г. Чита |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А58-875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2021 года по делу N А58-875/2021 по заявлению Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1181447015640, ИНН 1435337650) к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1111435013887, ИНН 1435248577) о признании недействительными пунктов 1.8 (в части), 6 (полностью), пункта 8 (в части) представления от 11.12.2020 N 01/1-08/63,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (далее также - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата) о признании недействительными пунктов 1.8 (в части), 6 (полностью), пункта 8 (в части) представления от 11.12.2020 N 01/1-08/63.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2021 года производство по требованию о признании недействительным пункта 1.8 (в части) представления от 11.12.2020 N 01/1-08/63 прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
Определением суда от 02 февраля 2022 года, вынесенным в составе председательствующего Сидоренко В.А., судей Басаева Д.В. и Ломако Н.В. апелляционный суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 09 марта 2022 года на 11 часов 30 минут.
Ввиду нахождения судьи Басаева Д.В. в отпуске определением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2022 года судья Басаев Д.В. заменен на судью Никифорюк Е.О., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Определением суда от 09 марта 2022 года, вынесенным в составе председательствующего Сидоренко В.А., судей Никифорюк Е.О. и Ломако Н.В. апелляционный суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 13 апреля 2022 года.
В связи с прекращением полномочий судьи Никифорюк Е.О. определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Басаева Д.В., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 13 апреля 2022 года объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 15 апреля 2022 года, о чем было сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда апелляционной инстанции.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Счетная палата возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчётами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, определения об отложении судебного разбирательства и публичного извещения о перерыве, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Контрольное мероприятие "Проверка законности и эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию государственной программы "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы", в том числе средств, выделенных в рамках Федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (с участием МКСО)" проведено на основании пункта 2.9 Плана работы на 2020 год (т. 3 л.д. 121-129).
В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 N 069-09-2019-316 (т. 1 л.д. 141- 151, т. 2 л.д. 1-16), заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета Российской Федерации бюджету Республики Саха (Якутия) в 2019 году предоставлена субсидия (дополнительное соглашение N 069-09-2019-316/1 (т. 2 л.д. 30-38), дополнительное соглашение N 069-092019-316/2 (т. 2 л.д. 39-41), дополнительное соглашение N 069-09-2019-316/3 (л.д. 42-43), дополнительное соглашение N 069-09-2019-316/4 (т. 2 л.д. 44-46)).
Согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирование современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" от 18.12.2019 N 069-09-2020-014 (т. 2 л.д. 47-64) (дополнительное соглашение N 069-09-2020/014/1 т. 2 л.д. 65-67, дополнительное соглашение 069-09-2020-014/2 (т. 2 л.д. 68-69), дополнительное соглашение N 069-09-2020-014/3 (т. 2 л.д. 70-72), дополнительное соглашение 069-092020-014/4 (т. 2 л.д. 73-75), дополнительное соглашение N 069-09-2020-014/5 (т. 2 л.д. 7681)) субсидии предоставлены и в 2020 году.
В соответствии с адресным перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в период реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 N 2094 (далее - государственная программа, госпрограмма), в которую в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), предлагаемых к реализации с 2018 года, утверждённого Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14.07.2017 N 2076 в 2019, 2020 годах интегрирован региональный проект "Формирование комфортной городской среды", Управление выступает заказчиком по следующим объектам:
N N |
Наименование объекта благоустройства |
2019 год | |
1. |
Парк в г. Покровск |
2. |
Нюрбинский парк культуры им. Сергея Васильева |
3. |
Сквер "Эйэ" в с. Бердигестях |
4. |
Городской сквер по ул. Ленина в г. Алдан |
5. |
ПСД по городской набережной "Золотой" г. Алдан |
6. |
Площадь им. Ленина пос. Нижний Куранах |
7. |
Центральная площадь ГО "Жатай" |
8. |
Озеро "Талое" г. Якутск, 2-й этап |
9. |
Площадь В.И. Ленина г. Ленек |
10. |
ПСД "Городской парк г. Ленек" |
2020 год | |
11 |
Парк "Булуу" г. Вилюйск |
12 |
Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях |
13 |
Городской парк "Ойуур-парк" г. Ленек |
14 |
Территория парка СОШ N 2 г. Нерюнгри |
15 |
Озеро "Талое" г. Якутск, 3-й этап |
16 |
Сквер Ямщиков г. Якутск |
17 |
Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутске |
Сводной бюджетной росписью Управлению предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление закупок для государственных нужд в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Формирование комфортной среды" в 2019 году на сумму 259 518 650,00 рублей, в 2020 году (по состоянию на 01.10.2020 года) на сумму 189 692 521,21 рублей.
В целях реализации мероприятий государственной программы, регионального проекта Управлением заключены государственные контракты, договоры на проведение работ по благоустройству вышеуказанных общественных пространств.
По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 12.11.2020 N 02-11/107 (т. 1, л.д. 55-140).
Постановлением Коллегии Счётной палаты от 27.11.2020 N 30-4 (т. 3 л.д. 130-131) принят отчет о результатах контрольного мероприятия (т. 3 л.д. 132-150, т. 4 л.д. 1-31), отчет утвержден председателем Счетной палаты 04.12.2020.
По итогам контрольного мероприятия установлено нецелевое использование бюджетных средств и иные нарушения, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств на сумму 14 097 687,11 рублей, неэффективному использованию бюджетных средств на сумму 2 561 805, 29 рублей и рискам нецелевого использования бюджетных средств на сумму 13 170 883,90 рублей.
