г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-191918/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-191918/21,
по заявлению ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений
"Гормост"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Еня Е.В. по доверенности от 25.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы по эксплуатации ремонту и эксплуатации инженерных сооружений "Гормост" (далее - Заявитель, ГБУ "Гормост", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Ответчик, Управление Росреестра по Москве, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 заявление ГБУ "Гормост" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной инстанции поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Учреждения с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе проведенной 07.07.2021 Северной транспортной прокуратурой г.Москвы проверки исполнения требований земельного законодательства ГБУ "Гормост" при занятии и использовании части территории земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001030:65 с адресным ориентиром: Участок N 3 Октябрьской железной дороги до Савеловского отделения Московской железной дороги до МКАД, установлено, что данный земельный участок является полосой отвода Октябрьской железной дороги и передан Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве по договору аренды земельного участка N Д-22/462-3 от 25.11.2013 ОАО "РЖД" для его эксплуатации и использования для развития объектов железнодорожного транспорта.
В нарушение требований закона ГБУ "Гормост" самостоятельно занимает и использует часть территории с кадастровым номером 77:09:0001030:65 площадью 5 494 кв.м. для размещения автостоянки в отсутствие документов на право пользования данным земельным участком.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021 ГБУ "Гормост" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 375 901 руб. 68 коп.
Удовлетворяя заявление ГБУ "Гормост", суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена в действиях по использованию земельного участка посредством самовольного занятия, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по указанной выше статье административный орган должен доказать отсутствие у лица, которому вменяется рассматриваемое правонарушение, прав на земельный участок.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В подпункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Согласно пункту 2 данной статьи при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости. Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
Пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, запятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 07.06.2018 N 41788 в оперативное управление ГБУ "Гормост" переданы инженерные сооружения: эстакада "N1-N2.Левая" протяженностью 1829 м., кадастровый номер 77:09:0000000:2172 и эстакада "N2.Правая" протяженностью 1334 м., кадастровый номер 77:09:0000000:2176, расположенные по адресу: г.Москва, СЛО, Головинский, участок автодороги Москва-Санкт-Петербург (Северная Рокада), участок от ул.Фестивальной до Дмитровского шоссе.
В установленном порядке право оперативного управления Учреждения на вышеуказанные объекты зарегистрировано в регистрирующем органе (N 77:090000000:2172-77/009/2019-2 от 10.01.2019, N 77:09:0000000:2176/009/2019-2 от 10.01.2019).
Асфальтобетонное покрытие подэстакадных пространств сооружений входит в состав объектов, соответствующие затраты переданы 13.12.2018 на баланс ГБУ "Гормост".
Основной целью ГБУ "Гормост" является осуществление капитального ремонта, ремонта, содержания инженерных сооружений, мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, подземных и надземных пешеходных переходов, находящихся в собственности города Москвы (пункт 2.2 Устава).
Для достижения основной цели деятельности, указанной в пункте 2.2 Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
капитальный ремонт, ремонт, реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, переустройство, содержание (уборка, техническая эксплуатация, техническое обслуживание, обеспечение охраны и безопасности) инженерных сооружений (мостов, транспортных тоннелей, путепроводов, эстакад, подземных и надземных пешеходных переходов, оборудования и инженерных систем, обеспечивающих нормальное и безопасное функционирование инженерных сооружений (в том числе систем вентиляции и кондиционирования, противопожарной безопасности, систем обеспечения охраны и безопасности, контроля доступа, видсонаблюдсния, автоматизированного контроля и управления, связи, элсктро-и теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода и проч.) (п.2.3.1 Устава).
Использование подэстакадного пространства, в том числе спорного земельного участка, позволяет ГБУ "Гормост" обеспечивать возможность осуществления беспрепятственного доступа к объектам (опорам инженерного сооружения), с целью проведения надзора за их техническим состоянием, предупреждения аварийности, выполнения предусмотренных регламентом по содержанию инженерных сооружений плановых работ, исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требований к антитеррористической защищенности объектов.
Таким образом, надлежащая эксплуатация инженерных сооружений без доступа к ним невозможна.
Как правильно указал суд первой инстанции, фактические обстоятельства дела об административном правонарушении применительно к положениям приведенных правовых норм позволяют сделать вывод о том, что ГБУ "Гормост" имеет право на использование земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования в силу изложенных выше норм гражданского и земельного законодательства.
Неисполнение обязанностей но оформлению такого права и государственной регистрации не образует объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения, поскольку не может быть расценено как самовольное использование земельного участка.
Использование Учреждением земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством прав на него и оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов не может расцениваться как нарушение земельного законодательства.
Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ (введен в действие 20 марта 2015 года) в диспозицию статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю с 20 марта 2015 года не признаются противоправными.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 07.04.2021 N 34-АД21-1, 07.11.2017 N 60-AA17-3, от 03.10.2016 N 308-АД16-5136, от 29.08.2016 N 308-АД15-19368, а также кассационных инстанций (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2020 N Ф05-1556/2020 по делу N А41-55294/2019).
Таким образом, ГБУ "Гормост" имело право пользования спорным земельным участком, возникшим у него в силу закона.
Использование Учреждением земельного участка при отсутствии воли какого-либо иного собственника этого земельного участка ГБУ "Гормост" не вменяется.
В связи с этим, отсутствие у Учреждения документов на пользование земельным участком, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, не образует.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Управления Росреестра по Москве от 18.08.2021 по делу N 521/09/2021 является незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-191918/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191918/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТУ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ "ГОРМОСТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