г. Владимир |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А43-29425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "22" апреля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Финстрой-Эко" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31 января 2022 года по делу N А43-29425/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Финстрой-Эко" (ОГРН 1147746950603, ИНН 7728888176) о признании незаконными бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
при участии:
от заявителя - Большухина А.Н. по доверенности от 02.09.2021 сроком действия 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 29.06.2018 N 107724 2794255;
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "ФинстройЭко" (далее по тексту - заявитель, АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО") с заявлением о признании: - незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство), выразившегося в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 N 326-13-369863/19; - незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившегося в не выявлении и не включении объекта недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 N 326-13-369863/19; - незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившегося в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых 2 А43-29425/2021 налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20; - незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившегося в не выявлении и не включении объекта недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, а также об обязании министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области: - включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 N 326-13-369863/19, объект недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области сети Интернет; - включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 N 326-13-369863/19, объект недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34А, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в сети Интернет; - включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, объект недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в сети Интернет; - включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, объект недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34А, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2022 по гражданскому Делу N А43-29425/2021 в части отказа в удовлетворении следующих требований о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д. 34 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20; признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д. 34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20; обязания Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, объект недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д.34, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в сети Интернет; обязания Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, объект недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д. 34А, направить измененный перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения здания и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в сети Интернет, и принять по делу новое решение, которым указанные требования удовлетворить.
С указанным решением заявитель не согласен в части отказа по требованию о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84,0 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д. 34 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20; признания незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576 кв.м, кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Н. Новгород, ул. героя Попова, д. 34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N326-13-631667/20 и соответствующих возложений на ответчика обязанностей, считает, что решение в данной части является незаконным и необоснованным. По мнению АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО", у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Требования заявителя подлежат удовлетворению частично.
От Министерства поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым ответчик просит оставить решение арбитражного суда Нижегородской области от 31 января 2022 года без изменения, а апелляционную жалобу АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" - без удовлетворения, поскольку судом первой инстанции были всесторонне, полно исследованы все обстоятельства дела, и принято законное, обоснованное решение.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение в оспариваемой части отменить, требования АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей ответчика.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда в оспариваемой части, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: нежилое здание - здание операторной с кадастровым номером: 52:18:0050311:193, площадью 84,0 кв.м, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34; 7.4 сооружение дорожного транспорта - навес над ТРК с кадастровым номером: 52:18:0050311:192, площадью 576 кв.м, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г.Н. Новгород, ул.Героя Попова, д.34А.
25 ноября 2019 Министерством издан Приказ N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
19 ноября 2020 Министерством издан Приказ N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
04 августа 2021 АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" обратилось в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения по причине несогласия с не включением недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, на 2021 год.
23 августа 2021 Министерством АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" сообщено, что основания для включения объектов заявителя в Перечени на 2020 и на 2021 отсутствуют.
Полагая, что Министерством было допущено незаконное бездействие, выраженное в невключении указанных нежилых помещений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 годы, АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что Министерство проявило незаконное бездействие, не выполнив все необходимые организационные мероприятия для установления вида фактического использования принадлежащих АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" помещений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" объектов в Перечень на 2020 и 2021 годы и о том, что Министерство не допустило незаконного бездействия, не соответствующего положениям НК РФ и Порядка N 635, нарушающего права и законные интересы АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки в оспариваемой АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" части.
В части требования о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в не выявлении и невключении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84.0 кв.м., кадастровый номер: 52:18:0050311:193, расположенного по адресу г.Нижний Новгород, ул. Героя Попова, д.34, и объекта недвижимости: навес над ТРК, 7.4 сооружение дорожного транспорта, площадью 576 кв.м., кадастровый номер: 52:18:0050311:192, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Героя Попова, Д.34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25.11.2019 N 326-13-369863/19, АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" решение суда от 31 января 2022 года не оспаривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 определяется как их кадастровая стоимость по состоянию па 1 января налогового периода. К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-3 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 (в редакции постановления от 30.11.2019 N 895, начало действия 03.12.2019) в целях формирования Перечня подлежат выявлению объекты недвижимого имущества, которые предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и здания, расположенные на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 (в редакции постановления от 30.11.2019 N 895, начало действия 03.12.2019) в целях формирования Перечня подлежат выявлению объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 (в редакции постановления от 30.11.2019 N 895, начало действия 03.12.2019) для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего порядка используются: - сведения Единого государственного реестра недвижимости; - документы технического учета (инвентаризации). Указанные объекты недвижимого имущества подлежат выявлению на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 февраля года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, и документов технического учета (инвентаризации). Соответствующие сведения подлежат актуализации с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, актуальных по состоянию на 1 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу па имущество.
