г. Саратов |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А57-19822/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года по делу N А57-19822/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 41, ОГРН 1036405021047, ИНН 6450068585),
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998), Аникеев Михаил Васильевич (Саратовская область, Аркадакский районн, с. Большая Журавка),
о признании незаконным предписания,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" Задохиной Е.Р., действующей на основании доверенности от 01.01.2021,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция, административный орган) от 28.07.2021 N 268-05-05 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.03.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя подателя жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.06.2021 N 796-05-07 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обязательных требований при определении размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении, расположенном по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с. Большая Журавка, ул. Юбилейная, д. 8, кв. 2, Инспекцией проведена проверка ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", по результатам которой составлен акт от 28.07.2021 N 756-05-06 (т. 1, л.д. 13).
В ходе проверки административным органом установлено нарушение ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" пункта 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее - Правила поставки газа), выразившееся в начислении платы за коммунальную услугу по газоснабжению за период с 08.12.2020 по 05.03.2021 по нормативам потребления газа.
28 июля 2021 года Инспекцией ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" выдано предписание N 268-05-05, согласно которому обществу надлежит в срок до 22.11.2021 провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, указанных в акте проверки от 28.07.2021 N 756-05-06 и обеспечить соблюдение обязательных требований по жилому дому, расположенному по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с. Большая Журавка, ул. Юбилейная, д. 8, произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в соответствии с требованиями пункта 30 Правил поставки газа, а именно: объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа (08.12.2020) до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа присоединяется к газопроводу, определить исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года (т. 1, л.д. 12).
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", полагая, что предписание от 28.07.2021 N 268-05-05 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 24 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30, 31 Правил поставки газа.
Пунктом 28 Правил поставки газа определено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Согласно пункту 30 Правил поставки газа объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В пункте 3 письма от 28.05.2012 N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что пункт 30 Правил поставки газа действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки. Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению Правила предоставления коммунальных услуг одновременно с этим излагают в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами. Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажем прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. При этом порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяется в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета. В случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа (пункт 29 Правил поставки газа).
В ходе проверки административным органом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с. Большая Журавка, ул. Юбилейная, д. 8, оборудован индивидуальным прибором учета газа NPM-G4 N 4066919 2011 года выпуска, межповерочный интервал данного прибора учета составляет 10 лет.
Согласно акту обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 15.10.2020 N 2/2487 прибор учета газа NPM-G4 N 4066919 исправен, отображает результаты измерений, нарушений не установлено (т. 1, л.д. 18-19).
08 декабря 2020 года на основании обращения абонента произведена замена прибора учета газа NPM-G4 N 4066919 на прибор учета газа СГБ "Смарт" G4 N 06192, о чем составлен акт замены бытового газоиспользующего оборудования от 08.12.2020 (т. 1, л.д. 20).
31 марта 2021 года на основании заявления абонента от 05.03.2021 ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" на прибор учета газа СГБ "Смарт" G4 N 06192 установлена пломба, о чем составлен акт обследования (инвентаризации) газового хозяйства населения от 31.03.2021 N 2/1121 (т. 1, л.д. 57-59).
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" за период с 08.12.2020 по 05.03.2021 начисляло абоненту по адресу: Саратовская область, Аркадакский район, с. Большая Журавка, ул. Юбилейная, д. 8, плату за коммунальную услугу по газоснабжению в соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа, используя значения норматива потребления газа (т. 1, л.д. 50-51).
Однако поскольку на дату демонтажа прибора учета газа NPM-G4 N 4066919 неисправность данного прибора учета не была установлена, срок поверки не истек, начисление платежей за предшествующие периоды осуществлялось обществом на основании показаний данного прибора учета, а не по нормативам потребления, оснований для начисления платы в соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа за период с 08.12.2020 по 05.03.2021 не имелось.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" указывает, что пункт 30 Правил поставки газа подлежит применению только в случает демонтажа прибора учета с целью ремонта или поверки и не распространяется на случай установки нового прибора учета, в связи с чем расчет платы за период с 08.12.2020 по 05.03.2021 обоснованно произведена на основании нормативов потребления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
Сам по себе демонтаж и замена прибора учета на новый без проведения ремонта или поверки демонтированного прибора учета не свидетельствует о его неисправности, не исключает необходимость применения пункта 30 Правил поставки газа при расчета платы за газоснабжение.
В рассматриваемом случае замена прибора учета газа произведена до истечения срока его поверки, прибор на дату замены являлся исправным, повреждения целостности пломб при обследовании прибора учета не установлено, показания данного прибора принимались обществом для начисления платы, следовательно, оснований для начисления платы в соответствии с пунктом 28 Правил поставки газа у общества не имелось.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2020 года по делу N А12-20903/2019.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 февраля 2022 года по делу N А57-19822/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19822/2021
Истец: ООО Газпром межрегионгаз Саратов
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Аникеев Михаил Васильевич