г. Пермь |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А60-54940/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Бородулиной М.В., Гладких Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии представителя ответчика Памберг В.А., по доверенности от 05.09.2022;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, товарищества собственников жилья "Строителей, 34, 36"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 февраля 2024 года
по делу N А60-54940/2023
по иску товарищества собственников жилья "Строителей,34,36" (ИНН 6623126108, ОГРН 1186658016577)
к акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981)
об изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Строителей, 34, 36" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - ответчик) об изменении условий договора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2024 года (резолютивная часть от 25.01.2024) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просить его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом не отразил в решении представленные ии доказательства о том, что начисление оплаты за потребленную электрическую энергии, при отсутствие отдельного установленного прибора учета на ОДН, рассчитывается в соответствии с п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 31.05.2017 N 39- ПК. Истцом были представлены акты об отсутствии установленного отдельного прибора учета на ОДН, акты, где в ответственности истца находятся оборудование общедомового имущества - 60 осветительных приборов (оптикоаккустичесие светильники 6 Вт с периодичностью включения 3 мин). Ответчик игнорирует пункт 4.1 договора N 132162 от 25.09.2019 и производит начисления по Постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 как разница ОДПУ и ИПУ истцу как исполнителю коммунальной услуги.
Представитель ответчика решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным. Против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 132162 в редакции утвержденной решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2022 по делу NА60-42412/2021, по условиям п. 1.1 которого, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении потребителя, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Как указывает заявитель в исковом заявлении, согласно договора истец имеет статус потребителя электрической энергии, согласно которого его объем потребляемой электрической энергии на общие домовые нужды определяется в соответствии с п. 4.1 договора объем потребления электрической энергии определяется в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК, а также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124. Вышеуказанные нормативные документы применять с изменениями на последнюю дату.
Вместе с тем, ответчик продолжает начислять истцу количество отпущенной электрической энергии как разницу между ОДПУ и ИПУ, не применяя п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК.
По мнению истца, в пункте 4.1 договора не однозначно изложена форма начисления объема потребляемой электрической энергии на общие домовые нужды, так как присутствует другой нормативный акт Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, в котором имеется форма расчета ОДН как разница показаний, указанная выше для исполнителя коммунальной услуги по поставке электрической энергии в многоквартирные дома для собственников (абонентов), функции которых принял на себя ответчик, заключив с ними прямые договора и расчеты.
Истцом в адрес ответчика направлен протокол разногласий N 3 от 29.08.2023 с предложением изложить п. 4.1 договора в следующей редакции: "Определение объема общедомового потребления в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК. Вышеуказанные нормативные документы применять с изменениями на последнюю дату".
Ответчик не принял протокол разногласий N 3 и направил возражение. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Истец, как управляющая организация, является исполнителем коммунальных услуг на общедомовые нужды для собственников и пользователей помещений в МКД.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21 (1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правила N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 Приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 44 Правил N 354).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии ОДПУ противоречат выводам, установленными в ходе рассмотрения дела N А60-52435/2023.
Наличие приборов учета подтверждается актами допуска приборов учета в эксплуатацию от 26.11.2020, актами проверки прибора учета от 25.10.2022.
В многоквартирном доме по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 34 общедомовое потребление отпущенной электроэнергии фиксирует счетчик 008842148589623 (подъезд N 1) и 008842138156660 (подъезд N 5).
В многоквартирном доме по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 36 общедомовое потребление отпущенной электроэнергии фиксирует счетчик N 008842138156710 (место установки ВРУ под. N 1, 2, 3, 4 в г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 36).
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 03.08.2019, подписанного между сетевой организацией АО "Облкоммунэнерго" и ТСЖ "Строителей, 34, 36", определены границы балансовой принадлежности электроустановок сторон.
Энергопринимающие устройства находятся по адресу: г. Нижняя Салда, ул. Строителей, 34 и ул. Строителей, 36, определены точки присоединения.
Довод истца о том, что при расчетах подлежит применению пункт 1 приложения N 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК, устанавливающий норматив потребления 1,96 кВт/ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме, судом отклонен, поскольку такой порядок возможен при отсутствии общедомовых приборов учета электрической энергии.
Более того, предлагаемый истцом пункт 4.1 договора, был предметом спора и принят в редакции решения Арбитражного суда Свердловской области от 21.11.2022 по делу N А60-42412/2021.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 16 АПК РФ обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.
Даже если допустить используемый истцом в настоящем споре способ защиты, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что нарушение права истца, а также предложенный им вариант расчета не доказаны.
В соответствии с подпунктом "а", пункта 21.1, Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: V = V одпу - V потр, где:
V одпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
V потр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 44 главы 6 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, где: P одн = Vодн x Tкр Vодн - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при расчете платы за общедомовые нужды в многоквартирных жилых домах подлежит учету объем коммунального ресурса, потребленный конкретным потребителем в квартире, оснащенной индивидуальным прибором учета.
Истец, являясь управляющей компанией многоквартирных домов, не лишен возможности своевременно проверять показания индивидуальных приборов учета, расположенных внутри жилых помещений (подпункт "б" пункт 82, пункт 83 Правил N 354), а также сообщать ресурсоснабжающей организации достоверные сведения о технических характеристиках жилых помещений и о количестве зарегистрированных граждан для осуществления расчетов за индивидуальное потребление по нормативу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчиком неверно производятся начисления объема потребляемой электрической энергии на общие домовые нужды, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора и не свидетельствуют о незаконности принятого судебного акта.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводы, которые не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции верно, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2024 года по делу N А60-54940/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54940/2023
Истец: ТСЖ "СТРОИТЕЛЕЙ,34,36"
Ответчик: АО "ЭНЕРГОСБЫТ ПЛЮС"