г. Владивосток |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А51-8685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Аналитические технологии",
апелляционное производство N 05АП-1491/2022
на решение от 01.02.2022
судьи А.А. Хижинского
по делу N А51-8685/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аналитические технологии" (ИНН 7719828886, ОГРН 1127747169285)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)
об оспаривании решения регистрирующего органа,
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю (ИНН 2540029914, ОГРН 1042504383206), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011),
при участии:
от ООО "Аналитические технологии": до перерыва: Мельник В.С. по доверенности от 27.05.2021, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение, диплом N 29836;
от МИФНС России N 12 по Приморскому краю: до перерыва: Кудашова Н.В. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом N17549;
от МИФНС России N 15 по Приморскому краю: до перерыва: Бурая А.В. по доверенности от 25.01.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, свидетельство о браке, диплом N2011/ЮФ-0764; после перерыва: Горбенко А.Д. по доверенности от 12.04.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом N8635.
от УФНС по Приморскому краю: Михновец О.П. по доверенности от 02.09.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом N 18510;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аналитические технологии" (далее - заявитель, общество, ООО "Аналитические технологии") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (далее - регистрирующий орган, МИФНС N 15, инспекция) N 10079А от 26.05.2021 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества по причине недостоверности представленного ликвидационного баланса. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общество просило обязать регистрирующий орган принять ликвидационный баланс, осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности общества на основании заявки N 10079А от 19.04.2021 в связи с ликвидацией общества.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю (далее УФНС России по ПК), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее МИФНС N 12 по ПК).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аналитические технологии" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.02.2022 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции общество указывает на то, что решение об отказе в государственной регистрации мотивировано тем, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения. При этом регистрирующий орган не отразил в решении и не смог пояснить в процессе рассмотрения спора, в чем конкретно заключается недостоверность сведений ликвидационного баланса. Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), апеллянт поясняет, что в отказе должны содержаться все причины, послужившие основанием для его принятия, расширительное толкование оснований недопустимо. Между тем в оспариваемом отказе не указано ни на недостоверность адреса, ни на фиктивный характер миграции. В этой связи считает необоснованными выводы суда о недостоверности сведений об адресе, в том числе, по причине того, что они сделаны на основании односторонне составленных инспекцией протоколов. Вместе с тем суд, по мнению общества, необоснованно не принял во внимание тот факт, что общество представило доказательства получения корреспонденции по юридическому адресу. Также полагает ошибочной позицию суда о соответствии общества критериям "транзитной" организации, без учета того обстоятельства, что смена регистрации была обусловлена подготовкой к продаже доли учредителя. По тексту апелляционной жалобы настаивает на наличии противоречий в действиях регистрирующего органа, который принял промежуточный ликвидационный баланс, но отказал в регистрации ликвидационного баланса при одинаковой информации об адресе общества.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю, Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю по тексту представленных письменных отзывов с доводами апелляционной жалобы не согласились, обжалуемое решение считают законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ООО "Аналитические технологии" поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель МИФНС России N 15 по Приморскому краю на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители УФНС по Приморскому краю, МИФНС России N 12 по Приморскому краю также на доводы апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определил объявить перерыв в судебном заседании до 25.04.2022 до 14 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
25.04.2022 после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей УФНС по Приморскому краю, МИФНС России N 15 по Приморскому краю.
Иные лица, участвующие в деле, после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствует продолжению судебного заседания.
Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.
Согласно сведениям, отраженным в ЕГРЮЛ, ООО "Аналитические технологии" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.12.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве, адрес места нахождения - г. Москва, пер. Костомаровский, д. 3, стр. 3, учредитель и руководитель общества - Бутырская Юлия Евгеньевна (далее Бутырская Ю.Е.).
В регистрирующий орган 02.09.2020 (вх. 20912А) ООО "Аналитические технологии" представлено заявление по форме Р13001. Заявителем при данном виде регистрации являлась руководитель Бутырская Ю.Е.
Заявлением по форме Р13001 в ЕГРЮЛ вносились сведения об адресе места нахождения общества с г. Москва, пер. Костомаровский, д. 3, стр. 3 на г. Владивосток, улица Шоссейная 2-я, дом 8 В, офис 336.
