разъяснений" (разъяснения по квалификации административных правонарушений по ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "недекларирование либо недостоверное декларирование товаров") не влечет наступления административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление недостоверных сведений, если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера, однако данные доводы и позиция Федеральной таможенной службы не приняты во внимание таможенным органом.
Действия при декларировании товаров с указанием сведений, не соответствующих действительности (недостоверных), образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лишь при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Ответственность по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено, оснований отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.2022 по делу N А40-229649/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229649/2021
Истец: АО "ГАЗЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