г. Владимир |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А43-26137/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовкая домоуправляющая компания" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2021 по делу N А43-26137/2021,
по иску Главного управления ЗАГС Нижегородской области (ОГРН 1055238186288) к обществу с ограниченной ответственностью ООО "КДУК" (ОГРН 1095250001582), с участием третьих лиц, - публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350), ГЖИ Нижегородской области (ОГРН 1025203023130),
при участии представителей: от истца (далее - ГУ ЗАГС Нижегородской области) - Марков Д.Н. по доверенности от 07.02.2022 N 5 сроком действия по 31.12.2022, представлен диплом от 29.07.1997 N 392 (т. 1 л.д. 69);
от ответчика (далее - ООО "Кстовкая домоуправляющая компания") - Мохова М.В. по доверенности от 27.12.2021 N 28/21-УК сроком действия до 31.12.2023, представлен диплом от 20.02.2015 N 00754, Дубинкин С.А. по доверенности от 22.03.2022 сроком действия один год;
УСТАНОВИЛ:
Главное управление ЗАГС Нижегородской области (далее - ГУ ЗАГС Нижегородской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении общества с ограниченной ответственностью "КДУК" (далее - ООО "КДУК", ответчик) к исполнению обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.09.2019 и соглашению N 21/15/20/2 от 01.04.2021 в части выполнения мероприятий, необходимых для пуска отопления в нежилое помещение, площадью 342,8 кв.м. (кадастровый номер 52:25:0010719:2343), расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Кстово, 2-й микрорайон, д. 3 в отопительный период 2021 -2022 гг., в том числе обеспечить пуск отопления.
Решением от 18.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КДУК" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что границей эксплуатационной ответственности ООО "КДУК" является инженерная сеть, находящаяся после ОДПУ тепловой энергии. Обращает внимание, поскольку точка врезки потребителя ЗАГС находится до общедомового прибора учета тепловой энергии, то теплопотребляющая установка нежилого помещения ЗАГС не относится к общедомовому имуществу.
Обращает внимание, что истцом в нарушение проектного решения было выполнено переоборудование системы теплоснабжения с переносом спорной энергоустановки с транзитного трубопровода, расположенного в подвале МКД в подвальное помещение под нежилым помещением ЗАГС, судом первой инстанции не была дана правовая оценка незаконного переоборудования истцом системы теплоснабжения.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
ПАО "Т Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу пояснило, что согласно протоколу судебного заседания по делу N А43-26137/2021 от 17.11.2021 (л.д.72), после перерыва ПАО "Т Плюс" привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ПАО "Т Плюс" исключено из соответчиков. Отметило, что содержание тепловых сетей внутри МКД не входит в обязанности ПАО "Т Плюс", поскольку в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к Контракту от 07.06.2021), границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ПАО "Т Плюс" является внешняя граница стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кстово, 2 микрорайон, дом N 3.
ГЖИ Нижегородской области указало на законность оспариваемого судебного акта.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней в полном объеме.
Представитель истца указал на законность оспариваемого решения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Главному управлению ЗАГС Нижегородской области на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, площадью 342,8 кв.м., расположенное на первом этаже многоквартирного дома по адресу: Нижегородская область, г.Кстово, 2-й микрорайон, дом 3 (далее - МКД).
ООО "КДУК" является управляющей организацией по обслуживанию МКД.
07.06.2021 между Главным управлением ЗАГС Нижегородской области (потребитель) и ПАО "Т Плюс" (теплоснабжающая организация) заключен государственный (муниципальный) контракт N НФ-52-Г-3540 от на снабжение тепловой энергией, по условиям которого теплоснабжающая организация приняла на себя обязательства поставить тепловую энергию в точку поставки, расположенную на внешней стене многоквартирного дома (т. 1, л.д. 172-199).
Во исполнение данного контракта 23.04.2021 ПАО "Т Плюс" направило в адрес Главного управления ЗАГС Нижегородской области рекомендации по подготовке к отопительному периоду 2021-2022 гг., предусматривающие необходимость выполнения технических мероприятий на внутридомовых инженерных сетях (устройствах, оборудовании) (т. 1, л.д. 32-39).
Письмом от 20.05.2021 истец перенаправил данные рекомендации в адрес управляющей организации, поскольку посчитал, что именно последнее во исполнение своих обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.09.2019 и соглашению N 21/15/20/2 от 01.04.2021 обязано их выполнить (т. 1, л.д. 39).
Письмом от 03.06.2021 управляющая организация сообщила об отказе в выполнении рекомендаций ПАО "Т Плюс" от 23.04.2021, поскольку теплопотребляющая энергоустановка находится в собственности истца (т. 1 л.д. 40).
