г. Самара |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А55-12191/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.04.2022 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2021 по делу N А55-12191/2021 (судья Рысаева С.Г.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (ИНН 6314012801, ОГРН 1026300892529), г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (ИНН 6310000026, ОГРН 1026301421068), г.Самара,
об урегулировании разногласий,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Газпром межрегионгаз Самара" - Хритоненков М.Н. (доверенность от 02.02.2022),
от ООО "Средневолжская газовая компания" - Журманова Е.Е. (доверенность от 01.01.2022), Юдаков А.А. (доверенность от 01.01.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Средневолжская газовая компания" (далее - ООО "СВГК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением об урегулировании разногласий с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Самара" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Самара") при заключении договора поставки газа от 16.10.2020 N 45-5-0011/21, изложив п.2.1, 2.2, 3.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.3, 5.3,5, 5.6, 9.9, 9.10, раздела 10, приложений N N 2-3 в предложенной редакции.
Решением от 17.12.2021 по делу N А55-12191/2021 Арбитражный суд Самарской области урегулировал разногласия при заключении договора от 16.10.2020 N 45-5-0011/21, изложив спорные пункты раздела 10, Приложений N 2-3 договора в следующей редакции:
П.2.1. Договора изложить в следующей редакции:
"Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации и/или на границе раздела сетей ООО "Газпром газораспределение Самара" и сетей ГРО газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при проведении регламентных работ, в том числе при продувке газопроводов и оборудования, регулировке и настройке газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения и после их капитального ремонта, при плановом техническом обслуживании газового оборудования объектов газоснабжения и котельных, в иных случаях проведения регламентных работ, и оплачивать Поставщику стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги. В случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке газа".
П.2.2. Договора изложить в следующей редакции: "Указанные в Приложении N 1 объемы газа являются ориентировочными и определены на основании заявки ГРО. Перерасход или невыборка газа не являются основанием для применения коэффициентов, указанных в п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, а также для применения к ГРО штрафных санкций, включая неустойки.
П.3.2. Договора изложить в следующей редакции: "По Договору месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и платежным периодами является календарный месяц. По договору сутками поставки газа является период времени с 10-00 текущих суток до 10-00 следующих суток (время московское).
П.4.3. Договора изложить в следующей редакции: "Определение количества газа (объема) производится ГРО в соответствии с "Правилами поставки газа в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, "Правилами учета газа", зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 г. N 32168, действующими стандартами и нормативными документами".
П.4.4. Договора изложить в следующей редакции: "По окончании расчетного периода (месяца) ГРО по данным учета составляет Акт о количестве поставленного - принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах в 2-х экземплярах (Приложение N 2 - форма Акта). Не позднее 3-го числа месяца, следующего за расчетным, ГРО направляет Поставщику для подписания указанный Акт.
П.4.5. Договора изложить в следующей редакции: "Акт, указанный в п.4.4. Договора, направляется в адрес Поставщика любым способом, обеспечивающим возможность достоверно установить факт его получения Поставщиком".
П.4.6. Договора изложить в следующей редакции: "При получении Акта, предусмотренного п. 4.4. Договора, Поставщик в течение 5 рабочих дней с момента его получения обязан рассмотреть, подписать Акт, скрепить печатью и один экземпляр Акта вернуть ГРО или в тот же срок направить в адрес ГРО письменный мотивированный отказ от его подписания".
П.4.7. Договора изложить в следующей редакции: "В случае если Поставщик в срок, установленный п.4.6. Договора, не направит в адрес ГРО подписанный и скрепленный печатью Акт или письменный мотивированный отказ от подписания Акта, Акт считается принятым Поставщиком без замечаний, а количество газа и объем оказанных снабженческо-сбытовых услуг принимаются по данным ГРО, указанным в Акте".
П.4.8. Договора изложить в следующей редакции: "Подписанный Сторонами Акт, предусмотренный п.4.4. Договора, является основанием для оформления Поставщиком товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 и выставления Поставщиком ГРО счетов-фактур за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным. В трехдневный срок с момента получения товарной накладной ТОРГ-12 ГРО обязана подписать товарную накладную уполномоченным лицом, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес Поставщика".
П.5.3. Договора изложить в следующей редакции: "Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 5 банковских дней с момента его получения".
П.5.3.5. исключить из Договора.
Дополнить Договор п.5.6. и изложить в следующей редакции: "Общая сумма договора на момент его заключения ориентировочно составляет 6 731 093 руб. 29 коп., в т. ч. НДС 1 121 848 руб. 88 коп. Данная сумма не является окончательной и может изменяться в период действия настоящего Договора. Оплата производится по тарифам (ценам, расценкам и т.п.), действующим в соответствующем расчетном периоде".
