г. Пермь |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А60-41736/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Григорьевой Н.П., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Строй-СК",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 декабря 2021 года
по делу N А60-41736/2021
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-СК" (ОГРН 1116672000290, ИНН 6672329647)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Строй-СК"
к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Специализированная автобаза"
об обязании произвести перерасчет оплаты по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - региональный оператор, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-СК" (далее - потребитель, ООО "Строй-СК") о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 24.05.2021 в размере 146 088 руб. 57 коп., неустойки в размере 15 555 руб. 95 коп., а также 8 679 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 254 руб. 00 коп. и 76 руб. 28 коп. почтовых расходов, 30 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уменьшения размера требований, принятого апелляционным судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 132 АПК РФ суд принял к рассмотрению встречное исковое заявление ООО "Строй-СК" к ЕМУП "Спецавтобаза" об обязании с 01.01.2020 произвести расчет платы по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 329627 от 29.12.2018 в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 расчетным путем исходя из расчета количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; обязать произвести перерасчет платы за период за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 и установить плату по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 329627 от 29.12.2018 в следующем размере:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 в сумме 11 100 руб. 44 коп.,
- с 01.07.2020 по 30.11.2020 в сумме 9 730 руб. 60 коп.,
- с 01.12.2020 по 30.03.2021 в сумме 8 861 руб. 42 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 28.12.2021 (резолютивная часть от 27.12.2021) первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строй-СК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска, встречные исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что разногласия сторон сводятся к определению даты с которой прекращается начисление по нормативу накопления ТКО и подлежит началу расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Апеллянт считает, что расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО должен производится с 15.01.2020 - даты включения в реестр мест накопления ТКО площадки по адресу пгт. Пышма, пер. Больничный, 22. Заявитель указывает, что региональным оператором фактически вывозились ТКО с оборудованной на территории потребителя площадки с января 2020 года, основания для начисления платы за оказанные услуги по нормативу в спорном периоде отсутствовали, условие договора о дате начала расчета платы за вывоз ТКО исходя из фактического объема сторонами не согласовано.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
Между региональным оператором и ООО "Строй-СК" (потребитель) заключен договор N 329627 от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).
В период с января 2019 года по апрель 2021 года региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО, которые оплачены потребителем не в полном объеме.
Региональный оператор произвел расчет стоимости оказанных услуг исходя из норматива накопления ТКО, установленного для категории "Промтоварный магазин", за период с января 2019 года по март 2021 года, с 01.04.2021 - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В соответствии с письмом потребителя исх.N 22 от 16.03.2021 региональным оператором направлено в адрес потребителя дополнительное соглашение N 1 от 29.03.2021 об изменении вида коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов с 01.04.2021.
Дополнительное соглашение N 1 от 29.03.2021 подписано потребителем с учетом протокола разногласий. Согласно протоколу разногласий от 09.04.2021 потребитель изложил пункт 3 дополнительного соглашения в следующей редакции: "настоящее дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 15.01.2020". Указанные изменения не были согласованы региональным оператором.
Задолженность по оплате оказанных услуг составляет 146 088 руб. 57 коп.
Согласно п. 6.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящею контракта региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с отсутствием оплаты по договору региональным оператором начислена неустойка на сумму задолженности. 25.06.2021 в адрес потребителя направлена претензия об оплате задолженности и неустойки с приложением акта сверки N 61370 от 22.06.2021.
В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате оказанных услуг не исполнил, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд с настоящим заявлением.
Обращаясь в арбитражный суд со встречным иском, потребитель указывал, что 15.01.2020 комиссией администрации Пышминского городского округа включено в реестр место (площадка) накопления ТКО в количестве 1 место объемом 0,75 куб.м по адресу пгт. Пышма, пер. Больничный, 22.
Потребитель считает, что расчет платы за услуги по обращению с ТКО должен производится по формуле начисления платы организациям, имеющим собственный контейнер для вывоза ТКО, начиная с 15.01.2020, то есть с даты установки контейнера.
ООО "Строй-СК" ссылается на фактическое складирование ТКО с января 2020 года в контейнер на площадке для накопления ТКО на территории потребителя и вывоз региональным оператором ТКО именно с площадки потребителя в объеме 1 контейнера 0,75 куб.м.
На основании изложенного ООО "Строй-СК" обратилось в арбитражный суд с требованием произвести перерасчет за период с 01.01.2020 по 30.03.2021 исходя из фактически вывезенного объема ТКО.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 329, 330, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил из правомерности начисления региональным оператором платы за оказанные услуги, наличия задолженности по их оплате в спорном периоде, обоснованности требований о взыскании неустойки. Судом первой инстанции учтено, что потребителем не представлено доказательств своевременного направления заявления о применении учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО. Также судом установлено, что несение почтовых расходов и расходов на оплату услуг представителя истцом подтверждены и подлежат возмещению в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта.
Выводы суда, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что началом расчета исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО является дата установки контейнера и внесение площадки накопления ТКО в реестр отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Между сторонами заключен договор N 329627 от 29.12.2018, в соответствии с условиями которого способ расчета объема ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях, утвержденного Постановлением РЭК Свердловской области.
Согласно приложению N 1 к договору расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв.м общей площади.
Согласно п. 1 ст. 24.10 Федерального закона от 24,06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных правил.
Расчет за спорный период не может быть изменен региональным оператором (ни путем уменьшения, ни путем увеличения размера оплаты), в случае если условиями договора закреплен коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Установленный нормативом объем, не зависит от фактического объема складируемого ТКО в местах (площадках) накопления, и определяется Региональной энергетической комиссией.
В силу п. 3.3 договора потребитель обязан предоставлять региональному оператору актуальные, достоверные и документально подтвержденные сведения, используемые при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Согласно п. 4.3 договора применение в отношении сторон учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется на основании соответствующего письменного заявления потребителя, поданного в адрес регионального оператора.
По итогам рассмотрения заявления потребителя региональный оператор принимает одно из следующих решений:
а) о применении в отношениях сторон учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором региональный оператор получил соответствующее заявление потребителя, если иной срок не установлен по соглашению сторон;
б) об отказе в применении в отношениях сторон учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО.
В соответствии с письмом потребителя с исх. N 22 от 16.03.2021 (вх. N 06-187802 от 19.03.2021) в отношении ООО "Строй-СК" изменен вид коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов с 01.04.2021.
Согласно п. 9.1 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Поскольку доказательств своевременного уведомления регионального оператора об изменении вида коммерческого учета ТКО ответчиком не представлено, объем оказанных услуг в спорный период правомерно определен региональным оператором исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Вопреки доводам апеллянта, поскольку протокол разногласий к дополнительному соглашению N 1 сторонами не согласован, оснований для корректировки расчетов за оказанные услуги исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов с 15.01.2020 не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы отклонены апелляционным судом, как не влекущие за собой выводов о неверности проведенной судом первой инстанции оценки имеющихся в деле доказательств.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба с учетом конкретных обстоятельств дела не содержит.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 декабря 2021 года по делу N А60-41736/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41736/2021
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА"
Ответчик: ООО СТРОЙ-СК