С заявлением по форме Р13001 представлен договор субаренды N 7 нежилого помещения от 23.06.2020, письмо-согласие на использование адреса в качестве адреса регистрации от 26.08.2020, а также уведомление о заключении договора аренды нежилого помещения от 26.08.2020 исх. N 167 от собственника помещения ООО "РЕСУРС-СТРОЙ".
Регистрирующим органом 09.09.2020 принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений в связи со сменой адреса юридического лица на основании п. 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ).
ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока направлен запрос от 11.09.2020 в МИФНС России N 12 по Приморскому краю для проведения мероприятий в отношении ООО "Аналитические Технологии".
22.09.2020 налоговым органом проведен осмотр заявленного адреса места нахождения ООО "Аналитические Технологии" - г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, дом 8в, офис 336. На двери офиса имеется вывеска с названием организации. Представители организации по адресу отсутствуют. Офис закрыт, признаки ведения хозяйственной деятельности не установлены. Составлен протокол осмотра N 14-20/521 от 22.09.2020. Фактическое местонахождение ООО "Аналитические Технологии" не подтверждено.
Учредитель и генеральный директор ООО "Аналитические Технологии" зарегистрирована в г. Москве.
МИФНС России N 12 по Приморскому краю в соответствии со ст. 90 НК РФ направлена повестка руководителю ООО "Аналитические Технологии" Бутырской Ю.Е. от 20.09.2020 N 14-26/51087 для допроса в качестве свидетеля, по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности организации.
По результатам проведенных мероприятий, предусмотренных п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, по проверке достоверности сведений, подлежащих внесению в государственный реестр, а также по результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию 02.09.2020 (вх. N20912А), в соответствии с подп. "а", "р" ст. 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом принято решение от 07.10.2020 N 20912А "об отказе в государственной регистрации".
Основанием для отказа в государственной регистрации явился вывод инспекции о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, а также непредставление необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе в государственной регистрации от 07.10.2020 N 20912А, ООО "Аналитические Технологии" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю с жалобой.
Решением по жалобе ООО "Аналитические Технологии" от 23.11.2020 N 13-09/47839@ Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю жалоба удовлетворена, решение от 07.10.2020 N 20912А об отказе в государственной регистрации отменено. ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока рассмотрены документы от 02.09.2020 вх. N 20912А и вынесено решение о государственной регистрации изменений об адресе места нахождения общества с г. Москва, переулок Костомаровский, дом 3, строение 3, этаж 2, помещение I, комната 9 (304) на г. Владивосток, улица Шоссейная 2-я, дом 8 В, офис 336 (запись от 01.12.2020 ГРН 2202500704052).
После изменения нахождения места нахождения юридического лица ООО "Аналитические Технологии" стало относится к территории осуществления полномочий МИФНС России N 12 по Приморскому краю.
В ходе мероприятий налогового контроля деятельности ООО "Аналитические Технологии" Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю по результатам осмотров, проведенных по адресу: 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, д.8В, оф.336, установлено только наличие вывески на двери кабинета N 336. Иных признаков осуществления деятельности по адресу регистрации не установлено, дверь в офис закрыта на постоянной основе, в рабочее время представители юридического лица по указанному адресу отсутствовали. На момент проведения указанных выше осмотров местонахождение ООО "Аналитические Технологии" не подтверждено (протоколы осмотра от 08.12.2020 N14/722, от 08.02.2021 N19/21-282, от 17.03.2021 N19/21/835, от 25.05.2021 N19/21/2106).
Указанные осмотры производились налоговым органом с использованием видеозаписи. Во время проведения неоднократных осмотров отсутствие исполнительного органа по адресу регистрации юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с этим юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по заявленному адресу, нарушает права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью юридических лиц, в том числе, права и интересы налогового органа, определенные налоговым законодательством.
Регистрирующим органом в адрес ООО "Аналитические Технологии", учредителя, руководителя (ликвидатора) были направлены заказными письмами по почте уведомления от 15.12.2020 N 20-21/544, 10.02.2021 N 190, 24.03.2021 N 20-15/326 о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе ООО "Аналитические Технологии" и необходимости представления в срок достоверных сведений (документов) об адресе общества.
