г. Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-286597/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-286597/21 (149-2145)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - Заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении АО "Почта России" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 17.02.2022 требования административного органа удовлетворены. АО "Почта России" привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик ссылается, что имеются основания для освобождения АО "Почта России" от административной ответственности, в силу ст.2.9. КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения. Указывает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением был проведен мониторинг за соблюдением обязательных требований в области оказания услуг почтовой связи на 4 квартал 2021 года в отношении АО "Почта России".
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в сфере почтовой связи в отношении АО "Почта России" проводится в соответствии с Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1045 "О Федеральном государственном контроле (надзоре) в области связи", Федеральным законом "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75, Методическими рекомендациями по проведению систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении операторами почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи деятельностью в области почтовой связи, утвержденными Роскомнадзором 21.02.2020.
АО "Почта России" является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи N 162571 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций 11.04.2018. Территория оказания услуг - Российская Федерация.
Правонарушение заключается в нарушении пункта 5 лицензии N 162571 на предоставление услуг почтовой связи.
Пунктом 5 лицензии N 162571 установлена обязанность лицензиата по оказанию услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в сфере почтовой связи установлено нечитаемое или полностью отсутствующее наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции на почтовых ящиках:
почтовый ящик N 162, установленный по адресу: Челябинская область, п. Бреды, ул. Ленина, д.62 (отсутствует номер почтового ящика); почтовый ящик N 165, установленный по адресу: Челябинская область, п. Бреды, ул. Ленина, д. ПА (отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки);
почтовый ящик N 163, установленный по адресу: Челябинская область, п. Бреды, ул. Гербанова, д.54 (отсутствуют номер почтового ящика, дни и время выемки).
Таким образом, установлено нечитаемое или отсутствующее наименование оператора почтовой связи или присвоенный почтовому ящику номер, или дни и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции, что является нарушением п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234
АО "Почта России" не обеспечило соблюдение (исполнение) соответствующих правил, норм нормативов, что привело к нарушению пункта 5 требований, предусмотренных лицензией N 162571 от 11.04.2018.
15.12.2021 по факту выявленного нарушения в отсутствие законного представителя АО "Почта России", надлежащим образом уведомленным о времени и месте составлении протокола, составлен протокол об административном правонарушении N АП-74/4/2049 по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах заявитель обратился в суд с заявлением о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил, в том числе, из доказанности административным органом события и состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, а также нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
Оказание услуг почтовой связи регулируются "Правилами оказания услуг почтовой связи", утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 8 Правил на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
На основании ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 "О связи", Федеральным законом N 176-ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Согласно абзацам 1, 4 ст. 14, абзацам 1, 4 ст. 16, ст. 34 Федерального закона N 176-ФЗ, одной из основных гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования является обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицензией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи. В соответствии с приложением N 1 постановления Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, включает услуги почтовой связи (раздел XX).
Согласно пункту 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи лицензионным условием является оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утверждёнными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Также, согласно статье 4 Федерального закона N 176-ФЗ, порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила оказания услуг почтовой связи утверждены, приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
Материалами дела подтверждено, что АО "Почта России" допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг почтовой связи с нарушением Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234, п. 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства от 18.02.2005 N 87, и 5 лицензионных требований в соответствии с лицензией от 11.04.2018 N 162571.
На основании вышеизложенного, учитывая, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ), установлено, что в действиях АО "Почта России" содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО "Почта России" не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных п.5 Лицензии N 162571 от 11.04.2018.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции правомерно не установлено.
Согласно позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации в определении от 27.11.2009 г. N ВАС-1517/09, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.
Правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ является административным правонарушением с формальным составом.
Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается в несоблюдении АО "Почта России" публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством и ненадлежащей организации АО "Почта России" публично значимой деятельности в области почтового дела.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, на дату рассмотрения настоящего дела и изготовления судебного акта по настоящему делу судом первой инстанции, срок привлечения к административной ответственности на основании указанного протокола об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях ответчика подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в отзыве на заявление при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-286597/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-286597/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"