П.9.9. исключить из Договора. П.9.10. и п.9.11. считать п.9.9. и 9.10. Договора соответственно.
П.9.10. Договора изложить в следующей редакции: "Договор имеет следующие приложения:
Приложение N 1. Ориентировочные (плановые) объемы поставки газа в 2021 году, тыс. куб. м.,
Приложение N 2. Форма Акта о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за ____ месяц 2021 года, тыс. куб. м.
Раздел 10 исключить из Договора.
Приложение N 2 Договора изложить в следующей редакции:
Приложение N 2 к Договору
N 45-5-0011/21 от 16.10.2020 г.
АКТ N
о количестве поставленного-принятого газа
и оказанных снабженческо-сбытовых услугах
по Договору поставки газа N 45-5-0011/21 от 16 октября 2020 года
за ________ месяц 2021 года
"___"__________20_ _г.
Мы, нижеподписавшиеся:
ООО "Газпром межрегионгаз Самара", именуемое в дальнейшем "Поставщик",
в лице представителя__________________________________________________, действующего на основании доверенности N ___________________ от ___________________ года, с одной стороны,
ООО "СВГК", именуемое в дальнейшем "ГРО",
в лице _________________________________________________________, действующей на основании доверенности N __________________ от ____________________ года, с другой стороны,
составили настоящий акт о том, что за расчетный период ________________ месяц 2021 года с__ по ___ число включительно "Поставщиком" поставлено (реализовано) газа и оказаны снабженческо - сбытовые услуги "ГРО", а "ГРО" выбрано (отобрано) на выходе ГРС Трансгаза (ООО "Газпром трансгаз Самара", ООО "Газпром трансгаз Казань", ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург") газ в объеме (количестве):
ВСЕГО:________________ м3, из них:
газ горючий природный : ________________ м3,
газ горючий природный сухой отбензиненный : _________________ м3
В том числе по ГРС:
ГРС N |
Технологические нужды, м3 |
В т.ч. транспортировано по газораспределительным сетям ООО "Газпром газораспределение Самара" |
Фактическая объемная теплота сгорания, ккал/м3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Настоящий Акт является основанием для составления и выписки "Поставщиком" накладной и счета-фактуры за данный расчетный период (месяц) и расчетов "ГРО" с "Поставщиком" за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги.
От "Поставщика" |
От "ГРО" |
|
|
Форма согласована: | |
Поставщик: ООО "Газпром межрегионгаз Самара" |
ГРО: ООО "СВГК" |
Приложение N 3 исключить из Договора.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" в апелляционной жалобе просило изменить решение суда первой инстанции и урегулировать разногласия при заключении договора от 16.10.2020 N 45-5-0011/21, а именно:
- изложить в следующей редакции п.2.1 договора:
"Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации и/или на границе раздела сетей ООО "Газпром газораспределение Самара" и сетей ГРО газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при эксплуатации газораспределительных сетей и объектов газораспределения, принадлежащих ГРО на праве собственности и/или иных законных основаниях, а также при реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством для газораспределительных организаций, и оплачивать Поставщику стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги. В случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке газа",
- п.п.3.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.3, 5.3,5, 5.6, 9.9, 9.10, раздел 10, приложение N 2 принять в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Самара" по тексту договора.
ООО "СВГК" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" представило возражения на отзыв ООО "СВГК".
В судебном заседании представитель ООО "Газпром межрегионгаз Самара" апелляционную жалобу поддержал, просил изменить решение суда первой инстанции.
Представители ООО "СВГК" апелляционную жалобу отклонили, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, возражениях на отзыв, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, при заключении договора от 16.10.2020 N 45-5- 0011/21 между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (поставщик) и ООО "СВГК" (ГРО) возник спор в части п.2.1, 2.2, 3.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 5.3, 5.3,5, 5.6, 9.9, 9.10, раздела 10, приложений N 2-3 договора.
Согласно п.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с п.2 ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
На основании п.1 ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как установлено судом первой инстанции, преддоговорный спор возник между сторонами по договору поставки газа, который относится к договорам энергоснабжения и регулируется § 6 главы 30 ГК РФ и иными федеральными законами и подзаконными актами в сфере энергоснабжения.
В силу п.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
28.10.2020 в ООО "СВГК" от ООО "Газпром межрегионгаз Самара" для подписания поступил договор поставки газа от 16.10.2020 N 45-5-0011/21 (сопроводительное письмо от 23.10.2020 N 08-02-07/17724).
ООО "СВГК", не согласившись с отдельными положениями договора, подписало его с протоколом разногласий на основании п.11 Правил поставки газа. Один экземпляр договора с двумя экземплярами протокола разногласий были направлены в ООО "Газпром межрегионгаз Самара" (сопроводительное письмо от 27.11.2020 N 03-12/15746). ООО "Газпром межрегионгаз Самара" получило договор с протоколом разногласий 30.11.2020.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с п.2 ст.446 ГК РФ разногласия, которые возникли при заключении договора, могут быть переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения. На момент обращения ООО "СВГК" с настоящим иском в арбитражный суд этот срок не истек.
При заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую редакцию п.2.1 договора: "Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации и/или на границе раздела сетей ООО "Газпром газораспределение Самара" и сетей ГРО газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при эксплуатации газораспределительных сетей и объектов газораспределения, принадлежащих ГРО на праве собственности и/или иных законных основаниях, а также при реализации мероприятий, предусмотренных действующим законодательством для газораспределительных организаций". Ответчик со ссылкой на Правила поставки газа, ГОСТ Р 53865-209 и иные нормативно-правовое акты настаивает на данной редакции Договора так как полагает, что для целей проведения пуско-наладочных работ (далее - ПНР) на оборудовании вновь подключаемых потребителей, газ должен приобретаться у поставщика не ГРО, а самим потребителем на основании соответствующего договора поставки газа, заключенного между поставщиком и потребителем, на оборудовании которого проводятся ПНР.
ООО "СВГК" не согласилось с данной редакцией, предложив иную: "2.1. Поставщик обязуется поставлять ГРО на выходе из магистральных газопроводов газотранспортной организации и/или на границе раздела сетей ООО "Газпром газораспределение Самара" и сетей ГРО газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ) в расчетных объемах, согласованных в Приложении N 1 к Договору, а ГРО обязуется принимать газ, использовать его для технологических нужд, возникающих при проведении регламентных работ, в том числе при продувке газопроводов и оборудования, регулировке и настройке газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения и после их капитального ремонта, при плановом техническом обслуживании газового оборудования объектов газоснабжения и котельных, в иных случаях проведения регламентных работ, и оплачивать ООО "Газпром межрегионгаз Самара" стоимость газа, плату за снабженческо-сбытовые услуги. В случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара", Поставщик обязуется обеспечить транспортировку газа, а ГРО обязуется оплачивать Поставщику стоимость услуг по транспортировке газа".
Порядок подключения к сетям газораспределения до 18.10.2021 был определен в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв.Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314), после 18.10.2021 - регулируется вступившими в законную силу Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв.Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547).
Проведение пусконаладочных работ регламентировано Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317; далее - Правила N 317).
Правилами подключения (технологического присоединения) предусмотрено, что под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения/дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Фактическим присоединением является комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
П.92 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870; далее - Технический регламент N 870) также предусмотрено, что приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
В силу п.25 Правил N 317 по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Под расходом газа на технологические нужды газораспределительной организации согласно п.44 ГОСТ Р 53865-2019 понимается потребность газораспределительной организации в газе, обусловленная особенностями технологий, применяемых в процессе эксплуатации сетей газораспределения, а также расход газа на пуско-наладочные работы при вводе объекта в эксплуатацию.
Подключение к сети газораспределения/газопотребления (техническое присоединение) - это совокупность организационных и технических мероприятий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения (п.45 ГОСТ Р 53865-2019).
Перечень хозяйственных операций ГРО, связанных с отбором газа на собственные технологические нужды, также содержится в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях ТЭК России (утв.Приказом Минэнерго РФ от 04.04.2001 N 100), который включает в себя продувку газопроводов и оборудования при вводе объектов газоснабжения в эксплуатацию/после их капитального ремонта, регулировку и настройку газового оборудования при вводе в эксплуатацию объектов газоснабжения/ после их капитального ремонта и др.
В соответствии с ч.8, 10 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.
В соответствии с п.25, 26 Правил N 317 по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы. Пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).
Согласно пп."е" и "ж" п.2 Правил N 317 под пусконаладочными работами понимается комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск газоиспользующего оборудования с коммуникациями и арматурой, доведение нагрузки газоиспользующего оборудования до согласованного с организацией - владельцем оборудования уровня, а также наладку топочного режима газоиспользующего оборудования без оптимизации коэффициента полезного действия; режимно-наладочные работы - комплекс работ, включающий наладку газоиспользующего оборудования в целях достижения проектного (паспортного) коэффициента полезного действия в диапазоне рабочих нагрузок, наладку средств автоматического регулирования процессов сжигания топлива, теплоутилизирующих установок и вспомогательного оборудования, в том числе, оборудования водоподготовки для котельных.
Соответственно, проведение указанных мероприятий при подключении и пусконаладке объектов газопотребления предусматривает расход газа газораспределительной организацией, который относится на ее технологические нужды. Указанный расход газа подлежит оплате потребителями (заказчиками) в пользу газораспределительной организации, что предусмотрено как специальными нормами, так и общими положениями гражданского законодательства.