Обществом в соответствии с абз. 2 п.6 ст.11 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представлены пояснения от 13.01.2021, 02.03.2021, 06.04.2021 с приложениями документов, подтверждающих достоверность сведений об адресе.
ООО "Аналитические Технологии" полагая, что указанные действия инспекций по проверке адреса местонахождения общества создают препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности общества обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю на действия (бездействие) налоговых органов Приморского края.
Решением по жалобе ООО "Аналитические Технологии" от 28.04.2021 13-09/16726@ Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю жалоба оставлена без удовлетворения, при этом указав, что положениями Закона N 129-ФЗ не регламентирована периодичность (кратность) проведения проверок достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, неправомерных действий (бездействий) инспекций не установлено.
В Межрайонную ИФНС России N 15 по Приморскому краю 19.01.2021 представлено уведомление о ликвидации юридического лица ООО "Аналитические Технологии" по форме N 15016 вх. N 740А. Заявителем при данном виде регистрации выступал Буравлев Л.В.
В соответствии с решением N 9 единственного участника ООО "Аналитические Технологии" от 19.01.2021 на должность руководителя ликвидационной комиссии ООО "Аналитические Технологии" назначен Буравлев Л.В.
Регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 26.01.2021 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора за N 740А и внесена запись в ЕГРЮЛ ГРН N 2212500146450 от 26.01.2021.
Обществом в связи с принятием решения о ликвидации опубликовано сообщение в журнале "Вестник государственной регистрации" от 17.02.2021 N 6 (825), часть 1, а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц от 04.02.2021 N 05939378 о ликвидации юридического лица. Из содержания данного сообщения следует, что требования кредиторов могут быть заявлены в течении 2-х месяцев с момента опубликования данного сообщения по адресу: 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, д.8В, оф.336.
19.04.2021 обществом было представлено заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Заявителем являлся ликвидатор Буравлев Л.В.
Регистрирующим органом на основании положений пп. 4.4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ приняты решения о приостановлении государственной регистрации от 26.04.2021 N 10059А, от 26.04.2021 N 10079А.
Регистрирующим органом в МИФНС России N 12 по Приморскому краю направлен запрос от 14.05.2021 N 25-09/18124@ о представлении информации в отношении ликвидируемой организации ООО "Аналитические Технологии".
В ходе рассмотрения представленного на государственную регистрацию пакета документов по вх. N 10079А установлено, что документ в соответствии с подп. "г" п.1 ст.21 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации ликвидации Общества (вх. N10079А) не представлен.
В этой связи регистрирующим органом направлен межведомственный запрос в Пенсионный фонд. Пенсионным фондом в порядке межведомственного информационного взаимодействия в регистрирующий орган представлена информация, согласно которой Обществом сведения в соответствии с Законами N 27-ФЗ, N 56-ФЗ не представлены, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
Регистрирующим органом, в связи с поступившей информацией о недостоверности сведений содержащихся в ликвидационном балансе, на основании положений пп. "ч" п.1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица от 26.05.2021 N 10079А.
ООО "Аналитические Технологии" обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы о Приморскому краю на решение от 26.05.2021 N 10079А "Об отказе в государственной регистрации", принятое Межрайонной ИФНС России N 15 по Приморскому краю.
Решением по жалобе ООО "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" от 24.06.2021 N 13-09/25252@ Управлением Федеральной налоговой службы по Приморскому краю жалоба оставлена без удовлетворения.
Полагая действия МИФНС N 15 по ПК не соответствующими требованиям Закона N 129-ФЗ, заявитель обратился в Арбитражный суд Приморского края с требованиями о признании недействительным решения N 10079А от 26.05.2021 об отказе в государственной регистрации по причине недостоверности представленного обществом ликвидационного баланса, которые обжалуемым решением суда оставлены без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях налоговых органов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
По правилам пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 ГК РФ).
На основании пункта 9 этой же статьи ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В свою очередь отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон N 129-ФЗ).
В силу абзаца второго статьи 1 названного Закона государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и иных сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно положениям статей 4, 6 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в таком реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
Информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной, поэтому государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Принцип публичной достоверности содержащихся в государственном реестре сведений, защиты третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены использованием недостоверных сведений, обеспечивается уполномоченным органом посредством реализации предоставленных Законом N 129-ФЗ полномочий, в том числе предусмотренных статьей 11 данного Закона.
