город Омск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А46-17767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2642/2022) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2022 по делу N А46-17767/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" (ОГРН 1065509002052, ИНН 5534010950, адрес: 646812, Омская область, Таврический район, село Харламово, улица Степная, дом 15) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827, адрес: 644043, город Омск, улица Тарская, дом 11), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, город Омск, улица Красный Путь, дом 3), о признании недействительным отказа в предоставлении земельных участков,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Эрнест Антонович по доверенности от 29.12.2021 N 116-Д сроком действия по 31.12.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" - Зыков Антон Сергеевич по доверенности от 03.05.2021 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" (далее - ООО "Сибирские стройматериалы", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, Управление) о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в Омской области, в предоставлении земельных участков, изложенный в письме от 12.07.2021 года N 55-05/4098.
В качестве способа восстановления нарушенных прав общество просил:
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать Проект рекультивации от 27.05.2021 земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708.
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перевод земельного участка с кадастровым номерам 55:26:302501:707 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перевод земельного участка с кадастровым номерам 55:26:302501:708 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промьппленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добьчи общераспространенньх полезных ископаемых.
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:707 в аренду ООО "Сибирские стройматериалы";
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:708 в аренду ООО "Сибирские стройматериалы"
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" для подписания проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:707.
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" для подписания проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:708.
Определением от 14.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.02.2022 по делу N А46-17767/2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Омской области в предоставлении земельных участков, изложенный в письме от 12.07.2021 года N 55-05/4098; на ТУ Росимущества в Омской области возложены следующие обязанности:
- в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать Проект рекультивации от 27.05.2021 года земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708;
- в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перевод земельного участка с кадастровым номерам 55:26:302501:707 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перевод земельного участка с кадастровым номерам 55:26:302501:708 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:707 в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы";
- в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:26:302501:708 в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы".
Этим же решением с ТУ Росимущества в Омской области в пользу ООО "Сибирские стройматериалы" взыскано 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ТУ Росимущества в Омской области не наделено полномочиями на рассмотрение ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую и на согласование проектов рекультивации земель. Такими полномочиями наделено Росимущество.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв,заслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Сибирские стройматериалы" является пользователем недр, ему предоставлен участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья) согласно лицензии на право пользование недрами серии ОМС N 80100 вид лицензии ТР от 07.03.2013.
Участок недр имеет статус горного отвода, расположен в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 09 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино - Таврическое, площадь участка 9,82 га.
30.05.2014 ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В письме от 20.06.2014 N ТУ-02/4919 ТУ Росимущества в Омской области сообщило, что в представленных документах нет необходимых документов для принятия решения, в связи с чем, комплект документов подлежит возращению на доработку.
ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Омской области, выразившегося в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 для размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламове - Новотелегино-Таврическое, площадь участка 9,82 га; просило обязать Управление рассмотреть заявление ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 в соответствии со статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и принять соответствующее решение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2014 по делу N А46-11635/2014 требования ООО "Сибирские стройматериалы" удовлетворены в полном объеме. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2015 решение оставлено без изменений, апелляционная и кассационная жалобы без удовлетворения.
Управление направило в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" письмо от 05.06.2015 N ТУ-02/42/9, в соответствии с которым отказало в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
ООО "Сибирские стройматериалы" не согласившись с отказом от исполнения решения суда по делу А46-11635/2014 и отказом от предоставления земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании отказа незаконным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.11.2015 по делу N А46- 9070/2015 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2014 года по делу N А46- 9070/2015 отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные ООО "Сибирские стройматериалы" требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления в выборе земельного участка, изложенный в письме от 05.06.2015 N ТУ-02/4219. Суд обязал ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего постановления в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенного в Таврическом районе Омской области в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино-Таврическое.
Постановлением Арбитражного суда Заподно-Сибирского округа от 27.05.2016 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу А46-9070/2015 оставлено без изменения.
Во исполнение судебного акта, ТУ Росимущество в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" направило:
- Распоряжение от 25.01.2018 N 10-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 26.10.2016 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельных участках с кадастровыми номерами:55:26:000000:15, 55:25:302501:694"";
- Распоряжение от 26.01.2018 N 12-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:000000:15, 55:26:302501:694" с приложением двух схем.
На основании принятых Распоряжений и утвержденных схем ТУ Росимущества в Омской области образовало земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:302501:707, и 55:26:302501:708, а также зарегистрировало право собственности Российской Федерации на них.
10.04.2018 ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка 55:26:302501:707 для целей недропользования (для добычи суглинков (кирпичного сырья).
16.04.2018 ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка 55:26:302501:708 для целей недропользования (для добычи суглинков (кирпичного сырья).
Письмом от 04.05.2018 N ТУ-03/2950 ТУ Росимущества в Омской области отказало ООО "Сибирские стройматериалы" в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:302501:707, 55:26:302501:708 в аренду для добычи суглинков (кирпичного сырья).
