г. Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А41-51849/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченкова Н.В.
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Кашира - Басова Е.В. по доверенности от 10.01.2022 года, паспорт, диплом;
от ООО "УК Прогресс-Т" - Келехсаева Н.И. по доверенности от 30.12.2021 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Кашира на решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года по делу N А41-51849/21, по иску Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Кашира к ООО "УК Прогресс-Т" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Кашира (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК Прогресс-Т" (далее - ответчик, общество) о взыскании платы за разрешение на размещение объекта от 15.02.2018 N 28 за период с 15.04.2019 по 21.01.2021 в размере 104 940 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года по делу N А41-51849/21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет по управлению имуществом администрации г.о. Кашира обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "УК Прогресс-Т" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, комитетом 15.02.2018 выдано разрешение размещение объекта N 28, в соответствии с которым ООО "УК Прогресс-Т" разрешается размещение объекта: "линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (антенно-мачтовое сооружение связи, высотой 45-м) на образуемом земельном участке общей площадью 225 кв.м. в соответствии со схемой границ" на землях городского округа Кашира Московской области в кадастровом квартале 50:37:0030206, местоположение: Московская область, городской округ Кашира, вблизи д. Топтыково, сроком до 15.02.2023.
Уведомлением от 29.04.2019 N 1814 истец сообщил ответчику об установлении порядка уплаты платежа за размещение объекта по разрешению на размещение от 15.02.2018 N 28 и необходимости внесения платы.
ООО "УК Прогресс-Т" 17.05.2019 обратилось в администрацию с заявлением о прекращении действия разрешения на размещение объекта от 15.02.2018 N 28 в связи с изменением программы строительства объекта в 2018-2019 и отсутствием необходимости в указанном разрешении.
Письмом от 24.06.2019 N 3480/17 комитет сообщил, что действующим законодательством не предусмотрено прекращение действия ранее выданных разрешений на размещение объектов.
Письмом от 22.01.2021 N 641 комитет сообщил ответчику о принятом администрацией решении о прекращении действия разрешения на размещение объекта от 15.02.2018 N 28 в связи с невнесением платы в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
28.01.2021 в адрес ООО "УК Прогресс-Т" направлено уведомление от 28.01.2021 N 814 об уточнении платежа за размещение объекта по разрешению на размещение от 15.02.2018 N 28 и необходимости оплаты.
Претензией от 25.03.2021 комитет указал на наличие задолженности по оплате за разрешение на размещение объекта за период с 15.04.2019 по 21.01.2021 в размере 104 940 руб. и необходимость ее погашения.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях: проведения инженерных изысканий; строительства временных или вспомогательных сооружений; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого настоящий Порядок регламентирует процедуру и условия размещения объектов, размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно Перечню.
Согласно пункту 2 Порядка, размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 Порядка, разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица.
С 05.04.2019 вступили в силу изменения в Порядок, внесенные постановлением Правительства Московской области от 03.04.2019 N 192/8, согласно которым размещение объектов на основании разрешения на размещение стало осуществляться за плату с 15.04.2019 (пункт 11).
В соответствии с пунктом 11.3 Порядка, разрешения на размещение на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, выданные до вступления в действие настоящего пункта, подлежат оплате в соответствии с пунктом 11.1 Порядка на оставшийся срок действия разрешения, начиная с 15.04.2019, за исключением случаев, указанных в пункте 11.2 Порядка (пункт 11.3 введен постановлением Правительства Московской области от 03.04.2019 N 192/8).
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение размера платы за размещение объектов осуществляется по формуле: РРпл = Апл / 12 x М, где: РРпл - размер платы за размещение объекта; Апл - размер годовой арендной платы, рассчитанный в соответствии со статьей 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области"; М - количество месяцев, на которое выдается разрешение на размещение объекта.
В соответствии с пунктом 12 Порядка размещение объекта оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию.
Как следует из разрешения от 15.02.2018 N 28, ООО "УК Прогресс-Т" на земельном участке в кадастровом квартале 50:37:0030206 разрешено размещение элементов объекта: "линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (антенно-мачтовое сооружение связи, высотой 45-м).
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, истцом доказательств размещения объектов на спорном земельном участке в соответствии с разрешением на размещение от 15.02.2018 N 28 в материалы дела не представлено, равно как и акт приемки объекта в эксплуатацию.
Разрешение на размещение объекта - это односторонний документ истца, который не был акцептован ответчиком, поскольку комитет не представил в материалы дела доказательства размещения объектов на земельном участке, равно как и заявления на выдачу разрешения, а ответчик факт размещения объектов на указанном земельном участке отрицает.
Между тем системное толкование вышеуказанных норм свидетельствует о том, что плата предусмотрена не за выдачу разрешения на размещение объектов, а за само размещение объектов.
В соответствии с пунктом 14 Порядка, действие разрешения на размещение объекта прекращается в следующих случаях: истечения срока действия разрешения; поступления в уполномоченный орган от лица, которому выдано разрешение, уведомления о досрочном прекращении действия разрешения; невнесения платы за размещение объекта в срок, установленный п. 11.1 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в п. 11.2 настоящего Порядка; размещения на землях или земельном участке объекта, не предусмотренного выданным разрешением на размещение объекта; принятия уполномоченным на распоряжение земельными участками органом государственной власти либо органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.
Доводы истца, аналогично указанный в апелляционной жалобе о том, что Порядок в редакции, действующей на момент направления ответчиком в адрес администрации письма от 17.05.2019, не предусматривал прекращение действия разрешения на размещение объекта по инициативе заявителя, в связи с чем разрешение являлось действующим до момента принятия администрацией решения от 22.01.2021 о прекращении действия разрешения, правомерно отклонено судом первой инстанции.
Так, 17.05.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о прекращении действия разрешения на размещение объекта от 15.02.2018 N 28 в связи с изменением программы строительства объекта, что подтверждает отсутствие у общества необходимости в указанном разрешении и намерения на размещение каких-либо объектов на основании указанного разрешения.
При этом, для прекращения действия разрешения никаких специальных действий со стороны органов местного самоуправления постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 не предусмотрено.
Доказательств принятия ответчиком на себя обязательств по оплате, либо заключения с истцом каких-либо соглашений, предусматривающих оплату за размещение на землях муниципальной собственности или землях, государственная собственность на которые не разграничена, в материалы дела не представлено.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в адрес общества было направлено уведомление от 29.04.2019 N 1814 об установлении порядка уплаты платежа за размещение объекта по РНР от 15.02.2018 N 28.
Однако, соответствующих доказательств направления данного письмо в порядке ст. 65 АПК РФ не представил.
Ответчик возражает против получения указанного письма.
При таких установленных по делу фактических конкретных обстоятельствах спора, исходя из предмета и оснований заявленных требований, представленных в материалы дела доказательств, учитывая отсутствие между сторонами каких-либо обязательственных правоотношений по использованию земельного участка, а также отсутствие доказательств использования ответчиком спорного земельного участка в целях размещения на нем объектов на основании разрешения на размещение от 15.02.2018 N 28, что не оспаривается истцом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика платы, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных комитетом требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2022 года по делу N А41-51849/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51849/2021
Истец: Комитет по управлению имуществом Административного городского округа Кашира
Ответчик: ООО "УК ПРОГРЕСС-Т"