По правилам пункта 1 статьи 11 названного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Как установлено пунктом 1 статьи 22 этого же Закона, государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
На основании пункта 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пункт 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений (пункт 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ).
Положениями статьи 25 Закона N 129-ФЗ регламентирована ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, по смыслу приведенных норм порядок государственной регистрации основывается на презумпции достоверности представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений сведений о юридическом лице.
Как следует из материалов дела, 19.01.2021 обществом в МИФНС N 15 по ПК было представлено уведомление о принятии решения о ликвидации. Регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации от 26.01.2021 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Обществом в связи с принятием решения о ликвидации опубликовано сообщение в журнале "Вестник государственной регистрации" от 17.02.2021 N 6 (825), часть 1, а также в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц от 04.02.2021 N 05939378 о ликвидации юридического лица. Из содержания данного сообщения следует, что требования кредиторов могут быть заявлены в течении 2-х месяцев с момента опубликования данного сообщения по адресу: 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, д.8В. оф.336.
19.04.2021 обществом было представлено заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Вместе с тем, по итогам проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Аналитические технологии", МИФНС N 15 по ПК на основании подпункта "ч" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ было принято оспариваемое решение N 10079А от 26.05.2021 об отказе в государственной регистрации, где в качестве основания отказа указано на представление документов, содержащих недостоверные сведения, а именно - ликвидационный баланс не отражает реального финансово-хозяйственного положения, то есть, содержит недостоверные сведения
Подпунктом "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством проведения осмотра объектов недвижимости.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - приказ) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий (Приложение N 1 к Приказу).
Согласно пункту 2 статьи 52, пункту 3 статьи 54 ГК РФ сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в учредительных документах юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), и по которому согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ осуществляется связь с юридическим лицом.
Учитывая изложенное, законодатель предписывает обществу находиться по адресу, который общество самостоятельно указало при регистрационных действиях для широкого круга лиц. Законодательство не допускает нахождение юридического лица по неизвестному адресу, не заявленному в качестве юридического адреса, адреса нахождения исполнительного органа, либо почтового адреса.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте 1 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление N 61), о недостоверности сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом, может свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Вышеуказанные примеры не являются исчерпывающими, однако из указанных разъяснений следует, что единым критерием их выделения является то, что при представлении в налоговый орган для осуществления регистрационных действий сведений об адресе юридического лица, адрес юридического лица, отражаемый в ЕГРЮЛ, должен использоваться для осуществления связи с юридическим лицом. Адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, должен обеспечивать связь с юридическим лицом.
Апелляционной коллегий установлено, что по результатам проведенных осмотров МИФНС N 12 по ПК установлено, что фактически организация ООО "Аналитические технологии" не находится по заявленному для регистрации адресу: 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, д. 8В, оф. 336. Имеется вывеска с названием организации, которая носит формальный характер. Со слов сотрудников организаций соседних кабинетов, указанный офис закрыт на постоянной основе, сотрудники в офисе не находятся.
Кроме того, МИФНС N 12 был проведен опрос собственника объекта недвижимости по адресу 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная, дом 8В Жигинас Алексея Сергеевича (протокол опроса свидетеля N 674, N 635), который не смог подтвердить, что фактически организация находится в офисе N 336. Пояснил, что договор аренды заключен с представителем организации, лично с руководителем не встречался. За действиями, характером осуществляемой деятельности, количеством сотрудников, регулярностью посещения офисов представителями организаций не наблюдал. Информацией о месте фактического осуществления деятельности ООО "Аналитические Технологии" и ООО "НПК "Химмед" Жигинас А.С. не располагает.
Следовательно, вывод налогового органа, сделанный по результатам неоднократных осмотров, проведенных по адресу: 690054, г. Владивосток, ул. 2-я Шоссейная. д. 8В, офис 336, об отсутствии признаков осуществления обществом деятельности по адресу регистрации, подтверждается материалами дела, в том числе протоколами осмотра МИФНС N 12 по ПК от 08.12.2020 N14/722, от 08.02.2021 N19/21-282, от 17.03.2021 N19/21/835, от 25.05.2021 N19/21/2106.
