г. Челябинск |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А07-10193/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Тарасовой С.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухамедяровой Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2021 г. по делу N А07-10193/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Файрушина Р.Ф. (доверенность N 279 от 07.12.2021, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" - Вершинин Е.А. (доверенность N 119-1/07-12 от 01.01.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - истец, ООО "ЭСКБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан) о взыскании стоимости потерь электрической энергии, возникших по трансформаторным подстанциям N 9865, N 9907, N 9997, N 9998 в кварталах N 33, N 38, N 39 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы за период ноябрь-декабрь 2020 года, январь 2021 года в объеме 1 470 483 кВт/час на сумму 8 269 331 руб. 83 коп. и по трансформаторным подстанциям N 9332, N 9559, N 9795, N 9992, N 9993, N 9995, N 9996, N 9999 в кварталах N 11, N 13, N 23, N 24, N 25, N 26, N 27, N 40 в пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы за период ноябрь-декабрь 2020 года, январь 2021 года в объеме 3 755 058 кВт/час на сумму 21 112 013 руб. Итого в объеме 5 225 541 кВт на сумму 29 381 344 руб. 83 коп. (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети", муниципальное унитарное предприятие "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гимаев И.Ф., Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - третьи лица, ООО "Башкирэнерго", МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, к/у МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа Гимаев И.Ф., Минстрой РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2021 (резолютивная часть объявлена 22.12.2021) исковые требования удовлетворены, также судебным актом распределены судебные расходы.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд необоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании стоимости потерь электроэнергии в размере 8 269 331 руб. 83 коп. в кварталах N N 33, 38, 39 по трансформаторным подстанциям NN 9865, 9907, 9997, 9998, поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты электрохозяйства признано заочным решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.10.2021, то есть позднее спорного периода.
Таким образом, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, что электрические сети в кварталах N N 33,38,39 находились в муниципальной собственности до 06.10.2021.
Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан полагает, что стала иным владельцем указанных электросетей с момента вступления в законную силу указанного решения суда.
Исходя из положений законодательства об электроэнергетике, бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. При этом эксплуатация объекта электросетевого хозяйства, в том числе и бесхозяйных сетей, включает в себя его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
Издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возложению на лицо, фактически эксплуатирующее их, то есть на сетевую организацию, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании. Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан в настоящем споре не является лицом, фактически эксплуатирующим бесхозяйные сети электросетевого хозяйства.
Кроме того, правовое регулирование, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно влечь причинения для них убытков.
Помимо изложенного, при проведении проверки предоставленных истцом расчетов выявлено, что сумма задолженности по трансформаторным подстанциям N N 9332, 9559, 9795, 9992, 9993, 9995, 9996, 9999 по кварталам NN 11, 13, 24, 25, 26, 27, 40 в пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы за период ноябрь-декабрь 2020 года, январь 2021 года составила 19 433 830 руб. 88 коп., в то время, как истцом ко взысканию заявлена сумма 21 112 013 руб.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.03.2022.
Определением от 14.03.2022 рассмотрение жалобы отложено на 11.04.2022.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан поступили письменные пояснения на отзыв ООО "ЭСКБ", согласно которым после проведенной ответчиком проверки расчетов фактических потерь электроэнергии установлено, что арифметически расчеты задолженности произведены верно. Следовательно, апеллянт отказывается от своих доводов в указанной части, на апелляционной жалобе по остальным доводам настаивает, просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований истца отказать. Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ООО "Башкирэнерго" ходатайствовал о приобщении к материалам дела поступивших в апелляционный суд 11.04.2022 письменных пояснений на апелляционную жалобу, согласно которым просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание своих представителей не направили.
С учетом мнения представителей истца и ООО "Башкирэнерго", в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является гарантирующим поставщиком, осуществляющим деятельность по купле-продаже электрической энергии на территории Республики Башкортостан. Статус гарантирующего поставщика присвоен истцу на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 N 57.
Договоры на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь в электрических сетях между истцом и ответчиками не заключены.
Факт владения ответчиком электрическими сетями, в которых возникают потери электрической энергии, подтверждается следующими документами:
- Решением Администрации ГО г. Уфа N 389р от 22.02.2018, актом приема-передачи от 01.03.2018, решением Администрации ГО г. Уфа N 1947р от 02.10.2018, актом приема-передачи от 03.10.2018 о принятии в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан распределительных устройств и электрических сетей, расположенных в пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы: ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ с целью застройки кварталов 1-14, 23-28, 40;
- ответом на запрос за исх. N 19852 от 29.07.2021, которым Администрацией ГО г. Уфа сообщено, что объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 по итогам инвентаризации учтены в реестре муниципального имущества ГО г. Уфа Республики Башкортостан на основании решения УЗИО г. Уфа N 1947 от 02.10.2018, акта от 03.10.2018;
- Постановлениями Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N 556 от 02.06.2021 года о внесении изменений в постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 17.07.2020 N 856, которым в государственную собственность Республики Башкортостан переданы объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39. Данным постановлением подтверждается, что указанные воздушные линии, СИП, опоры, трансформаторные подстанции находятся в муниципальной собственности городского округа г. Уфа.
Осуществив распорядительные действия в отношении электросетевого хозяйства, ответчик подтвердил их принадлежность к муниципальной собственности.
Расчет объемов потерь электрической энергии, представленный истцом подтверждается реестрами снятия показаний приборов учета юридических лиц, реестрами об объеме поставленной электрической энергии по физическим лицам по 12 трансформаторным подстанциям присоединённых к 11 жилым кварталам п. Нагаево:
- трансформаторная подстанция - 9332 квартал 11 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9865 квартал 33 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9795 квартал 13 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9559 квартал 23, 26 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9907 квартал 38 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9992 квартал 23,25,27 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9993 квартал 25,27 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9995 квартал 40 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9996 квартал 40 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9997 квартал 39 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9998 квартал 39 п. Нагаево
- трансформаторная подстанция - 9999 квартал 24 п. Нагаево.
Судом установлено, что для осуществления строительства сетей электроснабжения ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ в п. Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа обратилось в ООО "Башкирэнерго" для проведения мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно актов разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон, граница балансовой принадлежности между ООО "Башкирэнерго" и иным владельцем объектов электросетевого хозяйства находится на отпаечной опоре ВЛ-10 кВ, отходящей в сторону каждой трансформаторной подстанции отпайки.
В РУ-0,4кВ каждой трансформаторной подстанции установлены приборы учета, которые учитывают всю электрическую энергию, переданную на границе балансовой принадлежности, из электрической сети ООО "Башкирэнерго" в электрическую сеть иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, в данном случае ответчика.
МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, являясь заказчиком-застройщиком строительства объектов электросетевого хозяйства ТП, ВЛ 0,4 кВ, ВЛ 10 кВ в п. Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа, обратившись в сетевую организацию ООО "Башкирэнерго", объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, осуществило технологическое присоединение спорных объектов электросетевого хозяйства.
Объемы потерь электроэнергии, возникшие в вышеуказанных трансформаторных подстанциях за период до 01.03.2018, взысканы с МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа.
Так, в рамках дела N А07-22151/2018 рассмотрены исковые требования ООО "ЭСКБ" к МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа за период ноябрь-декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года на сумму 19 831 944 руб. 57 коп., а также исковые требования истца к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по ТП NN 9865, 9907, 9997, 9998 за период ноябрь-декабрь 2017, январь-май 2018 на сумму 5 848 931 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2020 по делу N А07-22151/2018 уточненные исковые требования ООО "ЭСКБ" удовлетворены, с МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа в пользу истца взыскано 19 831 944 руб. 57 коп. задолженности.
С второго ответчика в пользу истца взыскано 5 848 931 руб. 75 коп. задолженности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2020 по делу N А07-22151/2018 в обжалуемой части отменено, апелляционная жалоба Минстроя РБ - удовлетворена. В удовлетворении исковых требований ООО "ЭСКБ" к Минстрою РБ отказано.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2020 по делу N А07-22151/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2021 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А07-22151/2018 Арбитражного суда Республики Башкортостан по иску оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО "ЭСКБ" - без удовлетворения.