В результате изложенного после начала отопительного сезона 2021 -2022 гг. отопление было пущено во все квартиры (помещения) МКД, кроме помещения истца.
Наличие разногласий в вопросе о том, кто должен выполнять технических рекомендации ПАО "Т Плюс" и производить пуск отопления на внутридомовых сетях, обеспечивающих теплоснабжения помещения Главного управления ЗАГС Нижегородской области, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался следующими нормами права, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, энергоснабжающая организация обязана обеспечить подачу соответствующего энергоресурса при наличии у абонента технически исправных энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям.
Согласно пункту 3 статьи 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
На основании части 6 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий: выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы; проверяется состояние теплопроводов тепловой сети.
В соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть, в частности, проверено: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности и пр.
Как установлено пунктом 16 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 06.09.2000 N 203, приемка подготовленных систем теплопотребления, тепловых сетей и тепловых пунктов потребителей должна быть оформлена двухсторонними актами с участием представителей теплоснабжающей организации и потребителя.
По смыслу приведенных норм, потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей, выполнив весь комплекс технических мероприятий по проверке и обеспечению надежной и безопасной эксплуатации теплосистем, а также соответствия их технического состояния установленным правилам и требованиям. При этом обязанность по подготовке тепловых установок к отопительному периоду возложена именно на потребителя.
Таким образом, готовность объекта к приему тепловой энергии определяется после проведения теплоснабжающей организацией необходимых проверок, касающихся состояния тепловой системы, оборудования потребителя. После выполненных работ оформляется двусторонний акт проверки готовности объекта к отопительному сезону. Без оформления акта проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.
Стороны не оспаривают, что установленные мероприятия по подготовке к отопительному периоду (в части системы отопления, обеспечивающего подачу тепловой энергии в помещение истца) не были выполнены, в результате чего отопление в помещение истца пущено не было.
Вместе с тем, ПАО "Т Плюс" обеспечило подачу тепловой энергии до внешней стены МКД, что обеспечило отопление остальных помещений (квартир) в доме.
Пунктом 3 части 4 статьи 17 Закона о теплоснабжении установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, (далее - Правила N 808) граница балансовой принадлежности - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Правил N 808 граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
На основании пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно Приложению N 2 к государственному контракту N НФ-52-Г-3540 (снабжение тепловой энергией в горячей воде) от 07.06.2021 (далее - "Контракт от 07.06.2021") границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ПАО "Т Плюс" является внешняя граница стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Кстово, 2 микрорайон, дом N3. Границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности ГУ ЗАГС являются точки врезки тепловых сетей ГУ ЗАГС в тепловые сети многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Кстово, 2 микрорайон, дом N3. Операции в тепловой системе, ремонты всех видов, надзор и содержание производятся силами и средствами по балансовой принадлежности.
Как следует из графической схемы в Приложении N 2 к Контракту от 07.06.2021, прибор учета тепловой энергии жилых помещений расположен не на границе балансовой принадлежности, а на внутридомовых тепловых сетях; участок сети от внешней стены многоквартирного дома до места установки общедомового прибора учета входит в состав общего имущества собственников жилого многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Судом установлено, что помещение Главного управления ЗАГС Нижегородской области является частью многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Кстово, 2-й микрорайон, д.N 3
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, техническое обслуживание и содержание которого по общему правилу осуществляет управляющая организация.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) к внутридомовым инженерным системам, являющимся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, относятся инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
При этом под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем) (абз. 18 п.2 Правил N 354).
Требование об определении границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения содержится в пункте 21 Правил N 354, а также подп. а п.18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, согласно которого в договоре ресурсоснабжения предусматривается в частности условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином устанавливается по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.
Судом установлено, что элеваторный узел, расположенный в подвале МКД который является общедомовым имуществом, следовательно, ООО "КДУК", как организация, в управлении которой находится МКД, обязана принимать необходимые меры для пуска отопления в нежилое помещение.
Ссылка истца на договор управления многоквартирным домом от 01.09.2019 (л.д.10 т.1), где установлены зоны ответственности сторон, является несостоятельной, поскольку указанный договор истцом не подписан.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что именно на управляющей организации лежит обязанность по обслуживанию инженерных сетей, в том числе и нежилое помещение истца.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как не подтвержденные материалами дела по вышеизложенным основаниям.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.11.2021 по делу N А43-26137/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кстовкая домоуправляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26137/2021
Истец: Главное управление ЗАГС Нижегородской области
Ответчик: ООО "Кстовская домоуправляющая компания"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, ПАО "Т Плюс"