Ссылки представителя общества на наличие договора аренды, счетов и квитанций об оплате по указанному договору, выводов суда об отсутствии доказательств фактического ведения обществом хозяйственной деятельности по указанному адресу не отменяют. Получение заявителем по спорному адресу отдельных почтовых отправлений, готовность обеспечить осмотр помещения, о достоверности адреса местонахождения общества, наличии у последнего цели вести предпринимательскую деятельность с использованием данного адреса, не свидетельствуют, доводы налоговых органов не опровергают.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель ссылается на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции им были представлены доказательства, свидетельствующие об осуществлении обществом хозяйственной деятельности. Вместе с тем, отклоняя заявленные доводы, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Во исполнение распоряжения Управления ФНС России по Приморскому краю от 24.07.2020 N 01-05/119@ "О создании рабочей группы по контролю за внешней миграцией на территорию Приморского края", в целях необоснованной миграции юридических лиц на территорию Приморского края из других регионов и обеспечения показателя Концепции ФНС России "Юридические лица, изменившие место нахождения с изменением субъекта Российской Федерации (по прибытию)", инспекциями проводятся контрольные мероприятия в отношении всех юридических лиц, изъявивших желание мигрировать на территорию Приморского края.
В целях недопущения недобросовестной и мнимой миграции на территорию Приморского края, Инспекцией были проведены контрольные мероприятия в отношении ООО "Аналитические технологии", в рамках которых было установлено, что общество отвечает критериям "транзитной" организации:
1. ООО "Аналитические технологии" сменило место регистрации с г.Москвы на г. Владивосток и спустя непродолжительное время заявило о ликвидации. Так, организация представила заявление о смене места нахождения в инспекцию 02.09.2020, а 19.01.2021 представлено уведомление о принятии решения о ликвидации, что явно указывает, на фиктивный характер миграции, не направленный на ведение финансово-хозяйственной деятельности.
2. Учредитель/руководитель организации зарегистрирован в другом субъекте.
3. Учредителем и руководителем организации является одно лицо.
4. Результаты обследования адреса местонахождения юридического лица также указывают на отсутствие организации по заявленному адресу
5. В настоящее время связь с организацией отсутствует. Ликвидатор ООО "Аналитические технологии" повестки, направленные по почте, не получает.
6. В ходе анализа движения денежных средств установлено, что на счет ООО "Аналитические технологии" поступали денежные средства за товар (химреактивы и лабораторное оборудование), покупка валюты, предоставление процентногозайма, оплата за оборудование, за аренду, возврат займа.
Расходную часть составляют следующие платежи: аренда помещения, комплексное обслуживание одного т/с, авансовые платежи для Псковской таможни, оплата за хим. Реактивы и лабораторное оборудование, заработная плата, предоставление процентного займа, оплата за услуги международной перевозки грузов, страховые взносы, перечисление дивидендов, налоги и сборы, услуги сертификации, транспортно-экспедиционные услуги.
7. По данным ПК АИС Налог-3, имущество, земельная собственность, транспортные средства ООО "Аналитические технологии", необходимые для осуществления деятельности - отсутствуют. Отсутствуют основные средства.
8. Согласно общедоступным источникам информации, установлено отсутствие сайта организации в сети Интернет, какая-либо рекламная информация о данной организации в общедоступных источниках также не выявлена.
9. Согласно данным ПО АСК НДС-2, уровень СУР имеющихся налоговых деклараций по НДС, представленных налогоплательщиком, установлен как "средний" и "низкий".
10. Расходы организации максимально приближены к доходам.
11. Установлено отражение значительных сумм налоговых вычетов по НДС (удельный вес налоговых вычетов составляет более 89%).
12. Контрагентами-покупателями ООО "Аналитические технологии" являются организации, имеющие признаки "транзитных".
При этом налоговой установлено завышение ООО "Аналитические Технологии" налоговых вычетов по контрагенту ООО "Хоре" ИНН 9723025821 за 1 квартал 2018 года на сумму НДС 13 294.8 тыс. руб. от источника расхождения ООО "АНВ" ИНН 5405467868, что повлекло неуплату налога в бюджет РФ.
