город Воронеж |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А64-4114/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2021 по делу N А64-4114/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИТ-Сервис" (ОГРН 1026801360563, ИНН 6833018170) о признании недействительным предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (ОГРН 1156829008984, ИНН 6829116167) от 30.03.2020 N3,
при участии:
от Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области: Золотарева Я.Ю. - представитель по доверенности N 10 от 26.05.2021 сроком на 1 год, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "ИТ-Сервис": Курзина М.А. - представитель по доверенности от 25.10.2019 сроком на 3 года, предъявлен паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИТ-Сервис" (далее - ООО "ИТ-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (далее - Управление по охране культурного наследия Тамбовской области, Управление, уполномоченный орган) от 30.03.2020 N 3 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены, предписание от 30.03.2020 N 3 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление по охране культурного наследия Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Ссылается на то, что при разработке проектной документации в 2012 году Обществом были допущены грубые нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия, историко-культурная экспертиза проектной документации не проводилась.
Также ссылается на нарушение проектными решениями требований градостроительных регламентов установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения "Кафедральный собор" и "Гостиный двор". В границах данной зоны (ОЗ-1) запрещено строительство новых объектов капитального строительства и реконструкция существующих объектов, предусматривающая увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов капитального строительства.
От ООО "ИТ-Сервис" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано на то, что проектная документация приспособления объекта культурного наследия для современного использования соответствует требованиям законодательства, нарушений Обществом не допущено. Препятствия для получения разрешения на строительство отсутствуют.
В судебном заседании представитель Управления по охране культурного наследия Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель ООО "ИТ-Сервис" возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
30.04.2004 на основании решения Тамбовской городской Думы N 521 от 21.04.2004 между Комитетом (арендодатель) и ООО "ИТ-Сервис" (арендатор) был заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда города Тамбова N 1170/к, по условиям пункта 1.1. которого арендодатель сдает, а арендатор принимает по передаточному акту (приложение N 1) в аренду нежилое здание, общей площадью 1 036,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Степана Разина / площадь Соборная, д. 10/5.
Согласно п. 1.2. договора срок договора установлен с 01.05.2004 г. по 28.04.2029.
Пунктом 3.2.4. договора закреплена обязанность арендатора содержать арендованное недвижимое имущество в технически исправном состоянии, не совершать действий, способных вызвать повреждения или разрушение объекта аренды.
18.02.2005 ответчиком Управлению культуры и архивного дела Тамбовской области выдано охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту аренды)
Протоколом заседания Совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) при Управлении культуры и архивного дела Тамбовской области N 2 от 23.05.2006 ООО "ИТ-Сервис" дано поручение в целях сохранения объекта культурного наследия произвести бережный демонтаж главного фасада с последующим его восстановлением из демонтированных материалов.
Постановлением Администрации города Тамбова N 216 от 14.09.2005 "О разрешении ООО "ИТ-Сервис" разработки проекта торгово-офисного здания по ул. Степана Разина / площадь Соборная, д. 10/5" арендатору разрешен снос здания бывшей детской больницы с обязательным сохранением элементов главного фасада здания, являющегося памятником истории и культуры.
В соответствии с постановлением Администрации города Тамбова N 4432 от 11.07.2006 согласно выданным Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области разрешению на производство ремонтно-реставрационных работ по памятники истории и культуры N 18-Р-06 от 06.07.2006 и Комитетом градостроительства и землепользования администрации города Тамбова разрешению на строительство N 196 от 07.08.2006 ООО "ИТ-Сервис" разрешено проведение подготовительных работ по восстановлению указанного здания.
Проектная документация для приспособления объекта культурного наследия для современного использования в отношении здания, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. С. Разина, д. 10, ранее уже была разработана ОАО ПИ "Тамбовгражданпроект", имеет положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное 09.11.2012 ТОГАУ "Тамбовгосэкспертиза".
Как следует из положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от 09.11.2012 года, в проектной документации учтено, что в рамках реализации проекта восстанавливается объект культурного наследия регионального значения с сохранением главного фасада бывшей детской больницы.
Данная проектная документация была согласована Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области (письмо от 18.08.2011 N 01-17/679).
Однако проведенная Комитетом проверка с выходом на место показала, что здание по ул. Степана Разина/площадь Соборная, д. 10/5 отсутствует, что подтверждается актом от 12.12.2013.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31.10.2014 по делу N А64-3479/2014 суд обязал Общество восстановить объект муниципального нежилого фонда города Тамбова - нежилое здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Степана Разина/площадь Соборная, д.10/5, площадью не менее 1 191,8 кв.м, в соответствии с проектом, согласованным Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области, с обязательным сохранением элементов декора главного (северного) фасада здания, составляющих предмет охраны памятника.
Указанное решение вступило в законную силу, по нему 01.12.2014 выдан исполнительный лист серии АС N 006338163., возбуждено исполнительное производство, которое в настоящее время не завершено.
Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области 12.11.2014 было выдано разрешение N 38-Р-14 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия сроком на один год.
В рамках указанного разрешения ООО "ИТ-Сервис" была выполнена часть работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования согласно утверждённой и согласованной Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области проектной документации.
Так, согласно техническому плану объекта незавершенного строительства, составленному 27.05.2015, степень готовности строящегося объекта составляет 16 %.
В разрешении N 38-Р-14 от 12.11.2014 указано, что основанием для выдачи данного разрешения является договор подряда N 14/23 от 11.11.2014, заключенный между ООО "ИТ-Сервис" и ООО "Звезда-2".
Согласно пункту 1.1 указанного договора предметом подряда является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (приспособлению объекта культурного наследия для современного использования) в объеме, определенном в смете.
Как следует из представленных смет, предусмотрено выполнение земляных работ по строительству котлована, работ по устройству фундаментов, устройству каркаса цокольного этажа, устройству перекрытий и лестниц, то есть выполнение работ по строительству здания.
Также разрешение N 38-Р-14 от 12.11.2014 содержит ссылку на договор авторского надзора N 101114/1-ИТ-14/24, заключенный между ООО "ИТ-Сервис" и ООО "Архитектурно-проектная мастерская "АвАрх", предметом которого является авторский надзор за строительством главного (северного) фасада нежилого здания в осях И, между осями 1-15 объекта культурного наследия, с обязательным сохранением элементов декора, составляющих предмет охраны памятника по адресу: г. Тамбов, ул. Степана Разина, д. 10.
Актом технического состояния объекта культурного наследия, определения плана работ и благоустройства прилегающей территории от 30.05.2018 Управлением устанавлены требования по проведению работ по сохранения объекта, а именно:
- разработать проектную документацию по приспособлению объекта для современного использования в срок 2018-2019 годы;
- провести комплекс работ по реставрации и приспособлению объекта для современного использования в срок 2020-2023 годы.
Охранным обязательством собственника или иного законного владельца от 31.05.2018 закреплены требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Закона N 73-ФЗ; требования к содержания объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.3 Закона N 73-ФЗ; требования к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях (подпункт 4 пункта 2 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ); иные обязанности лица, указанного в пункте 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Копия охранного обязательства и акт технического состояния объекта от 30.05.2018 вручены директору ООО "ИТ-Сервис" 18.02.2019.
Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, в период с 25 по 27 марта 2020 года были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Степана Разина, д. 10.
В ходе контрольного мероприятия Управлением было выявлено, что Общество не обеспечило выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, направленных на физическое обеспечение сохранности памятника.
Указанное является нарушением требований, установленных статей 47.2, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Предписанием, выданным по результатам контрольного мероприятия, Общество в срок до 30.05.2020 обязано обеспечить выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия "Дом жилой" (г.Тамбов, ул.Степана Разина, д.10), в том числе представить на согласование в управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области проектную документацию, разработанную в целях приспособления объекта культурного наследия для современного использования.
В силу статей 28, 30 и 45 Закона N 73-ФЗ проектная документация, представленная для согласования, должна иметь заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В свою очередь, приведенная обязанность государственного органа не освобождает стороны от доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются в качестве основания для своих требований, в порядке ст. 65 АПК РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание должно быть исполнимым. Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, проведение историко-культурной экспертизы; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие, в том числе, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 Закона N 73-ФЗ).
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе и работ по приспособлению, регламентирован статьей 45 Закона N 73-ФЗ. Он предполагает согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведения работ; разработку научно-проектной документации и проведение государственной историко-культурной экспертизы; получение разрешения на проведение указанных работ, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия; осуществление контроля за проведением работ.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия наров России, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749.
Для согласования проектной документации орган охраны объектов культурного наследия должен располагать, в том числе, положительным заключением акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Как усматривается из материалов дела, проектная документация была разработана ОАО ПИ "Тамбовгражданпроект", имеет положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное 09.11.2012 ТОГАУ "Тамбовгосэкспертиза" и была согласован Управлением культуры и архивного дела Тамбовской области (письмо от 18.08.2011 N 01-17/679).
Решением суда Общество обязано было осуществить работы по данному проекту, исполнительное производство ведется с 2014 года, не завершено.
В связи с чем, требование Управления о разработке и согласовании проекта необоснованно, приведет к невозможности исполнения ранее вступившего в законную силу судебного акта.
Указанная обязанность уже была выполнена Обществом при согласовании проектной документации в 2012 году.
Доказательств выполнения каких-либо мероприятий по восстановлению либо сохранению объекта культурного наследия, исходя из сроков, указанных в акте технического состояния объекта культурного наследия Обществом не представлено.
Поэтому в удовлетворении требований об оспаривании предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия от 30.03.2020 года N 3 в части возложения обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой", по адресу г. Тамбов, ул. Степана Разина, 10 следует отказать.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене лишь в части возложения обязанности по согласованию проекта.
В остальной части решение следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.03.2021 по делу N А64-4114/2020 отменить в части.
В удовлетворении требований об оспаривании предписания Управления по государственной охране объектов культурного наследия от 30.03.2020 года N 3 в части возложения обязанности по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой", по адресу г. Тамбов, ул. Степана Разина, 10 - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4114/2020
Истец: ООО "ИТ-Сервис"
Ответчик: Упрпавление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд