город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2022 г. |
дело N А32-41796/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "АР Пэкэджинг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 по делу
N А32-41796/2020
по заявлению акционерного общества "АР Пэкэджинг"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
АО "АР Пэкэджинг" (далее - АО "АР Пэкэджинг", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10309000-1687/2020 от 28.08.2020 о привлечении АО "АР Пэкэджинг" к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АР Пэкэджинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что таможенный орган обязан был при сомнении заявленной транспортной составляющей истребовать у перевозчиков и экспедиторов документы и сведения, а именно справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов. Таможенный орган выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации. Таможенный орган не изменил метод таможенной оценки, сохраняя первый метод необходимо было расчетным путем определить фактически понесенные транспортные расходы до пересечения таможенной границы, либо подобрать метод, при котором не требуется транспортная составляющая (со второго по шестой метод). В представленных таможенным органом документах отсутствует расчет транспортных расходов на участке до пересечения таможенной границы, а утверждения таможенного органа о том, что заявленная величина для расчета таможенной стоимости является заниженной, не основаны на документах, так как в рассматриваемых материалах отсутствует справка независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов до пересечения таможенной границы. Выводы таможенного органа о недостоверном заявлении обществом сведений о таможенной стоимости товара предположительны. Конструкция договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг не предполагает выделение экспедиторского вознаграждения и перевыставление отдельно расходов привлеченных транспортных компаний. Учитывая, что при каждой поставке участвует различное количество привлеченных ООО "Прайм-Рут" исполнителей, общество не может располагать документами о фактических понесенных затратах, калькуляцией расходов, так как не связано гражданско-правовыми отношениями с конечными исполнителями. Расходы на перевозку, по условиям поставки FCA Инкотермс 2010 несет покупатель, в связи с чем указанные расходы могут учитываться в структуре таможенной стоимости только до пересечения таможенной границы. Достоверно не представляется возможным установить размер административного штрафа по делу, поскольку он подлежит расчету от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на момент регистрации декларации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 26.11.2018 в адрес АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") на Прикубанский таможенный пост (ОТОиТК N 3) Краснодарской таможни поступил товар "картон типа "METSABOARD PRO FBB BRIGHT", многослойный, мелованный, со всеми белеными слоями плотностью 320 г/м2 в листах - 50400 шт. размером 1348*940 мм, для печати при производстве упаковки" весом брутто с учетом поддонов 21040,000 кг, 24 места, автомобильным транспортом с гос. номером O479TX777/EK555877 согласно CMR от 22.11.2018 N 1552-33083-01, книжки МДП от 22.11.2018 N JX82058049.
26.11.2018 АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") на Прикубанском таможенном посту (ОТОиТК N 3) Краснодарской таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" задекларировало по ДТ N 10309203/261118/0005554 товар "картон типа "METSABOARD PRO FBB BRIGHT", в подсубпозиции 4810 92 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Финляндия, страна отправления - Финляндия, таможенная стоимость товара 1 560 880, 91 руб., вес брутто/нетто 20 560,000 кг (без учета поддонов).
Согласно сведениям, заявленным АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") в графе 44 "Дополнительная информация/предоставленные документы" ДТ N 10309203/261118/0005554, поставка товара "картон типа "METSABOARD PRO FBB BRIGHT" осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту от 01.02.2016 N 610-2016/100 в соответствии с инвойсом от 22.11.2018 N 390798925.
Согласно пунктов 2.1, 3.4 контракта от 01.02.2016 N 610-2016/100 товары поставляются на условиях поставки FCA терминал Стевеко, Коувола, Финляндия (Инкотермс 2010).
В целях выполнения требований пунктов 2.1, 3.4 контракта от 01.02.2016 N 610-2016/100 товар "картон типа "METSABOARD PRO FBB BRIGHT" задекларированный по ДТ N 10309203/261118/0005554 поставлялся на условиях FCA Коувола (Финляндия).
В связи с этим АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") заключило договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг (далее - договор ТЭУ) с ООО "Прайм-Рут" именуемый Экспедитор (ИНН 7813378169, г. Санкт-Петербург). В соответствии с пунктом 1.1 договора ТЭУ экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг")) организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза.