В обоснования отказа ТУ Росимущества в Омской области указало следующее:
- земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:302501:707, 55:26:302501:708 относятся к землям сельскохозяйственного назначения, использование земель сельскохозяйственного назначения в иных целях, а именно для добычи суглинков, противоречит требованиям действующего законодательства. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
- в представленном пакете документов отсутствует утвержденная проектная документация, копии учредительных документов, копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, а также нотариально заверенная копия доверенности, удостоверяющая права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей). При анализе пакета документов выявлено, что представленные документы не заверены надлежащим образом, что не позволяет удостовериться в их подлинности и документами не являются, так как не обладают признаком достоверности.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в суд с заявлением о признании отказа, изложенного в письме от 04.05.2018 N ТУ-03/2950, незаконным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.07.2018 по делу N А46-8246/2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Заподно-Сибирского округа от 22.01.2019, в удовлетворении заявления ООО "Сибирские стройматериалы" отказано.
Рассмотрев апелляционную жалобу в рамках дела N А46-8246/2018 Восьмой арбитражный апелляционный суд указал, что предоставление спорных земельных участков для целей недропользования допустимо при условии перевода данных участков в иную категорию земель. Между тем, обстоятельства дела не свидетельствуют об обращении ООО "Сибирские стройматериалы" с заявлением о переводе указанных участков в иную категорию земель, и на совершение таких действий податель апелляционной жалобы не ссылается. Действующим законодательством не предусмотрен перевод земель из одной категории в другую посредством самостоятельных инициативных действий какого-либо органа, включая ТУ Росимущества в Омской области, без соответствующего заявления. Доказательства существования объективных препятствий к инициированию заявителем процедуры перевода спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию в материалы дела не представлены.
Учитывая преюдициальные выводы судов, 08.06.2021 ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о согласовании Проекта рекультивации от 27.05.2021 земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708, Ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для целей: недропользования - добычи суглинков (кирпичного сырья), по результату его рассмотрения осуществить соответствующий перевод, а также с заявлениями о предоставлении для нужд недропользования земельных участков 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708 в аренду сроком до 06.03.2030, для добычи суглинков (кирпичного сырья).
ООО "Сибирские стройматериалы" для рассмотрения указанных заявлений представлены следующие документы: заявление юридического лица о предоставлении земельного участка (55:26:302501:707), от 08.06.2021; заявление юридического лица о предоставлении земельного участка (55:26:302501:708) от 08.06.2021; ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности Российской Федерации от 08.06.2021 (земельный участок 55:26:302501:707); ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности Российской Федерации от 08.06.2021 (земельный участок 55:26:302501:707); выписки из ГКН от 21.03.2018 на земельный участок 55:26:302501:707; выписки из ГКН от 21.03.2018 на земельный участок 55:26:302501:708; лицензия серии ОМС N 80/00 вид ТР от 07.03.2013; лицензионное соглашение (приложение N1 к лицензии); графические приложения к лицензии (приложение N2 к лицензии): Обзорная карта масштаб 1: 500 000, План расположения Харламовского участка недр масштаб 1:200 000, Харламовский участок недр масштаб 1:5 000; распоряжение от 18.02.2013 N 40; протокол заседания комиссии от 13.02.2013 N2; горноотводный акт от 07.06.2018; проектная документация шифр 18-2014-ПД на добычу поездных ископаемых; протокол N 15 от 16.02.2015; письмо от 19.03.2015 N исх-15/МПР-1863; проект рекультивации от 27.05.2021; акт предварительного согласования места размещения земельного участка для добычи суглинков от 30.10.2014 N 57; письмо от 12.08.2014; копия объявления в газете "Омский вестник" от 22.08.2014 N 33 (3346); распоряжение от 26.10.2016 N 276-р; распоряжение от 25.01.2018 N 10-р; распоряжение от 26.01.2018 N 12-р; решение сорок девятой сессии четвертого созыва от 14.12.2012 N 354; решение сорок первой очередной сессии первого созыва от 22.05.2015 N 279; графическая карта схема территориального планирования Харламовского сельского поселения; графическая карта генеральный план Харламовского сельского поселения; Выписка из ЕГРЮЛ от 09.04.2018; доверенности представителя.
Рассмотрев обращение общества по существу, ТУ Росимущества в Омской области в согласовании проекта рекультивации земельных участков 55:26:302501:707, 55:26:302501:708, в переводе земельных участков и в предоставлении данных земельных участков отказало.
В обоснования своего отказа, изложенного в письме от 12.07.2021 N 55-05/4098, ТУ Росимущества в Омской области в указало следующее: Представленный проект рекультивации не содержит согласований с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления, при этом ТУ Росимущества в Омской области не наделено полномочиями по самостоятельному утверждению проектов рекультивации, не наделено полномочиями на рассмотрение ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую. Указывает на то, что предоставление испрашиваемых земельных участков возможно только после утверждения проекта рекультивации и перевода земельных участков из одной категории в другую.
Не согласившись с отказом Управления, изложенного в письме от 12.07.2021 N 55-05/4098, ООО"Сибирские стройматериалы" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 01.02.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категорию в другую, регламентировано Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
По правилам части 1 статьи Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи..
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, одним из которых является добыча полезных ископаемых.
Суд апелляционной инстанции отмечает.что приложенные в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 7 Закона N 172-ФЗ к ходатайству общества о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую проекты рекультивации земель в силу статей 19, 23 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" относятся к видам землеустроительной документации.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Согласно пункту 3 поименованных Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил.
В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, лицам, указанным в пункте 15 Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.
В срок не более 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.
Лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:
а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил;
б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;
г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;
д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;
е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.
В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель.
Таким образом, является обязательным согласование данных процедур на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с государственными или муниципальными органами в точном соответствии с утвержденным порядком.
Как усматривается из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:302501:707, 55:26:302501:708 в отношении которых ООО "Сибирские стройматериалы" после проведения работ по добычи полезных ископаемых, планирует произвести мероприятия по рекультивации, в соответствии с подготовленным проектом рекультивации земель, принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В силу статьи 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение Российская Федерация.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия территориальных органов определены в Положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.8. Положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 настоящего Положения.
Таким образом, системный анализ вышеприведённых норм позволяет сделать вывод о том, что ТУ Росимущества в Омской области как лицо наделённое полномочиями по распоряжению земельными участками, принадлежащим Российской Федерации, в соответствии с пунктом 15 Положения о рекультивации производит согласования проектов рекультивации.
В соответствии с пунктом 24 Правел о рекультивации земель лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
В обоснования своего отказа ТУ Росимущества в Омской области ссылается на Постановление Правительства РФ от 11.06.2002 N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства" в соответствии с пунктом 2 которого в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Вместе с тем, из вышеприведённых норм, регулирующих процедуру рекультивации земель, следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 установлен порядок согласования, в данном случае с ТУ Росимущества в Омской области, как уполномоченным распорядителем имуществом Российской Федерации, а также уведомительный характер согласования с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Следовательно, позиция заинтересованного лица о том, что до обращения в ТУ Росимущества, общество обязано согласовать проект рекультивации с иными органами является ошибочной.
Кроме того, согласно письму Минприроды России от 05.07.2021 N 12-50/9199-ОГ"О согласовании проекта рекультивации" в случае, если земли или земельные участки находятся в государственной собственности, проект рекультивации земель, проект консервации земель до их утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти (с Росимуществом - в отношении земель и земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земель и земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации), с органом местного самоуправления - вотношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, доводы ТУ Росимущества в Омской области в данной части подлежат отклонению, отказ в данной части является необоснованным.
Кроме того. оспариваемый отказ ТУ Росимущества в Омской области мотивирован тем, что предоставление испрашиваемых земельных участков возможно только после утверждения проекта рекультивации и перевода земельных участков из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 Закона N 172-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Часть 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ о переводе земель предусматривает, что в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (часть 4 статьи 2 ЗаконаN 172-ФЗ).
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами), в том числе, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом отображению в документах территориального планирования, и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Харламовский участок недр принадлежащий обществу на основании лицензии отражён на схеме территориального планирования Харламовского сельского поселения утвержденной Решением сорок девятой сессии четвертого созыва N 354 от 14.12.2012.
В соответствии с Генеральным планом Харламовского поселения утвержден решением сорок первой сессии Совета Харламовского поселения второго созыва от 22 мая 2015 года N 279 в границах Харламовского участка недр установлена промышленная зона.
Также на основании правил землепользования и застройки Харламовского сельского поселения утвержденной Решением двадцать второй сессии третьего созыва N 115 от 31.01.2017 земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:302501:707 и 55:26:302501:708 расположены в территориальной зоне "Производственная зона".
Следовательно, спорный участок недр, относящийся к существующим объектам регионального значения, отображен в документах территориального планирования.
Поданное заявителем ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую соответствует требованиям, указанным в Законе N 172-ФЗ о переводе земель, необходимые документы к ходатайству приложены, оснований для отказа не имелось.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на него были возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации, территориальные органы Росимущества наделены полномочиями собственника в отношении федерального имущества.
Следовательно, Правительство РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в совокупности с территориальными управлениями в своих компетенциях непосредственно составляют единую систему исполнительных органов государственной власти уполномоченных на распоряжение имуществом от лица Российской федерации.
Правомочия собственника раскрытые в статье 209 ГК РФ и подразумевают, что лицо наделённое правом распоряжения вправе определять правовую судьбу объекта, в том числе для каких целей и каким образом и будет использоваться имущество находящиеся в собственности.
При таких обстоятельствах ссылка ТУ Росимущества в Омской области на отсутствие полномочий является необоснованной.
Таким образом, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.02.2022 по делу N А46-17767/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17767/2021
Истец: ООО "Сибирские стройматериалы"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1121/2023
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4031/2022
25.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2642/2022
01.02.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-17767/2021