г. Чита |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А19-15376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года по делу N А19-15376/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" (ОГРН: 1023801756120, ИНН: 3812014066, далее - заявитель, образовательное учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее - административный орган, ТУ ФАУГИ) о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженного в непринятии в казну Российской Федерации объекта недвижимости расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40; возложении обязанности принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года по делу N А19-15376/2021 заявленные требования удовлетворены. Бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженного в непринятии в казну Российской Федерации объекта недвижимости расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40 признано незаконным.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области принять от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40.
ТУ ФАУГИ в Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции не исследовал фактические обстоятельства дела, перечень полномочий Территориального управления является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит, в связи с чем, полномочия по принятию в состав казны у Территориального управления отсутствуют. Письменное поручение по принятию решения об изъятии в состав казны Российской Федерации неиспользуемого имущества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" Территориальное управление не получало, в связи с чем, не представляется возможным самостоятельно издать распоряжение об изъятии имущества в состав казны и подписать акт приема - передачи. Принимая во внимание, отсутствие волеизъявления со стороны федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований, Территориальное управление до установления потребностей по принятию спорного имущества не имеет возможности принять имущество в казну Российской Федерации.
Территориальное управление не согласно также с выводами суда относительно обязания принять от ФГБОУВО "Иркутский национальный исследовательский технический университет" в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Ленина, 61, поскольку Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Иркутской области, а спорный объект расположен на территории Республики Бурятия.
Таким образом, Территориальное управление считает, что правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований у Арбитражного суда Иркутской области, не имелось.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 15.03.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, за Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" на праве оперативного управления закреплен объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, кадастровый номер 03:12:150253:40, реестровый номер П1200002090. Собственником помещения является Российская Федерация.
Заявитель указал, что объект использовался для размещения представительства Университета в г. Кяхта с 2000 года за счет внебюджетных средств. В связи с ликвидацией ряда филиалов ИРНИТУ, в том числе представительства ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" в г. Кяхта, указанный объект имущества не используется университетом для осуществления своей деятельности с 2017 года, таким образом, указанный объект является излишним, удаленным на значительное расстояние от основного кампуса Университета и возлагает на ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" дополнительные расходы на его содержание, в связи с чем заявителем было принято решение об отказе от права оперативного управления на указанный объект.
Письмом от 13.03.2019 года исх. N И-751/19 ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" обратилось в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации с вопросом о согласовании отказа от оперативного управления на указанный объект недвижимого имущества в связи с его неиспользованием в уставной деятельности ФГБОУ ВО "ИРНИТУ".
Письмом от 01.1.2019 за исх. N МН-2687/АС Министерством науки и высшего образования Российской Федерации был согласован вопрос о прекращении ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" права оперативного управления в отношении указанного объекта.
Заявитель письмами от 14.11.2019 исх.N И-3976/19, от 24.01.2020 года исх.N И-166/20 обратился к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае об изъятии объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, кадастровый номер 03:12:150253:40, реестровый номер П1200002090, в связи с прекращением права оперативного управления недвижимым имуществом, неиспользуемым университетом в уставной деятельности.
Каких либо действий по изъятию спорного имущества со стороны МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае предпринято не было.
В последующем после реорганизации МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае для урегулирования спорного вопроса ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" письмами от 29.04.2021 исх.N И-1296/21, от 12.05.2021 N И1339/21 обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с просьбой об изъятии спорного имущества.
Письмом от 21.09.2020 года за исх.N 38/-СН/11334 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области предложило ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" рассмотреть вопрос передачи в государственную собственность Республике Бурятия спорного объекта в связи с отсутствием потребности федеральных организаций в вышеуказанном имуществе.
30.03.2021 года Администрацией муниципального образования "Кяхтинский район" Республика Бурятия в адрес Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области было направлено решение исх.N 1231 "О даче согласия на прием федерального имущества в собственность МО "Кяфхтинский район".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в адрес МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае направило письмо от 17.05.2021 исх.N 38-СН/5654 в котором предлагает рассмотреть вопрос принятия в казну Российской Федерации имущество расположенное по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, с целью его дальнейшей передачи в муниципальную собственность.
Полагая, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженного в непринятии в казну Российской Федерации объекта недвижимости расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40, является незаконным, ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества.
В силу пунктов 1, 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По общему правилу гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, у ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" имеется право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Как следует из писем, представленных в материалы дела, у ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" неоднократно обращался к Территориальному управлению Росимущества в Иркутской области с предложением объект недвижимости, расположенный по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, кадастровый номер 03:12:150253:40, реестровый номер П1200002090, в связи с прекращением права оперативного управления недвижимым имуществом, неиспользуемым университетом в уставной деятельности.
Однако Территориальное управление Росимущества в Иркутской области предложило ФГБОУ ВО "ИРНИТУ" рассмотреть вопрос передачи в государственную собственность Республике Бурятия спорного объекта в связи с отсутствием потребности федеральных организаций в вышеуказанном имуществе.
Между тем в силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании приказа Росимущества от 28.05.2019 N 128 МТУ Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае реорганизовано в форме разделения на МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия и ТУ Росимущества в Иркутской области, утверждены их Положения.
Вопреки утверждения апеллянта, судом первой инстанции правомерно установлено, что ответчиком по настоящему делу выступает ТУ Росимущества в Иркутской области, поскольку спорный объект: расположенный по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д. 61, находится в ведении ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", которое зарегистрировано как юридические лицо в Иркутской области, в связи с чем, учет данного имущества осуществляет Территориальное управление Росимущества в Иркутской области.
Место нахождения объекта на территории Республики Бурятия не меняет факта учета имущества по месту государственной регистрации юридического лица - в г. Иркутске, в связи с чем, полномочия собственника в отношении спорного объекта осуществляет Территориальное управление Росимущества в Иркутской области.
В материалы дела представлено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
В силу пунктов 4, 4.2, 4.1.9 приложения N 1 к приказу Росимущества от 28.05.2019 N 128 " О реорганизации территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Иркутской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну РФ. Самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта РФ, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, ответчик обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у заявителя.
В этой связи суд первой инстанции правомерно исходил из того, что указанные положения не предоставляют ТУ Росимущества в Иркутской области права не принимать в казну имущество, неиспользуемое Заявителем, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах, бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого ФГБОУ ВО "ИРНИТУ", со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа, тем самым нарушают права и законные интересы заявителя.
Установив наличие у заявителя права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и на передачу его ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование заявителем вопроса прекращения права оперативного управления спорным помещением с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия спорного имущества в казну, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда соотносятся с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области принять от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет" в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Бурятия, р-н Кяхтинский, г. Кяхта, ул. Ленина, д.61, кадастровый номер 03:12:150253:40.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2022 года по делу N А19-15376/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15376/2021
Истец: Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский национальный исследовательский технический университет"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: Межрегиональное Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия