г. Челябинск |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А76-39347/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" в лице филиала - Управление Федеральной почтовой связи Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2022 г. по делу N А76-39347/2021.
Акционерное общество "Почта России" в лице Управления Федеральной Почтовой Связи Челябинской области (далее - заявитель, АО "Почта России", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) от 18.10.2021 N 1342 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2021 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2022 (резолютивная часть решения принята 28.02.2022) по делу N А76-39347/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Почта России" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на истечение срока привлечения к административной ответственности, полагает, что полагает, что в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении не содержится характеристики элементов состава вменяемого административного правонарушения, в частности, отсутствует описание объективной стороны правонарушения охватываемой диспозицией части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от Управления Роспотребнадзора по Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Почта России" 29.10.2020 в отделении почтовой связи при оказании потребителю услуг допустило выполнение работ (оказание услуг), не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
По факту выявленного нарушения в отношении акционерного общества "Почта России", составлен протокол об административном правонарушении от 17.08.2021 N 13/162 по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 18.10.2021 N 1342 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 4 статьи 14.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Почта России" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемым постановлением АО "Почта России" обоснованно привлечено к ответственности за нарушение правил оказания услуг почтовой связи по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.
Объектом правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными государством требованиями стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Субъектом правонарушения, является лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению.
Субъективная сторона правонарушения выражена виной в форме умысла.
Для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания населению услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 4 Закона N 2300-1 установлено, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), под услугами почтовой связи понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств. Пользователями услуг почтовой связи являются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи. Под адресатом понимается гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Как следует из статьи 14 Федерального закона N 176-ФЗ, обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи является одной из гарантий доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования. Пользователями услуг почтовой связи являются как адресат, так и отправитель.
В статье 19 Федерального закона N 176-ФЗ указано, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом N 2300-1, гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями статьи 37 Федерального закона N 176-ФЗ.
В силу статьи 37 Федерального закона N 176-ФЗ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;
на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.
Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 64, 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), претензия о нарушении срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода должна содержать:
а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя, а также данные документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (если претензия подписана представителем заявителя);
б) номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода) либо оболочку простого почтового отправления или простую почтовую карточку, содержащие отметки оператора почтовой связи с датами приема и доставки почтового отправления;
в) реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления (почтового перевода) в соответствии с пунктом 22 Правил.
Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ненаправление ответа на претензию отправителя, являющегося потребителем (пользователем) услуг почтовой связи, является нарушением законодательства о связи и нарушает его права, как потребителя.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Д_ ожидала доставляемый ей из Китая АО "Почта России" мелкий пакет, в котором находился приобретенный ей телефон (отправление RV016988454HK).
Пакет должен был быть доставлен в почтовое отделение "Челябинск 454133", расположенное по адресу: гор. Челябинск, пос. Аэропорт, 26.
31.10.2020 Д... получила сообщение о том, что ожидаемое ею отправление в почтовое отделение "Челябинск 454133" не прибыло: при приемке почтовым отделением "Челябинск 454133" почты из сортировочного центра "Челябинск 454960" числившегося в накладной отправления RV016988454HK не оказалось, о чем оператором почтового отделения "Челябинск 454133" составлен акт от 29.10.2020 N 1 о выявлении нарушений при приеме почты (копия акта потребителем представлена).
Д... обращалась к АО "Почта России" с соответствующими претензиями 31.10.2020 и 02.11.2020, однако ответов (по состоянию на 01.02.2021) не получила.
На основании статьи 40 Закона N 2300-1 административным органом АО "Почта России" был направлен запрос от 10.02.2021 N 13/11-1117 (повторный запрос от 23.03.2021 N 13/11-2462), в котором обществу предлагалось сообщить следующие сведения:
- в какие сроки должны были быть рассмотрены претензии Д... (сделать ссылку на соответствующие нормативные документы);
- каковы результаты рассмотрения вышеуказанных претензий.
На запрос получен ответ от 17.03.2021 N 3.1.5.3-03/158 (от 18.03.2021 вх. N 2636), в котором АО "Почта России" сообщено, что обращение Д... от 31.10.2020 было зарегистрировано за номером 0030115047, ответ от 26.02.2021 N А6-АУО-06/11855 направлен заявителю заказным письмом N 10203256045765; обращение Д... от 02.11.2020 было зарегистрировано за номером 0030137294, ответ от 19.01.2021 N МР 66-16/1315 направлен заявителю заказным письмом N 62500051562309.
К ответу на запрос АО "Почта России" приложены копии обращений Д... и ответов АО "Почта России" на данные обращения.
В ответах потребителю АО "Почта России" сообщено, что ожидаемое ею международное почтовое отправление считается утраченным, при этом первоочередным правом на получение возмещения обладает отправитель (отправитель может отказаться от получения возмещения в пользу адресата, оформив соответствующее заявление).
На вопрос, в какие сроки должны были быть рассмотрены претензии Д..., АО "Почта России" конкретного ответа дано не было.
Согласно информации, размещенной на сайте АО "Почта России", заказное письмо N 10203256045765 было принято в отделении связи "Москва 102001" 02.03.2021, заказное письмо N 62500051562309 - в отделении связи "Тюмень 625000" 19.01.2021.
В дополнительном ответе от 08.04.2021 N А6-АУО-02/3817-Кач на запросы Управления Роспотребнадзора по Челябинской области АО "Почта России" дано пояснение о том, что замедление в рассмотрении обращений пользователей произошло из-за роста количества обращений в период эпидемии.
Таким образом, ответ на претензию Д... от 31.10.2020 должен быть дан оператором почтовой связи 30.11.2020 (фактически дан 02.03.2021), ответ на претензию от 02.11.2020 - должен быть дан 02.12.2020 (фактически дан 19.01.2021).
Вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом исследована, что отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.
Материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств принятия АО "Почта России" всех исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, наличие непреодолимых и объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств, в материалы дела не представлены.
Вина АО "Почта России" устанавливалась административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, выводы о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, отражены в оспариваемом постановлении и протоколе, в связи с чем данные выводы не переоцениваются апелляционным судом.
Таким образом, в действиях общества имеется и надлежащим образом подтвержден состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ рассмотрен апелляционным судом и подлежит отклонению.
На основании статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения законодательство в сфере защиты прав потребителей лицо привлекается к административной ответственности в течение года со дня совершения правонарушения.
АО "Почта России" не оспаривает тот факт, что правонарушение совершено 29.10.2020.
Соответственно АО "Почта России" может быть привлечено к административной ответственности до 29.10.2021.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 18.10.2021, то есть в пределах установленного законом срока привлечения к административной ответственности.
Административный штраф назначен в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
Следовательно, Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области правомерно в отношении заявителя вынесено оспариваемое постановление о наложении административного штрафа.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу, в свою очередь АО "Почта России" не представило доказательств нарушения судом первой инстанции норм права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 февраля 2022 г. по делу N А76-39347/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России" в лице филиала - Управление Федеральной почтовой связи Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39347/2021
Истец: АО "Почта России"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