г. Киров |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А28-7359/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.02.2022 по делу N А28-7359/2021
по заявлению акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981) к государственной жилищной инспекции по Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергосбыт Плюс" (далее - заявитель, Общество, АО "Энергосбыт Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 20.04.2021 N 27/645/21П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 02.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЭнергосбыТ Плюс" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
АО "ЭнергосбыТ Плюс" не согласно с вынесенным судебным актом, так как судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) является основанием для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции. Общество указывает, что оно производит поставку в МКД коммунального ресурса - электроэнергии и осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, потребителям МКД согласно пунктам 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Из апелляционной жалобы следует, что с июля 2020 года при определении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не ограничивается нормативной величиной, а подлежит распределению между жилыми и нежилыми помещениями в полном объеме. АО "Энергосбыт Плюс" указывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам" в пункт 44 Правил N 354 введен абзац 2 следующего содержания: "В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение". По мнению заявителя, данное изменение в Правилах N 354 не может подлежать практическому применению ранее 31.12.2020, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 вступило в силу и, соответственно, действует с 31.12.2020.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращений правообладателей жилых помещений в многоквартирных домах по адресам: Кировская область, г. Малмыж, ул. Горная, д. 16 (далее - МКД N 16) и д. 21 (далее - МКД N 21) о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению заместителем начальника Инспекции издан приказ от 12.03.2021 N 645/2021 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Энергосбыт Плюс" при осуществлении полномочий по региональному государственному жилищному надзору на предмет соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что оба МКД оборудованы общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) электрической энергии, что подтверждается актами допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Согласно представленным по запросу Инспекции обществом сведениям, в различные месяцы периода с декабря 2019 года по ноябрь 2020 года объем электрической энергии на индивидуальное потребление превысил объем указанных ОДПУ, что привело к отрицательному значению объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Проанализировав представленные заявителем документы, Инспекция пришла к выводу, что начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды за указанный период произведено с нарушением требований пунктов 44, 46 Правил N 354, поскольку при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды АО "Энергосбыт Плюс" не учитывает отрицательный объем по ОДПУ, образовавшийся в предыдущие месяцы. По расчету Инспекции излишне начисленная сумма за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды по квартире N 3 МКД N 16 за декабрь 2019 - декабрь 2020 года составила 151,94 рублей, по квартире N 4 МКД N 21 за декабрь 2019 - декабрь 2020 года - 87,27 рублей.
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 20.04.2021 N 27/645/21А и Обществу выдано предписание N 27/645/21П, согласно которому на заявителя возлагается обязанность устранить выявленные нарушения обязательных требований, указанных в названном акте, и обеспечить соблюдение обязательных требований пунктов 44, 46 Правил N 354 при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в обоих МКД, а именно: произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за декабрь 2019 - декабрь 2020 года собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 16 и МКД N 21.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 20.04.2021 N 27/645/21П, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Полагая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного жилищного надзора по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд приходит к итоговому выводу о законности оспариваемого предписания надзорного органа на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10.
Данная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 13 Приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12.
Данная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта; определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению; общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела, объем электрической энергии, определенный по показаниям ОДПУ, составил отрицательную величину в МКД N 16 в декабре 2019 года, феврале, апреле, мае, июле, октябре, ноябре 2020 года, в МКД N 21 - в декабре 2019 года, апреле, июне, сентябре 2020 года.
При этом АО "ЭнергосбыТ Плюс" произвело начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, без учета отрицательной величины объема электрической энергии, определенного по показаниям ОДПУ, в следующих расчетных периодах.
В данном случае использование заявителем при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в декабре 2019 года - декабре 2020 года в МКД N 16 и МКД N 21 объема электрической энергии, фактически не потребленного собственниками помещений в МКД, противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ, пунктов 44, 46 Правил N 354, пунктов 10, 13 Приложения N 2 к Правилам N 354 и повлекло за собой излишнее начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственникам помещений в МКД.
Таким образом, требование предписания о приведении в соответствие начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН, в декабре 2019 года - декабре 2020 года собственникам (нанимателям) жилых помещений МКД N 16 и МКД N 21 является обоснованным. Оспариваемое предписание Инспекции соответствует положениям действующего законодательства и как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным, о чем правомерно и обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом решении.
Довод заявителя о том, что до введения Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 в пункт 44 Правил N 354 абзаца 2 (до 31.12.2020) отрицательная величина объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, не должна учитываться в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании положений Правил N 354.
Ресурсоснабжающая организация при наличии исправного ОДПУ и достоверности его показаний в любом случае не может получать оплату за объем ресурса, превышающий фактически потребленный домом, а при наличии отрицательных показаний после установления показаний приборов должна быть произведена корректировка объемов потребления на ОДН.
До внесения изменений в пункт 44 Правил N 354 такой подход к определению размера платы за коммунальные ресурсы поддержан решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386, определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области от 02.02.2022 по делу N А28-7359/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.02.2022 по делу N А28-7359/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7359/2021
Истец: АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области