город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А70-21505/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года/.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1690/2022) общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.01.2022 по делу N А70-21505/2021 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела государственного надзора по Тюменской области (ОГРН 1046604412161, ИНН 6672172548, адрес: 625027, город Тюмень, улица Минская, дом 88, офис 401) к обществу с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (ОГРН 1147232006910, ИНН 7203304688, адрес: 625030, город Тюмень, улица Олега Кошевого, дом 26, офис 2) о привлечении к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 06.10.2021 N 56Ю),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела государственного надзора по Тюменской области (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (далее - ООО СК "Восток", общество) на основании части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.01.2022 по делу N А70-21505/2021 ООО СК "Восток" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что предписание от 06.10.2021 N 26П вынесено с нарушением требований части 2 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-Ф; проверка Управлением проведена с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); проверка проведена в отсутствие распоряжения или приказа о ее проведении, без составления акта проверки, что является грубым нарушением требований указанного закона и влечет за собой недействительность результатов проверки.
Обществом отмечено, в настоящее время ведутся работы по получению сертификата соответствия, процедура является длительной, включающей несколько этапов при этом обществом активно продолжает работу по приведению сетей электроснабжения в нормативное состояние; по состоянию на 02.12.2021 выявленные нарушения по отсутствию сертификата соответствия были устранены обществом.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
ООО Сетевая компания "Восток" представлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В Управления поступило обращение от 08.07.2021 по обстоятельствам снабжения электрической энергии низкого напряжения по адресу: Тюменская область, СНТ СН "Сосновая поляна", ул. 18, участок 518.
В рамках рассмотрения обращения Управлением установлено, что по вышеуказанному адресу сетевой организацией является ООО СК "Восток".
В соответствии с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ООО СК "Восток" является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД 35.12).
В силу положений действующего законодательства качество электроэнергии является необходимым условием безопасного использования электроэнергии, в связи с чем проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ООО СК "Восток", является обязательным.
Однако в реестре сертификатов на сайте Росаккредитании информация о подтверждении соответствия электрической энергии, поставляемой ООО СК "Восток" потребителям электрической энергии по распределительным электрическим сетям, отсутствует.
Вместе с тем, передача электрической энергии, не прошедшей процедуру подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие ГОСТ 32144 - 2013 "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью, а также имуществу граждан.
По результатам проверочных мероприятий, проведенных Управлением, на основании статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), выявлен факт обращения электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям в части обязательной сертификации электрической энергии, осуществление передачи электрической энергии потребителям без сертификата соответствия, что подтверждается письмом Общества от 20.07.2021 (вх. 5-09/492), а также официальной информацией с интернет-сайта Росаккредитации.
В связи с изложенным ООО СК "Восток" выдано предписание от 26.07.2021 N 25-П о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с несоответствием продукции требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", а также части 2 статьи 28, статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Однако предписание от 26.07.2021 N 25П обществом не исполнено, в связи с чем 06.10.2021 в ООО СК "Восток" выдано аналогичное предписание от 06.10.2021 N 26П.
Предписание от 06.10.2021 N 26П получено Обществом 08.10.2021 и подлежало исполнению в течение 10 дней с момента его получения.
08.11.2021 в связи с неисполнением выданного предписания от 06.10.2021 N 26П, должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава администрактивного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ на основании данного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО СК "Восток" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в том числе виновности лица в его совершении, а также всех необходимых оснований для привлечения ООО СК "Восток" к административной ответственности по указанной норме КоАП РФ,
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Из протокола об административном правонарушении от 08.11.2021 N 56Ю следует, что событие вменяемого обществу правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания Управления от 06.10.2021 N 26П о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и ее согласования (далее - предписание).
Зафиксированное в предписании нарушение выявлено вследствие поступивших в отдел государственного надзора по Тюменской области Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Госстандарта обращений, содержащих информацию о снабжении потребителей электрической энергии низкого напряжения по адресу: Тюменская область, СНТ СН "Сосновая поляна", ул. 18, участок 518.
Статьей 39 Закона N 184-ФЗ установлено, что органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
В ходе проведения проверки в Управление в ответ на требование 12.07.2021 N 5-09/320 от генерального директора Общества 20.07.2021 поступило письмо N 5-09/492, в котором сообщено об отсутствии сертификата соответствия на электрическую энергию и сведений о результатах контроля качества электрической энергии в сетях СНТ СН "Сосновая поляна". В указанном письме директор общества также просил продлить сроки проведения проверки достоверности полученной информации в связи с необходимостью привлечения ФБУ "Тюменский ЦСМ" для проведения испытания электричества.
Письмом от 21.07.2021. N 5-09/331 ООО СК "Восток" был продлен срок проведения и представления материалов проверки достоверности полученной информации, а также предоставления документов, подтверждающих проведение испытаний электрической энергии (письмо получено юридическим лицом и зарегистрировано 21.07.2021 N 01-09/1253-21).
28.07.2021 в отдел государственного надзора по Тюменской области Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Госстандарта поступило письмо N 5-09/503 технического директора ООО СК "Восток" Ельцова Д.А. с приложен6ипем документов: счета-договора N 1500354 от 22.07.2021, заключенного с ФБУ "Тюменский ЦСМ", о проведении испытаний продукции, письма от 23.07.2021 N СК-01-10/780-21, на основании которых установлен факт обращения электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям в части обязательной сертификации электрической энергии, осуществление передачи электрической энергии потребителям без сертификата соответствия.
