город Ростов-на-Дону |
|
18 апреля 2022 г. |
дело N А32-53976/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Лукьянченко Виталия Александровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2022 по делу N А32-53976/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Лукьяненко Виталия Александровича (ИНН 222504242635, ОГРНИП 304222507200062)
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лукьяненко Виталий Александрович (далее - предприниматель, ИП Лукьяненко В.А.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - административный орган, таможня) о признании незаконными и отмене постановлений от 30.09.2021 N N 10309000-2851/2021, 10309000-2852/2021, 10309000-2853/2021, 10309000-2854/2021, 10309000-2856/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда первой инстанции от 01.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях предпринимателя состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Лукьяненко В.А. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на то, что нарушение не повлекло за собой причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за однородные нарушения. Все постановления были приняты в один день - 30 сентября 2021 года, в рамках одного договора поставки. Спорные поставки совершены в рамках одного договора поставки от 25.08.2020 N 346, за 5 идентичных фактов нарушений орган посчитал возможным назначить предупреждение, а за 5 других идентичных фактов назначил штраф, что не соответствует принципу соразмерности и разумности. Предприниматель раскаялся в содеянном, представил все запрашиваемые документы, не уклонялся от объяснений, не знал о наличии обязанности по подаче сведений. ИП Лукьянченко является микропредприятием, штраф является значительным. Принятое постановление от 30.09.2021 N 10309000-2856/2021 вынесено за пределами одного года по отношению к правонарушению от 15.09.2020.
В возражениях на апелляционную жалобу Краснодарская таможня просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Краснодарской таможни поступили дополнения на возражения на апелляционную жалобу, в которых таможня просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ИП Лукьяненко В.А. в материалы дела поступили пояснения по существу вменяемых административных правонарушениях, которые приобщены судом к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в отношении статистической формы (далее - СФ) N 10309210/060821/С054597 (системный номер ED20210806115746532), ИП Лукьянченко В.А. отправлены товары в адрес ИП LilitJevelry (Республика Казахстан) в рамках договора поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарная накладная N НФФР-166 от 08.12.2020, сумма сделки 51 100 руб. Товары отгружены предпринимателем 08.12.2020.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России - 06.08.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период - декабрь 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309210/060821/С054597 на товар, отправленный в декабре 2020 года, должна была быть предоставлена не позднее 22.01.2021, вместе с тем, была представлена в таможенный орган 06.08.2021 - на 196 календарных дня позже.
Постановлением Краснодарской таможни от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2851/2021 ИП Лукьянченко В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В отношении статистической формы N 10309210/060821/С055299 (системный номер ED20210806123150102) товары отправлены предпринимателем в рамках договора поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарная накладная N НФФР-156 от 18.11.2020 и НФФР-160 от 25.11.2020,сумма сделки составила 181 700 руб., товары отгружены 18.11.2020 и 25.11.2020.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России 06.08.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период - ноябрь 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309210/060821/С055299 на товар, отправленный в ноябре 2020 года, должна была быть предоставлена не позднее 14 декабря 2020 год, вместе с тем была представлена в таможенный орган 06.08.2021 - на 235 календарных дня позже.
Постановлением Краснодарской таможни от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2852/2021 ИП Лукьянченко В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
В отношении статистической формы N 10309210/060821/С057469 (системный номер ED20210806142019521), товары отправлены предпринимателем в рамках договора поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарная накладная N НФФР-132 от 05.10.2020, N НФФР-134 от 13.10.2020, N НФФР-145 от 22.10.2020 и НФФР-148 от 30.10.2020, сумма сделки 335 450 руб., товары отгружены: 05.10.2020, 13.10.2020, 22.10.2020, 30.10.2020.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России 06.08.2021 за отчетный период - октябрь 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309210/060821/С057469 на товар, должна была быть предоставлена в таможенный орган не позднее 16.11.2020, вместе с тем была представлена в таможенный орган 06.08.2021 - на 263 календарных дня позже.
Постановлением Краснодарской таможни от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2853/2021 ИП Лукьянченко В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
В отношении статистической формы N 10309210/060821/С058558 (системный номер ED20210806150707239) товары отправлены предпринимателем в рамках договора поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарная накладная N НФФР-Ш от 08.09.2020, N НФФР-114 от 10.09.2020, НФФР-123 от 23.09.2020, сумма сделки 331 150 руб., товары отгружены 08.09.2020, 10.09.2020, 23.09.2020.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России 06.08.2021 за отчетный период - сентябрь 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309210/060821/С058558 на товар должна была быть предоставлена не позднее 14.10.2020, вместе с тем была представлена в таможенный орган 06.08.2021 - на 296 календарных дня позже.
Постановлением Краснодарской таможни от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2854/2021 ИП Лукьянченко В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
В отношении статистической формы N 10309210/040821/С031366 (системный номер ED20210804113402970), товары отправлены предпринимателем в рамках договора поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарная накладная N НФФР-99 от 25.08.2020,сумма сделки составила 57 90 руб., товары отгружены 25.08.2020.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России 06.08.2021 за отчетный период - август 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309210/040821/С031366 должна была быть предоставлена не позднее 14.09.2020, вместе с тем была представлена в таможенный орган 04.08.2021 - на 324 календарных дня позже.
Постановлением Краснодарской таможни от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-2856/2021 ИП Лукьянченко В.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в размере 20 000 рублей.
Считая незаконными постановления о привлечении к административной ответственности, предприниматель оспорил их в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил, статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Установленные административным органом события правонарушений предприниматель не оспаривает. Считает, что правонарушения не повлекли угрозы причинения вреда.
Событие, вменяемого предпринимателю административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: СФ N N 10309210/060821/С054597, 10309210/060821/С055299, 10309210/060821/С057469, 10309210/060821/С058558, 10309210/040821/С031366, договором поставки ювелирных изделий от 25.08.2020 N 346, товарными накладными N НФФР-166 от 08.12.2020, N НФФР-156 от 18.11.2020, N НФФР-160 от 25.11.2020, N НФФР-132 от 05.10.2020, N НФФР-134 от 13.10.2020, N НФФР-145 от 22.10.2020, N НФФР-148 от 30.10.2020, N НФФР-Ш от 08.09.2020, N НФФР-114 от 10.09.2020, НФФР-123 от 23.09.2020, N НФФР-99 от 25.08.2020, протоколами об административных правонарушениях, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения предпринимателя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
ИП Лукьяненко В.А., как участник внешнеэкономической деятельности во взаимной торговле имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при данном факте, которые оно должно было и могло предпринять, следовательно, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей следует как за непредставление статистической формы учета перемещения товаров, так и за несвоевременное ее представление.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению.
В первом случае (непредставление статистической формы учета), административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей статистической формы, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление СФ исчисляется с учетом совершения административного правонарушения - с даты, следующей за датой, когда необходимо было представить форму.
Во втором случае (несвоевременное представление статистической формы), административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей отчета за пределами срока, установленного законом. При этом, учитывая, что за непредставление отчета лицо может быть привлечено в течение года с даты, следующей за датой, когда необходимо было предоставить отчет, актуальность такого отчета ограничена годичным сроком. В связи с этим, за несвоевременное представление отчета лицо может быть привлечено к административной ответственности, если такая подача отчета состоялась в течение указанного года. В настоящем случае предприниматель представил сведения в течение года, то есть до окончания момента, когда сведения могут быть признаны неподанными. Правонарушение за несвоевременное представление СФ считается оконченным в момент подачи СФ в таможенный орган.
Каждый эпизод по несвоевременному предоставлению СФ является самостоятельным незаконным действием, а не единым длящимся нарушением, и образует оконченный состав административного правонарушения.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемых постановлений не истек, с учетом совершения административных правонарушений - 06.08.2021 (дата подачи формы), в том числе и по СФ N 10309210/040821/С031366 (постановление N 10309000-2856/2021), а также учитывая, что подача спорных отчетов состоялась до окончания момента, когда сведения могут быть признаны неподанными.
Обстоятельств, исключающих привлечение предпринимателя к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ИП Лукьяненко В.А. административного правонарушения, при том, что предприниматель не мог не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
В дополнительных пояснениях по апелляционной жалобе предприниматель ссылается на Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем, апелляционный суд не установил признаков того, что рассматриваемая проверка своевременности подачи статистических форм была произведена в рамках одного контрольного мероприятия. Обратного в материалы дела не представлено.
Исходя из материалов дела, апелляционной коллегией установлено, что проверка СФ проводилась в рамках мероприятий по контролю за своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров при проверке зарегистрированных на сайте Федеральной таможенной службы России статистических форм.
Согласно пункту 1 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 254 Закона N 289-ФЗ таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений;
Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Исходя из вышеизложенного, таможенным органом проведены проверки в отношении своевременности представления каждой СФ при осуществлении контрольных функций таможенного органа. В данном случае не проводились проверочные мероприятия в отношении предпринимателя, осуществлялся самостоятельный контроль каждого отчета.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного вреда.
Выявленное нарушение - несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, посягает на установленный нормами права порядок управления, посягает на установленный государством порядок в сфере таможенного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. При этом, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Статистическая форма является основным источником для формирования официальной статистической информации о взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органы исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза. Поэтому полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации имеет важное значение.
Назначенные административным органом административные наказания в виде штрафов в размере 20 000 руб. по каждому из оспариваемых постановлений соответствуют минимальному размеру санкции ч. 1 ст 19.7.13 КоАП РФ и соразмерны совершенным деяниям по характеру и тяжести правонарушений, отвечают целям и задачам административного наказания.
Доводы предпринимателя о том, что таможенным органом в постановлениях N N 10309000-2850/2021, 10309000-2849/2021, 10309000-2848/2021, 10309000-2855/2021, 10309000-2857/2021 административные штрафы заменены на предупреждения, не принимается апелляционным судом, поскольку указанные постановления не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
Обстоятельств, исключающих привлечение предпринимателя к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ИП Лукьяненко В.А. административного правонарушения, при том, что предприниматель не мог не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Основания для отмены решения суда от 01.02.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 по делу N А32-53976/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53976/2021
Истец: ИП Лукьянченко Виталий Александрович, Лукьянченко В А
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3396/2023
03.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-605/2023
30.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7315/2022
18.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2966/2022
01.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53976/2021