Согласно пункту 6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, в редакции постановления от 30.11.2019 N 895, начало действия 03.12.2019) для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка используются: - акты обследования объектов недвижимою имущества; - решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее- межведомственная комиссия); - иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; - информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Относительно требования АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84.0 кв.м., кадастровый номер 52:18:0050311:192, расположенное по адресу: Нижегородская область, Г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34А в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19.11.2020 N 326-13-631667/20, судом установлено, что согласно данным ЕГРН, предоставленным Управлением Росреестра по Нижегородской области по объектам недвижимости для целей налогообложения от кадастровой стоимости, по состоянию на 1 февраля 2020 года, на 1 ноября 2020 года данные об объекте с кадастровым номером 52:18:0050311:192 отсутствуют.
Согласно справочной информации сайта Росреестра по объектам недвижимости в режиме online, соответствующей информации по выписке ЕГРН, предоставленной АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО", объект с кадастровым номером 52:18:0050311:192 имеет характеристики: назначение: 7.4. сооружения дорожного транспорта наименование: Строительство АГНКС, расположенной по адресу: Нижегородская область, г. Н.Новгород, ул.Героя Попова, напротив дома 39. Навес над ТРК.
Кроме того, для формирования Перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения Управлением Росреестра по Нижегородской области в порядке межведомственного взаимодействия предоставляется информация об объектах недвижимости, отвечающих критериям ст.378.2 НК РФ, п.3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (утв. постановлением Правительства НО от 2.10.2015 N 635) по состоянию на 01.02. и 01.11. года, предшествующего очередному налоговому периоду.
В рассматриваемом случае, Министерством представлены скриншоты из электронной базы сведений ЕГРН, предоставленной Росреестром, с отметкой об отсутствии объекта с КН 52:18:0050311:192. в сведениях, предоставленных Росреестром на 01.02.2020 и 01.11.2020 отсутствуют.
При этом, Росреестр не указал, что данный объект отсутствует в ЕГРН.
В связи с чем, возражения заявителя по данному вопросу являются несостоятельными.
Доводы заявителя о том, что навес над ТРК (КН 52:18:0050311:192) соответствует требованиям п.4 ст.378.2 НК РФ судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.
Согласно пункту 4 ст.378.2 НК РФ объект признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений в таком объекте в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, необходимо, чтобы помещения в объекте обладали вышеперечисленными признаками. ЕГРН не содержит сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений объекта не только как объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но и о наличии помещений в объекте.
Согласно сведениям ЕГРН объект с КН 52:18:0050311:192 имеет: Назначение - 7.4 сооружения дорожного транспорта.
Данное назначение не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Наименование объекта: Строительство АГНКС, расположенной по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, напротив дома 39. Навес над ТРК также не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Относительно видов разрешенного использования данные об объекте отсутствуют.
Технический план, на который ссылается заявитель, в разделе "Характеристика объекта недвижимости" не содержит сведений об обозначении (номерах) помещений на поэтажном плане (N п/п 6), не содержит сведений о части (частях) объекта недвижимости, в котором должны отражаться в том числе наименование помещения, назначение помещения, виды разрешенного использования помещения ( в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в пей сведений"), то есть сведения о наличии в нем помещений отсутствуют.
При этом, из технического плана усматривается, что навес (КН 52:18:0050311:192) не имеет в своем составе помещений, предназначенных для использования в целях размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то есть не отвечает признакам ст.378.2 НК РФ.
Доводы заявителя о том, что сооружение дорожного транспорта с КН 52:18:0050311:192 отвечает требованиям ч.4 ст.378.2 НК РФ опровергаются сведениями ЕГРН, техническим планом, поскольку объект, представляет собой навес, т.е. не имеет в своем составе помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых общей площадью не менее 20 процентов общей площади предусматривает размещение офисов, объектов торговли, общественного питание объектов бытовых услуг, то есть не имеет критерия, необходимого в соответствии с пунктами статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, объект с КН 52:18:0050311:192 не отвечает требованиям ст.378.2 НК РФ, и не подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства отсутствовали основания для включения объекта в указанный перечень.
Относительно требования АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, выразившееся в не выявлении и не включении объекта недвижимости: здание операторной, нежилое здание, площадью 84.0 кв.м., кадастровый номер 52:18:0050311:193, расположенное по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденный приказом Министерства от 19.11.2020 N 326-13- 631667/20", судом установлено, что согласно данным ЕГРН, предоставленным Управлением Росреестра по Нижегородской области об объектах недвижимости для целей формирования Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, по состоянию на 1 февраля 2020 года, на 1 ноября 2020 года объект с кадастровым номером 52:18:0050311:193 имеет назначение: нежилое здание, наименование: Строительство АГНСК, расположенной по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул.Героя Попова, напротив дома 39.3дание операторной.
В разделе 1 ЕГРН данные о сведениях о видах разрешенного использования здания (помещений в нем) отсутствуют, данные об обременениях объекта отсутствуют, что подтверждается выпиской ЕГРН на дату 23.12.2019, предоставленной АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО".
Земельный участок с КН 52:18:0050311:124 (снят с кадастрового учета 22.06.2020), с 22.06.2020 с КН 52:18:0050311:194, в пределах которого находятся спорные объекты, имеет вид разрешенного использования: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, который не свидетельствует о возможности размещения в нем объектов офисного назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (сведения Росреестра об объектах недвижимости по состоянию на 01.11.2020 - для иных видов жилой застройки, код 142001020400 в соответствии с приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ (приложение 6), справочная информация по объектам недвижимости в режиме online, выписки из ЕГРН).
Сведения о наличии документов технического учета (инвентаризации), содержащих назначение, разрешенное использование, наименование в числе документов-оснований государственной регистрации права отсутствуют.
Предоставленный АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" технический план в нарушение пунктов 2, 4 раздела 1 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. N 953 не содержит сведений об обязательных характеристиках объекта.
В разделе "Характеристики объекта недвижимости" - информация о части (частях) объекта недвижимости, которая включает в себя площадь, учетный номер и обозначение части, обозначение на поэтажном плане, назначение помещения, вид разрешенного использования помещения, наименование помещения.
Приложенная к техническому плану проектная документация не является документацией технического учета (инвентаризации).
Таким образом, отсутствуют признаки назначения, наименования, разрешенного использования помещений здания с КН 52:18:0050311:193 по документам технического учета (инвентаризации).
Так же ЕГРН не содержит сведений об обременениях объектов, указывающих на фактическое использование помещений в здании, которые являются предпосылкой для выявления объектов в соответствии с пунктами 3-6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Собственник объектов уточняющие характеристики о виде разрешенного использования, назначении, наименовании объекта в ЕГРН не вносил, в 2019, 2020 годах - не предоставлял.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, по документам технического учета (инвентаризации) здание с КН 52:18:0050311:193 (операторная), по адресу: Г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, д.34, и сооружение (7.4 сооружение дорожного транспорта, навес над ТРК с КН 52:18:0050311:192), по адресу: г.Н.Новгород, ул.Героя Попова. д.34а, не предназначены для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не имеют соответствующих названий, однозначно указывающих на их назначение как офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как верно отметил суд первой инстанции, предоставленные заявителем копии описи МКУ "Многофункциональный Центр Предоставления Государственных и Муниципальных Услуг Города Нижнего Новгорода", содержащие сведения о сдаче на государственную регистрацию технических планов на здание и на сооружение, не опровергают утверждение Министерства о том, что документ техническою учета (инвентаризации) в числе документов-оснований государственной регистрации не назван, поскольку в выписках ЕГРН данные документы не поименованы в качестве документов-оснований.
Доводы заявителя о том, что объект с КН 52:18:0050311:193 отвечает требованиям ч.4 ст.378.2 НК РФ судом рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку ЕГРН не содержит сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений объекта.
Так, согласно сведениям ЕГРН объект с КН 52:18:0050311:193 имеет: назначение: нежилое здание, что не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Наименование объекта: Строительство АГНКС, расположенной по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, ул. героя Попова, напротив дома 39. Здание операторной также не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Относительно видов разрешенного использования: данные отсутствуют.
Технический план, на который ссылается заявитель, в разделе "Характеристика объекта недвижимости" не содержит сведений об обозначении (номерах) помещений на поэтажном плане (N п/п 6), не содержит раздела "Сведения о части (частях) объекта недвижимости", в котором должны отражаться в том числе наименование помещения, назначение помещения, виды разрешенного использования помещения (в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений").
Согласно данным Технического плана, объект с КН 52:18:0050311:193 имеет назначение: нежилое (п.8), что не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Наименование: Строительство АГНКС, расположенной по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, ул.Героя Попова, напротив дома 39. Здание операторной (п.9) также не свидетельствует о размещении торгового объекта, объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Данные о видах разрешенного использования отсутствуют (п. 14).
В разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют сведения о невозможности включения раздела "Сведения о части (частях) объекта недвижимости".
Таким образом, из технического плана не следует, что здание операторной (КН 52:18:0050311:193) отвечает признакам ст.378.2 НК РФ.
Ссылки АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" на проектную документацию судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку проектная документация не является документом технического учета (инвентаризации).
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 4.2. статьи 1 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" под кадастровыми работами понимается в частности определение координат характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, обработка результатов таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости.
Доводы АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" о том, что строительная документация является составной частью технического плана со ссылкой на ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными.
Согласно ч.8 ст.24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, проектная документация составляется не на готовый введенный в эксплуатацию объект недвижимости, имеющий индивидуализированные характеристики по названию, назначению, разрешенному использованию, площади, а является моделью будущего объекта.
Кроме того, поскольку объект здание операторной не имеет подземных конструктивных элементов здания, что следует из содержания технического плана, использование исполнительной документации, на которую ссылается заявитель, недопустимо.
Ссылка заявителя на абзацы 20, 21 (фактически 18, 19) пункта 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" также не опровергает позиции Министерства, поскольку проектная документация как приложение к техническому плану самостоятельного значения не имеет без внесения необходимых сведений в состав технического плана.
Технический план, предоставленный заявителем на объект с КН 52:18:0050311:193 (здание операторной), не содержит сведений о данном объекте в объеме, предусмотренном формой технического плана, составом содержащихся в нем сведений.
В связи с вышеизложенным, позиция заявителя о том, что проектная документация является неотъемлемой частью документа технического учета (инвентаризации), правомерно признана судом основанной на неправильном толковании нормативных правовых актов.
Кроме того, согласно сведениям Росресстра, полученным в порядке межведомственного взаимодействия по состоянию на 01.11.2020 вид разрешенного использования земельного участка с КН 52:18:0050311:194, в пределах которого находятся объекты с КН 52:18:0050311:192 и с КН 52:18:0050311:193, указан - "для иных видов жилой застройки", код 14200102040 0- в соответствии с приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ (приложение 6).
Таким образом, Министерство обоснованно при оценке вида разрешенного использования земельного участка на соответствие критериям, установленным ст.378.2 НК РФ, исходило из указанной выше информации, предоставленной Росреестром на дату формирования Перечня на 2021 год, которая была подтверждена более поздними выписками из ЕГРН.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online (сайт Росреестра), а также выписки из ЕГРН, полученной 10.08.2021 года - вид разрешенного использования указан также "для иных видов жилой застройки", согласно выписке из ЕГРН, полученной 14.10.2021- "для размещения объектов, характерных для населенных пунктов".
Данный вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о том, что он предназначен для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Доводы заявителя о том, что земельный участок имеет вид разрешенного использования "объект придорожного сервиса", который указывает на факт осуществления торговой деятельности, не могут быть признаны обоснованными, поскольку сведения ЕГРН о земельном участке 10.08.2021 и 14.10.2021 свидетельствуют об указании иного вида разрешенного использования земельного участка отличающегося от вида, указанного заявителем.
Кроме того, вид разрешенного использовании "объект придорожного сервиса" в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 отсутствует.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, вид разрешенного использования имеет название "объекты дорожного сервиса", таким образом вид разрешенного использования земельного участка указанный заявителем не отвечает в полной мере классификатору.
При этом, вид разрешенного использования "объекты дорожного сервиса" включают в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1- 4.9.1.4, то есть содержится множественность видов разрешенного использования, с возможностью размещения различных объектов недвижимости.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под объектами дорожного сервиса понимаются - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств), то есть подразумевается широкий спектр видов объектов, в том числе и не объектов торговли.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика обязанности определять налоговую базу по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее налогоплательщику недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Таким образом, вид разрешенного использования, который включает в себя множественность видов разрешенного использования, предусматривающих размещение различных объектов недвижимости, не может являться основанием для включения объекта в Перечень объектов, предусмотренного ст.378.2 НК РФ.
Учитывая изложенное, всесторонне и полно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения принадлежащих АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" объектов в Перечень на 2021 год и о том, что Министерство не допустило незаконного бездействия, не соответствующего положениям НК РФ и Порядка N 635, нарушающего права и законные интересы АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" в сфере предпринимательской деятельности.
Все доводы АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31 января 2022 года по делу N А43-29425/2021 в оспариваемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Финстрой-Эко" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29425/2021
Истец: АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЕ НО