Ответчиком указанные объекты электросетевого хозяйства приняты в муниципальную собственность, что подтверждается решением Администрации ГО г. Уфа N 389р от 22.02.2018, актом приема-передачи от 01.03.2018, решением Администрации ГО г. Уфа N 1947р от 02.10.2018, актом приема-передачи от 03.10.2018. Распоряжений о передаче указанных объектов в хозяйственное ведение МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа данные решения не содержат.
Кроме того, Постановлением Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N 856 от 17.07.2020 ответчик передал указанные объекты электросетевого хозяйства в государственную собственность Республики Башкортостан, осуществив распорядительные действия.
Истцом в адрес Администрации ГО г. Уфа (т.1 л.д.12-14, 26-28) и Минстроя РБ (т.1 л.д.21-25) направлены досудебные претензии с требованиями об уплате основного долга и пени, которые оставлены без удовлетворения.
Неисполнение требований, изложенных ООО "ЭСКБ" в претензиях, послужило основанием для обращения с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно абзацу второму пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике") основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу абзаца тридцать первого статьи 3 Закона N 35-ФЗ территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В системе действующего правового регулирования правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках электрической энергии наделены территориальные сетевые организации. Они оказывают названные услуги на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии и установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
Таким образом, ответчик не является сетевой организацией по смыслу, придаваемому ей Правилами N 861, а является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, не оказывающим услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 129 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - "Основные положения") иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
В пункте 4 Основных положений указано, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Аналогичная обязанность закреплена в абзаце 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике".
В пункте 130 "Основных положений" указано, что отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из приведенной выше нормы права следует, что отсутствие письменного соглашения между истцом и ответчиком о приобретении электрической энергии в целях компенсации потерь не освобождает ответчика от обязанности по оплате стоимости электрической энергии.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.
В силу пункта 136 Основных положений N 442, определение объема фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
В соответствии с пунктом 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению оснащения приборами учета объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации в точках их присоединения к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, если иное не установлено соглашением между такими сетевыми организациями, возлагается на ту сетевую организацию, центры питания которой в данной точке присоединения имеют более низкий класс напряжения, а при равенстве классов напряжения центров питания в точке присоединения - на сетевую организацию, в объекты электросетевого хозяйства которой за год до планируемой даты установки приборов учета преимущественно осуществлялся переток электрической энергии.
В соответствии с пунктом 185 Основных положений N 442 сетевые организации определяют объем электрической энергии, переданной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, объем электрической энергии, переданной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций, объем электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства этих сетевых организаций, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства этих сетевых организаций.
Каждая сетевая организация за расчетный период составляет баланс электрической энергии, который содержит показатели, указанные в пункте 185 Основных положений N 442 (пункт 186 Основных положений N 442).
Согласно пункту 187 Основных положений N 442, баланс электрической энергии составляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, и является основанием для определения фактических потерь электрической энергии, подлежащих покупке сетевой организацией в соответствии с Основными положениями N442.
Сетевая организация передает до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информацию об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период (пункт 189 Основных положений N 442).
Проверив расчет объемов потерь электрической энергии, представленный истцом, суд первой инстанции признал его верным, поскольку объем потерь электрической энергии, стоимость которого предъявлена истцом к взысканию, определена в соответствии с пунктом 50 Правил N 861 на основании представленных истцом данных (показаний) приборов учета электрической энергии об объемах электрической энергии, поступившей в сеть ответчика и отпущенной из сети ответчика.
Указанный расчет подтверждается реестрами снятия показаний приборов учета юридических лиц, реестрами об объеме поставленной электрической энергии по 12 трансформаторным подстанциям, присоединённых к 11 жилым кварталам п. Нагаево.
Ответчиком контрасчет не представлен.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих иные объемы потерь электрической энергии, по сравнению с объемами, которые были определены истцом и ООО "Башкирэнерго" на основании данных, полученных с использованием приборов учета.
Кроме того, ответчик не заявлял каких-либо возражений относительно цены, применяемой гарантирующим поставщиком в расчетах стоимости потерь. Выставленные истцом к оплате счета на оплату потерь ответчиком оплачены не были. Направленная в адрес Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан претензия оставлена без ответа.
Доводы апелляционной жалобы судом проверены и признаются подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
То, что спорные объекты по трансформаторным подстанциям N 9865, N 9907, N 9997, N 9998 на три квартала N 33, N 38, N 39 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы за период ноябрь-декабрь 2020 года, январь 2021 года находились во владении и пользовании ответчика, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Так, ответом на запрос за исх. N 19852 от 29.07.2021 Администрацией ГО г. Уфа сообщено, что по итогам инвентаризации, проведенной подразделениями Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан при участии ООО "Башкирэнерго", Минстроя РБ, МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, с учетом отсутствия сведений о нахождении объектов электроснабжения в кварталах N N 33,38,39 в реестре государственного имущества РБ и на балансе МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево" ГО город Уфа, постановлением Администрации ГО г. Уфа N856 от 17.07.2020 (в ред. N556 от 02.06.2021) определен полный перечень объектов электросетевого хозяйства, относящегося к муниципальной собственности и подлежащего передаче в государственную собственность Республики Башкортостан. Перечисленные в запросе объекты учтены в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфа на основании решения УЗИО г. Уфы N1947 от 02.10.2018, акта от 03.10.2018.
Таким образом, уполномоченное лицо ответчика в ответе на запрос указывает, что объекты электросетевого хозяйства в кварталах N N 33,38,39 учтены в реестре муниципального имущества ГО г. Уфа Республики Башкортостан на основании решения Администрации ГО г. Уфа N 1947 от 02.10.2018, акта от 03.10.2018 и подтверждает факт нахождения объектов электросетевого хозяйства в муниципальной собственности.
Постановлением Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N 556 от 02.06.2021 внесены изменения в постановление Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 17.07.2020 N 856, которым ответчиком в государственную собственность Республики Башкортостан переданы объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39. В Постановлении N 556 от 02.06.2021 подтверждено, что данные воздушные линии, СИП, опоры, трансформаторные подстанции и указанные квартала находятся в муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, ответчик письмом за исх. N 19852 от 29.07.2021, а также Постановлением N 556 от 02.06.2021 подтвердил наличие права муниципальной собственности на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, поселок Нагаево: воздушные линии 10 кВ и 0,4 кВ, СИП, опоры, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 с октября 2018 года.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.11.2021 по делу N А07-20231/2021 установлено, что в соответствии с решениями УЗИО г. Уфы N 389 от 01.03.2018 "О приеме в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан объектов незавершенного строительства - сетей электроснабжения отдельных кварталов пос. Нагаево", N 1947р от 02.10.2018 "О приеме в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан объектов строительства - сетей электроснабжения отдельных кварталов пос. Нагаево" Управление капитального строительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан передало Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан по актам приема-передачи от 01.03.2018, 03.10.2018 объекты сетей электроснабжения в кварталах 11, 23, 24, 25, 26, 40.
Указанные объекты электросетевого хозяйства, расположенные в кварталах 11, 23, 24, 25, 26, 40, включены в перечень объектов, указанных в постановлениях Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан N 856 от 17.07.2020 и N 556 от 02.06.2021.
Управление капитального строительства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии с муниципальными контрактами, указанными в актах приема-передачи от 01.03.2018, 03.10.2018, возложило обязанность по выполнению функций заказчика-застройщика (в т.ч. строительный контроль) на МУП "Дирекция по строительству и содержанию жилого массива в районе поселка Нагаево".
В перечень объектов электросетевого хозяйства, включенных в оспариваемые постановления, включены ТП N N 9332, 9559, 9795, 9992, 9993, 9995, 9996, 9999.
Судом отмечено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-24102/2020 исковые требования ООО "ЭСКБ" к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан о взыскании задолженности за электрическую энергию, приобретаемую для целей компенсации потерь в ТП N N 9332, 9559, 9795, 9992, 9993, 9995,9996, 9999 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы удовлетворены, с Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО "ЭСКБ" взысканы 7 710 477 руб. 43 коп. сумма задолженности, 48 596 руб. расходы по государственной пошлине.
