г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А42-8078/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Доля А.В. по доверенности от 06.12.2019 (онлайн)
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4889/2022) Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.2022 по делу N А42-8078/2021 (судья С.Б.Варфоломеев), принятое
по заявлению Государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница"
к Управлению Федерального казначейства по Мурманской области
третьи лица: Министерство здравоохранения Мурманской области, Комитет по конкурентной политике Мурманской области
о признании недействительным представления от 07.07.2021 N 25 и недоказанными обстоятельств по акту б/н от 20.05.2021
УСТАНОВИЛ:
Государственное областное автономное учреждение здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница" (далее - Больница, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Казначейство, Управление) от 07.07.2021 N 25 об устранении нарушений бюджетного законодательства. Кроме того, Учреждение просило признать обстоятельства, зафиксированные актом проверки б/н от 20.05.2021, связанные в тексте акта с нормативным регулированием, не относимым регулированием к деятельности Больницы, как не доказывающих вину Больницы в нецелевом расходовании бюджетных средств.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Мурманской области (далее - Министерство, третье лицо) и Комитет по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет, третье лицо).
Решением суда от 11.01.2022 заявление удовлетворено частично, суд признал недействительным оспариваемое представление Управления; обязал Управление устранить нарушения прав и законных интересов Больницы; в части требования о признании обстоятельств, зафиксированных актом проверки б/н от 20.05.2021, связанных в тексте акта с нормативным регулированием, не относимым регулированием к деятельности государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница", как не доказывающих вину проверяемого лица в нецелевом расходовании бюджетных средств, производство по делу прекратил.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания представления недействительным и обязания устранить нарушение права заявителя, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Учреждением допущено неправомерное использование средств субсидии, а именно по Договору от 04.12.2020 N 03/12-20 закуплено медицинское изделие - KingFisher, которое не включено в Перечень медицинских изделий к Правилам N 1764. Ссылается на то, что представление вынесено в рамках возложенных на Управление полномочий, соответствует закону и не нарушает права Учреждения.
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От Больницы поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-связи. Поскольку представитель Больницы не присоединился к онлайн-заседанию, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя, учитывая, что Больница извещена надлежащим образом.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Казначейством на основании приказа от 02.04.2021 N 123 в период 27.04.2021 по 20.05.2021 проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Больницей целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 NN 2805-р, 2806-р.
В ходе проверки установлено, что Больницей в целях дооснащения своей клинико-диагностической лаборатории заключён договор N 03/12-20 от 4 04.12.2020 (далее - договор) с обществом с ограниченной ответственностью "ИнтерЛабСервис" на сумму 5.755.077 руб. на поставку процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher в соответствии со спецификацией - приложением N 1.
Во исполнение условий договора данный процессор поставлен Больнице 16.12.2020 в соответствии с товарной накладной N 34045.
На рассматриваемый процессор имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 13.02.2019 N ФСЗ 2009/05562, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещённом на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.roszdravnadzor.gov.ru, процессору магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher присвоен числовой код вида медицинского изделия 318650. Денежные обязательства по договору Больницей исполнены в сумме 428.677,4 руб. за счёт собственных средств и в сумме 5.326.400 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставленных в рамках дополнительного соглашения от 16.11.2020 N 49 к соглашению от 09.01.2020 N А-09/01/2020-01-14 о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели, заключённому между Министерством и Больницей.
Изучив представленные документы, Казначейство пришло к выводу, что Больница допустила нарушение пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764), выразившееся в использовании средств субсидии в сумме 5.326.400 руб. на закупку медицинского изделия, не включённого в Перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющийся (Перечень) приложением к Правилам N 1764.
Результаты проверки оформлены актом б/н от 20.05.2021.
На основании акта 07.07.2021 Казначейством вынесено представление N 25, которым в срок до 10.09.2021 на Больницу возложена обязанность устранить выявленное нарушение путём возврата неправомерно использованных средств субсидии в сумме 5.326.400 руб.; принять меры по устранению причин и условий нарушения, указанного в названном представлении (должностным лицам, ответственным за осуществление финансово-хозяйственной Больницы, повысить знание законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренний контроль, персональную ответственность). О результатах исполнения представления проинформировать Казначейство до 20.09.2021. Больница также предупреждена о наступлении административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае невыполнения в установленный срок указанного представления.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого представления, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, в части требований об оспаривании акта проверки производство по делу прекратил.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В силу статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:
нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,
нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию,
нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета,
нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году Минздраву России выделены бюджетные ассигнования в размере 1.000.060 тыс.руб. на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.
03.11.2020 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Мурманской области подписано Соглашение N 056-17-2020-1128 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот (далее - Соглашение N 056-17-2020-1128).
Пунктом 4.3.1 Соглашения N 056-17-2020-1128 на Мурманскую область возложена обязанность обеспечивать выполнение условий предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных пунктом 3.2 настоящего Соглашения.
На основании пункта 3.2 Соглашения N 056-12-2020-1128 иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующего условия: наличие в Мурманской области не менее 1 лаборатории медициной организации, осуществляющей этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
На основании Дополнительного соглашения N 49 от 16.11.2020 к соглашению от 09.01.2020 N А-09/01/2020-01-14 о порядке и условиях предоставления из областного бюджета Больнице субсидий на иные цели, заключённому между Министерством и Больницей, в раздел 3 "Направление расходования и сроки предоставления субсидий" включён пункт 23 - оснащение (переоснащение) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (код - 20-58450-00000-00000; сумма - 5.326,4 тыс.руб.).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что денежные средства, полученные на основании указанного дополнительного соглашения, направлены Больницей на приобретение процессора магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков 9 KingFisher в целях дооснащения клинико-диагностической лаборатории Больницы.
Постановлением N 1764 утверждены Правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что все перечисленные в Государственном реестре медицинских изделий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения к коду 318660 медицинские изделия используются на стадии выделения нуклеиновых кислот (их функции направлены на организацию одного процесса).
На средства субсидии ГОАУЗ "МЦРБ" приобретен Процессор KingFisher Flex. В соответствии с руководством пользователя Процессор KingFisher Flex предназначен для высокоскоростного, полностью автоматизированного выделения и очистки нуклеиновых кислот, белков, клеток. По своему функциональному назначению процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher соответствует описанию по коду 318660 в соответствии с утверждённой номенклатурой классификации медицинских изделий, поскольку предназначается для процессинга магнитных частиц в 96-луночных плашках с глубокими ячейками для выделения ДНК/РНК, клеток и белков, а сам метод основывается на технологии сорбции нуклеиновых кислот на магнитных частицах.
Пункт 2 Постановления N 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками.
С учетом вышеизложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оснащение (переоснащение) клинико-диагностической лаборатории ГОАУЗ "МЦРБ" осуществлено медицинскими изделиями по перечню согласно Приложению к Постановлению N 1764 и с соблюдением целевого назначения бюджетных средств.
Таким образом, оспариваемое представление правомерно признано судом первой инстанции недействительным, как не соответствующее действующему законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Также Больницей заявлено требование о признании обстоятельств, зафиксированных актом проверки б/н от 20.05.2021, связанных в тексте акта с нормативным регулированием, не относимым регулированием к деятельности государственного областного автономного учреждения здравоохранения "Мончегорская центральная районная больница", как не доказывающих вину проверяемого лица в нецелевом расходовании бюджетных средств.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что приведённые нормы не предусматривают возможности предъявлять самостоятельные требования об установлении тех или иных обстоятельств либо отдельно опровергать их наличие.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного производство в части обжалования обстоятельств, зафиксированных актом проверки б/н от 20.05.2021, правомерно прекращено судом.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 января 2022 года по делу N А42-8078/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8078/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МОНЧЕГОРСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