Заслушав информацию секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е. Конкина о Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы (прилагается).
2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации разработать мероприятия по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления оказывать содействие избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов.
4. Координацию выполнения мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы возложить на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
5. Контроль за выполнением Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы возложить на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.Е. Конкина.
6. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Заместитель Председателя |
C.В. Вавилов |
Секретарь |
Н.Е. Конкин |
Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
от 14 апреля 2009 г. N 156/1111-5)
1. Общие положения
Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы (далее - Комплекс мер) разработан на основании подпункта "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Комплекс мер представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации и является продолжением Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы (перечень мероприятий прилагается).
Реализация Комплекса мер предполагает совместную деятельность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России (далее - РЦОИТ при ЦИК России), Федерального центра информатизации при ЦИК России (далее - ФЦИ при ЦИК России), избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, иных избирательных комиссий, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, образовательных учреждений, других органов и организаций.
Координацию выполнения Комплекса мер обеспечивает РЦОИТ при ЦИК России.
2. Цели и задачи Комплекса мер
Основной целью Комплекса мер является повышение уровня доверия граждан Российской Федерации к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах, повышение квалификации организаторов выборов и референдумов, содействие ЦИК России деятельности избирательных комиссий и других организаций, ориентированной на обеспечение реализации прав и свобод граждан, отвечающей требованиям демократических избирательных стандартов.
Реализация Комплекса мер предполагает решение следующих задач:
повышение уровня информированности граждан Российской Федерации об избирательном праве и избирательном процессе в Российской Федерации;
подготовка квалифицированных специалистов в области избирательного права и избирательного процесса для работы в системе избирательных комиссий;
См. Концепцию организации обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в РФ на 2009-2011 гг., утвержденную постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 18 февраля 2009 г. N 149/1077-5
методическое обеспечение деятельности организаторов выборов, иных участников избирательного процесса;
создание эффективной информационно-аналитической инфраструктуры в рамках избирательной системы Российской Федерации;
создание и развитие системы мониторинговых исследований;
исследование и совершенствование избирательных технологий в практике избирательных комиссий с учетом внедрения электронной формы голосования.
Комплекс мер призван стать органичной частью общей системы мероприятий, направленных на дальнейшее углубление демократических принципов формирования институтов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
3. Направления реализации Комплекса мер
Исходя из поставленных задач, Комплекс мер включает следующие основные направления:
организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Комплекса мер;
повышение квалификации организаторов выборов и референдумов и обучение других участников избирательного (референдумного) процесса;
внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по правовому обучению участников выборов и референдумов;
информационно-разъяснительная деятельность;
повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей;
мониторинговые исследования средств массовой информации;
разработка рекомендаций по совершенствованию и внедрение в практику работы избирательных комиссий новых избирательных технологий;
издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов.
4. Организационно-методическое обеспечение реализации Комплекса мер
Организационно-методическое обеспечение реализации Комплекса мер предусматривает:
взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, другими органами и организациями по вопросам, связанным с реализацией мероприятий Комплекса мер;
разработку ежегодных сводных планов основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации;
организацию и проведение конкурсов среди избирательных комиссий на лучшую организацию работы по отдельным направлениям Комплекса мер;
обобщение и распространение опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного (референдумного) процесса.
Ожидаемые результаты:
создание оптимальных условий для реализации мероприятий Комплекса мер;
активизация творческого потенциала избирательных комиссий;
распространение передового опыта работы избирательных комиссий по различным направлениям их деятельности.
5. Повышение квалификации организаторов выборов и референдумов и обучение других участников избирательного (референдумного) процесса
Повышение квалификации организаторов выборов и референдумов и обучение других участников избирательного (референдумного) процесса является одним из основных направлений Комплекса мер и призвано обеспечить получение необходимых знаний в области избирательного (референдумного) права и процесса всеми участниками выборов и референдумов.
Данным направлением предусматриваются следующие мероприятия:
учебно-методическое обеспечение участников избирательного (референдумного) процесса, в том числе разработка учебных программ, тестов, пособий и тому подобное;
подготовка на основе разработанных учебно-методических материалов электронных средств обучения;
разработка и внедрение дистанционных форм обучения;
повышение квалификации кадров ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России;
повышение квалификации членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов;
повышение квалификации членов территориальных и участковых избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований;
обучение других категорий участников избирательного процесса - представителей политических партий, кандидатур для назначения наблюдателями, представителей средств массовой информации;
подготовка резерва кандидатур в состав избирательных комиссий и их аппаратов;
организация и проведение консультаций, семинаров, подготовка методических материалов для работников правоохранительных органов по вопросам обеспечения безопасности и правопорядка в процессе организации и проведения выборов и референдумов;
организация и проведение семинаров, подготовка методических материалов по вопросам участия военнослужащих и работников правоохранительных органов в выборах и референдумах;
подготовка членов территориальной избирательной комиссии, созданной для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных за пределами территории Российской Федерации, по подготовке и проведению федеральных выборов.
В реализации мероприятий данного направления принимают участие ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии.
Повышение квалификации кадров избирательных комиссий будет осуществляться по принципу пирамиды:
на федеральном уровне осуществляется повышение квалификации кадров ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, а также членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов; организаторами обучения являются ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России;
на региональном уровне осуществляется подготовка членов территориальных и участковых избирательных комиссий по примерным учебным программам, разработанным ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, а также избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации; организаторами обучения являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, базовые территориальные избирательные комиссии;
в соответствии с планами работы ФЦИ при ЦИК России ведется работа по подготовке и переподготовке специалистов и пользователей ГАС "Выборы".
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов;
повышение уровня правовой культуры различных категорий участников избирательного (референдумного) процесса.
6. Внедрение передового отечественного и зарубежного опыта организации работы по правовому обучению участников выборов и референдумов
Целями данного направления являются совершенствование избирательной системы Российской Федерации, развитие национальных и международных стандартов свободных и демократических выборов, избирательных прав и свобод, анализ отечественного законодательства и избирательных процедур на предмет соответствия общепризнанным международным критериям, пропаганда российского опыта проведения избирательных кампаний.
Для изучения зарубежного и распространения передового отечественного опыта применяются различные формы, такие, как участие в международном наблюдении за выборами и референдумами, прием международных наблюдателей в Российской Федерации, участие в работе международных конференций, семинаров и встреч, сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Ассоциацией организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ), Исполнительным комитетом и Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств и так далее.
В целях подготовки специалистов по вопросам избирательного права и международного наблюдения за выборами проводится обучение на базе учебных заведений МИД России.
Ожидаемые результаты:
демократизация избирательного процесса;
развитие международных избирательных стандартов;
содействие созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов.
7. Информационно-разъяснительная деятельность
Комплекс мер предполагает создание и размещение серии информационно-аналитических, разъяснительных и иных программ, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения. Информационно-разъяснительная деятельность предусматривает применение широкого диапазона средств аудиовизуального взаимодействия с избирателями, другими участниками избирательного процесса с использованием возможностей электронных и печатных средств массовой информации, наружной рекламы, печатной продукции.
Главными целями информационно-разъяснительной деятельности являются:
развитие электорально-правовой культуры граждан Российской Федерации;
формирование и укрепление положительной репутации российской избирательной системы;
повышение доверия граждан, институтов гражданского общества к российской избирательной системе и результатам ее деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции и высокой электоральной активности граждан Российской Федерации.
Достижение перечисленных целей связано с выполнением ряда задач, таких, как:
формирование системы мониторинга отношения избирателей к избирательной системе и деятельности избирательных комиссий всех уровней;
создание системы информирования граждан об основных принципах и формах участия в избирательном процессе;
организация систематической работы по профилактике и противодействию использования противоправных избирательных технологий на всех стадиях избирательного процесса;
проведение разъяснительных мероприятий, направленных на преодоление абсентеизма, как следствия негативного отношения граждан к выборам;
стимулирование молодежной аудитории к активному участию в избирательном процессе.
Предстоящие федеральные избирательные кампании 2011-2012 годов как важнейшие общественно-политические события в стране предполагают осуществление широкого комплекса информационно-разъяснительных мероприятий, в том числе в рамках реализации специальной программы, обеспечивающей координацию отдельных мероприятий по целям, срокам, ресурсам и исполнителям.
Ожидаемые результаты:
усиление позитивного представления избирателей о выборах как одном из главных демократических институтов, обеспечивающих реализацию народного волеизъявления;
повышение общественного интереса к выборам, референдумам;
повышение эффективности деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума) посредством внедрения передового опыта работы в практику деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума);
повышение эффективности деятельности СМИ по информационному обеспечению выборов, референдумов;
повышение эффективности и достоверности электоральных социологических исследований.
8. Повышение правовой культуры молодых и будущих избирателей
Мероприятия Комплекса мер для молодежи направлены на развитие интереса у молодых и будущих избирателей к процессу организации и проведения выборов (референдумов), привлечение молодежи к работе в избирательных комиссиях всех уровней, повышение уровня доверия к выборам и референдумам.
Для обеспечения системности работы по правовому просвещению молодежи Комплекс мер содержит ряд мероприятий, направленных на взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации, образовательными учреждениями, органами государственной власти, молодежными организациями по вопросам преподавания избирательного права, реализации совместных мероприятий по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Реализация данного направления включает в себя:
проведение конкурсов среди студентов и аспирантов высших учебных заведений (юридических вузов и факультетов, правовых кафедр) Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса;
организация и проведение мероприятий по повышению правовой культуры молодых избирателей в рамках Дня молодого избирателя;
проведение ознакомительных экскурсий в ЦИК России, другие избирательные комиссии;
проведение в субъектах Российской Федерации конкурсов и олимпиад по избирательному праву среди учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений;
обобщение и распространение опыта взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и молодежных парламентов;
разработка интернет-ресурсов, ориентированных на молодежь.
Особое внимание планируется уделить подготовке информационно-справочных и методических материалов по вопросам избирательного права и избирательного процесса для учителей и преподавателей, учащихся образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты:
преодоление политической апатии и формирование в среде молодого электората активной жизненной позиции;
рост участия молодых избирателей в выборах и референдумах;
привлечение молодежи к работе в избирательной системе Российской Федерации.
9. Мониторинговые исследования средств массовой информации
Комплекс мер предполагает в рамках данного направления получение оперативной и достоверной информации об освещении в средствах массовой информации хода подготовки и проведения избирательных кампаний, выявление тенденций и закономерностей в развитии российского избирательного процесса, а также разработку предложений по оперативному принятию мер в случае выявления признаков нарушения избирательного законодательства.
В рамках мониторинговых исследований средств массовой информации запланированы следующие основные мероприятия:
проведение мониторинга информационных материалов о ходе подготовки и проведения выборов всех уровней;
выпуск ежедневных дайджестов материалов СМИ;
подготовка тематических и аналитических обзоров информационных материалов, размещенных в СМИ;
оказание информационно-методической и консультативной помощи избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации по проведению мониторинга СМИ;
создание информационного банка данных российских СМИ;
внедрение новых технологий, дальнейшее развитие программно-технических средств для обеспечения мониторинговых исследований.
Ожидаемые результаты:
оперативное предоставление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации объективной и достоверной информации о ходе освещения избирательных кампаний;
совершенствование методики проведения мониторинговых исследований.
10. Исследование избирательных технологий и разработка рекомендаций по их совершенствованию
Реализация данного направления предусматривает ряд исследовательских и организационных мероприятий, согласованных по времени, целям и задачам, проводимых с целью активизации электорального участия граждан посредством развития инновационных избирательных технологий, в том числе дистанционного электронного голосования, обеспечения транспарентности избирательного процесса.
Указанная цель может быть решена при реализации следующих задач:
организация проведения исследований для выявления и прогнозирования основных тенденций электоральных процессов и их последствий;
разработка методических и организационных основ социологического и политологического сопровождения избирательных кампаний, принципов, правил использования исследовательских методик;
разработка концептуальных, методологических и методических основ инновационных избирательных технологий;
разработка предложений по формированию нормативно-правовой базы внедрения инновационных избирательных технологий;
оказание методической и организационной помощи избирательным комиссиям на местах по внедрению в электоральную практику новых форм участия граждан в формировании органов власти.
Ожидаемые результаты:
повышение открытости и гласности избирательного процесса;
возрастание уровня доверия граждан к избирательной системе;
разработка предложений по упрощению процедур реализации гражданами России своих конституционных прав.
11. Издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов
Основными задачами издательской деятельности являются подготовка, издание и распространение журналов, сборников и документов, методических материалов и учебных пособий по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса, в том числе на электронных носителях, организация и проведение презентаций новых изданий ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Основными задачами формирования электронных ресурсов являются:
создание электронной библиотеки изданий по вопросам избирательного права и избирательного процесса в целях повышения квалификации организаторов выборов (референдумов) и правовой культуры участников избирательного (референдумного) процесса;
создание и постоянная актуализация базы данных методических, информационно-разъяснительных и других материалов, используемых в ходе избирательных кампаний и кампаний референдума, проводимых в субъектах Российской Федерации;
совершенствование и информационное наполнение сайтов ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Важным направлением деятельности является создание информационных и учебных аудио- и видеоматериалов по вопросам выборов и референдумов.
Ожидаемые результаты:
постоянное и достоверное информирование граждан Российской Федерации, органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации о функционировании избирательной системы Российской федерации;
активное содействие формированию правосознания российских граждан в области избирательного права и избирательного процесса;
обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий.
12. Реализация Комплекса мер
Реализация Комплекса мер осуществляется в рамках утверждаемых в установленном порядке планов работы ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, Плана организации обучения кадров избирательных комиссий и других участников избирательного (референдумного) процесса в Российской Федерации на 2009-2011 годы, утвержденного постановлением ЦИК России от 18 февраля 2009 года N 149/1077-5, планов работы ФЦИ при ЦИК России, планов работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Выбор исполнителей мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Приложение
к Комплексу мер по повышению
правовой культуры избирателей (участников
референдума), обучению организаторов
выборов и референдумов и других
участников избирательного и референдумного
процессов в Российской Федерации
на 2009-2011 годы
Перечень
мероприятий Комплекса мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы*
______________________________
* В Перечень мероприятий могут быть внесены изменения и дополнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Продолжается совершенствование правовой культуры россиян как избирателей (участников референдума). Утвержден комплекс соответствующих мер на 2009-2011 гг.
Планируется повысить квалификацию организаторов выборов и обучить других участников избирательного (референдумного) процесса; внедрить передовой отечественный и зарубежный опыт организации такой образовательной работы. Необходимо обеспечить информационно-разъяснительную, издательскую деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов. Также предполагается организовать мониторинговые исследования СМИ, исследование избирательных технологий, а также разработать рекомендации по их совершенствованию.
Особое внимание будет уделено повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
В указанной деятельности участвуют ЦИК России, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК России, Федеральный центр информатизации при ЦИК России, избирательные комиссии, органы власти всех уровней, общественные объединения, образовательные учреждения, иные органы и организации.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 14 апреля 2009 г. N 156/1111-5 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2009 г., N 4