Согласно пунктам 2.2 и 6.1, 6.2 договора ТЭУ стоимость услуг Экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении Экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, проставляемых Экспедитором Клиенту, являются ставки, определяемые в Приложениях по стоимости услуг к договору ТЭУ, и согласованные Сторонами в поручении Экспедитору. В случае определения ставок Экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
В целях выполнения требований статьи 40 ТК ЕАЭС, в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости, при таможенном декларировании АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") представлены следующие документы: договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 N 11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 26.11.2018 N 2126Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории (22 684,27 руб.) и территории Евразийского экономического союза (157 315,73 руб.).
В ходе камеральной таможенной проверки АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") представило два счета на оплату за перевозку, которые имеют идентичные номера и дату выставления - N 2126Э от 26.11.2018 г.
Однако один счет от 26.11.2018 N 2126Э содержит сведения о распределении транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза:
- ТЭО по маршруту Коувола - граница РФ п/п Торфяновка, сумма перевозки 22 684,27 рублей;
- ТЭО по маршруту граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск, сумма перевозки 157 315,73 рублей.
Другой счет от 26.11.2018 N 2126Э содержит сведения о транспортных расходах за ТЭО без территориального распределения транспортных расходов, а именно:
- ТЭО по маршруту Коувола - граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск сумма перевозки 180 000,00 рублей.
Согласно ДТС-1 к ДТ N 10309203/261118/0005554 декларантом в структуру таможенной стоимости товара, ввезенного автотранспортом (гос. номер O479TX777/EK555877) на условиях поставки FCA, включены расходы по его транспортировке до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (пункт пропуска "МАПП Торфяновка" (код таможенного поста 10206040 Выборгской таможни) в сумме 22 684,27 рублей (графа 17 ДТС-1).
Согласно пункту 2.4 договора ТЭУ Экспедитор может осуществлять действия, в том числе заключать от собственного имени договоры на перевозку и хранения груза Клиента (от собственного имени или от имени Клиента).
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило заявку от 21.11.2018 N 236/11 к договору международной перевозки грузов N 23-05/2017 от 23.05.2017, где заказчиком выступает ООО "Прайм-Рут", а исполнителем - АО "Ленснабпечать" (ИНН 7808046363, г. Санкт-Петербург).
Согласно указанной заявке местом погрузки является склад, расположенный в Steveco Oy Kouvola Terminal, ставка за перевозку - 140000,00 руб. Отдельным пунктом в указанной заявке ООО "Прайм-Рут" указано "просим сегодня обязательно выслать по электронной почте счет с разбивкой до границы 100 евро".
Согласно счету на оплату от 22.11.2018 N Счт-МП-1607, акту выполненных работ от 26.11.2018 N Счт-МП-1607 стоимость перевозки составила 140 000,00 руб., в том числе с учетом указанной разбивки до границы ЕАЭС МАПП Торфяновка (7 514,83 руб.) и после МАПП Торфяновка - г. Тимашевск (132 485,17 руб.).
Согласно представленному ООО "Прайм-Рут" Акту от 22.11.2018 N 18810520 подписанному Steveco Oy и ООО "Прайм-Рут" (Заказчик), документооформление на терминале в Коувола и погрузочно-разгрузочные работы на терминале в Коувола составили 201,86 евро.
ООО "Прайм-Рут" в свою очередь выставил за осуществленную перевозку в адрес АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") следующие документы:
- счет на оплату от 26.11.2018 N 2126Э, с разбивкой стоимости перевозки до границы ЕАЭС п/п Торфяновка (22 684,27 руб.) и после (157 315,73 руб.).
- счет на оплату от 26.11.2018 N 2126Э без территориального распределения транспортных расходов на сумму 180 000,00 руб.
- акт выполненных услуг от 26.11.2018 N 2126Э на сумму 180 000,00 рублей., согласно которому ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Торфяновка - г. Тимашевск выполнены полностью и в срок.
Погрузка товара "картон типа "METSABOARD PRO FBB BRIGHT" в автомобиль гос. номер O479TX777/EK555877 произведена 22.11.2018.
На основании статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В представленных документах отсутствуют сведения о вознаграждении экспедитора.
В представленных документах отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
В договоре ТЭУ не оговорены условия распределения транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза, а также размер вознаграждения и порядок его уплаты.
Калькуляция себестоимости транспортных расходов за перевозку товаров по территории Финляндии до границы с РФ и от границы РФ до г. Тимашевска не производилась. Указанная разбивка производилась по просьбе ООО "Прайм-Рут" и не была основана на фактической себестоимости понесенных затрат по территории Финляндии и территории России.
08.02.2019 ООО "Прайм-Рут" письмом N Б/н сообщило, что разница сумм счетов, актов, счетов-фактур, выставленных перевозчиками, организациями, оказывающими иные услуги в адрес ООО "Прайм-Рут", имеет расхождение в стоимости транспортных услуг, оказанных нами для АО "АР Картон" в целях исполнения предмета договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг N 11-01/2016Т от 11.01.2016. Вышеуказанное расхождение в стоимости оказанных транспортных услуг является торговой наценкой ООО "Прайм-Рут".
22.02.2019 ООО "Прайм-Рут" письмом N Б/н сообщило, что в рамках договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг от 11.01.2016 N 11-01/2016Т компания ООО "Прайм-Рут" осуществляет в грузоперевозки адрес АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг"). "В день загрузки товара в адрес АО "АР Картон" выставляется предварительный свет на оплату, в котором выделяется стоимость транспортных услуг, оказанных на территории иностранного государства, и транспортные услуги, оказанные на территории Таможенного союза. Счет выставляется предполагаемой датой прихода ТС на таможню назначения. Счет выставляется предполагаемой датой прихода ТС на таможню назначения. Ему присваивается номер, который используется в дальнейшем для выставления окончательного счета и соответствующего комплекта бухгалтерских документов. К моменту прихода ТС на таможню проверяется соответствие даты предварительного счета. При необходимости она корректируется на дату фактического прихода ТС на таможню назначения. После завершения таможенного оформления и выгрузки товара из ТС ООО "Прайм-Рут" оформляет окончательный счет на оплату без разбивки транспортных услуг, оказанных до границы РФ и по территории РФ) и соответствующий комплект бухгалтерских документов датой прибытия ТС на таможню назначения. Промежуток времени между датой выставления предварительного счета и датой выставления окончательного счета на оплату фактически равен времени, которое ТС находится в пути от места погрузки до таможни назначения". Окончательный вид документа (счет на оплату) не предполагает разбивку транспортных услуг.
Кроме того, в рамках уголовного дела " 11904008104000014 возбужденного в отношении АО "АР Картон" произведены допросы представителей ООО "Прайм-Рут" и АО "Ленснабпечать".
Так, согласно протокола допроса от 11.07.2019 начальника отдела логистики ООО "Прайм-Рут" Дерманец Дарьи Николаевны, которая пояснила, что заявки отправлялись на осуществление услуг по перевозке грузов в адреса компаний, в том числе и в адрес АО "Ленснабпечать". В заявках указывались сведения, а также просьба обязательного предоставления по электронной почте счета с разбивкой до границы в размере 100 евро. Калькуляция расходов за перевозку товаров ООО "Прайм-Рут" не осуществлялась, стоимость транспортных расходов до границы РФ выставлялась на основании счетов перевозчиков (контрагентов-транспортных компаний).
Согласно протокола допроса от 12.07.2019 начальника отдела логистики АО "Ленснабпечать" Маслова Николая Владимировича, который пояснил, что в 2018 году в рамках исполнения договора N 23-05/2017 от 23.05.2017 от ООО "Прайм-Рут" поступали в адрес нашей компании (АО "Ленснабпечать") поступали заявки в целях организации международной перевозки грузов. В заявках была отражена просьба обязательного предоставления по электронной почте счета с разбивкой до границы в размере 100 евро, количество грузовых мест, род упаковки, особенности погрузки. В поступающих заявках от ООО "Прайм-Рут" содержалась информация о необходимости разбивки стоимости транспортной услуги по перевозке товара на территории Финляндии до границы РФ и от границы РФ до г. Тимашевска. АО "Ленснабпечать" калькуляцию себестоимости расходов за перевозку товаров по территории Финляндия до границы РФ и от границы РФ до г. Тимашевска не производилась.
В результате проведенного Краснодарской таможней ОРМ были получены коммерческие документы и 2 флэш-накопителя "Transcend", которые свидетельствуют о том, что сотрудниками ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" велась переписка о согласовании стоимости перевозки по территории Финляндии и территории ЕАЭС для целей таможенного оформления.
Таким образом, сотрудниками ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" была создана схема формального документооборота.
Таким образом, АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") необоснованно произвело распределение транспортных расходов по территории иностранного государства и территории ЕАЭС, а также не включив торговую наценку ООО "Прайм-Рут" (вознаграждение экспедитора) в таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10309203/261118/0005554 в связи, чем нарушены условия подпункта 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, что повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
В ходе камеральной таможенной проверки выявленные признаки недостоверного заявления таможенной стоимости товаров нашли свое подтверждение.
Расчет таможенной стоимости товара произведен на основании счета на оплату от 26.11.2018 N 2126Э о понесенных транспортных расходах в полном объеме 180 000,00 рублей.
Таможенная стоимость составила 1 718 196,64 рублей.
Принятие решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309203/261118/0005554, повлекло доначисление таможенных платежей в сумме 37 598,45 рублей.
На основании результатов камеральной таможенной проверки (акт N 10309000/210/071019/А000103), принятого решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.11.2019 и оформленного бланка "Формы корректировки декларации на товары" N 10309203/261118/0005554 Краснодарской таможней в адрес АО "АР Пэкэджинг" направлено уведомление от 09.01.2020 N 10309000/У2020/0000008 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в размере 37 598,45 рублей, в том числе таможенная пошлина - 7 865,78 рублей, НДС - 29 732,67 рублей.
Таким образом, в ходе камеральной таможенной проверки установлено нарушение АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") статьи 40 ТК ЕАЭС, повлекшее уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Таким образом, в действиях АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") установлены признаки административного правонарушения в части "заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, которые послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов", ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
15.07.2020 таможенным органом, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-1687/2020 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
28.08.2020 таможенным органом, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении заявителя было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-1687/2020 о привлечении АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа.
Несогласие с вынесенным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом первой инстанции с учетом положений статей 207, 210 АПК РФ верно указано, что обществом не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, для не включения расходов на перевозку после прибытия товаров на территорию Союза в таможенную стоимость, а именно: расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом и подтверждены документально.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
На момент возникновения рассматриваемых правоотношений действовал Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, пунктом 22 Правил заполнения ДТС-1 Порядка (правила заполнения графы 17 ДТС-1) таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если ЕАЭС в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного ЕАЭС, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 10 Таможенного кодекса ЕАЭС местами прибытия товаров являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов ЕАЭС либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. Приложением N 1 к Порядку установлен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней установлено заявление обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товара по спорной ДТ.
В соответствии с представленным договором с перевозчиком распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории ЕАЭС не предусмотрено. Также договором не оговорена сумма вознаграждения экспедитора. Из представленных в материалы дела доказательств также не следует подтверждение выплаты обществом вознаграждения ООО "Прайм-Рут" как экспедитору.
При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к обоснованному выводу, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска не подтверждены обществом документально.
Из материалов дела следует, что в день загрузки товара в адрес АО "АР Картон" выставляется предварительный счет на оплату, в котором выделяется стоимость транспортных услуг, оказанных на территории иностранного государства, и транспортные услуги, оказанные на территории Таможенного союза. Счет выставляется предполагаемой датой прихода ТС на таможню назначения. Ему присваивается номер, который используется в дальнейшем для выставления окончательного счета и соответствующего комплекта бухгалтерских документов. К моменту прихода ТС на таможню проверяется соответствие даты предварительного счета. При необходимости она корректируется на дату фактического прихода ТС на таможню назначения.
После завершения таможенного оформления и выгрузки товара из транспортного средства ООО "Прайм-Рут" оформляет окончательный счет на оплату без разбивки транспортных услуг, (оказанных до границы Российской Федерации и по территории Российской Федерации) и соответствующий комплект бухгалтерских документов датой прибытия транспортного средства на таможню назначения. Промежуток времени между датой выставления предварительного счета и датой выставления окончательного счета на оплату фактически равен времени, которое транспортное средство находится в пути от места погрузки до таможни назначения.
