г. Вологда |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А05-7695/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.
при участии от государственного бюджетного учреждения Архангельской области "Новодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных" Корякина М.А. по доверенности от 26.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2022 года по делу N А05-7695/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Новодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных" (адрес: 164902, Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 33; ОГРН 1042901200011; ИНН 2903006783; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" (адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 6, корпус 1; ОГРН 1022901005764; ИНН 2903001697; далее - Администрация) о взыскании 299 667 руб. 10 коп. в возмещение расходов по содержанию безнадзорных животных без владельцев за период с 01.03.2019 по 31.12.2020. Кроме этого, истец просил взыскать с ответчика 8993 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 30 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 18 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Имущество в виде безнадзорных животных в муниципальную собственность не принято, следовательно, бремя по его содержанию у ответчика отсутствует.
Представитель Учреждения в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Учреждение, учредителем которого в соответствии с положениями Устава является Архангельская область в лице Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области, осуществляет организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В 2019-2020 годах Учреждением понесены расходы на содержание безнадзорных животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области "Город Новодвинск".
Согласно карточкам учёта животных без владельцев безнадзорные животные находились на содержании сроком более шести месяцев.
Как полагает истец, по истечении шестимесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), безнадзорные животные поступили в муниципальную собственность и обязанность по их содержанию должен нести ответчик, являющийся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
По первоначальному расчёту истца сумма расходов по содержанию животных составила 300 567 руб. 10 коп.
Истец 14.05.2021 вручил ответчику претензию от 13.05.2021 N 24 с требованием возместить 300 567 руб. 10 коп. расходов по содержанию безнадзорных животных без владельцев за период с 01.03.2019 по 31.12.2020.
Поскольку Администрация не произвела возмещение затрат на содержание этих животных, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.
На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 230 ГК РФ).
Статьей 231 ГК РФ урегулирован вопрос приобретения права собственности на безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
В силу подпункта 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Правила отлова, учета, транспортировки, содержания и использования животных без владельцев на территории Архангельской области утверждены постановлением Правительства Архангельской области от 12.12.2012 N 572-пп (далее - Порядок N 572-пп, действовал до 01.01.2020).
Согласно пункту 4 Порядка N 572-пп учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области. Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Организация по отлову животных без владельцев, осуществившая отлов животного без владельцев, обязана возвратить его владельцу, а если владелец такого животного или место его пребывания неизвестны - представить не позднее трех дней с момента задержания информацию об обнаруженном животном без владельцев в подразделение полиции или в орган местного самоуправления городского округа или поселения Архангельской области, которые принимают меры к розыску владельца (пункт 8 Порядка N 572-пп).
Пунктом 12 Порядка N 572-пп установлено, что работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.
В силу пункта 22 Порядка N 572-пп отловленные животные без владельцев содержатся в пункте временного содержания в течение 6 месяцев.
Согласно пункту 31 Порядка N 572-пп формами использования животных без владельцев являются: возврат животного их владельцам; уничтожение и утилизация животных без владельцев; передача в муниципальную собственность.
Таким образом, в соответствии с пунктом 31 Порядка N 572-пп одной из форм использования животных без владельцев является передача их в муниципальную собственность.
Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное (пункт 39 Порядка N 572-пп).
Порядок N 572-пп утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Архангельской области от 17.12.2019 N 703-пп "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области", который предусматривает, что право собственности на отловленных животных без владельцев возникает в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 32).
Из материалов дела видно, что в отношении указанных в иске безнадзорных животных, отловленных на территории городского округа Архангельской области "Город Новодвинск", расходы по содержанию несло Учреждение; при этом срок для поступления их в муниципальную собственность наступил.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Администрация, будучи собственником спорного имущества, которое при отсутствии каких-либо правовых оснований находилось у истца по истечении 6-месячного срока для передержки, должна была исполнить обязанности собственника, приняв надлежащие меры по содержанию этого имущества. Однако от принятия в муниципальную собственность указанного имущества уклонилась.
Стоимость содержания животных в 2019 году правомерно определена истцом, исходя из норматива содержания, утверждённого руководителем Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области 29.12.2018 в размере 71 руб. 11 коп. за одно животное в сутки, а стоимость захоронения, уничтожения (или утилизации) отловленных безнадзорных животных определена на основании норматива, утверждённого этим же документом в размере 440 руб. за одно животное.
Стоимость содержания животных в 2020 году определена истцом, исходя из норматива содержания, утверждённого руководителем Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области 27.12.2019, в размере 90 руб. за одно животное в сутки.
Расчет возмещения затрат проверен судом первой инстанции и признан правильным, с чем апелляционная коллегия согласна.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что позиция суда первой инстанции полностью согласуется с позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлениях от 24.02.2022 по делу N А05-4415/2021 и от 07.10.2021 по делу N А05-14249/2020.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
В части взыскания с Администрации 30 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя решение суда по существу не обжалуется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 февраля 2022 года по делу N А05-7695/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7695/2021
Истец: государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Новодвинская городская станция по борьбе с болезнями животных"
Ответчик: Администрация городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"