В реестре сертификатов на сайте Росаккредитации информация о подтверждении соответствия электрической энергии, поставляемой ООО СК "Восток" потребителям электрической энергии по распределительным электрическим сетям ООО СК "Восток" также отсутствует.
Вместе с тем качество передаваемой электроэнергии должно соответствовать технических регламентам и иным обязательным требованиям, ГОСТ 13109-97, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю уполномоченным органом.
Осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 131097-97, иными обязательными требованиями и подтверждаются сертификатом качества электрической энергии.
Положениями части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель вправе: выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом; обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации; использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; получать в органе по сертификации, выдавшем ему сертификат соответствия, документы и материалы, которые подтверждают результаты сертификации и условия и срок предоставления которых определяются договором о сертификации.
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ заявитель обязан:
обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;
приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из части 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ следует, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу части 2 Закона N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации; единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (ОНО) включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением 982.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст) (далее - ГОСТ 32144-2013)(п.4.2.1,п.4.2.2).
Процедура и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии установлены ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" (далее ГОСТ Р 58289-2018), (утвержден и введен в действие с 01.02.20219 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 N 1038-ст.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 58289-2018 заявитель - юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация.
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 58289-2018 сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие поставляемой электрической энергии установленным требованиям к качеству.
По смыслу пункта 3.13 ГОСТ Р 58289-2018 сетевая организация - это организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть.
Изготовитель - юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки (пункт 3.15 ГОСТ Р 58289-2018).
Из пункта 4.1 ГОСТ Р 58289-2018 следует, что объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением N 982, и поставляемая потребителям на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 58289-2018 обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2013 (пункты 4.2.1, 4.2.2), на который приведена ссылка в Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация), опубликованной на основании Постановления N 982.
В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТ Р 58289-2018 сертификат соответствия или его копия предъявляются заявителем органам государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 2 статьи 28.
В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 58289-2018 в рамках обязательной сертификации орган по сертификации организует проведение испытаний в выбранных пунктах контроля качества электрической энергии.
Исходя из области применения "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее ГОСТ 33073-2014) положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества электрической энергии применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний электрической энергии, рассмотрении претензий к качеству электрической энергии, инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией, а также при осуществлении государственного надзора.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 33073-2014 показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрической сети установлены в ГОСТ 32144. В соответствии с требованиями ГОСТ 32144 эти точки передачи выбирают в качестве пунктов контроля.
В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ 32144 точка передачи электрической энергии: точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения".
Подтверждением факта обеспечения передачи электрической энергии с качеством, соответствующим ГОСТ 32144-2013, и соответственно, надлежащего исполнения договорных обязательств может служить наличие у заявителя сертификата соответствия.
Учитывая, что качество электроэнергии является необходимым условием безопасного использования электроэнергии, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ООО СК "Восток", в соответствии с действующим законодательством является обязательным.
Вместе с тем, в реестре сертификатов на сайте Росаккредитации информация о подтверждении соответствия электрической энергии, поставляемой ООО СК "Восток" потребителям электрической энергии по распределительным электрическим сетям ООО СК "Восток" отсутствует.
Передача электрической энергии, не прошедшей процедуру подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации на соответствие ГОСТ 32144 создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью, а также имуществу граждан.
В письме 20.07.2021 N 5-09/492, ООО "СК "Восток" пояснило, что у общества отсутствует сертификат соответствия на поставляемую (реализуемую) потребителям электрическую энергию и сведения о результатах контроля качества электрической энергии в сетях
Таким образом, административным органом установлены и подтверждаются материалами дела обстоятельства, послужившие основанием для вынесения в отношении общества предписания от 06.10.2021 N 26П.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 184-ФЗ при подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.
Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.
С учетом положений статьи 38 Закона N 184-ФЗ Управлением в рамках предоставленных ему полномочий, обществу выдано предписание от 06.10.2021 N 26П на разработку программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и ее согласования (далее предписание), невыполнение которого образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО СК "Восток" выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения требований действующих нормативных актов общество не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в том числе вина ООО СК "Восток" в его совершении, полностью доказана.
Порядок привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения к ответственности не нарушены.
Отклоняя доводы ООО СК "Восток" о том, что проверочные мероприятия в отношении общества проведены с существенными и грубыми нарушениями, в отсутствие вынесенного приказа о начале проведения проверки и акта проверки, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Данным Постановлением определено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти; осуществляет государственный метрологический надзор.
Согласно пунктам 1 и 4 указанного Положения Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Приказом Минпромторга России от 01.08.2017 N 2514 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (далее - Административный регламент, Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2017 N 48781).
Организация и исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами Росстандарта, в обязанности которых входят вопросы осуществления государственного контроля (надзора), а также должностными лицами МТУ Росстандарта.
В перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов включен, в том числе, Закон N 184-ФЗ.
Предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов является государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, осуществляемый в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих национальных стандартов и технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Административного регламента должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), имеют право в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
Таким образом, реализация полномочий Управления в рамках рассмотрения обращений в данном случае не ограничивается положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а была осуществлена в соответствии с Законом N 184-ФЗ, которым не предусматривается оформление распоряжения или приказа о проведении проверки, а также акта проверки по результатам рассмотрения представленных на запрос документов и их направление юридическому лицу.
Административное наказание назначено Обществу в пределах, установленных санкцией части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
Правовых оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.01.2022 по делу N А70-21505/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21505/2021
Истец: Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Ответчик: ООО Сетевая Компания "Восток"
Третье лицо: ПУМТУ Росстандарта