П.60, 83 / п.6, 95 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению), размер платы за которые определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину подлежат государственному регулированию. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
П.8 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (утв.Приказом ФАС России от 16.08.2018 N 1151/18) предусмотрено, что в состав расходов ГРО на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети и проведение пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя входят расходы, в том числе: на выполнение технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) газораспределительной сети ГРО или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, бесхозяйной газораспределительной сети с сетью газопотребления объекта капитального строительства Заявителя; на отключение и возобновление подачи газа в сети газоснабжения третьих лиц на период выполнения пусконаладочных работ на сети газопотребления объекта капитального строительства; на приобретение газа, используемого на продувку газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 26.12.2019 N 59 установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения на 2020 год, в том числе ставка С7.2 "на покрытие расходов ГРО, связанная с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети".
Соответственно, регулируемая плата за подключение включает в себя расходы ГРО на приобретение газа, необходимого для проведения подключения, которые обязан возместить потребитель (заказчик).
По общим правилам ст.704, 709, 745 ГК РФ, работы выполняются иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами, на котором лежит обязанность по обеспечению материалами, а цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика.
На основании приведенных положений законодательства при подключении (технологическом присоединении) и проведении ПНР газ может расходоваться ГРО не только на принадлежащих ГРО сетях газораспределения и оборудовании, но и на сетях газопотребления и построенном, реконструированном или модернизированном газоиспользующем оборудовании потребителя, а также оборудовании, которое переводится на газ с других видов топлива.
В связи с этим, как верно указал суд первой инстанции, перечень хозяйственных операций ГРО по отбору газа для технологических нужд шире, чем это указано в редакции п.2.1 договора, предложенной поставщиком.
Таким образом, действующее законодательство допускает поставку газа для ПНР не только посредством заключения между потребителем и поставщиком самостоятельного договора поставки газа, но и использование приобретенного ГРО газа для технологических нужд в тех случаях, когда ПНР осуществляется по договору с ГРО и у потребителя отсутствует самостоятельный договор поставки газа с поставщиком.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал обоснованной предлагаемую ГРО редакцию п.2.1 договора, поскольку она соответствует положениям действующего законодательства. Иной подход привел бы к ограничению прав и законных интересов лиц, являющихся стороной договора о подключении (технологическом присоединении).
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило следующую реакцию п.2.2 договора: "Указанные в Приложении N 1 объемы газа являются ориентировочными и определены на основании заявок ГРО. ГРО подтверждает, что указанные в Приложении N 1 к настоящему Договору объемы газа, рассчитаны исходя из характеристик принадлежащих ей сетей и объектов газораспределения. Схему, а также перечень газораспределительных сетей, их параметры и копии документов, подтверждающих право владения сетями, ГРО обязуется передать Поставщику по форме Приложения N 3 к Договору не менее, чем за 30 календарных дней до начала поставки; в случае изменения данных сведений в течение срока действия договора, ГРО обязуется незамедлительно предоставлять Поставщику соответствующую информацию и копии документов.
Изменение месячных объемов газа, поставляемых по настоящему Договору, оформляется дополнительными соглашениями к настоящему Договору, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором и/или законодательством РФ. Заявка на изменение объемов может быть представлена ГРО не более 1 раза в месяц не позднее 15 числа месяца, предшествующего месяцу поставки газа".
ООО "СВГК" настаивало на принятии данного пункта договора в редакции ГРО: "Указанные в Приложении N 1 объемы газа являются ориентировочными и определены на основании заявки ГРО. Перерасход или невыборка газа не являются основанием для применения коэффициентов, указанных в п.17 Правил поставки газа в Российской Федерации, а также для применения к ГРО штрафных санкций, включая неустойки".
Судом первой инстанции установлено, что разногласия сторон относительно редакции п.2.2 договора сводятся к спору о наличии или отсутствии обязанности ГРО в рамках договора предоставлять ООО "Газпром межрегионгаз Самара" схему и перечень газораспределительных сетей, их параметры и копии документов, подтверждающих право владения сетями по форме Приложения N 3 к договору в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
В обоснование своей позиции ООО "Газпром межрегионгаз Самара" ссылается на п.5(1) Правил поставки газа, регулирующий порядок заключения договоров поставки газа. Также поставщик указывает на ч.6 ст.18 Закона N 69-ФЗ, предусматривающий право поставщика отказать в заключении договора поставки газа лицу, не предоставившему предусмотренные п.5(1) Правил поставки газа документы.