Согласно данным ПК АИС "Налог-3" "АСК НДС-2", в книгах покупок ООО "Аналитические Технологии", помимо 1 квартала 2018 года, установлены взаимоотношения с ООО "Хоре" также и в следующие периоды:
за 2 квартал 2018 года сумма НДС - 7.9 тыс. руб.;
за 3 квартал 2018 года сумма НДС - 15 393.8 тыс. руб.;
за 4 квартал 2018 года сумма НДС - 251.6 тыс. руб.;
за 1 квартал 2019 года сумма НДС - 1 536.8 тыс. руб.;
за 2 квартал 2019 года сумма НДС - 8 634.3 тыс. руб.
По заключению ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска в 1 квартале 2018 года ООО "Аналитические Технологии" является акцептованным УФНС России по г. Москве выгодоприобретателем по взаимоотношениям с ООО "Хоре" от источника расхождений ООО "АНВ" ИНН 5405467868.
Кроме того, у ООО "Аналитические Технологии" установлены взаимоотношения с проблемным контрагентом, источником расхождения, ООО "СПЕЦТЕХСЕРВИС" ИНН 7734368337, в книге покупок за 2 квартал 2018 года на сумму НДС 1 460.4 тыс. руб.
Также выявлено, что ООО "Аналитические технологии" осуществляло ввоз лабораторного оборудования на территорию Российской Федерации через Псковскую, Тверскую, Шереметьевскую и другие западные таможни. Основным покупателем продукции является ООО "Торговый Дом "Химмед" ИНН 7724709468, КПП 772401001.
Бенефициарным собственником бизнеса является ООО "Торговый Дом "Химмед" ИНН 7724709468. ООО "Аналитические технологии" - подконтрольная организация ООО "Торговый Дом "Химмед" ИНН 7724709468.
Между тем, ООО "НПК "ХИММЕД" и ООО "Аналитические Технологии" одновременно мигрировали из Москвы в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 12 по Приморскому краю, зарегистрированы по идентичному адресу и приняли решение о ликвидации, ликвидатором которых является одно лицо Буравлев Леонид Валериевич ИНН 250703934918.
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО "Аналитические Технологии" установлено отсутствие фактической деятельности организации на территории Приморского края, что подтверждают обследования адресов регистрации данных налогоплательщиков. Указанный налогоплательщик осуществлял финансово-хозяйственную деятельность в г. Москва и на территории Московской области.
Статьей 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Статьей 64 АПК РФ определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Представленная налоговым органом в материалы дела совокупность доказательств, в том числе, смена адреса, фактическое отсутствие общества по новому адресу, отсутствие ведения деятельности обществом по новому адресу и последовавшее скорое решение о ликвидации после смены адреса в Едином государственном реестре юридических лиц, наличие у ООО "Аналитические технологии" признаков "транзитной" организации, подтверждают вывод о том, что сведения ликвидационного баланса не отражают реального финансово-хозяйственного положения, как следствие, не соответствуют действительности.
В свою очередь, заявителем в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказано фактическое ведение деятельности в Приморском крае, не опровергнуты результаты проведенных осмотров помещения, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности общества.
Апелляционная коллегия полагает, что соблюдение формальных процедур исполнения отношений договора аренды помещения в городе Владивосток, получение заявителем по спорному адресу отдельных, направленных в период мероприятий налогового контроля почтовых отправлений, вопреки позиции апеллянта, не может являться достаточным основанием для вывода о присутствии юридического лица по адресу регистрации.
Кроме того, решением Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю N 15-10/26202@ от 30.06.2021, с учетом вышеприведенных обстоятельств хозяйственной деятельности ООО "Аналитические технологии", отменены решения регистрирующего органа от 01.12.2020 NN 20912А, 20904А, от 26.01.2021 NN 740А, 761А, от 26.05.2021 NN 10059А, 10065А, регистрирующему органу поручено признать недействительными соответствующие записи в отношении ООО "Аналитические технологии".
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного апелляционная коллегия суда считает, что оспариваемое решение МИФНС N 15 от 26.05.2021 N 10079А "Об отказе в государственной регистрации" было принято уполномоченным органам при наличии на то правовых оснований и не привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 01.02.2022 по делу N А51-8685/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8685/2021
Истец: ООО "АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