город Омск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А46-17222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2708/2022) общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на решение Арбитражного суда от 04.02.2022 по делу N А46-17222/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аркада" (ОГРН 1115543044605, ИНН 5507228114, адрес: 644119, город Омск, улица Перелета, дом 32, квартира 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области (ОГРН 1045513022180, ИНН 5507072393, адрес: 644015, город Омск, улица Суворова, дом 1а) о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому административному округу города Омска от 22.06.2021 N 2624 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Аркада" - Сабитовой Розалии Асхатовны по доверенности от 30.12.2021 N 57;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Омской области - Санниковой Светланы Валерьевны по доверенности от 18.02.2022 N 01-12/040-д; Хамковой Натальи Николаевны по доверенности от 25.08..2021 N 01-11/57д,; Бахваловой Елены Валерьевны по доверенности от 02.02.2022 N 01-12/033-д;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Кировскому АО г. Омска, инспекция) о признании незаконным и отмене решения от 22.06.2021 N 2624 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 95 335 рублей 40 копеек, доначисления Налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 476 677 руб., начисления пени за несвоевременную уплату налога в сумме 40 324 руб. 23 коп.
Решением Арбитражного суда от 04.02.2022 по делу N А46-17222/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что местом реализации услуг следует признать территорию государства - члена ЕАЭС (территорию Республики Казахстан), в этой связи подлежат применению положения подпункта 2 пункта 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (далее - Протокол). соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
По мнению Общества, при определении места реализации услуг по договору от 28.05.2020 N А-20-034/1 судом первой инстанции необоснованно применены положения подпункта 5 пункта 29 Протокола, учитывая, что договорные отношения исполнялись исключительно на территории Казахстана, соответственно рассматриваемые правоотношения не относятся к международной перевозке.
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ИФНС России по Кировскому АО г. Омска проведена камеральная налоговая проверка уточненной (с номером корректировки 2) налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года, представленной ООО "Аркада" 22.09.2020.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной обществом налоговой декларации НДС за 2 квартал 2020 года инспекцией составлен акт проверки от 13.01.2021 N 60 и принято решение от 22.06.2021 N 2624 о привлечении ООО "Аркада" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 95 335,40 руб. в отношении неуплаченной суммы НДС.
Указанным решением Обществу предложено уплатить НДС в размере 476 677 рублей и пени в сумме 40 324,23 рубля, а также уменьшена сумма НДС, излишне заявленного к возмещению, в размере 3 531 177 рублей.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 176 НК РФ инспекцией также принято решение от 22.06.2021 N 2 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении НДС в размере 3 531 177 рублей.
Основанием для вынесения указанных выше решений послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом к необлагаемым НДС операциям услуг по предоставлению железнодорожных вагонов по маршруту со станциями отправления договору на оказание услуг по предоставлению вагонов от 28.05.2020 N А-20-034/1.
ООО "Аркада", не согласившись с решением от 22.06.2021 N 2624, обратилось в УФНС России по Омской области с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данное решение в части применения штрафа в размере 95 335,40 руб., доначисления НДС в сумме 476 677 руб. и пени в сумме 40 324,23 руб.
Решением УФНС России по Омской области от 26.08.2021 N 16-22/13497@ жалоба оставлена без удовлетворения, решение - без изменения.
Не согласившись с решением инспекции от 22.06.2021 N 2624, ООО "Аркада" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 04.02.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами статьи 148 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 148 НК РФ в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1 - 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ, территория Российской Федерации не признается.
В то же время согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
29.05.2014 Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, с 01.01.2015 в связи со вступлением в силу Договора взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе производится в порядке, установленном пунктом 2 статьи 72 Договора, а также Протоколом.
Следовательно, при определении места реализации работ (услуг), оказанных по спорным договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, необходимо руководствоваться не общими правилами, установленными в статье 148 НК РФ, а специальными, закрепленными в разделе IV Протокола "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг".
Согласно пункту 28 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг"Протокола.
Пунктом 29 Протокола предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена ЕАЭС, если:
работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства (подпункт 2 пункта 29 Протокола);
налогоплательщиком этого государства - члена ЕАЭС приобретаются в частности консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подпункт 4 пункта 29 Протокола).
Согласно разделу IV Протокола место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола, если иное не предусмотрено подпунктами 1-4 пункта 29 Протокола.
Положения подпункта 5 пункта 29 Протокола применяются также при аренде, лизинге и представлении в пользование на иных основаниях транспортных средств.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и безц включения в них налога.
Налоговая ставка по НДС, предусмотренная пунктом 3 статьи 164 НК РФ, установлена в размере 20 процентов.
Сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (пункт 1 статьи 166 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, ООО "Аркада" в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2020 года отнесло к необлагаемым НДС операциям услуги по предоставлению железнодорожных вагонов по маршруту со станциями отправления и назначения, находящимися за пределами территории Российской Федерации, оказанные заказчику, зарегистрированному на территории Республики Казахстан, в результате чего обществом занижена налоговая база по НДС на сумму 2 383 383 руб. и, соответственно, заявителем не исчислена сумма НДС по ставке 20 % в размере 476 677 рублей.
Из материалов камеральной налоговой проверки следует, что ООО "Аркада" (исполнитель) и ТОО "ВостокУгольПром" (заказчик) заключен Договор на оказание услуг по предоставлению вагонов от 28.05.2020 N А-20-034/1, согласно которому исполнитель оказывает услуги по предоставлению подвижного состава для осуществления перевозок грузов заказчика по маршрутам, дополнительными соглашениями. Услуги считаются оказанными с момента отправки груженого вагона исполнителя на заявленную заказчиком станцию.
В обязанности исполнителя входит: обеспечение заказчика исправным подвижным составом, сообщение заказчику даты подхода, количество и номера вагонов в соответствии с заявками, информирование заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих надлежащему оказанию услуг, предоставление инструкции по заполнению перевозочных документов.
В обязанности заказчика входит: осуществление планирования отгрузок путем направления исполнителю заявок, передача заявок перевозчику (ОАО "РЖД"), информирование исполнителя о начале перевозок, обеспечение сохранности вагонов, своевременная оплата услуг исполнителя, организация погрузочно - разгрузочных работ, организация расчетов с администрациями железных дорог в части оплаты провозных и прочих платежей, предоставление исполнителю перевозочных документов, обеспечение очистки вагонов после перевозки, при повреждении вагонов произвести за свой счет ремонт подвижного состава и др.
Согласно представленным на проверку в инспекцию универсальным передаточным документам, выставленных в адрес ТОО "ВостокУгольПром", что ООО "Аркада" оказало услуги по организации грузоперевозок ж/д транспортом по направлению Дегелен -Коршуново КЗХ, Дегелен - Жана - Семей КЗХ, Дегелен - Осжемен - 1 КЗХ, также указаны номера вагонов, даты отправки и даты прибытия вагонов и стоимость услуг без НДС.
В свидетельский показаниях допрошенная инспекцией специалист по транспортной логистике ООО "АБ ЭНЕРГО" Белоградова Елена Юрьевна, которая от лица исполнителя осуществляла оперирование вагонами, пояснила, что заказчик предоставляет заявку с указанием станции, на которую нужно подать вагон. Подсыл (перегон вагона на станцию назначения, где вагон будет грузиться под рейс клиента) оплачивается за счет исполнителя. В программе ОАО "РЖД"-ЭТРАН менеджер оформляет перевозочную накладную с указанием станций отправления и назначения. ОАО "РЖД" формирует состав, и доставляет вагон на станцию назначения. Далее перевозку оплачивает контрагент до места выгрузки. По месту прибытия вагон возвращается в распоряжение Исполнителя (протокол допроса от 29.10.2020).
По мнению заявителя, заказчик не оперирует полувагонами самостоятельно, полувагоны перемещаются на основании инструкции Исполнителя, следовательно, именно исполнитель осуществляет полный контроль за перемещением полувагонов по маршруту, согласованному с заказчиком, включая ежедневное отслеживание дислокации каждого полувагона и передачей сведений заказчику, контролируя соблюдение сроков для нахождения под загрузкой и выгрузкой полувагонов; разрешая вопросы, связанные с возникающими неисправностями деталей полувагонов в пути следования, в связи с чем, предметом договора является оказание услуг исполнителем, непосредственно связанных с транспортным средством.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 процентов применяется при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления международных перевозок.
В целях применения статьи 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Применение нулевой ставки НДС только в пределах Российской Федерации или только за пределами территории Российской Федерации, нормами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено.
Условиями договора от 28.05.2020 N А-20-034/ предусмотрено предоставление транспортных средств (полувагонов) для исполнения заявок ТОО "ВостокУгольПром" на территории Республики Казахстан, при этом само ООО "Аркада" находится на территории Российской Федерации, и в целях исчисления НДС местом реализации спорных услуг признается территория Российской Федерации на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
Следовательно, вышеуказанные услуги подлежат налогообложению налогом НДС в Российской Федерации по ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, в размере 20 процентов.
Доводы о том, что в рамках договора исполнителем оказываются услуги по обработке информации в интересах казахстанской организации, то и местом реализации указанных услуг является территория Республики Казахстан, несостоятельны, поскольку подобного рода услуги являются вспомогательными по отношению к услугам по предоставлению вагонов, а потому, согласно части 3 статьи 148 НК РФ оценка места их реализации должна производиться по месту реализации основных услуг.
То обстоятельство, что услуги осуществляются на территории Республики Казахстан, не влияет на порядок определения места реализации услуг, поскольку материалами дела подтверждается, что общество зарегистрировано на территории Российской Федерации, следовательно, в целях применения НДС местом реализации спорных услуг признается территория Российской Федерации и, операции по реализации этих услуг являются объектом налогообложения по НДС по ставке 20 процентов (часть 3 статьи 164 НК РФ).
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
В связи с изложенным излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "Аркада" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 04.02.2022 по делу N А46-17222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аркада" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 91 от 03.03.2022 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17222/2021
Истец: ООО "АРКАДА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Омской областиКировскому административному округу г. Омска