г. Саратов |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А57-7513/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Журавли-155" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2021 года по делу N А57-7513/2021
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Журавли-155" (410003, г.Саратов, ул. Соколовая, д. 155/163)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114; ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998); Курноскина Юлия Соломоновна (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене акта проверки Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 03.03.2021 N 55-05-06 и предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 03.03.2021 N 20-05-05,
при участии в судебном заседании: от товарищества собственников недвижимости "Журавли-155" - Паникарская Е.Н., представитель по доверенности от 28.01.2021 года (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Опенов М.Г., председатель, паспорт представлен; от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Ткаченко Л.Н., представитель по доверенности от 23.01.2020 N 63-01-10 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников недвижимости "Журавли-155" (далее - ТСН "Журавли-155", Товарищество) с заявлением к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене акта проверки ГЖИ Саратовской области от 03.03.2021 N 55-05-06 и предписания ГЖИ Саратовской области от 03.03.2021 N 20-05-05.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания N 20-05-05 от 03.03.2021 ГЖИ Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2021 по делу N А57-7513/2021 в удовлетворении заявления ТСН "Журавли-155" о признании незаконным и отмене предписания ГЖИ Саратовской области от 03.03.2021 N 20-05-05 отказано. В части признания незаконным и отмене акта проверки ГЖИ Саратовской области от 03.03.2021 N 55-05-06 производство по делу прекращено. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2021, отменены.
ТСН "Журавли-155" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Доводы апеллянта, по сути, сводятся к тому, что коммунальные услуги по отоплению за расчетный период октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года в жилых помещениях были рассчитаны согласно показаниям имеющегося прибора учета, как разница между показаниями общедомового прибора учета теплоносителя и показаниями приборов учета бойлера и нежилых помещений. По мнению заявителя апелляционной жалобы, ни акт проверки от 03.03.2021 N 55-05-07, ни оспариваемое предписание от 03.03.2021 N 20-05-05, не содержат сведений относительно того, в чем состояло нарушение, на основании чего административный орган пришел к выводу о том, что Товариществом неверно производился расчет по коммунальным услугам отопление и горячее водоснабжение за указанный период. Каких-либо расчетов административный орган в акте проверки не привел.
В судебном заседании принимали участие представители ТСН "Журавли-155" и ГЖИ Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
ТСН "Журавли-155" представлены письменные пояснения по делу. Суд приобщил указанные пояснения к материалам дела.
ГЖИ Саратовской области представлены дополнительные пояснения по делу. Суд приобщил данные пояснения к материалам дела.
Представитель ТСН "Журавли-155" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2021 по делу N А57-7513/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель ГЖИ Саратовской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.11.2021 по делу N А57-7513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 02.02.2021 N 83-05-07 (т.д. 1, л.д. 58-59), вынесенного в связи с обращением Курноскиной Юлии Соломоновны от 11.01.2021 N 137-01-07К, была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ТСН "Журавли-155" обязательных требований при определении размера платы по коммунальной услуге отопление по многоквартирному дому N 155/163 по ул. Соколовая г. Саратова, о чем составлен акт проверки от 03.03.2021 N 55-05-06 (т.д. 1, л.д. 52-55).
Согласно акту проверки от 03.03.2021 N 55-05-06, Инспекцией установлено, что в многоквартирном доме N 155/163 по ул. Соколовая г. Саратова централизованная система отопления, централизованная система горячего водоснабжения отсутствует. Коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (теплообменники). Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (тепловычислитель - ТЭМ-104) заводской N 1645651, поставленный на коммерческий учет. Общедомовой прибор учета фиксирует объем тепловой энергии, используемой за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению совокупно. Приборы учета, фиксирующие объем произведенной тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отсутствует. Индивидуальные приборы учета теплоснабжения в жилых помещениях отсутствуют.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая, д. 155/163, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года производилось без учета требований пунктов 42(1), 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), начисленный размер платы за коммунальную услугу по отоплению не соответствовал размеру, определенному по Формуле 3 Приложения N 2 к Правилам.
По результатам проверки ГЖИ Саратовской области выдано предписание от 03.03.2021 N 20-05-05 (т.д. 1, л.д. 56-57), которым на заявителя возложено выполнение следующих мероприятий:
произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года в соответствии с требованиями пунктов 42(1), 54 Правил N 354, а именно:
- удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определить по формуле 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354, при этом показатель Qoт - рассчитать как произведение обшей площади жилых и нежилых помещений на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению;
- объем тепловой энергии использованной на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного в многоквартирном доме, определить по формуле 20 Приложения N 2 к Правилам N 354;
- объем потребленной за расчетные периоды тепловой энергии на нужды отопления, определить как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома;
- объем потребленной за расчетные периоды горячей воды в каждом жилом и нежилом помещении и на общедомовые нужды (общедомовые нужды по коммунальной услуге горячее водоснабжение при самостоятельном производстве данной услуги не предусмотрен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1) на величину утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению:
- размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Не согласившись с актом проверки от 03.03.2021 N 55-05-06 и предписанием от 03.03.2021 N 20-05-05, ТСН "Журавли-155" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ГЖИ Саратовской области является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим на территории Саратовской области государственный жилищный надзор.
Согласно пункту 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки, наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля в том числе обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 Приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
На основании пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно абзацу 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 Приложения N 2 к названным Правилам, как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 22 Приложения к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил N 354 определяется по формуле 20, где:
- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.
При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с пунктом 43 Правил N 354;
Tхв - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1, где:
Vкр - объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;
Qгв + Qот - количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, как сумма показателей:
Qгв - объем произведенной тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определенный в порядке, установленном Правилами, а именно: произведение объема потребленной горячей воды в каждом жилом и нежилом помещении и на общедомовые нужды (общедомовые нужды по коммунальной услуге горячее водоснабжение при самостоятельном производстве данной услуге не предусмотрен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1) на величину утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Qот - объем произведенной тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению определить в порядке, установленном Правилами N 354 для потребителей жилые и нежилые помещения которых не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии на нужды отопления, а именно: произведение площади каждого жилого и нежилого помещения на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Как верно отмечено судом первой инстанции, согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 N 169-П в Саратовской области данным уполномоченным органом является комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области.
В соответствии с постановлением комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1 нормативы расхода холодной воды и тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды, для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены только для категории многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением.
В акте проверки указано на нарушение требований пунктов 42 (1), 54 Правил N 354, выразившиеся в том, что при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению нарушение выразилось в том, что при определении удельного расхода тепловой энергии, использованного за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 Приложения 2 к Правилам N 354 заявитель использовал неверное значение показателя Qот и Qгв указанной формулы:
- показатель Qoт не соответствует произведению площади каждого жилого и нежилого помещения на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, что привело к неверному определению объема тепловой энергии используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома (показатель формулы N 20 Приложения N 2 к Правилам N 354);
- показатель Qгв не соответствует произведению объема потребленной горячей воды в каждом жилом и нежилом помещении и на общедомовые нужды (общедомовые нужды по коммунальной услуге горячее водоснабжение при самостоятельном производстве данной услуги не предусмотрен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1) на величину утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Данное нарушение привело к неверному определению объема потребленной за расчетный период тепловой энергии на нужды отопления, определяемого как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома.
Применение порядка, предусмотренного пунктом 54 Правил N 354 по формулам расчета 20 и 20 (1) производится при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Понятие систем водоснабжения определено Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно пункту 27 статьи 2 Закона N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения многоквартирного дома к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
Из сопроводительного письма ТСН "Журавли-155" от 19.02.2021 исх. N 7 (т.д. 2, л.д. 46), направленного в адрес ГЖИ Саратовской области следует, что централизованное горячее водоснабжение в доме отсутствует.
Акт проверки от 03.03.2021 N 55-05-06 содержит указание на отсутствие централизованной системы отопления в многоквартирном доме в многоквартирном доме N 155/163 по ул. Соколовая г. Саратова, централизованной системы горячего водоснабжения, а именно указано, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (теплообменники), многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (тепловычислитель - ТЭМ-104) заводской номер 1645651.
Учитывая, что общедомовой прибор учета фиксирует объем тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению совокупно, объем тепловой энергии на нужды отопления определяется как разность объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.
В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в ходе проверки обоснованно установлены нарушения пунктов 42(1), 54 Правил N 354.
Довод заявителя со ссылкой на наличие нескольких вводов узлов учета тепловой энергии правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный, поскольку ТСН "Журавли-155" предоставлялась возможность направить в ГЖИ документы, необходимые для проведения проверки, объективных причин неисполнения предусмотренной законом обязанности, а также доказательства наличия у него таких документов заявитель не представил.
Кроме того, организация обязана придерживаться методики, установленной Правительством Российской Федерации, независимо от количества вводов в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Между тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П абзац 2 пункта 40 Правил N 354 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Правительству Российской Федерации поручено незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал возможным переход отдельных жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления. Собственники таких жилых помещений должны вносить плату только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.
В частности, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26).
До вступления в силу ЖК РФ отношения, связанные с установкой в жилых помещениях многоквартирных домов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, регулировались статьей 84 ЖК РСФСР (утратил силу с 01 марта 2005 года на основании Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ). Согласно статье 84 ЖК РСФСР переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя, и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов. Указом Президента Российской Федерации от 09.10.1993 N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советом народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, осуществляются администрацией соответствующего субъекта Российской Федерации, деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация. Кроме того, на основании Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (введен в действие 01.09.1995) полномочия Советов народных депутатов переданы органам местного самоуправления, то есть выборным и другим органам, наделенным полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящим в систему органов государственной власти.
Как указывалось ранее, индивидуальные приборы учета теплоснабжения в жилых помещениях многоквартирного дома N 155/163 по ул. Соколовой г. Саратова отсутствуют.
Заявитель считает, что собственники квартиры N 5 указанного многоквартирного дома перешли на индивидуальную систему теплоснабжения, в связи с чем, освобождены от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Вместе с тем, апеллянтом не представлены надлежащие доказательства соблюдения установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления в вышеуказанной квартире многоквартирного дома N 155/163 по ул. Соколовой г. Саратова: представлено письмо ОАО "Саратовгаз" от 26.05.2004, однако разрешение органа местного самоуправления на переустройство жилого помещения не представлено, равно как и не представлен какой-либо акт, подтверждающий приемку переустройства, и (или) перепланировки жилого помещения. Переоборудование указанного жилого помещения в многоквартирном доме путем перехода на индивидуальную систему теплоснабжения без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Процессуальных нарушений при проведении проверки Инспекцией не допущено.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, предписание содержит понятные формулировки способа устранения нарушений, содержат сроки исполнения.
Указание в предписании на срок исполнения 16.09.2019 является явной опечаткой, поскольку предписание выдано 03.03.2021.
Апелляционная коллегия соглашается с вводом суда первой инстанции о том, что данное нарушение является несущественным и не нарушающим права Товарищества, поскольку последний мог обратиться с заявлением о разъяснении порядка исполнения предписания в административный орган, уточнив дату исполнения, чего им сделано не было.
Таким образом, оспариваемое по настоящему делу предписание соответствует требованиям действующего законодательства, что подтверждено вступившими в силу судебными актами арбитражных судов, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Производство по делу в части требования Товарищества о признании незаконным и отмене акта проверки ГЖИ Саратовской области N 55-05-06 от 03.03.2021, обоснованно прекращено на основании следующего.
Результатом проверки явились акт проверки и предписание.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Акт проверки не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения, и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Обжалование процессуальных документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Данный акт проверки не влечет никаких негативных последствий, так как наличие либо отсутствие нарушения законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом принимается соответствующее решение.
Заявитель вправе оспаривать процессуальные действия по установлению и выявлению обстоятельств по делу, в том числе законность возбуждения дела, составления протокола при обжаловании постановления уполномоченного органа, принятого по результатам рассмотрения этого дела.
Таким образом, производство по делу в данной части правомерно прекращено судом первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с положениями части 2 статьи 168 АПК РФ арбитражный суд при принятии решения решает вопрос, в том числе и о необходимости сохранения принятых обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2021 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания N 20-05-05 от 03.03.2021 ГЖИ Саратовской области.
Согласно положениям частей 4, 5 статьи 96 АПК РФ, в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области от 02.06.2021 обоснованно отменены судом первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 ноября 2021 года по делу N А57-7513/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7513/2021
Истец: ТСН Журавли-155
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по Саратовской области, Курноскина Юлия Соломоновна