г. Санкт-Петербург |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А56-48632/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Насветко А.М. по доверенности от 25.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6004/2022) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 по делу N А56-48632/2021, принятое
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Жилищному комитету
о взыскании,
третьи лица: жилищно-строительный кооператив "Импульс", товарищество собственников жилья "Новатор", товарищество собственников жилья "Электрик",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071; Санкт-Петербург, пр.Добролюбова, д.16, корп.2А, пом.54Н; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199; Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11; далее - Комитет) о взыскании 964 060 руб. 41 коп. убытков в виде разницы в тарифах за потребленную тепловую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жилищно-строительный кооператив "Импульс" (ОГРН 1037821049683, ИНН 7810309590; Санкт-Петербург, Космонавтов проспект, д.20, корп.1), товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, ИНН 7805163441; Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д.80, корп.3, пом.1Н), товарищество собственников жилья "Электрик" (ОГРН 5067847292970, ИНН 7810071965; Санкт-Петербург, пр.Космонавтов, д.19, корп.3).
Решением суда от 19.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 19.01.2022, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что установление компенсации потерь, вызванной межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга. Податель жалобы указывает на то, что субсидии в части, касающегося бездоговорного потребления, предоставляются на основании ежемесячных отчетов теплоснабжающей организации без подтверждения в этих отчетах объемов тепловой энергии актами сверок между теплоснабжающей организацией и лицам, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и третьи лица (абоненты) заключили договоры теплоснабжения (в горячей воде) N 20621 от 01.01.2002, N 6336 от 01.03.2006, N 21725 от 01.12.2009 (далее - договоры), согласно которым согласно которым энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединительную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Компания направила ответчику претензии от 19.04.2021 N 3604-02/14, N 3607-02/14, N 3610-02/14 с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов согласно договору от 25.03.2020 N ВВД-06.
В связи с поставкой по договорам тепловой энергии сумма убытков в виде разницы в тарифах за период с марта 2019 года по сентябрь 2020 года составила 964 060 руб. 41 коп. Претензии Компании оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" от 23.03.2016 N 111-17 (далее - Закон о льготных тарифах) для истца в соответствии с распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 198-р) и от 19.12.2018 N 199-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), установлены тарифы на тепловую энергию для льготной группы потребителей.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для истца установлены следующие тарифы на тепловую энергию для группы потребителей "население": в период с 29.12.2018 по 31.12.2018 - 2 065,29 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2 100,30 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 2 100,30 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.01.2020 по 30.06.2020-2 100,30 руб./Гкал (с НДС); в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 2 178,52 руб./Гкал (с НДС).
Факт несения истцом убытков в связи с применением для расчетов с Товариществом тарифов на тепловую энергию, установленных для граждан, Комитетом не опровергнут.
Применение Компанией при расчетах установленных для граждан тарифов ниже экономически обоснованных повлекло возникновение межтарифной разницы.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Порядок предоставления субсидий за период с марта 2019 года по сентябрь 2020 года регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2020 N 137 (далее - Порядок N 137), согласно которому субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате применения получателями субсидий льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга, установленных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 02.03.2016 N 111-17 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на соответствующий год, в расчетах за тепловую энергию с лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 Закона, с 01.12.2019 по 30.11.2020 в целях реализации государственной программы Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491, в части, касающейся обеспечения потребителей тепловой энергией по доступной цене в соответствии с установленными тарифами.
Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Право Компании требовать возмещения убытков, возникших в результате тарифного регулирования, само по себе обусловлено наличием межтарифной разницы.
В письмах от 19.04.2021 N 3604-02/14, N 3607-02/14, N 3610-02/14 о третьим лицам актов сверки объемов отпущенной тепловой энергии, которые третьи лица не подписали.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками, в частности, понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Уклонение третьих лиц от подписания актов сверок объемов отпущенного по договору коммунального ресурса не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных Компанией убытков. Мотивированных возражений о несогласии с объемами поданного коммунального ресурса абонентом не представлено.
Учитывая, что межтарифная разница возникает в связи с несовпадением стоимости фактически отпущенного объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу, отказ Комитета в возмещении ресурсоснабжающей организации межтарифной разницы при отсутствии в материалах дела относимых и допустимых доказательств завышения Компанией объемов отпущенной тепловой энергии, положенных в основу расчета субсидии, является неправомерным.
Возражая против удовлетворения иска, Комитет не представил доказательства, опровергающих иск. Причины разногласий и иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии в актах сверки объемов не указан.
Так как Комитет не представил доказательств возмещения Компании межтарифной разницы по состоянию на дату рассмотрения спора, иск правомерно удовлетворен в размере 964 060 руб. 41 коп.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2022 по делу N А56-48632/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48632/2021
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: Жилищный комитет
Третье лицо: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ИМПУЛЬС", ТСЖ "Новатор", ТСЖ "Электрик"