город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2022 г. |
дело N А32-23698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Николаева Д.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Григоряна Карена Амаяковича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-23698/2021 о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры реализации имущества должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Григоряна Карена Амаяковича,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Григоряна Карена Амаяковича (далее - должник, Григорян К.А.) Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрен вопрос об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-23698/2021 в удовлетворении заявления финансового управляющего о перечислении денежных средств с депозитного счета Арбитражного суда Краснодарского края на выплату вознаграждения финансового управляющего за процедуру реструктуризации долгов гражданина отказано. Григорян К.А. признан несостоятельным (банкротом). В отношении Григоряна К.А. введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Гелязутдинова Расиля Шамсутдиновна.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-23698/2021, Григорян К.А. обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что задолженность перед уполномоченным органом погашена должником, поэтому отсутствовали основания для указания в плане реструктуризации долгов гражданина задолженности перед уполномоченным органом. По мнению апеллянта, представленный должником проект плана реструктуризации долгов гражданина соответствует требованиям статьи 213.13 Закона о банкротстве, поэтому подлежит удовлетворению судом.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-23698/2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Совкомбанк" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании Григоряна К.А. несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2021 в отношении Григоряна К.А. введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан, - реструктуризация долгов гражданина. Финансовым управляющим утверждена Гелязутдинова Расиля Шамсутдиновна (далее - финансовый управляющий должника Гелязутдинова Р.Ш.).
Сообщение финансового управляющего о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина опубликовано 11.09.2021 на официальном сайте "КоммерсантЪ" объявление N 77232060881/164(7126), в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 02.09.2021 N 7263182.
Финансовый управляющий должника Гелязутдинова Р.Ш. представила в Арбитражный суд Краснодарского края отчет по итогам процедуры реструктуризации долгов гражданина, указал, что в соответствии со статьей 213.9 Закона о банкротстве финансовым управляющим за период процедуры реструктуризации долгов гражданина были осуществлены следующие мероприятия.
В ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим направлены запросы в регистрирующие органы о наличии у должника имущества.
Сформирован реестр требований кредиторов, согласно которому кредиторы первой и второй очереди отсутствуют. Задолженность перед кредиторами третьей очереди составляет 1 435 470,50 руб.
Первое собрание кредиторов должника, проведенное финансовым управляющим в форме заочного голосования, признано неправомочным в связи с непредставлением кредиторами должника финансовому управляющему заполненных бюллетеней для голосования.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции признал должника несостоятельным (банкротом), ввел процедуру реализации имущества гражданина, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии со статьей 213.2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Пунктом 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве предусмотрено, что в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона, финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов.
В силу пункта 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Согласно пункту 7 статьи 213.12 Закона о банкротстве не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 2 статьи 213.12 Закона о банкротстве проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана.
В случае если в установленный названной статьей срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 4 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов (пункт 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
В соответствии со статьей 213.24 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если: гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона; арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина; производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 настоящего Федерального закона; в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1).
При этом в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа (пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что на 31.01.2022 было назначено проведение собрания кредиторов, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган не направили своих представителей для участия в собрании. В связи с этим собрание кредиторов признано неправомочным.
Должник представил финансовому управляющему проект плана реструктуризации долгов гражданина, в соответствии с которым должник намерен осуществить погашение задолженности перед ПАО "Совкомбанк" в срок с 01.03.2022 до 01.02.2023 путем внесения ежемесячных платежей в размере 27 778 руб. и перечислить единовременно кредитору денежные средства в размере 435 210 руб. Последующие платежи будут производиться ежемесячно в равных суммах в течение трех лет (36 месяцев) до полного погашения долга.
Согласно пункту 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: наличие у гражданина источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
Порядок представления проекта плана реструктуризации долгов гражданина установлен статьей 213.12 Закона о банкротстве. В соответствии с пунктом 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. После одобрения собранием кредиторов план утверждается арбитражным судом (пункт 1 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что собранием кредиторов должника не утвержден план реструктуризации долгов гражданина.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
В пункте 31 постановления N 45 разъяснено, что в силу недопустимости злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации.
Статья 213.18 Закона о банкротстве предусматривает вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае представления не соответствующего требованиям настоящего Закона плана реструктуризации в отношении задолженности гражданина; противоречия условий плана реструктуризации Закону о банкротстве, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве план реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
В рассматриваемом деле обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии оснований для утверждения плана реструктуризации долгов, является несоответствие плана требованиям Закона о банкротстве, поскольку в нарушение пункта 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина, утвержденного арбитражным судом в отсутствие одобрения указанного плана собранием кредиторов, должен составлять не более двух лет.
Между тем, согласно представленному проекту плана реструктуризации долгов гражданина должник обязуется исполнить обязательства перед кредиторами в течение 36 месяцев.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для утверждения плана реструктуризации долгов, предложенного должником. Иной подход к рассмотрению данного вопроса не соответствует пункту 2 статьи 213.14, пункту 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве и нарушает баланс интересов лиц, участвующих в деле.
Кроме того, изучив представленный проект плана реструктуризации долгов гражданина, судебная коллегия признает его несоответствующим иным требованиям, указанным в статье 213.13 Закона о банкротстве, в частности должник не представил доказательства реальности исполнения плана реструктуризации долгов.
В частности, проект плана реструктуризации предусматривает единовременное перечисление кредитору - ПАО "Совкомбанк" денежных средств в размере 435 210 руб. Погашение задолженности должник планирует осуществить за счет заработной платы ежемесячно. При этом, должник не представил сведения о том, за счет каких денежных средств должник планирует единовременно перечислить кредитору денежные средства в размере 435 210 руб., в представленном плане реструктуризации долгов гражданина указанные сведения отсутствуют.
Из содержания плана реструктуризации долгов гражданина не представляется возможным установить порядок выплаты прожиточного минимума должнику и на содержание детей из заработной платы должника, составляющей 85 000 руб. ежемесячно.
Проанализировав условия, предложенные должником в плане реструктуризации долгов, в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что должник документально не подтвердил наличие реальной финансовой возможности исполнить предложенный им план реструктуризации долгов.
Довод апеллянта о том, что задолженность перед уполномоченным органом погашена должником, поэтому у должника отсутствовали основания для указания в плане реструктуризации долгов гражданина задолженности перед уполномоченным органом, не влияет на исход дела. В рассматриваемом случае ошибочный вывод суда о том, что проект плана реструктуризации долгов гражданина не отражает задолженность должника перед бюджетом Российской Федерации не привел к принятию судом неправильного решения и не опровергает вывод суда о несоответствии проекта плана реструктуризации долгов гражданина требованиям пункта 2 статьи 213.14, пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве.
Принимая решение о признании Григоряна К.А. несостоятельным (банкротом), введении в отношении него процедуры реализации имущества гражданина и отказывая в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что план реструктуризации долгов, представленный должником, не утвержден собранием кредиторов. План реструктуризации долгов гражданина, представленный должником для утверждения судом, не соответствует требованиям Закона о банкротстве и является неисполнимым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает решение о признании гражданина банкротом в случае, если гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.
В случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве (абзац 1 пункта 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве).
Основные последствия и ограничения, связанные с введением процедуры реализации имущества гражданина, указаны в пунктах 5, 6 и 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
Поскольку должник имеет признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества, судом не утвержден план реструктуризации долгов гражданина, суд первой инстанции законно и обоснованно ввел в отношении Григоряна К.А. процедуру реализации имущества гражданина.
Применительно к положениям статьи 213.24 Закона о банкротстве в решении арбитражного суда о признании должника банкротом должны содержаться сведения о дате судебного заседания по рассмотрению отчета по результатам процедуры реализации имущества должника, а также сведения об утверждении финансового управляющего.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве при принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов.
При этом, в силу пункта 2 статьи 12 Закона о банкротстве выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. Исходя из положений статьи 15 Закона о банкротстве, такое решение принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Поскольку к моменту признания гражданина банкротом иная кандидатура собранием кредиторов не предложена, то суд первой инстанции обоснованно утвердил финансовым управляющим должника Гелязутдинову Р.Ш., осуществлявшую полномочия финансового управляющего в процедуре реструктуризации долгов гражданина.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-23698/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23698/2021
Должник: Григорян К А
Кредитор: ПАО "Совкомбанк", ПАО "Совкомбанк", Союз "СО"ГАУ"
Третье лицо: финансовый упрвляющий Гелязутдинов Расиль Шамсутдинович, Гелязутдинова Расиля Шамсутдиновна, МИФНС N 9 ПО КК
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3675/2024
15.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7824/2022
20.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4885/2022
08.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23698/2021