город Омск |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А70-20829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2848/2022) автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-20829/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса" (ОГРН 1057200558667; 1057200558667, ИНН 7224028943; 7224028943, адрес: 625000, Тюменская область, Тюменский район, 24 км Червишевского тракта) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, город Тюмень, улица Сакко, дом 30, 1) о признании незаконным решения от 31.08.2021 N 1064-о-ТР об отказе в предоставлении земельного участка в аренду,
при участии в судебном заседании представителей:
от автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительно-образовательный центр "АЛЫЕ ПАРУСА" - Богаченко Александр Сергеевич, по доверенности от 01.11.2021 сроком действия 1 год, диплом;
УСТАНОВИЛ:
автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса" (далее - заявитель, АНО ДООЦ "Алые паруса", организация) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения от 31.08.2021 N 1064-о-ТР об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-20829/2021 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В обоснование судебного акта суд указал на то, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления; объекты недвижимости принадлежат заявителю на праве безвозмездного пользования, что исключает право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:17:2313005:981 без проведения торгов.
Возражая против принятого по делу решения, АНО ДООЦ "Алые паруса" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт, поскольку земельным законодательством предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; действующее земельное законодательство не предусматривает порядка оформления прав на земельные участки лицами, имеющими здания в безвозмездном пользовании, что позволяет применить аналогию закона и предоставить землю в аренду.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения спора по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие названного участника арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. АНО ДООЦ "Алые паруса" создана в соответствии с распоряжением Губернатора Тюменской области от 18.10.2004 N 861-РК "О реорганизации государственных учреждений Тюменской области" путем реорганизации государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса" в форме преобразования.
Как следует из Устава организации (л.д.9-19) Учредителем организации является Тюменская область в лице Департамента социального развития Тюменской области. Организация является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и оздоровления детей.
Организация может иметь в собственности здания, строения, сооружения, жилищный фонд, земельные участки, оборудование, инвентарь, денежные средства и иное имущество (пункт 3.1 Устава). Учредитель организации не обладает правами собственности на имущество организации, в том числе на имущество, переданное им в собственность данной организации, а также на ту его часть, которая образовалась за счет его взносов и пожертвований (пункт 3.6. Устава).
20.05.2016 между субъектом Российской Федерации Тюменская область, именуемым в дальнейшем "Ссудодатель" от имени которого выступали Департамент имущественных отношений Тюменской области как собственник имущества и Государственное казенное учреждение Тюменской области "Дирекция содержания и эксплуатации объектов государственной собственности (далее - Дирекция) как лицо в оперативном управлении которого находилось данное имущество и Автономным некоммерческой организацией "Оздоровительно-образовательный центр "Радуга" (далее - Ссудополучатель", АНО ООЦ "Радуга") был заключен договор безвозмездного пользования N 46 (л.д.66-68).
Согласно пункту 1.1. данного договора Департамент при участии Дирекции передает в безвозмездное пользование Ссудополучателю имущество, указанное в Приложении N 1 и N 2 к настоящему договору (л.д.69-75).
В Приложении N 1 указан перечень передаваемого недвижимого имущества: здание - нежилое строение (административное); здание - нежилое строение (спальный корпус); здание - нежилое строение (столовая); здание - нежилое строение (прачечная); здание - нежилое строение (специализированный жилой дом, общежитие); здание - нежилое строение (спальный корпус N 1); здание - нежилое строение (летний домик); здание нежилое здание (склад).
Согласно пункт 1.3. договора на момент заключения настоящего договора имущество находится у ссудополучателя (передано от государственного автономного учреждения дополнительного образования детей Тюменской области "Оздоровительно-образовательный центр "Радуга" по акту приема-передачи от 16.05.2016).
В силу пунктов 2.1.-2.3 договора Ссудодатель в лице Департамента имеет право контролировать сохранность и целевое использование имущества; Ссудодатель в лице Дирекции обязан принять имущество от Ссудополучателя в случае расторжения договора.
Ссудополучатель обязан использовать имущество строго по целевому назначению; содержать имущество в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта; не производить реконструкций и перепланировок недвижимого имущества без согласия Ссудодателя (пункт 3.1.1, 3.2.2., 3.2.4 договора).
Как следует из пояснений заявителя, не оспоренных заинтересованным лицом, 25.08.2017 АНО ООЦ "Радуга" в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) была реорганизована в форме присоединения к АНО ДООЦ "Алые паруса".
07.05.2018 между Ссудодателем и АНО ДООЦ "Алые паруса" заключено дополнительное соглашение N 4 к договору безвозмездного пользования от 20.05.2016 N 46, согласно которому изменен Ссудополучатель, а также предусмотрено, что имущество, указанное в приложении N 1 к договору расположено на земельном участке с кадастровым номером 72:17:2313005:981, необходимым для его использования в соответствии с условиями настоящего договора. К обязанностям ссудополучателя также отнесено обеспечение использования указанного земельного участка по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.
26.07.2021 АНО ДООЦ "Алые паруса" обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:17:2313005:981, площадью 48 478 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 19 км Червишевского тракта, под существующие объекты недвижимости, на котором располагаются следующие объекты недвижимого имущества: нежилое строение (административное); нежилое строение (спальный корпус); нежилое строение (столовая); нежилое строение (прачечная); нежилое строение (специализированный жилой дом, общежитие); нежилое строение (спальный корпус N 1); нежилое строение (летний домик); нежилое здание (склад) (л.д.114-115). К заявлению были приложены выписки из Единого реестра объектов недвижимости (далее - ЕГРН).
По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 31.08.2021 N 1064-о-ТР об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (л.д.121). Причиной принятия оспариваемого решения послужило то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения, оперативного управления).
Не согласившись с решением ответчика от 31.08.2021 N 1064-о-ТР об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В удовлетворении заявленных требований судом было отказано, с чем организация не согласились, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (часть 4 статьи 39.20 ЗК РФ).
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, а также лица, которым помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имеет право на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 стать 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 39.16 ЗК РФ одним из оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относится случай, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду обратился заявитель, которому на основании договора безвозмездного пользования переданы объекты недвижимого имущества. Данные объекты находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тюменской области, что свидетельствует о том, что заявитель не является лицом, которому земельный участок может быть предоставлен на праве аренды в порядке пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, договор аренды может быть заключен с ним на основании пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ в силу аналогии закона, которая допускается в гражданском законодательстве.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
При этом, передача вещи в безвозмездное пользование не является основанием для изменения или прекращения прав третьих лиц на эту вещь (статья 694 ГК РФ).
Из договора безвозмездного пользования от 20.05.2015 N 46 следует, что объекты недвижимого имущества, переданные в безвозмездное пользование, закреплены Государственным казенным учреждением Тюменской области "Дирекция содержания и эксплуатации объектов государственной собственности".
Согласно пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года.
В свою очередь, в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Таким образом, земельное законодательство, вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, регламентирует вопрос о том, кому и на каком праве может быть предоставлен земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и оперативном управлении казенного учреждения, что исключает возможность применения законодательства по аналогии.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся по результатам рассмотрения дела на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации "Детский оздоровительно-образовательный центр "АЛЫЕ ПАРУСА" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2022 по делу N А70-20829/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20829/2021
Истец: АНО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области
Третье лицо: АНО "Детский оздоровительно-образовательный центр "Алые паруса", Савицкий В.О.