При этом окончательный вид документа (счет на оплату) не предполагает разбивку транспортных услуг. Полученные документы свидетельствуют о том, что ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" договорились о формировании для представления в таможенный орган комплекта документов по перевозке товара по территории Финляндии, содержащего недостоверные сведения о ее стоимости.
Согласно протоколам допросов представителей перевозчиков, в их адреса от ООО "Прайм-Рут" поступали заявки в целях организации международной перевозки грузов с указанием о необходимости обязательного представления по электронной почте счета до границы в размере 100 евро.
Из изложенного следует, что в нарушение положений пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС сведения о транспортной составляющей в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Расходы по перевозке товара до места прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, заявленные обществом при декларировании товара, документально не подтверждены, что является нарушением пункта 10 статьи 38, пунктов 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недостоверности заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товара и наличии события вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод о том, что общество не может располагать документами о фактических понесенных затратах, калькуляции расходов так как не связано в рамках гражданско-правовым отношениям с конечными исполнителями, конструкция договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг не предполагает выделения экспедиторского вознаграждения и перевыставления отдельно расходов привлеченных транспортных компаний, судебной коллегией не принимаются, поскольку не освобождают декларанта от обязанности документально подтвердить заявленные им вычеты.
Для того чтобы транспортно-экспедиционные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости товаров необходимо соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом. Если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимости сделки.
В рассматриваемом случае указанные сведения в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что не позволяет осуществить заявляемый обществом вычет расходов.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований действующего таможенного законодательства, однако им не были приняты все исчерпывающие меры, направленные на их соблюдение.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность общества при декларировании товаров заявить достоверные сведения о таможенной стоимости товара, обеспечить уплату всех таможенных платежей), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для неукоснительного соблюдения требований таможенного законодательства.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений о таможенной стоимости товара свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом камеральной таможенной проверки; актом об оказании транспортно-экспедиционных услуг, счетом-фактурой без разбивки транспортных расходов по территории Союза и территории иностранного государства; решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.11.2019; иными документами и сведениями, представленными по требованию таможенного органа в ходе камеральной таможенной проверки.
Учитывая изложенное, таможня пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. О времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного производства общество было уведомлено надлежащим образом, расчет штрафа произведен верно.
Доводы общества о том, что таможенный орган обязан был истребовать у перевозчиков и экспедиторов дополнительные документы и сведения судебной коллегией не принимаются.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" не заявление (неполнота заявления) декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если при проведении таможенного контроля декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления.
В данном случае, таможенный орган имел в распоряжении представленные декларантом и его контрагентом сведения и документы по спорной перевозке, информация в которых позволяла определить размер занижения таможенной стоимости товара, поэтому с учетом разъяснений, приведенных в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, действия таможенного органа не противоречат таможенному законодательству.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, равно как наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлено.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на то, что расходы на перевозку, по условиям поставки FCA Инкотермс 2010 несет покупатель, в связи с чем указанные расходы могут учитываться в структуре таможенной стоимости только до пересечения таможенной границы, судом отклоняется.
Согласно положениям ИНКОТЕРМС-2000 термин FCA ("Франко-перевозчик") означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При этом следует отметить, что ИНКОТЕРМС регулирует не момент перехода права собственности на передаваемую вещь, а момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара.
В данном случае таможенный орган указывает на недостоверность заявленной стоимости перевозки после пункта передачи товара продавцом перевозчику. В связи с этим условия поставки FCA Коувола не влияют на оценку отношений, связанных с перевозкой товара от пункта передачи товара продавцом.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание преюдициальное значение судебных актов по делу N А32-8013/2020, которыми решения Краснодарской таможни от 19.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10309203/201118/0005461, 10309203/211118/0005475, 10309203/221118/0005502, 10309203/261118/0005554, 10309203/271118/0005579 признано законным, в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о законности постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1687/2020 от 28.08.2020 и об отсутствии основания для удовлетворения требований общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 по делу N А32-41796/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41796/2020
Истец: АО "АР Пэкэджинг"
Ответчик: Краснодарская таможня