г. Воронеж |
|
20 апреля 2022 г. |
А35-7607/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.04.2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Капишниковой Т.И.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полухиным Д.И.,
при участии:
от муниципального казенного учреждения города Железногорска "Административно-хозяйственная служба Администрации города Железногорска", Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения города Железногорска "Административно-хозяйственная служба Администрации города Железногорска"
на решение Арбитражного суда Курской области от 14.01.2022 по делу N А35-7607/2021 (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.02.2022)
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (г. Курск, ОГРН 1024600968215, ИНН 4629026988)
к муниципальному казенному учреждению города Железногорска "Административно-хозяйственная служба Администрации города Железногорска" (Курская обл., г. Железногорск, ОГРН 1094633001418, ИНН 4633023348)
о взыскании суммы финансовой санкции в размере 40 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Железногорске Курской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Железногорске) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального казенного учреждения города Железногорска "Административно-хозяйственная служба Администрации города Железногорска" (далее - учреждение, МКУ "АХС Администрации г. Железногорска", страхователь, ответчик) финансовой санкции в размере 40 500 руб.
Определением от 17.11.2021 произведена процессуальная замена заявителя по делу с УПФР в г. Железногорске на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области (далее - Отделение ПФР, пенсионный орган, орган Пенсионного фонда, истец).
Решением Арбитражного суда Курской области от 14.01.2022 требования Отделения ПФР удовлетворены частично, с учреждения в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации взысканы финансовые санкции в размере 38 500 руб. 00 коп., в остальной части заявленных требований отказано.
25.02.2022 судом по собственной инициативе было вынесено определение об исправлении опечатки, допущенной тексте обжалуемого судебного акта (дата изготовления решения в полном объеме).
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы учреждение сослалось на то, что отчет СЗВ-СТАЖ за 2020 год отправлен 26.02.2021, однако, в связи с технической неполадкой был доставлен 04.03.2021. При принятии решения не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства.
12.04.2022 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от Отделения ПФР поступило возражение на апелляционную жалобу с приложением, в котором данное лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражении Отделение ПФР отразило, что на размер финансовой санкции влияет количество работников (застрахованных лиц), указанных в представленных формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а не иные обстоятельства совершенного правонарушения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд приобщил к материалам дела поступившие документы, за исключением ходатайства на исковое заявление от 11.01.2022, ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 11.01.2022, справок о доходах от 18.01.2022, таблицы распределения предельных объемов бюджетного финансирования от 08.10.2021, кредитного договора от 08.06.2021, свидетельств о рождении, расторжении брака, ходатайства о смягчении наказания и уменьшении суммы финансовой санкции от 21.01.2022, определений от 25.02.2022, приложенных к апелляционной жалобе, поскольку данные документы имеются в материалах дела и размещены в открытом доступе / составлены позднее даты обжалуемого решения (ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" является страхователем, производящим выплаты физическим лицам.
05.02.2020 страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2020 года в отношении 62 застрахованных лиц (т. 1 л.д. 57 - 59).
15.03.2021 страхователем были представлены четыре формы СЗВ-М (дополняющая) за январь 2020 года, в каждой из которых было указано по одному застрахованному лицу (Михайлова Екатерина Васильевна, Ланин Николай Матвеевич, Михайлова Ольга Владимировна, Баев Сергей Николаевич), а всего четыре застрахованных лица, которые не были первоначально отражены в исходной форме (т. 1 л.д. 21 - 23, 32 - 34, 43 - 45, 54 - 56).
На основании представленных учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года УПФР в г. Железногорске была проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - ФЗ N 27-ФЗ).
По результатам проверки УПФР в г. Железногорске 17.03.2021 были составлены акты N N 056S18210003060, 056S18210003061, 056S18210003059, 056S18210003058 (т. 1 л.д. 13 - 14, 24 - 25, 35 - 36, 46 - 47).
23.04.2021 УПФР в г. Железногорске приняты решения N N 056S19210003229, 056S19210003227, 056S19210003230, 056S19210003231 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (т. 1 л.д. 17 - 18, 28 - 29, 39 - 40, 50 - 51), в соответствии с которыми МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" привлечено к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 2 000 руб. (500 руб. х 4 чел.).
01.06.2021 на основании вышеназванных решений УПФР в г. Железногорске направило в адрес учреждения требования N N 056S01210002997, 056S01210002998, 056S01210002996, 056S01210002986 (т. 1 л.д. 19 - 20, 30 - 31, 41 - 42, 52 - 53), которыми страхователю предложено уплатить финансовые санкции в добровольном порядке в срок до 24.06.2021.
Помимо прочего, 04.03.2021 страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год в отношении 77 застрахованных лиц (т. 1 л.д. 73 - 102).
На основании представленных учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год УПФР в г. Железногорске была проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ.
По результатам проверки УПФР в г. Железногорске составлен акт N 056S18210002296 от 04.03.2021 (т. 1 л.д. 63 - 64).
13.04.2021 УПФР в г. Железногорске принято решение N 056S19210002516 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (т. 1 л.д. 68 - 69), в соответствии с которым МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" привлечено к ответственности, установленной ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 38 500 руб. (500 руб. х 77 чел.).
14.05.2021 на основании вышеуказанного решения УПФР в г. Железногорске направило в адрес учреждения требование N 056S01210002314 (т. 1 л.д. 71), которым страхователю предложено уплатить финансовые санкции в добровольном порядке в срок до 09.06.2021.
Поскольку в установленные сроки учреждение не исполнило указанные требования и не уплатило в добровольном порядке начисленную сумму финансовых санкций, 06.08.2021 УПФР в г. Железногорске было подано заявление в Арбитражный суд Курской области о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Курской области от 11.08.2021 по делу N А35-6952/2021 отказано в принятии заявления пенсионного органа о выдаче судебного приказа на взыскание с МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года, за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 календарный год в общей сумме 40 500 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из преамбулы ФЗ N 27-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 1 ФЗ N 27-ФЗ страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "страхователь".
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. N 3п".
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (действовало в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую форму СЗВ-М, не установлен.
Статьей 19 ФЗ N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период представления учреждением дополняющих сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и исходных сведений по форме СЗВ-СТАЖ действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) (начало действия - 27.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 38 Инструкции N 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 40 Инструкции N 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2020 года была представлена МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" в УПФР в г. Железногорске 05.02.2020, то есть в установленный срок.
Одновременно, несмотря на отсутствие в исходной форме сведений о четырех застрахованных лицах, указанный отчет был принят органом Пенсионного фонда без замечаний. Доказательств направления в адрес страхователя уведомлений об устранении ошибок и несоответствий, в том числе, применительно к отсутствию информации о застрахованных лицах, материалами дела не подтверждено (на направление соответствующих уведомлений заявитель не ссылается).
Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" 15.03.2021 направило в адрес УПФР в г. Железногорске дополняющие формы отчета СЗВ-М за январь 2020 года, указав сведения о четырех застрахованных лицах.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, акты пенсионного органа от 17.03.2021 составлены позднее предоставления дополняющих сведений (15.03.2021).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные учреждением несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М были самостоятельно устранены МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" до выявления указанных нарушений органом Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей, и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Согласно подходу, изложенному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Таким образом, суд области правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения (по данному эпизоду) состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в отношении отчетности по форме СЗВ-М.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 2 000 руб. у органа Пенсионного фонда не имелось.
Ссылка органа Пенсионного фонда на то, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорные периоды (то есть впервые), не свидетельствует о неправомерности выводов суда первой инстанции.
В материалы дела не представлено доказательств того, что данное обстоятельство лишает учреждение возможности (без применения к нему штрафных санкций) самостоятельно исправить допущенные ошибки и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Одновременно ссылка органа Пенсионного фонда на положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, в силу которых в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 ФЗ N 27-ФЗ, не указывает на неправомерность выводов суда области.
Принятая в порядке ст. 19 ФЗ N 27-ФЗ Инструкция N 211н определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета), тогда как составы конкретных правонарушений, основания и порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учета установлены ФЗ N 27-ФЗ.
Таким образом, при оценке правомерности вынесения УПФР в г. Железногорске решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете суд устанавливает наличие в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, включая обстоятельства, которые могут быть расценены в качестве исключающих вину правонарушителя, исходя из положений действующего законодательства, с учетом сложившейся судебной практики, сформированной на уровне Верховного Суда РФ.
При этом апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
Таким образом, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Поскольку соответствующие изменения в статьи 15 и 17 ФЗ N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены дополнительные основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения УПФР в г. Железногорске неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия ответчика как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ.
Таким образом, суд правомерно отказал Отделению ПФР в удовлетворении заявления о взыскании с учреждения финансовых санкций в размере 2 000 руб. в отношении отчетности по форме СЗВ-М.
В свою очередь материалами дела подтверждается и не опровергается участниками спора то обстоятельство, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 77 застрахованных лиц не были представлены МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" в установленный ФЗ N 27-ФЗ срок, то есть не позднее 01.03.2021.
МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" ссылалось на то, что в связи с выходом новых обновлений программы "Контур-Экстерн" произошел технический сбой при передаче данных электронной отчетности СЗВ-СТАЖ за 2020 год в орган Пенсионного фонда. Данный отчет СЗВ-СТАЖ за 2020 год отправлен 26.02.2021, но потом обнаружилось, что он находился в режиме "отправки", в программе происходило постоянное зависание, торможение и не отслеживалась отправка отчетности. Наблюдалась техническая неполадка - в последний день срока программа электронного документооборота с пенсионным органом не работала. В результате чего, данный отчет был доставлен 04.03.2021, что оказалось позднее установленного срока.
Пунктом 33 Инструкции N 211н определено, что датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, названная Инструкция предусматривает два альтернативных случая определения даты представления сведений в электронной форме: подтверждение получения оператором электронного документооборота либо подтверждение получения фондом.
Оператором электронного документооборота является российская организация, соответствующая установленным требованиям и осуществляющая деятельность по обеспечению электронного документооборота.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 08.08.2019 N 309-ЭС19-12439 по делу N А34-10957/2018, если направленные в установленный срок сведения не поступили в фонд по не зависящим от страхователя обстоятельствам - в результате некорректной работы программного обеспечения, во взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах следует отказать.
Однако учреждение не представило надлежащих доказательств, подтверждающих дату представления сведений в электронной форме 26.02.2021, в частности, сведений оператора электронного документооборота.
Обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, подтвержденных достаточными и достоверными доказательствами, арбитражными судами не установлено.
Согласно представленным пенсионным органом в материалы настоящего дела сведениям МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" уже привлекалось к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ (13 решений о привлечении к ответственности на общую сумму 12 500 руб.).
Данные факты не были опровергнуты заявителем жалобы.
В этой связи, суд правомерно взыскал с МКУ "АХС Администрации г. Железногорска" в пользу органа Пенсионного фонда финансовые санкции в размере 38 500 руб. за непредставление в установленный срок отчетности по форме СЗВ-СТАЖ.
Доводы заявителя жалобы о наличии технических неисправностей не указывают на неправомерность выводов суда области.
Как уже указывалось ранее, согласно пункту 33 Инструкции N 211н при представлении страхователем индивидуальных сведений в электронной форме в территориальный орган ПФР указанная обязанность считается выполненной в случае фактического подтверждения органом приема таких сведений путем направления в адрес страхователя соответствующего подтверждения в форме электронного документа - протокола контроля.
Кроме этого, согласно порядку информационного обмена, в случае неполучения страхователем в установленный срок подтверждения о доставке сведений, он должен заявить органу ПФР о данном факте, выяснить причину отсутствия квитанции и при необходимости повторить процедуру представления сведений.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено доказательств обращения в орган Пенсионного фонда, а также самих фактов ненадлежащей работы программного обеспечения.
Довод о наличии смягчающих обстоятельств не указывает на неправомерность выводов суда области.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение конкретного налогового правонарушения.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрен статьей 112 НК РФ.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вопрос снижения налоговых санкций связан с оценкой доказательств по делу.
Какого-либо действительно существенного документального обоснования доводов о снижении наложенного штрафа заявитель жалобы судам не представил.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 г. N 2-П, по итогам рассмотрения дела, учитывая характер совершенного правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для смягчения ответственности.
Кроме того, уменьшение судом размера взыскиваемого штрафа в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ при наличии смягчающих ответственность обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в определениях Верховного Суда РФ от 21.07.2020 N 309-ЭС20-9426, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 06.11.2018 N 301-КГ18-17051, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 03.08.2021 по делу N А14-17033/2020, Волго-Вятского округа от 31.03.2022 по делу N А43-25131/2021.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.01.2022 по делу N А35-7607/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7607/2021
Истец: ОПФР по Курской области, УПФР в г. Железногорске Курской области (межрайонное)
Ответчик: МКУ "АХС Администрации г. Железногорска"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд