город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2022 г. |
дело N А01-3316/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвейчук А.Д.,
при участии в судебном заседании:
от третьего лица - представитель Миковой Е.А. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.02.2022 по делу N А01-3316/2021
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Майкоп" (ИНН 7838306818, ОГРН 1047855099170)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея (ИНН 77054013406, ОГРН 1020100707318)
при участии третьего лица акционерного общества "Газпром газораспределение Майкоп"
о признании незаконным отказа во внесении сведений в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Майкоп" (далее - АО "Газпром газораспределение Майкоп", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании отказа, изложенного в письме от 22.06.2021 N 1-2.10/1548, во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах минимальных расстояний в отношении объекта - "газопровод-отвод высокого давления к к-зу им. Мичурина", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск, незаконным; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Адыгея" устранить нарушения путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зоны минимальных расстояний до объекта - "газопровод-отвод высокого давления к к-зу им. Мичурина", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФГБУ "ФКП Росреестра" необоснованно отказало АО "Газпром газораспределение Майкоп" во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистрального газопровода.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях. Поскольку указанные зоны являются фактически установленными, в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, суд пришел к выводу о том, что наличие в ЕГРН таких сведений с учетом их открытости и доступности соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами. АО "Газпром газораспределение Майкоп" как собственник объектов газопроводного транспорта обязано предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН. Законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом. В рассматриваемом случае представленное в ФГБУ "Росреестра" заявление АО "Газпром газораспределение Майкоп" содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на внесение в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями территории, позволяющих идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков. Представленных обществом документов было достаточно для совершения регистрационных действий.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Адыгея" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 21.02.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Адыгея" указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения проигнорировал положения части 19 статьи 26 Закона N 342-ФЗ. Судом не учтено, что действующим законодательством установлен конкретный порядок действий собственника трубопровода по внесению в ЕГРН сведений о местоположении границ зоны минимальных расстояний (далее - ЗМР). В настоящем случае заявитель проигнорировал требования законодательства и не представил документов об утверждении местоположения границ ЗМР.
В отзывах на апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Майкоп" и третье лицо просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседание представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Газпром газораспределение Майкоп" является собственником газопровода высокого давления к к-зу им. Мичурина", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Гиагинский район, х. Тамбовский, отвод от газопровода Майкоп-Невинномысск.
07.06.2021 АО "Газпром газораспределение Майкоп" обратилось с заявлением в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея о внесении сведений о зонах минимальных расстояний в отношении газопровода в ЕГРН.
Уведомлением от 22.06.2021 N 1-2.10/1548 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея отказало заявителю в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на то обстоятельство, что сведения о местоположении границ минимальных расстояний в реестр вносятся до 01.09.2019, а внесение таких сведений после указанной даты законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа заявителю в совершении регистрационных действий по внесению в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний до магистрального газопровода послужил вывод ФГБУ "ФКП Росреестра" послужил вывод об отсутствии порядка принятия решения об установлении зон минимальных расстояний после 01.09.2019.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий в силу могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном указанным Кодексом для охранных зон.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьями 28, 32 Закона N 69-ФЗ, пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что применение положений актуализированной редакции Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы" при определении минимально допустимого расстояния от оси трубопроводов, в том числе возведенных до введения в действие данных норм, также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2 (2016)).
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными, в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие в ЕГРН таких сведений, с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
АО "Газпром газораспределение Майкоп" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и, следовательно, при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Майкоп" как собственник объектов газопроводного транспорта обязано предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 9 Закона N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Ссылки заинтересованного лица на то, что зоны минимальных расстояний устанавливаются на основании специальных актов органов местного самоуправления или государственных органов, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку действующим законодательством не предусмотрена необходимость принятия специального (отдельного) акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон минимальных расстояний.
Кроме того, согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенным в письмах от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" и от 04.05.2011 N Д23-1867, в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Федеральной службы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности от 22.04.1992 N 9).
При таких обстоятельствах, в качестве основания для внесения в ЕГРН сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
В данном случае запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Таким образом, законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
В рассматриваемом случае заявление АО "Газпром газораспределение Майкоп" содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявления заявителя на регистрацию зон с особыми условиями территории в ЕГРН, позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков; содержание заявления и приложенных к нему документов было достаточно для совершения регистрационных действий.
При подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний АО "Газпром газораспределение Майкоп" приняты во внимание Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов определены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".
Доказательств несоответствия представленных обществом в орган кадастрового учета сведений о зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2022 установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025.
Пунктом 1.1 приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения о зонах минимальных расстояний, является АО "Газпром газораспределение Майкоп", а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, - ФГБУ "ФКП Росреестра".
В рассматриваемом случае АО "Газпром газораспределение Майкоп" предоставило в ФГБУ "ФКП Росреестра" необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь, ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную обществом, что привело к нарушению прав и законных интересов как АО "Газпром газораспределение Майкоп", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
При этом само по себе внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными, в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Таким образом, в целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам, должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Установление минимальных зон с учетом требований статей 8.1, 128, 129 Гражданского кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в качестве ограничения или обременения прав на земельный участок в гражданском обороте, а определяет лишь специфику условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности с момента их установления (ограничения по использованию).
В настоящем случае, объект построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01-АА N 197014, записью о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.12.2008 N 01-01-08/010/2008-782). Постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статей 106 Земельного кодекса Российской Федерации не утверждено. Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, содержат порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального газопровода. Следовательно, ЗМР до магистрального трубопровода в рассматриваемом случае считается установленной и обязанность по внесению сведений о такой зоне в ЕГРН лежит на собственнике газопровода.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, заявителем произвольно установлены границы ЗМР до магистрального газопровода "Газопровод-отвод высокого давления к к-зу им. Мичурина" без учета постановления Правительства Российской федерации от 30.04.2019 N 543 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 N 400 и наделении Министерства энергетики Российской Федерации полномочиями, предусмотренными частью 19 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отклоняется судебной коллегией, поскольку границы ЗМР до объекта, построенного и введенного в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, установлены на основании положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали правовые основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, испрашиваемых АО "Газпром газораспределение Майкоп", оформленного письмом от 22.06.2021 N 1-2.10/1548.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на учреждение обязанность устранить нарушения прав и законных интересов АО "Газпром газораспределение Майкоп" путем внесения в ЕГРН сведений о вышеуказанных зонах минимальных расстояний от магистральных газопроводов.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.02.2022 по делу N А01-3316/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3316/2021
Истец: АО "Газпром газораспределение"
Ответчик: Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Адыгея, Филиал государственного бюджетного учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Майкоп"