21 апреля 2022 г. |
Дело N А55-19968/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Львова Я.А., Мальцева Н.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Н.Ю.
с участием:
от врио Главы сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области Власенко А.В. - лично, паспорт, решение N 84/23 от 22.03.2022 г,
от конкурсного управляющего Малыгина Е.Е. - Пасечная К.В. по доверенности от 07.07.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 2
апелляционную жалобу конкурсного управляющего Малыгина Е.Е.
на определение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года об отказе в удовлетворении заявления к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о компенсации уменьшения конкурсной массы
в рамках дела N А55-19968/2018
О несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области "Обшаровская коммунальная служба",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.02.2019 (резолютивная часть от 15.02.2019 МУП "Обшаровская коммунальная служба" признано несостоятельным (банкротом). Введено конкурсное производство на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Малыгин Егор Евгеньевич.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит обязать Администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области компенсировать уменьшение конкурсной массы МУП "Обшаровская коммунальная служба" в размере 5 392 664,48 руб. (с учетом уточнений принятых определением суда от 15.04.2021).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий Малыгин Е.Е. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года, удовлетворить заявленного требование.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2022 года апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 14 апреля 2022 года.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего Малыгина Е.Е. апелляционную жалобу поддержал.
Врио Главы сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области Власенко А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям представленного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
От ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в самарской области" поступил отзыв, в котором поддерживает доводы конкурсного управляющего.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года об отказе в удовлетворении заявления к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о компенсации уменьшения конкурсной массы в рамках дела N А55-19968/2018, в связи со следующим.
Муниципальное унитарное предприятия "Обшаровская коммунальная служба" создано Постановлением администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области N 83 от 18.09.2015года.
Учредителем МУП "Обшаровская коммунальная служба" является сельское поселение Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области в лице Администрации сельского поселения Обшаровка.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей, оказания услуг для выполнения социально-экономических заказов и осуществляло регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по комплексному обеспечению коммунального и бытового водоснабжения и водоотведения.
23.01.2017 между Администрацией сельского поселения Обшаровка и МУП "Обшаровская коммунальная служба" заключен договор N 1, согласно условиям которого администрация сельского поселения Обшаровка передает, а МУП "Обшаровская коммунальная служба" принимает имущество в хозяйственное ведение, согласно приложения N 1, 2, 3 к настоящему договору: балансовой стоимостью - 14 506 746,85 руб., остаточной стоимостью - 5 392 664,48 руб.
В связи с признанием МУП "Обшаровская коммунальная служба" несостоятельным (банкротом) (решение от 20.02.2019) хозяйственная деятельность с 16.05.2019 прекращена, что в свою очередь повлекло прекращение использования вышеназванного имущества.
16.05.2019 МУП "Обшаровская коммунальная служба" по договору аренды имущества N АН-1 передало во временное пользование (аренду) имущество, указанное в перечне имущества - приложение N 1 МУП сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области "Обшаровский Водоканал".
По акту приема передачи от 16.05.2019 спорное имущество передано должником арендатору.
31.07.2020 конкурсный управляющий должника обратился в адрес Администрации с письмом от 13.07.2020, в котором сообщал о возврате ранее полученного на праве хозяйственного ведения имущества сельскому поселению Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области.
Согласно представленному в материалы дела акту приема передачи без номера и без даты МУП "Обшаровская коммунальная служба", в лице конкурсного управляющего Малыгина Е.Е. передало, а сельское поселение Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области принимает имущество.
При этом доказательств передачи незавершенной строительством производственной базы 1995 года начала строительства 300 кв.м. в материалы дела не представлено.
Полагая что, возврат имущества не должен осуществляться без компенсации со стороны собственника, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о компенсации уменьшения конкурсной массы.
В силу статьи 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Суд первой инстанции установил, что доказательства регистрации за должником - МУП "Обшаровская коммунальная служба" права хозяйственного ведения в отношении спорного имущества в материалы дела не представлены.
Следовательно спорное имущество не могло быть включено в конкурсную массу должника.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что в результате передачи Предприятием спорного имущества сельскому поселению Обшаровка конкурсная масса не уменьшилась.
Принимая во внимание статус переданных объектов, а именно их социальное назначение, являющееся обременением и снижающее их рыночную стоимость, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Администрации суммы компенсации за изъятое имущество.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в ответе на вопрос N 2 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектом свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. N 8-П).
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 N 8-П передача муниципальным образованиям на основании пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" перечисленных в нем объектов должны осуществляться исходя из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов защиты частной собственности, включая недопустимость ее чрезмерного ограничения (статья 8, часть 2; статья 35 и статья 55, часть 3), что предполагает выплату должникам собственникам передаваемых объектов разумной компенсации. При этом впредь до законодательного урегулирования размеров компенсации и механизма межбюджетных отношений, который обеспечил бы реализацию решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов разных уровней, необходимо руководствоваться действующим гражданским и финансовым законодательством. С учетом выводов, содержащихся в настоящем Постановлении, подлежит применению, в частности, статья 306 ГК Российской Федерации, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры же о размерах компенсаций, возникающие между должником, кредитором и государством, подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Таким образом, действительно спорные объекты водоснабжения в силу своей социальной значимости и изъятия из гражданского оборота не подлежат реализации в составе конкурсной массы должника.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие возможности включения спорных объектов в конкурсную массу должника, необходимо принимать во внимание, что такие объекты, равно как и иное изъятое имущество должника, находились в его хозяйственном ведении, следовательно, должник и его кредиторы вправе рассчитывать на получение соответствующей компенсации их стоимости.
Доводы о том, что право хозяйственного ведения должника на спорное имущество не было зарегистрировано регистрирующим органом и, соответственно, оно не возникло и не могло формировать конкурсную массу, в связи с чем взыскание компенсации является неправомерным, отклоняется судебной коллегией, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Исходя из указанной нормы право хозяйственного ведения в отношении переданного имущество возникает у предприятия с момента передачи.
Указанный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации, в определении N 303-ЭС15-169 от 05.03.2015 г. по делу N А37-2316/2012.
С учетом того, что спорное имущество фактически было передано должнику на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности по предоставлению населению муниципального образования социально значимых услуг, сам факт отсутствия государственной регистрации указанного обременения правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03 декабря 2021 года по делу N А72-2905/2019.
Обращаясь с настоящим заявлением, с учетом уточнения требований от 15.04.2021 года конкурсный управляющий просил взыскать сумму, равную остаточной стоимости изъятого имущества в размере 5 392 664,48 руб. При этом перечень имущества и его остаточная стоимость определены в приложениях N 1(объекты водоотведения), N 2(объекты водоснабжения), N 3(объект незавершенного строительства) к договору N 1 от 23.01.2017 года.
В силу пункта 3 резолютивной части и пункта 8 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П впредь до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущества обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Возражая, против размера остаточной стоимости Администрация сельского поселения Обшаровка ссылается на то, что по состоянию на 16.06.2021 года размер остаточной стоимости составляет 571400,95 руб.
Вместе с тем, имущество должником передано ответчику по акту 31.07.2020 года. При этом фактически не находится в эксплуатации должника с 16.05.2019 года, поскольку передано в аренду в МУП "Обшаровский водоканал".
Указание на то, что остаточная стоимость большинства объектов равна нулю, не соответствует фактическим обстоятельствам. Имущество до настоящего времени эксплуатируется, его техническое состояние признано удовлетворительным, что отражено в письме МУП "Обшаровский водоканал" от 16.06.2021 года.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного размер компенсации подлежит выплате исходя из расчета, представленного конкурсным управляющим.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что объект незавершенного строительства, указанный в приложении N 3 должником не передавался и до настоящего времени находится в конкурсной массе. Соответственно размер компенсации подлежит уменьшению на 549536,61 руб. и составит 4 843 127,87 руб.
На основании изложенного определение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2022 года об отказе в удовлетворении заявления к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о компенсации уменьшения конкурсной массы в рамках дела N А55-19968/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление конкурсного управляющего Малыгина Е.Е. к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области о компенсации уменьшения конкурсной массы удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области за счет средств казны сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области в пользу муниципального унитарного предприятия сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области "Обшаровская коммунальная служба", в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы должника денежные средства в размере 4 843 127,87 руб.
В остальной части заявление конкурсного управляющего Малыгина Е.Е. оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
Я.А. Львов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19968/2018
Должник: МУП сельского поселения Обшаровка муниципального района Приволжский "Обшаровская коммунальная служба"
Кредитор: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Третье лицо: Администрация сельского поселения Обшаровка муниципального р-на Приволдский Самарской области, Администрация сельского поселения Обшаровка муниципального р-на Приволжский Самарской области, к/у Малыгин Егор Евгеньевич, Косов В.А., Малыгин Е.Е., Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 16 по Самарской Области, МУП к/у муниципального р-на Приволжский Самарской области "Коммунальщик" Телешинин А И, Отдел судебных приставов Приволжского района Самарской области, САМРО "Ассоциация антикризисных управляющих", Телешинин А И, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области., ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области"
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26562/2022
30.09.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12050/2022
19.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20252/2022
21.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4278/2022
02.11.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14041/2021
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19968/18
20.02.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19968/18
30.10.2018 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-19968/18