Однако, как следует из материалов дела, в ответ на заявку ООО "СВГК" о заключении договора ООО "Газпром межрегионгаз Самара" подготовило и направило в адрес ГРО оферту договора. Отказа в заключении договора в связи с непредставлением ГРО документов либо запроса дополнительных документов от ООО "Газпром межрегионгаз Самара" не поступило, таким образом, положения п.5(1) Правил поставки газа при заключении договора ГРО были соблюдены.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, п.2.2 договора в реакции ООО "Газпром межрегионгаз Самара", предусматривающий обязанность ГРО по предоставлению схем и перечня газораспределительных сетей, копий правоустанавливающих документов на них, не основан на требованиях действующего законодательства, а именно, Закона N 69-ФЗ, Правил поставки газа, Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 N 1370 и пр. Предоставление данных документов также не связано с предметом договора и не требуется для исполнения сторонами своих обязательств по нему.
Кроме того, суд первой инстанции счел обоснованными возражения ООО "СВГК" относительно включения в договор приложения N 3, поскольку в силу специфики деятельности ГРО по транспортировке газа, а также предмета договора поставки газа для технологических нужд, у ГРО отсутствует газоиспользующее оборудование, на которое поставляется газ. В связи с этим заполнение таблицы приложения N 3 к договору является заведомо невозможным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно принял п.2.2, 9.10 договора в редакции, предложенной ООО "СВГК", а также исключил из договора приложение N 3.
В соответствии с п.3.2 договора в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Самара" поставщик имеет право в любое время осуществить проверку использования ГРО газа по настоящему договору, в том числе при осуществлении первичного пуска газа на объектах, технологическое присоединение которых производится. ГРО обязана письменно уведомить поставщика о планируемом пуске газа на объекты, технологическое присоединение которых производится, не менее чем за 5 рабочих дней и не проводить пуск газа до истечения указанного в настоящем пункте срока.
ООО "СВГК" возражало против включения в договор п.3.2 в редакции поставщика, предложило свою редакцию этого пункта: "По Договору месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным и платежным периодами является календарный месяц. По договору сутками поставки газа является период времени с 10-00 текущих суток до 10-00 следующих суток (время московское)".
В обоснование своей позиции ООО "Газпром межрегионгаз Самара" сослалось на п.26 Правил поставки газа, согласно которому каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.
В свою очередь, возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем гарантирована ООО "Газпром межрегионгаз Самара" непосредственно Правилами поставки газа и не зависит от наличия или отсутствия данного условия в договоре поставки газа.
При этом п.26 Правил поставки газа не предусматривает обязанности ГРО уведомлять поставщика о предстоящем пуске газа на подключаемых объектах.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, данный довод ООО "Газпром межрегионгаз Самара" не основан на положениях нормативно-правовых актов.
Порядок, сроки, мероприятия, осуществляемые исполнителем по договору о подключении (в данном случае ГРО), строго регламентированы. Так, по общему правилу, когда требуется только фактическое присоединение, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 10 рабочих дней с даты подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению/технологическому присоединению (пп."б" п.85(1) Правил N 1314, п.55 Правил N 1547).
При этом нормативными актами в сфере газоснабжения не предусмотрена обязанность исполнителя по договору о подключении (технологическом присоединении) уведомлять поставщика газа о планируемом пуске газа, а также привлекать его к участию в мероприятиях по пуску газа.
В связи с этим требования п.3.2 договора в редакции поставщика не обусловлены положениями действующего законодательства, влекут за собой затягивание процедуры подключения (технологического присоединения), в том числе в рамках социальной догазификации, и нарушение исполнителем (ГРО) установленных сроков выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов.
Также из пояснений ООО "Газпром межрегионгаз Самара" следует, что оно не возражает против включения в п.3.2 договора условий, на которых настаивает ГРО в протоколе разногласий к договору в части определения понятий периода и суток поставки газа.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости урегулирования п.3.2 договора в редакции ООО "СВГК".
Согласно п.4.3 договора в редакции поставщика объем газа, израсходованный ГРО на технологические нужды, определяется (рассчитывается ГРО). При этом поставщику должны предоставляться расчеты израсходованного газа не позднее 1-го числа месяца, следующим за отчетным. В случае непредставления расчетов по статье "Технологические нужды" объемы газа определяются на основании данных поставщика.
ГРО с п.4.3 договора в редакции поставщика несогласно и, со ссылкой на п.1.2 Правил учета газа, предложило изложить п.4.3 в следующей редакции: "Определение количества газа (объема) производится ГРО в соответствии с Правилами поставки газа в РФ (утв.Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162), Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте России 30.04.2014 N 32168, действующими стандартами и нормативными документами".
При этом ГРО указывает, что п.4.3 договора в предлагаемой поставщиком редакции заведомо невыполним, так как поставщик не располагает данными об объемах принятого и использованного ГРО газа на технологические нужды. Учет газа, израсходованного ГРО на технологические нужды (ремонт ОГХ, пуско-наладочные, режимно-наладочные работы и др.), осуществляется только ГРО, поскольку поставщик фактически не участвует ни при проведении указанных работ, ни при оформлении документации по результатам их проведения.
В связи с этим в рамках рассматриваемого договора поставщик не имеет возможности осуществлять функции стороны, ведущей учет газа, и данные функции должны осуществляться непосредственно ГРО. В свою очередь, ГРО осуществляет учет газа в соответствии с Правилами поставки газа, Правилами учета газа, иными стандартами и нормативными документами.
Кроме того, п.4.3 договора в редакции поставщика на ГРО возлагается обязанность по предоставлению поставщику: расчета по статье "Технологические нужды"; сведений из журнала технического обслуживания ГРП, отчета по выполнению плана ремонтных работ; другой рабочей документации.
Однако действующим законодательством Российской Федерации в области газоснабжения и учета газа, в частности, Правилами поставки газа, Правилами учета газа, не предусмотрена обязанность ГРО по предоставлению поставщику расчетов газопотребления на технологические нужды и подтверждающей данный расчет документации (в том числе, журналов технического обслуживания ГРП, другой рабочей документации и др.).
Какие-либо конкретные нормативные акты, предусматривающие указанные обязанности ГРО, поставщиком не приведены.
Кроме того, сведения из журнала технического обслуживания ГРП, отчета по выполнению плана ремонтных работ, другая рабочая документация не содержат сведений об объемах газа, фактически поставленного по договору.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований для возложения на ГРО обязанности по предоставлению поставщику расчета по статье "Технологические нужды", сведений из журнала технического обслуживания ГРП, отчета по выполнению плана ремонтных работ, другой рабочей документации. Также суд первой инстанции отметил, что стороной, ведущей учет газа по договору может выступать только ГРО, поэтому счел необходимым урегулировать п.4.3 договора в редакции ООО "СВГК".
Из материалов дела следует, что у сторон имеются разногласия относительно порядка оформления актов о количестве поставленного-принятого газа п.4.4-4.7 договора.
П.4.4 договора в редакции поставщика предусмотрено, что непосредственно поставщик составляет в 2-х экземплярах акт о количестве поставленного-принятого газа и направляет его в адрес ГРО для подписания.
Поставщик считает, что акты о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах за расчетный период должны оформляться стороной, которая реализует газ, то есть поставщиком.
Вместе с тем договором (п.4.3) на ГРО возложена обязанность по определению (расчету) объема израсходованного газа, то есть исходными данными о количестве поставленного газа располагает именно ГРО, как сторона, ведущая учет поставленного газа. Данное обстоятельство поставщиком не оспаривается.
П.28 Правил поставки газа прямо предусмотрено, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.
Учитывая в совокупности положения п.4.3 договора и п.28 Правил поставки газа, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что п.4.4-4.7 договора должны быть приняты в предложенной ГРО редакции, в соответствии с которой обязанность по составлению акта о количестве поставленного-принятого газа и направлению его на подпись поставщику возлагается на ГРО, как на сторону, ведущую учет газа по договору.
ГРО возражает против принятия п.4.8 договора в редакции поставщика, указывая на то, что в предложенной поставщиком редакции этого пункта не учитывается необходимость включения в счет-фактуру платы не только за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги, но и за услуги по транспортировке газа.
В силу прямого указания п.2.1 договора поставщиком для ГРО по договору осуществляется поставка газа для технологических нужд, оказываются снабженческо-сбытовые услуги, а также услуги по транспортировке газа (в случаях, когда транспортировка газа от выхода из магистральных газопроводов газотранспортной организации до границы раздела сетей ГРО производится по газораспределительной сети ООО "Газпром газораспределение Самара"). В указанной части разногласия у сторон отсутствуют.
Учитывая, что п.4.8 договора в редакции протокола разногласий приведен в соответствие с содержанием п.2.1 договора в части оплаты ГРО услуг по транспортировке газа по сетям ООО "Газпром газораспределение Самара", суд первой инстанции счел необходимым урегулировать п.4.8 договора в редакции ООО "СВГК".
П.5.3 договора в редакции поставщика предусматривает следующее: "Расчеты за газ по настоящему Договору производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294".
В соответствии с п.2 ст.544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за природный газ между поставщиками природного газа независимо от их организационно-правовой формы и потребителями (юридическими лицами) утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 (далее - Порядок N 294).
Порядок N 294 устанавливает следующие сроки следующие сроки оплаты поставленного газа:
- исходя из среднесуточной нормы транспортировки газа и количества календарных дней, предшествующих дате платежа, в срок до 18 числа месяца (но не менее 35% договорной стоимости услуг);
- исходя из среднесуточной нормы транспортировки газа и количества календарных дней, предшествующих дате платежа, в срок до последнего числа месяца (но не менее 50% договорной стоимости услуг по транспортировке газа);
- окончательный расчет за услуги по транспортировке газа ежемесячно в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем транспортировки газа.
На основании приведенных положений законодательства ООО "Газпром межрегионгаз Самара" полагает, что ГРО является потребителем (юридическим лицом), расчеты за газ должны производиться в соответствии с указанным Порядком N 294.
ГРО возражает против включения в договор п.5.3 в редакции поставщика и настаивает следующей его редакции: "Расчеты с Поставщиком за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги производятся ГРО в соответствии с Актом о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах и товарной накладной на отпуск газа, оформленной по форме ТОРГ-12, перечислением денежных средств на расчетный счет Поставщика путем выписки ГРО платежных поручений на основании счета-фактуры в течение 5 банковских дней с момента его получения".
Потребителем газа в соответствии со ст.2 Закона N 69-ФЗ является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Главным отличительным признаком потребителей газа от иных покупателей газа является использование газа для собственных производственных, бытовых или иных хозяйственных нужд.
В соответствии с п.3 Правил поставки газа под газораспределительными организациями понимаются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
ВАС РФ в Постановлении Президиумом от 12.07.2005 N 3007/05 также указал на то, что потребителем газа признается лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал обоснованным довод ООО "СВГК" о том, что Порядок N 294 не подлежит применению к отношениям сторон по договору, поскольку ООО "СВГК", являясь газораспределительной организацией, не относится к категории потребителей в смысле ст.2 Закона N 69-ФЗ.
В этой связи суд первой инстанции счел необходимым урегулировать п.5.3 договора в редакции ГРО, установив срок оплаты поставленного газа и оказанных услуг по факту их оказания в течение 5 рабочих дней с момента получения счета-фактуры.
П.5.3.5 договора в редакции поставщика устанавливает, что в случае ненадлежащего исполнения ГРО обязательства по оплате за газ, в том числе сроков внесения платежей, подлежащих оплате в течение расчетного месяца, предусмотренных Порядком N 294, поставщик имеет право требовать от ГРО уплаты пени, в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Размер пени определяется поставщиком исходя из ставок, установленных ст.25 Закона N 69-ФЗ.
ГРО настаивает на исключении из договора п.5.3.5, поскольку по смыслу ст.2 Закона N 69-ФЗ не является потребителем газа.
Согласно доводам ООО "СВГК" положения ст.25 Закона N 69-ФЗ о законной неустойке распространяется на отношения поставщика с потребителями, а не газораспределительными организациями. Соответственно, в рассматриваемом случае включение данного пункта в договор в редакции поставщика является навязыванием ГРО заведомо невыгодных условий договора, так как договорная неустойка предусматривает повышенные обязательства ГРО перед поставщиком.
В силу п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422).
Положения Закона N 69-ФЗ, на которые ссылается ООО "Газпром межрегионгаз Самара", не предусматривают ответственности ГРО в виде уплаты неустойки за просрочку оплаты поставленного газа.
Из разъяснений ВАС РФ, содержащихся в п.11 Информационного письма Президиума от 25.07.2000 N 56 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве", следует, что арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее установления.
Совокупный анализ приведенных норм права и разъяснений показывает, что применение неустойки в любой ее форме за ненадлежащее исполнение своих обязательств возможно только по соглашению сторон.
В этой связи, учитывая, что стороны не достигли согласия относительно возможности включения в договор п.5.3.5, предусматривающего ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства ГРО по оплате поставленного газа, суд первой инстанции правильно исключил это условие из договора.
ГРО настаивает на включение в договор п.5.6 в редакции протокола разногласий, согласно которому: "Общая сумма договора на момент его заключения ориентировочно составляет 6 731 093 руб. 29 коп., в т.ч. НДС 1 121 848 руб. 88 коп. Данная сумма не является окончательной и может изменяться в период действия настоящего договора. Оплата производится по тарифам (ценам, расценкам и т.п.), действующим в соответствующем расчетном периоде".
В обоснование своей позиции ООО "СВГК" ссылается на требования ст.3.6, 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно доводам ООО "СВГК" на него, как субъекта естественной монополии, распространяет свое действие Закон N 223-ФЗ.
П.19 ст.4 Закона N 223-ФЗ на ООО "СВГК" возложена обязанность не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в единой информационной системе, в том числе сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Договор, являющийся предметом настоящего спора, относится к числу закупок, осуществляемых у единственного поставщика в соответствии со ст.3.6. Закона N 223-ФЗ, п.27.3, 27.5.2.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО "СВГК".
В связи с изложенным ООО "СВГК" настаивает на включении в договор указанного пункта в редакции протокола разногласий.
Общая стоимость договора, указанная ООО "СВГК" в протоколе разногласий, определена исходя из планового объема поставки газа, согласованного сторонами в Приложении N 1 к договору, по которому разногласия отсутствуют.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" предложило не дополнять договор указанным пунктом, поскольку считает, что такое условие не является существенным для данного вида договора.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с п.5.3.2 договора оплата осуществляется ГРО, исходя из фактического количества поставленного газа, отраженного в товарной накладной ТОРГ-12. При этом указанные в приложении N 1 к договору плановые объемы поставки газа являются ориентировочными (п.2.2), соответственно, не влияют на фактическую стоимость газа, поставленного по договору.
Поскольку п.5.6 договора в предложенной ГРО редакции не нарушает права и законные интересы поставщика, суд первой инстанции правильно счел допустимым включить в договор п.5.6 в соответствии с протоколом разногласий.
П.9.9 договора в редакции поставщика предусмотрено, что в случае изменения в цепочке собственников сторон, включая бенефициаров, (в том числе конечных), и (или) в исполнительных органах сторон, соответствующая сторона, у которой произошли изменения, представляет другой стороне информацию об изменениях в течение 3 (трех) календарных дней после таких изменений с подтверждением соответствующими документами.
В обоснование включения данного пункта в договор поставщик ссылается на требования поручения Председателя Правительства РФ от 28.12.2011 N ВП-П13-9308.
ООО "СВГК" возражает против включения в договор п.9.9, поскольку он возлагает на стороны дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством. Кроме того, ООО "СВГК" указывает на то, что по иным договорам, заключенным между ООО "СВГК" и ООО "Газпром межрегионгаз Самара", в том числе по которым ООО "Газпром межрегионгаз Самара" обращалось в суд с иском об урегулировании разногласий при заключении договора (дела N N А55-22176/2020, А55-6265/2021), аналогичный пункт отсутствует, а поставщик не настаивал на его включении.
Оценив доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в договор п.9.9 в предложенной поставщиком редакции, поскольку предоставление сторонами информации об изменениях в цепочке собственников сторон, включая бенефициаров, (в том числе конечных), и (или) в исполнительных органах сторон не предусмотрено действующим законодательством для данного вида договоров, не связано с предметом рассматриваемого договора и исполнением сторонами своих обязательств по нему.
Договор в редакции, предложенной поставщиком, предполагает включение раздела 10, согласно которому стороны пришли к соглашению о ведении электронного документооборота в рамках договора с применением усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи.
Вместе с тем ГРО с включением раздела 10 в текст договора несогласно.
В соответствии с пояснениями ООО "СВГК", у него отсутствует техническая возможность исполнять свои обязательства по договору посредством электронного документооборота.
Согласно п.4 ст.421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422).
Действующим законодательством в сфере газоснабжения обязательное ведение электронного документооборота между сторонами по договору не предусмотрено. Кроме того, условие об электронном документообороте не связано с предметом договора и не является обязательным для исполнения сторонами своих обязательств по нему.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно исключил из договора раздел 10 в предложенной поставщиком редакции.
Разногласия сторон касаются также содержания приложения N 2 к договору (образец Акта о количестве поставленного-принятого акта и оказанных снабженческо-сбытовых услугах).
Поставщик настаивает на своей редакции приложения N 2, исходя из предложенной им редакции п.2.2 и 4.4 договора; ГРО - на включении в договор приложения N 2 в редакции приложения N 1 к протоколу разногласий.
П.2.1 договора предусмотрена обязанность ГРО по оплате поставленного газа, оказанных снабженческо-сбытовых услуг, а также услуг по транспортировке газа.
В силу п.4.8 договора подписанный сторонами акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, является основанием для оформления поставщиком товарной накладной на отпуск газа ТОРГ-12 и выставления поставщиком ГРО счетов-фактур за поставленный газ и оказанные снабженческо-сбытовые услуги. В трехдневный срок с момента получения товарной накладной ТОРГ-12 ГРО обязана подписать товарную накладную уполномоченным лицом, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес поставщика.
Соответственно, основанием для расчета с поставщиком за поставленный газ и оказанные услуги являются оформленные им товарная накладная ТОРГ-12 и счет-фактура, а не акт о количестве поставленного-принятого газа и оказанных снабженческо-сбытовых услугах, как это указано в приложении N 2 к договору в редакции поставщика.
Кроме того, протоколом разногласий приложение N 2 приведено в соответствие с положениями п.2.1, 4.4, 4.8 договора в части расчетов за оказание услуг по транспортировке газа в транзитном потоке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о необходимости урегулирования приложение N 2 к договору в редакции приложения N 1 к протоколу разногласий.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ООО "Газпром межрегионгаз Самара".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2021 года по делу N А55-12191/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12191/2021
Истец: ООО "Средневолжская газовая компания"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Самара"