г. Ессентуки |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А61-3290/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.01.2022 по делу N А61-3290/2014, принятое по заявлению администрации местного самоуправления г. Владикавказа, об исключении имущества из конкурсной массы должника в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" (ОГРН 1101513000654, ИНН 1513000745), при участии в судебном заседании представителя ПАО "Россети Северный Кавказ" - Кудзиевой Т.Т. (доверенность от 01.01.2022), представителя АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" - Тавказаховой З.К. (доверенность от 24.03.2022); в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.07.2017 субъект естественной монополии муниципальное унитарное предприятие "Владикавказские водопроводные сети" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим назначен Нармин Егор Михайлович.
Определением от 29.12.2018 суд освободил Нармина Егора Михайловича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника. Тем же определением конкурсным управляющим назначен Дзеранов Батраз Константинович.
Администрация местного самоуправления г. Владикавказ обратилась в суд с заявлением к должнику об изъятии из конкурсной массы имущества, относящегося к объектам централизованной системы водоснабжения.
Определением от 28.01.2022 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым определением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что имущество, отнесенное к системе водоснабжения, не может быть включено в конкурсную массу должника.
ПАО "Россети Северный Кавказ" и АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ПАО "Россети Северный Кавказ" и АО энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункты 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Пунктами 1 и 2 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Оборотоспособность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения определена в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), согласно которой отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.
Любые сделки, заключенные в отношении социально значимого имущества после 1 января 2012 года, должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 9 названного Закона.
На дату вступления в силу данной редакции части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении (04.08.2013) действовала следующая редакция пунктов 1, 2 статьи 129 ГК РФ, которая предусматривала, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Действующая редакция статьи 129 ГК РФ не содержит термина "имущество, изъятое из оборота".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 142-ФЗ) правовой режим объектов гражданских прав, которые до дня вступления в силу Закона N 142-ФЗ признавались изъятыми из оборота и в соответствии с пунктом 2 статьи 129 ГК РФ (в редакции указанного Закона) признаются ограниченными в обороте, сохраняется.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 142-ФЗ, данный Федеральный закон вступил в силу с 01.10.2013.
Таким образом, поскольку с 04.08.2013 в силу части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то есть данные объекты признавались изъятыми из оборота, то и после вступления в силу Закона N 142-ФЗ (01.10.2013) за ними сохраняется правовой режим объектов, изъятых из оборота.
Таким образом, пункты 1, 2 статьи 132 Закона о банкротстве в данном случае являются специальными по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ, запрещающим собственнику изымать имущество из хозяйственного ведения унитарного предприятия.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности, не допускаются.
По смыслу указанной нормы не допускается отчуждение именно объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Таким образом, устанавливая факт принадлежности имущества к имуществу, изъятому из оборота, подлежат обязательному исследованию обстоятельства наличия у изымаемого имущества признаков объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
Вопрос о том являются ли все спорные объекты движимого и недвижимого имущества, а также товарно-материальные ценности объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, либо в силу статей 133, 133.1 ГК РФ неделимыми и сложными вещами, а также не входят ли они в единый имущественный комплекс с объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения разрешается путем представления соответствующих доказательств признания спорного имущества неотделимой частью объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Администрацией представлен перечень имущества, заявленного к исключению из конкурсной массы.
В указанный перечень имущества должника входят комплекты офисной мебели, отдельные предметы мебели, офисная оргтехника: компьютеры, принтеры телефоны, калькуляторы, а также кассовые аппараты, калькуляторы, кондиционеры, бытовые холодильники, рабочие инструменты, которые находятся в административном здании должника.
Апелляционная коллегия, соглашается с выводом суда первой инстанции, что данное имущество не относится к объектам централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, они не являются инженерными сооружениями и не подлежат исключению из конкурсной массы.
Не подлежат исключению из конкурсной массы транспортные средства должника, так как не представлено доказательств того, что спорные транспортные средства по своим техническим характеристикам изначально предназначались именно для использования в качестве составных частей систем водоснабжения или водоотведения.
Не представлено обоснования и доказательств неразрывной связи данных транспортных средств с процессом водоснабжения и водоотведения до такой степени, что без наличия данных транспортных средств оказание соответствующих услуг невозможно. При этом факт использования транспортных средств в целях осуществления отдельных функций сопутствующих хозяйственной деятельности должника не доказывает такой неразрывной связи.
Доказательства непосредственного отнесения заявленного имущества к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, не представлено.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что определение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.01.2022 по делу N А61-3290/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3290/2014
Должник: МУП "Владикавказские водопроводные сети"
Кредитор: ОАО "АЛАНИЯЭЛЕКТРОСЕТЬ", ООО "Владикавказтеплосервис"
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Владикавказа, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по г. Владикавказ, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Минфин РСО - Алания, МРИ ФНС N1 по г. Владикавказу, МРИ ФНС по г. Владикавказу, Некоммерческое партнерство " Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих " Дело", НП "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "Дело"", Региональная служба по тарифам Республике Северная Осетия-Алания, Региональная служба по тарифам РСО-Алания, Росреестр в РСО-Алания, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания, Управление Федеральной налоговой службы РФ по Республике Северная Осетия- Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, УФАС РФ по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1241/2023
28.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10140/2022
19.09.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
05.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8647/2022
12.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
04.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
28.06.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5898/2022
20.04.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
20.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2872/2022
04.02.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
28.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14808/2021
23.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
10.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7588/2021
26.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
11.09.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
13.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
24.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12436/19
30.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
08.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3290/14
17.07.2019 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
22.01.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
22.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4531/18
17.04.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
03.07.2017 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3290/14
25.05.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
23.03.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
19.05.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-166/15
26.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-3290/14