г. Красноярск |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А33-29954/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" апреля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "СкайГрупп"): Марченко И.В., представителя по доверенности от 10.10.2021,
от ответчика (Управления архитектуры администрации города Красноярска):
Бездубной П.В., представителя по доверенности от 11.05.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкайГрупп" (ИНН 2465139369, ОГРН 1162468054176)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" января 2022 года по делу N А33-29954/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СкайГрупп" (ИНН 2465139369, ОГРН 1162468054176, далее - заявитель, общество, ООО "СкайГрупп") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению архитектуры администрации города Красноярска (ИНН 2466046460, ОГРН 1022402656638, далее - управление, административный орган) о признании незаконным действия по демонтажу в сентябре 2021 года металлической конструкции - вывески с изображением стрелки и надписи "SKYGROUP транспортная компания" по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 35, об обязании принять меры направленные на возврат металлической конструкции - вывески с изображением стрелки и надписи "SKYGROUP транспортная компания".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО "КрасПТМ".
Решением от 21.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Общество в заявленной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на нарушение управлением порядка демонтажа рекламных конструкций на территории города Красноярска.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В целях полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, апелляционный суд приобщил указанные дополнительные доказательства к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка, в ходе которой установлено размещение семи наземных рекламных конструкций без разрешения по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 35 и по результатам которой составлен акт от 14.05.2021 о выявлении рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
В связи с тем, что собственники рекламных конструкций на момент составления акта были неизвестны административному органу, 17.05.2021 в адрес правообладателя земельного участка (ЗАО "КрасПТМ") направлено предписание N 2316 о демонтаже в течение одного месяца рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.
Административным органом 13.09.2021 передана подрядчику заявка N 14 на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций в рамках муниципального контракта от 05.07.2021 N13/2021.
Работы по демонтажу рекламных конструкций выполнены подрядчиком 30.09.2021, что подтверждается фотоотчетом от 05.10.2021 и актом о приемке выполненных работ от 05.10.2021 N 10.
ЗАО "КрасПТМ" направлено уведомление от 19.10.2021 N 4587 о демонтаже рекламных конструкций, а также разъяснен порядок возврата конструкций, переданных на хранение.
Общество 18.10.2021 обратилось с заявлением к управлению о возврате демонтированной рекламной конструкции - вывески с изображением стрелки и надписи "SKYGROUP транспортная компания".
В ответ на заявление письмом от 19.10.2021 административный орган уведомил о порядке возврата демонтированной рекламной конструкции при условии возмещения заявителем убытков на демонтаж.
Заявитель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления суд исходил из наличия у административного органа правовых оснований для демонтажа спорной металлической конструкции и отсутствия правовых оснований для ее возврата обществу без возмещения заявителем убытков на демонтаж.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Правоотношения в сфере установки, эксплуатации и демонтажа рекламной конструкции регламентируются нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Решением Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 N 8-140 утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Красноярска и Постановлением администрации г. Красноярска от 09.07.2009 N 254 "О Порядке демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Красноярска без разрешений, срок действия которых не истек".
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Без разрешения, срок действия которого не истек, установка и эксплуатация рекламной конструкции не допускаются. В указанном случае она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10).
Основания и порядок для выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, условия его исполнения и последствия неисполнения, закреплены в частях 21, 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
В рассматриваемом случае предписание выдано 17.05.2021 собственнику недвижимого имущества - земельного участка, при этом фактический владелец спорной рекламной конструкции не устанавливался. Несмотря на то, что не позднее 10.06.2021 (то есть до истечения срока действия предписания) административный орган располагал сведениями о ее владельце, проверка в отношении общества не назначалась и не проводилась. Основания для вынесения оспариваемого предписания и принятии мер по ее демонтажу у административного органа отсутствовали.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться контролирующими органами только по результатам проведения проверок, регламентированных данным Законом.
Несоблюдение установленной процедуры принятия ненормативного правового акта, в том числе обусловленное тем, что на стадии его вынесения обратившееся в суд лицо было лишено возможности реализовать свои права, связанные с участием в этой процедуре, может являться основанием для признания рассматриваемого акта недействительным, если допущенные нарушения являлись существенными - привели или могли привести к неправильному решению спорного вопроса. Отдельные нарушения порядка принятия ненормативного правового акта могут быть прямо обозначены законодателем как существенные (грубые), то есть безусловно влекущие его недействительность.
Само по себе наличие у органа местного самоуправления полномочий на выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций не освобождает его должностных лиц от соблюдения установленных законом процедур принятия таких ненормативных правовых актов.
Отношения в сфере установки и эксплуатации рекламных конструкций подлежат муниципальному контролю, в связи с чем в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при реализации органом местного самоуправления полномочий по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний применяются положения Закона N 294-ФЗ.
Такой правовой подход поддержан в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2022 по делу N А74-1117/2021, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2021 N 304-ЭС21-1108, от 06.11.2020 N ЭС20-16579, от 03.11.2020 N 304-ЭС20-16299 /2019, от 26.10.2020 N 304-ЭС20-15994.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленный факт несоблюдения управлением последовательности выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, а также то, что в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться контролирующими органами только по результатам проведения проверок, регламентированных данным Законом, а также постановлением администрации г. Красноярска от 09.07.2009 N 254 "О Порядке демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Красноярска без разрешений, срок действия которых не истек", в ходе проведения которых выявляются необходимые для выдачи предписания обстоятельства, выдача предписания вне процедуры проведения проверки, а также проведение управлением мер по демонтажу спорной рекламной конструкции, является грубым нарушением законодательства и влечет признание действий Управления архитектуры администрации города Красноярска по демонтажу спорной металлической конструкции незаконными.
Учитывая, что демонтаж спорной конструкции осуществлен неправомерно, управление обязано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества предприняв меры по ее возврату владельцу.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 января 2022 года принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене с принятием нового судебного акта о рассмотрении заявленных требований по существу.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" января 2022 года по делу N А33-29954/2021 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "СкайГрупп" удовлетворить.
Признать незаконным действие Управления архитектуры администрации города Красноярска по демонтажу металлической конструкции - вывески с изображением стрелки и надписи "SKYGROUP транспортная компания" по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 35.
Обязать Управление архитектуры администрации города Красноярска принять меры по возврату обществу с ограниченной ответственностью "СкайГрупп" принадлежащей ей металлической конструкции.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29954/2021
Истец: ООО "СКАЙГРУПП"
Ответчик: Управление архитектуры администрации города Красноярска
Третье лицо: ЗАО "КрасПТМ"