По результатам контрольного мероприятия Управлению выдано представление от 11.12.2020 N 01/1-08/63 (т. 1 л.д. 44-56).
В соответствии с пунктом 6 оспариваемого представления Управлению в целях устранения нецелевого использования бюджетных средств, рисков нецелевого использования бюджетных средств с учётом природно-климатических условий надлежит обеспечить качественное выполнение ранее невыполненных объёмов работ подрядными организациями на объектах:
- Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба на сумму 4 349 691,50 рублей;
- Парк в г. Покровск на сумму 4 020 383,34 рублей;
- Благоустройство территории парка СОШ N 2 в. Нерюнгри на сумму 5 334 455,18 рублей;
- Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях на сумму 3 296 859,94 рублей;
- Центральная площадь ГО "Жатай" на сумму 72 407,45 рублей
- Озеро "Талое" 3-я очередь на сумму 9 801 616,51 рублей.
Согласно пункту 8 оспариваемого представления, заявитель в течение одного месяца со дня получения представления обязан обеспечить возврат в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) использованных не по целевому назначению бюджетных средств по следующим объектам:
- Центральная площадь ГО "Жатай" на сумму 145 151,74 рублей;
- "Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустроительства в Якутии, город Якутск" на сумму 248 005,35 рублей.
Не согласившись с вынесенным представлением в части, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют доказательства несоответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации представления в оспариваемой части, а также нарушение прав и законных интересов заявителя представлением в оспариваемой части в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Учитывая изложенное, требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены одновременно следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции установлено, что на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), статей 8, 9, пункта 1 статьи 11, пункта 2 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" от 10.11.2011 N 976-3 N 837-IV (далее - Закон о Счетной палате Республики Саха (Якутия)), Счетная палата провела контрольное мероприятие в отношении Управления, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, процедура проведения контрольного мероприятия полностью соответствует закону.
На основании положений статей 2, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 8, 9, 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 N 976-З N 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" Счетная палата является уполномоченным органом по проведению проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также выдачи представлений по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Деятельность контрольно-счетной палаты как органа власти регулируется нормами Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В статье 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1). При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2).
Часть 1 статьи 16 этого же закона закрепляет, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые организации представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу пункта "в" части 1 статьи 26.15 Федерального закона от 06.10.1999 N 184- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней формируют собственные доходы бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
В силу части 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся, в том числе безвозмездные поступления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 части 4 статьи 20, части 4 статьи 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Таким образом, средства субсидии, предоставленные Министерством строительства Российской Федерации из федерального бюджета, с момента перечисления Республике Саха являются средствами государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Аналогичная правовая позиция указана в письме Минфина России от 09.06.2021 N 02-09-08/45386.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по объекту "Нюрбинский парк культуры им. Сергея Васильева" в 2019 году Управлением заключен государственный контракт с ООО "Гарант-Строй" от 16.10.2019 N 13-ГК-2019 (т. 4 л.д. 137-150, т. 5 л.д. 1-4) (с учётом дополнительного соглашения от 22.11.2019 (т. 5 л.д. 5-6)) (далее - контракт N 13-ГК-2019).
Согласно условиям контракта N 13-ГК-2019 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО "Гарант-Строй" обязуется выполнить работы по благоустройству объекта "Нюрбинский парк культуры и отдыха имени Сергея Васильева" в городе Нюрба Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта N 13-ГК-2019).
Согласно пункту 1.6. контракта N 13-ГК-2019 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 31.11.2019.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта N 13-ГК-2019 подрядчик не позднее 5 рабочих дней со дня окончания выполнения работ направляет в адрес заказчика уведомление о готовности результата работ к сдаче с приложением акта о приёмке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ, счёт на оплату выполненных работ, комплект исполнительной документации на законченный объём работ по благоустройству согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производства.
Пунктом 2.2. контракта N 13-ГК-2019 установлено, что приёмка начинается в день получения заказчиком документов, указанных в пункте 2.1. контракта, и заканчивается подписанием заказчиком и подрядчиком акта сдачи-приёмки выполненных работ (за исключением отдельного этапа исполнения контракта). Срок приёмки работ заказчиком и подписания акта сдачи-приёмки работ (уведомления об отказе от приёмки работ) составляет не более 15 рабочих дней. В случае проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, срок приёмки продлевается до 10 рабочих дней. При этом пунктами 2.3., 2.4. контракта N 13-ГК-2019 установлено, что заказчик для проверки выполненных работ на соответствие установленным в контракте требованиям проводит экспертизу собственными силами или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, по решению заказчика может быть создана приёмочная комиссия. Заказчик в процессе приёмки проверяет работы и их результат на соответствие установленным в контракте требованиям, в том числе к объёму, качеству и документации. При выявлении обстоятельств, препятствующих приёмке выполненных работ, заказчик составляет уведомление об отказе в приёмке работ в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приёмке работ.
Объемы работ, которые должны быть выполнены на указанном объекте подрядчиком, содержатся в приложении N 2 к контракту N 13-ГК-2019 со ссылкой на локальные сметы.
Согласно пункту 3.1.2. контракта N 13-ГК-2019 оплата по контракту производится по факту выполнения работ (полностью или частично) на основании выставленного подрядчиком счёта в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.2. контракта N 13-ГК-2019 заказчик обязуется провести экспертизу выполненных работ и их результатов.
На основании изложенного, в соответствии с положениями, содержащимися к контракте N 13-ГК-2019 оплата за выполненные работы производится Управлением только при полном и качественном выполнении объемов работ подрядчиков. Экспертиза выполненных работ является обязанностью Управления.
В ходе контрольного мероприятия на основании проведённого осмотра объекта установлено, что Управлением подписаны акты приёмки выполненных работ формы N КС-2 с невыполненными объемами работ, указанными в актах о приёмке выполненных работ формы N КС-2 от 21.10.2019 N 2 (т. 4 л.д. 71-75), от 09.12.2019 N 8 (т. 4 л.д. 76-83), от 10.12.2019 N 10 (т. 4 л.д. 84-95), от 13.12.2019 NN 13, 18, 20, 23 (т. 4 л.д. 96-123). Оплата Управлением произведена за счет бюджетных средств в период с 13.11.2019 по 18.12.2019 года на общую сумму 26 947 525 рублей, что подтверждается платёжными поручениями (т. 4 л.д. 124-136). Факт отсутствия результатов работ на момент осмотра, зафиксированный в акте осмотра (проверки) объекта "Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба" (I этап), (т. 4 л.д.39-70), Управлением не оспаривается.
Управлением также были заключены договоры с ИП Васильевой Е.Э. на оказание услуг по установке навигационных схем в Парке культуры им. Сергея Васильева г. Нюрба от 11.12.2019 N 31-МГК-2019 на сумму 120 000 рублей (т. 5 л.д. 7-8), по изготовлению навигационных схем в Парке культуры им. Сергея Васильева от 11.12.2019 N 32-МПС- 2019 на сумму 280 000 рублей (т. 5 л.д. 12-13). Срок оказания услуг по указанным договорам до 25.12.2019 года (пункты 1.2, 1.3 договоров). Согласно пункту 1.4. договоров услуги считаются оказанными после подписания акта приёма-сдачи услуг заказчиком- Управлением.
В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 2.1.1.-2.1.4. указанных договоров ИП Васильева Е.Э. обязана оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме в срок не позднее 25.12.2019, по требованию Управления безвозмездно исправить все выявленные недостатки в течение 10 дней. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2.2.1 договоров Управление обязано оплатить оказанные услуги в течение 10 дней с момента подписания акта приёма-сдачи услуг.
Акты приемки выполненных работ подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 5 л.д. 10, 15), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 23.12.2019 года платёжными поручениями N N 561848, 561850 (т. 5 л.д. 14, 16).
В ходе осмотра, проведённого 09 и 11 сентября 2020 года, специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что по состоянию на 11.09.2020 проводится установка навигационных схем, что свидетельствует об их отсутствии на дату подписания актов приёма-сдачи от 14.12.2019 и оплаты.
Все работы по объекту "Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба" приняты Управлением без замечаний путем подписания актов приемки выполненных работ в период с 21.10.2019 по 13.12.2019 и оплатой невыполненных работ в период с 14.11.2019 по 18.12.2019. Сам факт выявления нарушений в рамках авторского надзора свидетельствует о нарушениях со стороны Управления при приемке невыполненных работ. Акт авторского надзора составлен 06.02.2020, то есть после принятия и оплаты работ со стороны Управления.
Доводы Управления о том, что установленные в ходе осмотра невыполненные объёмы работ, были демонтированы подрядчиками по результатам, проведённого авторского надзора, проверены судом первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными, поскольку, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров, допускается приём и оплата только фактически выполненных работ, по которым отсутствуют замечания по их объёму и качеству. Экспертиза выполненных работ в соответствии с условиями государственных контрактов проводится до их приёмки и оплаты.
Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 N 28, (заключение эксперта (т. 4 л.д. 32-38).
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что доводы заявителя о том, что до подписания актов приемки и оплаты все работы были выполнены в полном объеме опровергаются актом осмотра (проверки) объекта "Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба" (I этап), (т. 4 л.д.39-70). Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, указанные доводы противоречат доводам, указанным в первоначальном заявлении и пояснениям Управления, указанным в акте осмотра (проверки) объекта "Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба" (I этап), (т. 4 л.д.39-70), о том, что по итогам авторского надзора выявлены недостатки, в связи с чем оборудования и результаты работ были демонтированы. В этой связи представленные заявителем акты проверки фактически выполненных работ от 21.10.2019, от 10.12.2019, от 13.12.2019 от 14.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 14.12.2019, от 14.12.2019 (т. 7 л.д. 7-28) несостоятельны.
По доводу Управления о том, что сумма выявленных нарушений по форме N КС-2 от 13.12.2019 на 851 385,08 рублей не может составлять 1 682 483,30 рублей Счетной палатой представлены возражения в пояснении от 28.10.2021 о том, что экспертом произведен неверный расчет стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ по форме N КС-2 от 13.12.2019. При этом в представлении не содержится требований об обеспечении возврата в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) использованных не по целевому назначению бюджетных средств.
Аналогично по объекту "Парк в г. Покровск" работы приняты Управлением без замечаний 20.12.2019 и оплатой невыполненных работ в период с 14.11.2019 по 27.12.2019 акт авторского надзора составлен 20.04.2020, то есть после принятия и оплаты работ со стороны Управления.
По объекту Парк в г. Покровске в 2019 году заключен государственный контракт с ООО СК "Гранд МАС" от 26.09.2019 N 11-ГК-2019 (т. 5 л.д. 60-77) (с учётом дополнительного соглашения от 31.10.2019 (т. 5 л.д. 78-81)) (далее - контрактN 13-ГК- 2019).
Согласно условиям контракта N 11-ГК-2019 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО СК "Гранд МАС" обязуется выполнить работы по благоустройству объекта "Парк г. Покровска Хангаласского улуса", а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта N 11-ГК-2019).
Согласно пункту 1.6. контракта N 13-ГК-2019 с учётом дополнительного соглашения работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 03.12.2019.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта N 11-ГК-2019 подрядчик не позднее 5 рабочих дней со дня окончания выполнения работ направляет в адрес заказчика уведомление о готовности результата работ к сдаче с приложением акта о приёмке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ, счёт и счёт-фактуру на оплату выполненных работ, комплект исполнительной документации на законченный объём работ по благоустройству согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производства.
Пунктом 2.2. контракта N 11-ГК-2019 установлено, что приёмка начинается в день получения заказчиком документов, указанных в пункте 2.1. контракта, и заканчивается подписанием заказчиком и подрядчиком акта сдачи-приёмки выполненных работ (за исключением отдельного этапа исполнения контракта). Срок приёмки работ заказчиком и подписания акта сдачи-приёмки работ (уведомления об отказе от приёмки работ) составляет не более 15 рабочих дней. В случае проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, срок приёмки продлевается до 10 рабочих дней. При этом пунктами 2.3, 2.4. контракта N 11-ГК-2019 установлено, что заказчик для проверки выполненных работ на соответствие установленным в контракте требованиям проводит экспертизу собственными силами или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, по решению заказчика может быть создана приёмочная комиссия. Заказчик в процессе приёмки проверяет работы и их результат на соответствие установленным в контракте требованиям, в том числе к объёму, качеству и документации.
При выявлении обстоятельств, препятствующих приёмке выполненных работ, заказчик составляет уведомление об отказе в приёмке работ в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приёмке работ.
Объемы работ, которые должны быть выполнены на указанном объекте подрядчиком, содержатся в приложении N 2 к контракту N 11-ГК-2019 со ссылкой на локальные сметы.
Согласно пункту 3.1.2. контракта N 11-ГК-2019 оплата по контракту производится по факту выполнения работ (полностью или частично) на основании выставленного подрядчиком счёта в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приёмки работ.
При этом в соответствии с пунктом 4.1.2. контракта N 11-ГК-2019 заказчик обязуется провести экспертизу выполненных работ и их результатов.
На основании изложенного, в соответствии с положениями, содержащимися к контракте N 11-ГК-2019 оплата за выполненные работы производится Управлением только при полном и качественном выполнении объемов работ подрядчиков. Экспертиза выполненных работ является обязанностью Управления.
В ходе контрольного мероприятия на основании проведённого осмотра объекта установлено, что Управлением подписаны акты приёмки выполненных работ формы N КС-2 с невыполненными объемами работ, указанными в актах о приёмке выполненных работ формы N КС-2 от 20.12.2019 N N 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 (т. 5 л.д. 82-153, т. 6 л.д. 110). Оплата Управлением произведена за счет бюджетных средств в период с 14.11.2019 по 27.12.2019 года на общую сумму 26 298 316 рублей, что подтверждается платёжными поручениями N 198421, 270174, 372283, 372284, 372285,444791, 643364 (т. 6 л.д. 11-17). Факт отсутствия результатов работ на момент осмотра, зафиксированный в акте осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС (Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115), Управлением не оспаривается.
Управлением заключены договоры с ИП Васильевой Е.Э. на оказание услуг по установке навигационных схем в Парке культуры и отдыха в г. Покровск Хангаласского улуса от 11.12.2019 N 28-МГК-2019 на сумму 170 000 рублей (т. 6 л.д. 23-24), по изготовлению навигационных схем в Парке культуры и отдыха в г. Покровск от 11.12.2019 N 29-МГК-2019 на сумму 290 000 рублей (т. 6 л.д. 18-19). Срок оказания услуг по указанным договорам до 25.12.2019 (пункты 1.2, 1.3 договоров). Согласно пункту 1.4. договоров услуги считаются оказанными после подписания акта приёма-сдачи услуг заказчиком - Управлением.
В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 2.1.1.-2.1.4. указанных договоров ИП Васильева Е.Э. обязана оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме в срок не позднее 25.12.2019, по требованию Управления безвозмездно исправить все выявленные недостатки в течение 10 дней. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2.2.1 договоров Управление обязано оплатить оказанные услуги в течение 10 дней с момента подписания акта приёма-сдачи услуг.
Акты подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 6 л.д. 20, 25), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 23.12.2019 платежными поручениями N N 561851, 561849 (т. 6 л.д. 21, 27).
В ходе осмотра, проведённого 01.10.2020 года (акт осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС (Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115)), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что навигационные схемы на объекте отсутствуют. Управлением данный факт не оспаривается.
На основании изложенного, в нарушение положений, содержащихся в вышеперечисленных договорах Управлением приняты и оплачены за счёт бюджетных средств невыполненные ИП Васильевой Е.Э. объёмы работ (услуг).
Управлением 11.12.2019 также заключены договоры с ИП Фёдоровой Д.Д. на строительно-монтажные работы по изготовлению и монтажу элементов благоустройства: Парк г. Покровск, а именно:
Договор N 22-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Лесная тропа 1 шт. на сумму 238 035 рублей (т. 6 л.д. 28-33);
Договор N 23-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Карусель 1 шт. на сумму 238 602 рубля (т. 6 л.д. 34-39);
Договор N 24-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Домик с крышей и стеной 1 шт. на сумму 265 162 рубля (т. 6 л.д. 40-45);
Договор N 25-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Скамейки 6 шт., стол 3 шт., закладные элементы 18 шт. на сумму 257 706 рублей (т. 6 л.д. 46-51);
Договор N 26-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Одинарная пружинка 2 шт., качели 1 шт. на сумму 227 370 рублей (т. 6 л.д. 52-57);
Договор N 27-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Башенка с горкой 1 шт. на сумму 273 125 рублей (т. 6 л.д. 58-63).
Срок оказания услуг по указанным договорам 30.12.2019 (пункт 4.2 договоров).
В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах З.1.1., 3.1.2. указанных договоров ИП Фёдорова Д.Д. обязана выполнить работы по объекту с надлежащим качеством в соответствии с СНиП, требованиями, предъявляемыми к данным видам работ и условиями указанных договоров, незамедлительно предупредить Управление и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от неё обстоятельств, которые угрожают качеству выполнения задания, либо создают невозможность его завершения в срок. В свою очередь, Управление в силу положений, содержащихся в пункте 3.3.1. договоров, обязано обеспечить оплату выполненных объёмов работ по объекту. При этом в соответствии с пунктом 3.4.1. договоров Управление вправе в любое время проверять ход и качество услуг, выполняемых ИП Фёдоровой Д.Д.
Согласно пункту 5.2. договоров работы считаются выполненными после подписания обеими сторонами акта приёмки выполненных работ. В соответствии с пунктом 6.2. указанных договоров оплата работ, выполненных в соответствии с условиями договоров, осуществляется в пределах цены договоров согласно представленного подрядчиком акта приёмки выполненных работ по форме N КС-2 и N КС-3, подписанного полномочным представителем подрядчика с подтверждением объёмов, в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приёмке выполненных работ акта N КС-2 и справки N КС-3.
Акты о приёмке выполненных работ N 3, 1, 2, 6, 5, 4 подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 6 л.д. 66-67, 70-71, 74-75, 78-79, 82-83, 85-86,), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 20.12.2019 платежными поручениями N 550625, 550626, 550621, 550624. 550623, 550622 (т. 6 л.д. 87-92).
В ходе осмотра, проведённого 01.10.2020 года (акт осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115)), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте результаты выполненных работ отсутствуют. Управлением данный факт не оспаривается.
Доводы Управления о том, что установленные в ходе осмотра невыполненные объёмы работ, были демонтированы подрядчиками по результатам, проведённого авторского надзора, являются несостоятельными, поскольку, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров, допускается приём и оплата только фактически выполненных работ, по которым отсутствуют замечания по их объёму и качеству. Экспертиза выполненных работ в соответствии с условиями государственных контрактов проводится до их приёмки и оплаты.
Судом первой инстанции рассмотрены доводы заявителя о том, что до подписания актов приемки и оплаты все работы были выполнены в полном объеме, как правильно указал суд, они опровергаются актом осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115), постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении от 28.01.2021 (т. 3 л.д. 74-76). Кроме того, указанные доводы противоречат доводам, указанным в первоначальном заявлении и пояснениям Управления, указанным акте осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115) о том, что в по итогам авторского надзора выявлены недостатки, в связи с чем оборудования и результаты работ были демонтированы. В этой связи представленные заявителем акты проверки фактически выполненных работ от 21.10.2019, от 10.12.2019, от 13.12.2019, от 14.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 14.12.2019, от 14.12.2019 (т. 7 л.д. 7-28) несостоятельны.
На основании изложенного в нарушение требований бюджетного законодательства Управлением приняты и оплачены за счёт бюджетных средств невыполненные объёмы работ.
Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 N 28, (заключение эксперта, акт осмотра (проверки) указанного объекта (т. 5 л.д. 51-59).
Довод Управления о том, что заявитель не допускал нецелевого использования бюджетных средств по объектам "Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба" и "Парк в г. Покровск" не подтверждается материалами дела, а довод Управления о выявлении некачественных работ в рамках авторского надзора подтверждают вывод Счетной палаты о нецелевом использовании бюджетных средств.
В связи с установлением нецелевого использования бюджетных средств по объектам "Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба" и "Парк в г. Покровск", по остальным объектам спора нету, в том числе по объекту Центральная площадь ГО "Жатай", является необоснованным довод заявителя об отсутствии конкретизации видов допущенных нарушений по спорным объектам.
Кроме этого, в материалах дела имеется письмо Управления от 25.01.2021 N 28/332, согласно которому заявитель намеревался исполнить требования указанного пункта представления согласно принятому плану мероприятий в срок до 25.06.2021, которое свидетельствует о конкретности и определенности пункта 6 представления, а следовательно, и возможности его исполнения.
По объектам "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в г. Нерюнгри", "Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях", "Центральная площадь ГО "Жатай"", "Озеро "Талое" 3-я очередь" Управление не оспаривает факт наличия нарушений. Вместе с тем, Счетной палатой установлено.
По объекту "Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях".
Управлением заключен государственный контракт с ООО "Строительная компания Томтор" на выполнение работ по объекту "Благоустройство набережной с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях Горного района Республики Саха (Якутия)" от 19.06.2020 N 7-ГК-2020. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение N 1 от 15.09.2020 (на момент проверки).
Работы от имени Управления приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 10.07.2020 N 1, актом о приемке выполненных работ от 10.07.2020 N 1; справкой о стоимости выполненных работ от 12.08.2020 N 2; актом о приемке выполненных работ от 12.08.2020 N 2; справкой о стоимости выполненных работ от 19.08.2020 N 3; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 N 3.1; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 N 3.2; справкой о стоимости выполненных работ от 25.08.2020 N 4; актом о приемке выполненных работ от 25.08.2020 N 4.1; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 N 4.2; справкой о стоимости выполненных работ от 26.08.2020 N 5; актом о приемке выполненных работ от 26.08.2020 N 5.1.
Работы оплачены платежными поручениями от 01.09.2020 N 205, от 12.08.2020 N 503438, от 20.08.2020 N 577026, от 24.08.2020 N 597688, от 27.08.2020 N 634911 (на момент проверки).
Счетной палатой совместно со специалистами Управления, Администрации МО "Бердигестяхский наслег" Горного улуса, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) объекта благоустройства набережной с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях Горного района от 28.09.2020.
По результатам проверки выявлено на сумму 3 296 859,94 рублей риски нецелевого использования бюджетных средств по объекту "Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях", в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ по государственному контракту, срок исполнения которого истекает после проведения осмотра.
Все материалы представлены Счетной палатой и приобщены в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).
По объекту "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в г. Нерюнгри".
Управлением заключен государственный контракт с ООО "Тиит" на выполнение работ по объекту "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в г. Нерюнгри Нерюнгринского района" от 22.05.2020 N 1-ГК-2020. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение N 2 от 19.08.2020.
Работы от имени Управления приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 18.06.2020 N 1; актом о приемке выполненных работ от 18.06.2020 N 1; справкой о стоимости выполненных работ от 17.07.2020 N 2; актом о приемке выполненных работ от 17.07.2020 N 2; справкой о стоимости выполненных работ от 17.08.2020 N 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 N 3.
Работы оплачены платежными поручениями от 12.08.2020 N 503436, от 12.08.2020 N 503437, от 21.08.2020 N 588484, от 27.08.2020 N 634910 (на момент проверки).
Счетной палатой совместно со специалистами Управления, Администрации МО "Город Нерюнгри", представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) объекта "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в г. Нерюнгри" от 17.09.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно техническому заданию к государственному контракту от 28.09.2020 N 28, заключенному между экспертом Кувшиновой Т.В. и Счетной палатой.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств по объекту "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в г. Нерюнгри Нерюнгринского района)" на сумму 5 334 455,18 рублей в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ.
Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).
Относительно объекта "Благоустройство территории парка СОШ N 2 в городе Нерюгри, Нерюнгринского района" в тексте акта от 12.11.2021 N 02-11/107 и оспариваемого представления допущена, вместо "нецелевое использование бюджетных средств" указано "риски нецелевого использования". Однако данная опечатка не повлияла на резолютивную часть представления от 11.12.2020 N 01/1-08/63 и не ухудшает положение Управления.
По объекту "Благоустройство озера "Талое" города Якутска (3 этап)".
Управлением заключен государственный контракт на выполнение работ по объекту "Благоустройство озера "Талое" города Якутска (3 этап)" N 8-ГК-2020 от 17.06.2020. К государственному контракту заключены дополнительные соглашения от 23.06.2020 и от 17.07.2020.
Работы от имени Управления архитектуры приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 21.07.2020 N 1; актом о приемке выполненных работ от 21.07.2020 N 1; справкой о стоимости выполненных работ от 17.08.2020 N 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 N 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 N 4; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 N 5; справкой о стоимости выполненных работ от 20.08.2020 N 4; актом о приемке выполненных работ от 20.08.2020 N 6; актом о приемке выполненных работ от 20.08.2020 N 7.
Работы оплачены платежными поручениями от 24.07.2020 N 352065, от 30.07.2020 N 412422, от 21.08.2020 N 588482, от 25.08.2020 N 607652 (на момент проверки).
Счетной палатой совместно со специалистами Управления, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) от 01.10.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно техническому заданию к государственному контракту от 28.09.2020 N 28, заключенному между экспертом Кувшиновой Т.В. и Счетной палатой.
По результатам проверки выявлены риски нецелевого использования бюджетных средств в размере 9 801 616,51 рублей по объекту "Озеро "Талое" 3-я очередь, в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ, несмотря на истечение договорных сроков, на момент проведения осмотра работы в полном объёме не выполнены, однако продолжают выполняться;
Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).
Оспариваемым представлением установлен общий срок исполнения в срок 25.01.2021, в связи с чем, отдельного указания в пункте 6 представления срок его исполнения не требуется.
Кроме этого пунктом 6 представления установлено, что в целях устранения нецелевого использования бюджетных средств, рисков нецелевого использования бюджетных средств с учетом природно-климатических условий обязан обеспечить качественное выполнение ранее невыполненных объемов работ подрядными организациями на объектах.
Согласно пункту 8 оспариваемого представления заявителю предписано в течение 1 месяца со дня получения настоящего представления обеспечить возврат в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), использованных не по целевому назначению бюджетных средств по следующим объектам:
Центральная площадь ГО "Жатай на сумму 145 151,74 рублей;
"Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустройства в Якутии, город Якутск" на сумму 248 005, 35 рублей.
По объекту "Центральная площадь городского округа "Жатай".
Управлением архитектуры заключен государственный контракт на выполнение работ по благоустройству объекта "Центральная площадь городского округа "Жатай"" от 06.09.2019 N 10-ГК-2019. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение от 21.10.2019 N 1.
Работы от имени Управления приняты актом о приемке выполненных работ от 29.10.2019 N 1, актом сдачи-приемки работ от 29.10.2019, актом выполненных работ от 29.10.2019, актом о приемке выполненных работ от 05.11.2019 N 2, актом выполненных работ от 05.11.2019 N 2, актом сдачи приемки работ от 05.11.2019, справкой о стоимости выполненных работ от 05.11.2019 N 2, актом о приемке выполненных работ от 05.11.2019 N 2.
Работы оплачены платежными поручениями от 22.11.2019 N 258994, от 05.12.2019 N394039.
Счетной палатой совместно со специалистами Управления, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) от 05.10.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно техническому заданию к государственному контракту от 28.09.2020 N 28, заключенному между экспертом Кувшиновой Т.В. и Счетной палатой.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 145 151,74 рублей по объекту "Центральная площадь ГО "Жатай"" в связи с принятием Управлением невыполненных объемов работ, связанных с велосипедной дорожкой, детской площадкой, 72 407,45 рублей риски нецелевого использования бюджетных средств в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных, при наличии гарантийного письма от подрядной организации.
Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).
Руководитель Управления - Алексеева И.Д. постановлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) об административном правонарушении от 03.03.2021 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.32 КоАП РФ по факту изменения условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта, не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (т. 3 л.д. 74-76).
Установленные выше обстоятельства опровергают довод заявителя о том, что по итогам проверки было установлено надлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по государственным контрактам и не находят подтверждения.
Управлением оспаривается факт наличия рисков нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по объекту "Центральная площадь ГО "Жатай" на сумму 72 407, 45 рублей, указанная сумма относится к невыполненному объему работ по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных, принятых и оплаченных Управлением на основании формы N КС-2 от 05.11.2019 N 2 на сумму 4 943 206,90 рублей.
Согласно акту осмотра (проверки) указанного объекта от 05.10.2020 подрядной организацией ООО ИСФ "Дирекция по строительству" прямо указано, что посев газонов не производился, данные работы будут произведены в наиболее благоприятный период времени в мае 2021 года согласно гарантийному письму от 27.08.2020 N 483-2, представленному ООО ИСФ "Дирекция по строительству" (т.7 л.д.63-64).
По объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск" в 2020 году заключен государственный контракт с ООО "Саха Бизнес Группа" от 25.05.2020 N 4-ГК-2020 (далее - контракт N 4-ГК-2020) (т. 5 л.д. 17-35).
Согласно условиям контракта N 4-ГК-2020 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО "Саха Бизнес Группа" обязуется выполнить работы по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии", а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта N 4-ГК-2020).
В соответствии с пунктом 1.6. контракта N 4-ГК-2020 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 05.08.2020.
Согласно пункту 2.2. контракта N 4-ГК-2020 для оформления сдачи-приёмки работ подрядчик обязан вести и предоставлять заказчику, в том числе акт приёмки выполненных работ по форме N КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта N 4-ГК-2020 для проверки представленных подрядчиком выполненных работ, предусмотренных контрактом, на соответствие требованиям нормативным правовым актам Российской Федерации, стандартам, нормам, правилам и технических регламентов, действующих на день передачи работ, а также условиям контракта по объёму, комплектности и качеству, Заказчик своими силами (или с привлечение экспертов, экспертных организаций) проводит экспертизу результатов работ в срок не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от подрядчика информации о готовности сдачи результата выполненных работ и документов, в том числе акта о приёмке выполненных работ по форме N КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается уполномоченным представителем заказчика (или уполномоченным представителем экспертной организации, в случае их привлечения к проведению экспертизы).
Согласно пункту 2.6. вышеуказанного государственного контракта при отсутствии замечаний экспертизы к объёму, комплектности и качеству выполненных работ Заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, не более 5 (пяти) рабочих дней, подписывает акт о приёмке выполненных работ по форме N КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме N КС-3.
В рамках контрольного мероприятия Управлением представлены подписанные как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика акты о приёмке выполненных работ формы N КС-2 на указанном объекте от 24.07.2020 N 1 на сумму 1 623 449,74 рублей, от 25.08.2020 N 3 на сумму 1 003 760,53 рублей (т. 5 л.д. 38-44). Замечания Управления к объёму, комплектности и качеству выполненных работ, указанных в вышеуказанных формах КС-2, проверке не представлены, акты подписаны без замечаний, что свидетельствует о согласии Управления с объёмами и качеством выполненных работ, указанных в них.
В ходе осмотра, проведённого 02.10.2020 года (акт осмотра (проверки) (т. 5 л.д. 50), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте объёмы работ по озеленению, связанные с подготовкой почвы и посевом газонов, указанные в форме N КС-2 от 25.08.2020 N 3 (т. 5 л.д. 38-44) на сумму 1 003 760,55 рублей, завышены. Факт оплаты принятых, но не выполненных объёмов работ подтверждается платёжным поручением N 667172 от 31.08.2020 (т. 5 л.д. 36). Факт оплаты невыполненного объёма работ Управлением не оспаривается. Доводы Управления о том, что в последующем, а именно 28.10.2020 заключено дополнительное соглашение к контракту N 4-ГК-2020 (т.5 л.д. 35), являются несостоятельными, поскольку на момент подписания акта формы N КС-2 от 25.08.2020 N 3 и оплаты контракта дополнительное соглашение не было заключено.
Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 N 28 (заключение эксперта (т. 5 л.д. 51-59).
На основании установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции находит довод заявителя, указанный в возражения от 30.10.2021 исх. N 28/3695, о том, что бюджетные средства в сумме 248 005,35 рублей в рамках заключенного дополнительного соглашения к действовавшему на момент проведения проверки государственному контракту на выполнение работ по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии" были использованы на выполнение иных работ по данному же объекту, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным, является необоснованным.
По объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск" в 2020 году заключен государственный контракт с ООО "Саха Бизнес Группа" от 25.05.2020 N 4-ГК-2020 (далее - контракт N 4-ГК-2020) (т. 5 л.д. 17-35).
Согласно условиям контракта N 4-ГК-2020 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО "Саха Бизнес Группа" обязуется выполнить работы по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии", а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта N 4-ГК-2020).
В соответствии с пунктом 1.6. контракта N 4-ГК-2020 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 05.08.2020.
Согласно пункту 2.2. контракта N 4-ГК-2020 для оформления сдачи-приёмки работ подрядчик обязан вести и предоставлять заказчику, в том числе акт приёмки выполненных работ по форме N КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта N 4-ГК-2020 для проверки представленных подрядчиком выполненных работ, предусмотренных контрактом, на соответствие требованиям нормативным правовым актам Российской Федерации, стандартам, нормам, правилам и технических регламентов, действующих на день передачи работ, а также условиям контракта по объёму, комплектности и качеству, Заказчик своими силами (или с привлечение экспертов, экспертных организаций) проводит экспертизу результатов работ в срок не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от подрядчика информации о готовности сдачи результата выполненных работ и документов, в том числе акта о приёмке выполненных работ по форме N КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается уполномоченным представителем заказчика (или уполномоченным представителем экспертной организации, в случае их привлечения к проведению экспертизы).
Согласно пункту 2.6. вышеуказанного государственного контракта при отсутствии замечаний экспертизы к объёму, комплектности и качеству выполненных работ Заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, не более 5 (пяти) рабочих дней, подписывает акт о приёмке выполненных работ по форме N КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме N КС-3.
В рамках контрольного мероприятия Управлением представлены подписанные как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика акты о приёмке выполненных работ формы N КС-2 на указанном объекте от 24.07.2020 N 1 на сумму 1 623 449,74 рублей, от 25.08.2020 N 3 на сумму 1 003 760,53 рублей (т. 5 л.д. 38-44). Замечания Управления к объёму, комплектности и качеству выполненных работ, указанных в вышеуказанных формах КС-2, проверке не представлены, акты подписаны без замечаний, что свидетельствует о согласии Управления с объёмами и качеством выполненных работ, указанных в них.
В ходе осмотра, проведённого 02.10.2020 года (акт осмотра (проверки) (т. 5 л.д. 50), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте объёмы работ по озеленению, связанные с подготовкой почвы и посевом газонов, указанные в форме N КС-2 от 25.08.2020 N 3 (т. 5 л.д. 38-44) на сумму 1 003 760,55 рублей, завышены. Факт оплаты принятых, но не выполненных объёмов работ подтверждается платёжным поручением N 667172 от 31.08.2020 (т. 5 л.д. 36). Факт оплаты невыполненного объёма работ Управлением не оспаривается. Доводы Управления о том, что в последующем, а именно 28.10.2020 заключено дополнительное соглашение к контракту N 4-ГК-2020 (т.5 л.д. 35), являются несостоятельными, поскольку на момент подписания акта формы N КС-2 от 25.08.2020 N 3 и оплаты контракта дополнительное соглашение не было заключено.
Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 N 28 (заключение эксперта (т. 5 л.д. 51-59).
На основании установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции находит довод заявителя, указанный в возражения от 30.10.2021 исх. N 28/3695, о том, что бюджетные средства в сумме 248 005,35 рублей в рамках заключенного дополнительного соглашения к действовавшему на момент проведения проверки государственному контракту на выполнение работ по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии" были использованы на выполнение иных работ по данному же объекту, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным, является необоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что является доказанным факт нецелевого использования бюджетных средств по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии".
Также судом первой инстанции установлено, что постановлением Якутского городского суда от 28.01.2021 по делу об административном правонарушении N 5-255/2021 14RS0035-01- 2020-022084-91 установлено нецелевое использование бюджетных средств, а именное направление средств государственного бюджета на оплату работ по государственному контракту, которые фактически не были выполнены по объекту "Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск" в сумме 248 000,35 рублей, руководитель Управления признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей (т.3 л.д. 74-76), а также постановлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 30.03.2021 по делу об административном правонарушении N 22-КС руководитель Управления признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Представленные заявителем копии писем Управления Федерального казначейства по Республики Саха (Якутия) от 04.03.2021 N 16-19-10/1052, от 09.04.2021 N 16-19-10/1052, от 23.04.2021 N 1619-32/1950, приказы Управления Федерального казначейства по Республики Саха (Якутия) от 03.03.2021 N 95, от 08.04.2021 N 195, от 22.04.2021 N 263, копия представления Управления Федерального казначейства по РС (Я) от 19.07.2021 N 16-20-06/3290, и копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 29.09.2021 N 1201980031000302 не подтверждают и не опровергают неправомерность выводов, изложенных в оспариваемом представлении.
Заявитель в заявлении об уточнении требования от 14.04.2021 N 28/1413 ссылается на то, что бюджетные средства были использованы на выполнение иных работ по тем же объектам, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным судом не принимается, так как бремя доказывания того, на что ссылается заявитель, возлагается на него, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 Кодекса).
Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что в данном случае доказанным являются выводы Счетной палаты о нецелевом использовании Управлением бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что несоответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации представления в оспариваемой части, а также нарушение прав и законных интересов заявителя представлением в оспариваемой части в их совокупности заявителем не доказано.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 ноября 2021 года по делу N А58-875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-875/2021
Истец: Управление Архитектуры м градостроительства при Главе РС(Я)
Ответчик: Счетная палата Республики Саха (Якутия)