В рамках указанного дела установлено, что Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан является собственником указанных объектов электросетевого хозяйства, следовательно, доводы конкурсного управляющего МУП "Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево" об осуществлении эксплуатации и обслуживания объектов электросетевого хозяйства - кварталов N N 33, 38, 39 п. Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа, являются несостоятельными.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод подателя жалобы о том, что суд необоснованно удовлетворил требования о взыскании стоимости потерь электроэнергии в размере 8 269 331 руб. 83 коп. в кварталах N N 33, 38, 39 по трансформаторным подстанциям NN 9865, 9907, 9997, 9998, поскольку право муниципальной собственности на указанные объекты электрохозяйства признано заочным решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.10.2021, то есть позднее спорного периода, подлежит отклонению.
Действительно, заочным решением Октябрьского районного суда г. Уфы по делу N 2-4685/2021 от 06.10.2021 признано право муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан на бесхозяйное движимое имущество - объекты электрохозяйства, расположенные в кварталах N 33, N 38, N 39 пос. Нагаево Октябрьского района г. Уфы.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Между тем, в пункте 4 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу частями 2, 3 ст. 61 ГПК РФ или частями 2, 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
Поскольку ООО "ЭСКБ" не было привлечено к участию в деле N 2-4685/2021 в качестве стороны либо третьего лица, соответственно, указанное решение преюдициальным для истца в настоящем споре не является.
Кроме того, в силу перечисленных судом выше императивных норм Закона об электроэнергетике, Основных положений N 442 и Правил N 861, обязанность по оплате потерь электрической энергии возложена на субъекта, фактически владеющего электрическими сетями.
Ответчиком суду не представлено доказательств, из которых бы следовало наличие в период с ноября по декабрь 2020 года, январь 2021 года иных владельцев спорных объектов электросетевого хозяйства - трансформаторных подстанций N 9332 квартал 11, N 9795 квартал 13, N 9559 квартал 23, 26, N 9992 кварталы 23,25,27, N 9993 кварталы 25,27, N 9995 квартал 40, N 9996 квартал 40, N 9999 квартал 24, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 и высоковольтных линий электропередач 10 и 0,4 кВ, соединяющих указанные объекты, в которых возникают потери электрической энергии.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что потери электрической энергии, которые являются предметом рассмотрения настоящего дела, возникают в объектах электросетевого хозяйства, расположенных в п. Нагаево Октябрьского района ГО г. Уфа.
Кроме того, из представленных ООО "ЭСКБ" первичных документов следует, что в отношении потребителей электрической энергии - физических лиц, присоединенных от спорных трансформаторных подстанций N 9332 квартал 11, N 9795 квартал 13, N 9559 квартал 23, 26, N 9992 кварталы 23,25,27, N 9993 кварталы 25,27, N9995 квартал 40, N 9996 квартал 40, N9999 квартал 24, ТП-9865 квартал 33, ТП-9907 квартал 38, ТП-9997, ТП-9998 квартал 39 п. Нагаево ежемесячно формируются объемы полезного отпуска, а равно - посредством указанных объектов осуществляется передача электрической энергии потребителям.
Указанные обстоятельства позволяет сделать вывод о том, что в спорный период все объекты электросетевого хозяйства, стоимость потерь в которых предъявлена к взысканию в рамках настоящего дела, являлись действующими, функционировали в соответствии с их прямым назначением и фактически находились во владении и пользовании ответчика.
В соответствии с пунктом 136 "Основных положений", определение фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии.
Ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств иного объема перетока электрической энергии по сравнению с расчетом, представленным истцом.
Не совершение ответчиком всех необходимых процессуальных действий влечет для ответчика связанные с этим процессуальные риски.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истца и взыскании с ответчика суммы задолженности за потери электроэнергии в размере 29 381 344 руб. 83 коп.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат распределению между сторонами по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2021 г. по делу N А07-10193/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
С.В. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10193/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ БАШКОРТОСТАНА
Ответчик: Минстрой РБ, ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа, Гимаев Ильдар Фагимович, МУП "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ЖИЛОГО МАССИВА В РАЙОНЕ ПОСЕЛКА НАГАЕВО" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО Башкирэнерго, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4336/2022
11.09.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11232/2023
12.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4336/2022
18.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2179/2022
28.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-10193/2021