город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2022 г. |
дело N А32-51136/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2021 по делу
N А32-51136/2021
по заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к заинтересованному лицу муниципальному унитарному предприятию Примоско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Краснодар (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал", г. Приморск-Ахтарск, Краснодарский край (далее - заинтересованное лицо, предприятие) к административной ответственности за нарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием состава вмененного предприятию административного правонарушения.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в данном случае МУП "Водоканал" нарушило требования п. 3б, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности, который предусматривает наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, МУП "Водоканал" получена лицензия N 023 00181 от 09.06.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части касающейся сбора, транспортирования, обезвреживания, размещения отходов I-IV класса опасности, согласно Приложению к Лицензии.
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках плановой выездной проверки во исполнение плана работы контрольно-надзорных органов на 2021 год, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому по решению о проведении плановой выездной проверки от 13.08.2021 г. N 02-ВП-П-119 в отношении МУП "Водоканал" проведена проверка в целях осуществления лицензионного контроля.
В ходе проведения осмотра установлено, что автомобили с государственными регистрационными номерами Р680АО93; Р689А093; Р668А093, находящиеся в собственности заинтересованного лица, на которых осуществляется транспортирование отходов, не оснащены специальными знаками, обозначающими определенный класс опасности отходов.
28.09.2021 должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 02-23-476П (л.д.11-16).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ, материалы дела об административном правонарушении были направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Объектом правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований, установленных специальным разрешением, если такое разрешение обязательно.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с Законом, отнесена деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В силу абзаца 1, подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются: для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 16 Закона N 89-ФЗ организация транспортирования отходов осуществляется при наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
В соответствии с примечанием к данной статье, абзац 5 пункта 2 статьи 16 Закона N 89-ФЗ вступает в силу с 01.03.2022.
Из материалов дела следует и административным органом установлено, что принадлежащие заинтересованному лицу автомобили с государственными регистрационными номерами Р680АО93; Р689А093; Р668А093, на которых осуществляется транспортирование отходов, не оснащены специальными знаками, обозначающими определенный класс опасности отходов.
В этой связи суд первой инстанции правомерно указал на то обстоятельство, что на момент проведения проверки 14.09.2021, а также на момент рассмотрения дела судом редакция абзаца 5 пункта 2 статьи 16 Закона N 89-ФЗ еще не вступила в законную силу, и соответственно, не подлежала применению административным органом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно заключил об отсутствии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Основания для переоценки указанного вывода суда у судебной коллегии отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении требования административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ судом первой инстанции обоснованно отказано.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на нарушение предприятием требования пункта 3б Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, судебной коллегией не может быть принят во внимание, поскольку требование о наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств установлено в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2022 N 271, которая на момент проведения проверки 14.09.2021, а также на момент рассмотрения дела судом, не действовала.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2021 по делу N А32-51136/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51136/2021
Истец: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал", МУП Примоско Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района "Водоканал"