г. Томск |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А67-4730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" (N 07АП-2012/2022) на решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4730/2021 (судья Ю.М. Сулимская) по заявлению открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" (ИНН 7019005904, ОГРН 1027000866221; 634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 211) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739; 634057, Томская область, г. Томск, пр. Мира, дом 26), о признании недействительным Предписания от 10.03.2021 N 4-ГО об устранении нарушений требований законодательства в области гражданской обороны в части пунктов 8, 9,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, Кемеровская обл., Кузбасс область, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840 ИНН 4205199592).
В судебном заседании приняли участие:
от открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм": Васильева О.В. по доверенности от 19.10.2021 (до 31.12.2022),
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области: Горлов В.С. по доверенности от 13.01.2022 (до 31.12.2022), Пашин А.Н. по доверенности от 11.01.2022 (до 31.12.2022),
У С ТА Н О В И Л:
открытое акционерное общество "Фармстандарт-Томскхимфарм" (далее - ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - Управление, административный орган) о признании недействительными пункты 8, 9 предписания от 10.03.2021 N 4-ГО об устранений нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (с учетом уточнения заявленных требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - третье лицо).
Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям части 1 статьи 270 АПК РФ, удовлетворить заявленные требования.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица не представлен.
Представителем общества заявлено ходатайство о приобщении в материалы дела дополнительных доказательств: писем от 01.04.2022, от 18.03.2022, журнала учета ЗС ГО, паспорта ЗС ГО N 34, дата заполнения 28.01.2022. Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела данных документов, заслушав мнение представителей Управления, возражавших против их приобщения, суд апелляционной инстанции отказывает в их приобщении, учитывая положения статьи 268 АПК РФ, поскольку не являлись предметом оценки суда первой инстанции, не подтверждают и не опровергают каких-либо обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора. Указанные документы возвращены их подателю в судебном заседании.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представители Управления возражали против удовлетворения жалобы.
Третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества и Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1027000866221, ИНН 7019005904.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.01.2021 N 4-ГО в период с 09.02.2021 по 10.03.2021 Управлением проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны в отношении юридического лица ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" на объекте гражданской обороны, расположенном по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 211, по ее результатам составлен акт от 10.03.2021 N 4-ГО с отражением допущенных обществом нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.
По результатам обществу выдано предписание N 4-ГО об устранении нарушений в срок до 01.03.2022, в том числе, в пункте 8 предписания указано следующее:
В убежище N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. В соответствии с паспортом убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" от 22.01.2013 в системе водоснабжения установлена напорная емкость запаса питьевой воды объемом 2 м3. Вместе с тем, в указанной емкости аварийного запаса питьевой воды не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, поскольку она отключена от системы центрального водоснабжения. Устранить нарушения. Емкость аварийного запаса питьевой воды подключить к системе центрального водоснабжения, обеспечить проток воды с полным ее обменом в течение 2 суток.
В пункте 9 оспариваемого предписания указано:
При проведении проверки представлен паспорт убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", оформленный 22.01.2013, согласно которому назначение убежища по проекту - склад имущества гражданской обороны; журнал учета ЗС ГО ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", начатый 24.09.2018, согласно которому убежище используется в мирное время как склад имущества гражданской обороны; акт оценки содержания и использования ЗС ГО от 29.04.2020, согласно которому убежище используется для нужд организации как склад имущества гражданской обороны, что подтвердилось при проведении осмотра убежища. Вместе с тем, помещения убежища используются под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления. Устранить нарушения. Обеспечить наличие системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления.
Общество оспорило указанные пункты предписания в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 (далее - Порядок N 575), Свода правил 88.13330.2014, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых пунктов предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По своей природе предписание отвечает признакам ненормативного правового акта, так как устанавливает конкретные обязанности для общества, неисполнение которых влечет за собой правовые последствия в виде привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Главное управление МЧС России на основании Приказа МЧС России от 27.03.2020 N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Положение N 217), является органом, специально уполномоченным решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 9, 10, 12 Положения N 217 Главное управление является территориальным органом МЧС России, осуществляющим государственный надзор в области гражданской обороны. На основании пунктов 1, 2, 4, 6 Положения государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе в отношении организаций.
Из материалов дела следует, что в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), плановая проверка в отношении ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" включена в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год. Соответствующий план подготовлен в установленном порядке, согласован Прокуратурой Томской области и размещен на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет". Сведения о проведении плановой проверки в отношении ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" размещены в Едином реестре проверок (порядковый номер проверки в системе ФГИС ЕРП 702104636980).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее проведении нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу указанной нормы права предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения.
Предписанием от 10.03.2021 N 4-ГО на ОАО "ФармстандартТомскхимфарм" в срок до 01.03.2022 возложена обязанность провести мероприятия по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны.
Защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенное по пр. Ленина, д. 211 в г. Томске, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области и ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" 25.12.2009 заключен договор на передачу в безвозмездное пользование и на ответственное хранение объектов и имущества гражданской обороны, находящегося в собственности Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 указанного договора ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" передано защитное сооружение и индивидуальные средства защиты, находящиеся по пр. Ленина, д. 211 в г. Томске. В соответствии с пунктом 2.2.12 договора ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" приняло на себя обязанность по проведению за свой счет профилактического обслуживания, текущему и капитальному ремонту передаваемых по договору объектов.
При проведении проверки представлен договор от 25.12.2009 на передачу в безвозмездное пользование ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 211; паспорт убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", оформленный 22.01.2013; технический паспорт здания по адресу пр. Ленина, 211, оформленный 17.04.2000.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Во исполнение Положения о Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, утвержден приказ МЧС РФ N 575 от 21.07.2005 "Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время", который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены и введены в действия Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N583). Как следует из вышеуказанного правового акта, требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (приложение N 6) (пункт 1.2 Правил N 583).
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В ходе проверки, проведенной Управлением в период с 09.02.2021 по 10.03.2021, установлено, что в убежище в убежище N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 8 предписания).
В соответствии с паспортом убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" от 22.01.2013 в системе водоснабжения установлена напорная емкость запаса питьевой воды объемом 2 м3.
Вместе с тем, в указанной емкости аварийного запаса питьевой воды не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течение 2-х суток ввиду ее отключения от системы центрального водоснабжения, соответственно обществу предписано устранить нарушения путем подключения емкости аварийного запаса питьевой воды к системе центрального водоснабжения, обеспечить проток воды с полным ее обменом в течение 2 суток.
При проведении проверки заявителем не предоставлена соответствующая документация в подтверждение обеспечения подачи в емкость аварийного запаса питьевой воды.
При проведении проверки в убежище показана схема централизованного водоснабжения, на которой имеется подключение трубопроводов к емкости аварийного запаса питьевой воды.
При эксплуатации убежищ в режиме повседневной деятельности должны соблюдаться требования Правил N 583, Порядка N 575, Свода правил СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11- 77*".
В соответствии с пунктами 3.2.11, 3.2.20, 3.2.21, 4.5.2 Правил N 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2-х суток.
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.
Емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. При этом особое внимание обращается на наличие воды в напорных емкостях, а в аварийных безнапорных емкостях - на их исправность и чистоту содержания.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5, 6, 9 Порядка N 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается демонтаж оборудования. Инженерно-техническое оборудование необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2-х суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными.
В соответствии с пунктами 4.1, 10.5.2, 10.5.3, 10.5.4 СП 88.13330.2014 в убежищах следует предусматривать запас питьевой воды в емкостях из расчета 2 литра в сутки на каждого укрываемого.
Емкости запаса питьевой воды следует предусматривать, как правило, проточными с обеспечением в мирное время однократного водообмена за двое суток за счет водоразбора в самом убежище или в соседних с ним помещениях. В убежищах, в которых не предусмотрен расход воды в мирное время, а также в убежищах вместимостью 300 чел. и менее допускается применение для запаса питьевой воды сухих емкостей, заполняемых при приведении убежищ в готовность.
При транспортировании и хранении воды питьевого качества должны применять материалы для емкостей и их внутренних антикоррозийных покрытий, разрешенные соответствующими органами для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В ходе проверки Управлением установлено несоблюдение ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" вышеперечисленных требований федерального законодательства в области гражданской обороны.
Последующее исполнение обществом указанного пункта предписания не свидетельствует о его незаконности.
Установив, что обществом используется убежище в мирное время как склад имущества гражданской обороны, Управление пунктом 9 предписания указало обществу на необходимость обеспечения наличия системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления.
В соответствии с пунктами 3.1.2, 3.5.5 Правил N 583 встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
При приспособлении помещений ЗС ГО для размещения производственных и складских помещений категорий В1-ВЗ, стоянок автомобилей должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.
При переводе склада на режим ЗС ГО все хранимые в нем сгораемые материалы удаляются. При отсутствии сгораемых материалов автоматические системы пожаротушения консервируются.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 575 основные помещения ЗС ГО разрешается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Соответственно, при отсутствии автоматической системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления использовать помещения убежища под складские помещения не допускается, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего решения руководителя объекта или органа местного самоуправления.
В ходе проведенной Управлением проверки установлено, что вышеперечисленные требования федерального законодательства в области гражданской обороны обществом не соблюдаются.
В настоящее время убежище ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" используется под складские помещения для хранения несгораемых, а также сгораемых материалов, в том числе имущества гражданской обороны (гражданский противогазов в деревянных ящиках) без наличия автоматической системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления, что подтверждается, в том числе, дополнительными материалами и распечатками фотоснимков, которые представлены самим заявителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Функциональное назначение помещений убежища (склад, кладовая) подтверждены также следующими документами: экспликацией технического паспорта здания по пр. Ленина, 211 от 17.04.2000 (ранее представлен и приобщен к материалам дела), копиями паспорта убежища, которые получены ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" по запросам в МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и МКУ "Оперативно-диспетчерская служба г. Томска".
При приспособлении помещений ЗС ГО для размещения складских помещений должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.
При переводе склада на режим ЗС ГО все хранимые в нем сгораемые материалы удаляются. При отсутствии сгораемых материалов автоматические системы пожаротушения консервируются.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 575 основные помещения ЗС ГО разрешается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под, в том числе: складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Таким образом, в процессе эксплуатации убежища в мироне время допускается его использование для иного функционального назначения, приспособление длят размещения складских помещений, при соблюдении ряда условий, в том числе должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.
Наличие, либо отсутствие проектной документации на объект капитального строительства (административно-бытовой корпус с заводоуправлением и столовой, как указано на угловом штампе представленных копий чертежей) не свидетельствует о том, что убежище не может использоваться в мирное время для нужд организации по иному функциональному назначению, не установленному проектной документацией.
В соответствии с требованиями законодательства о гражданской обороне защитное сооружение гражданской обороны в мирное время может и должно использоваться для нужд организации, в том числе по иному функциональному назначению, при выполнении ряда условий.
Кроме того, согласно пункту 2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО, в ходе проверки, проведенной Управлением в отношении ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", представлен оригинальный экземпляр паспорта убежища от 22.01.2013 N 34 с приложением поэтажного плана и экспликации помещений убежища (включая помещение склада), согласованы Главным управляем МЧС России по Томской области. Подтверждением этому служит наличие оригинальных подписей уполномоченных должностных лиц Главного управления МЧС России по Томской области, а также ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", заверенные оттисками печатей синего цвета.
Кроме того, при проведении проверки представлен журнал учета ЗС ГО ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", начатый 24.09.2018, согласно которому убежище используется в мирное время как склад имущества гражданской обороны; акт оценки содержания и использования ЗС ГО от 29.04.2020, согласно которому убежище используется для нужд организации как склад имущества гражданской обороны, что нашло свое подтверждение при проведении осмотра убежища.
В своих возражениях заявитель указывал, что во все ранее представленные им в ходе проверки и вышеописанные документы, в которых указывается на эксплуатацию убежища в качестве складского помещения, будут внесены изменения, в части изменения назначения защитного сооружения гражданской обороны, что подтверждает обоснованность доводов Управления.
На основании изложенного, ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" обосновано предписано устранить нарушения, обеспечить наличие системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судом первой инстанции. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4730/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4730/2021
Истец: ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КЕМЕРОВСКОЙ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТЯХ