г. Самара |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А72-18921/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Форш" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года (резолютивная часть решения от 28 февраля 2022 года), принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А72-18921/2021 (судья Слепенкова О.А.) по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал"
к закрытому акционерному обществу "Форш"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Форш" (далее - ответчик) о взыскании 298 771 руб. 20 коп. задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 11.06.2014 N 4274, в том числе 239 016 руб. 96 коп. платы за сброс загрязняющих веществ за 3 и 4 кварталы 2020 года и 1 и 2 кварталы 2021 года, 59 754 руб. 24 коп. платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения за этот же период.
Заявление принято судом к производству и рассмотрено в упрощенном порядке, с учетом принятых уточнений согласно ст. 49 АПК.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Форш" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 01.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сторонами заключен договор N 4274 от 11.06.2014 холодного водоснабжения и водоотведения, согласно которому ОВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную воду, а также осуществлять прием сточных вод Абонента от присоединенной сети Абонента в централизованную систему водоотведения, а Абонент - оплачивать холодную воду, а также соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение (в том числе, плату за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения), соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В пункте 7 указано, что оплата по настоящему договору осуществляется Абонентом по тарифам на питьевую воду и на отведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с действующим законодательством ответчик на основании п.203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, обязан производить оплату сброшенных загрязняющих веществ, расчет платы которых определяется по формуле, содержащейся в указанном пункте.
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в размере 239.016 руб.96 коп.
Акты за данные услуги указанный спорный период направлялись ответчику для оформления, однако в адрес истца они не возвращены и не направлено каких-либо возражений по качеству, срокам и претензий по их оказанию.
Кроме этого, ответчику начислена плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения. Данная плата начислена и определена в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения N 644.
Согласно положениям главы 7 данных Правил п. 123(4) ответчику начислена плата за негативное воздействие на ЦСВ согласно установленной формуле в размере 59 754 руб. 24 коп.
Акты были направлены ответчику, каких-либо замечаний и возражений по данной оплате ответчиком не представлено.
Истец направил ответчику претензию с требованием оплаты оказанных услуг, которая не была удовлетворена, что послужило основанием к обращению в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения по водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 16-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее -Правила N 776).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (пункт 6 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 7 ФЗ N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется, в том числе производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком оформлены карточки абонента с указанием в них объемов водоотведения (объемы водоотведения подтверждены представителем ответчика), согласно выписки из ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности ЗАО "Форш" является производство прочих пластмассовых изделий.
Данный вид деятельности указан в пункте 203 Правил N 644 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 644, в том числе предусмотрен упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Данные нормативные акты предусматривают право истца для определения размера платы для ответчика применить упрощенный порядок.
Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 г. N 23350-ИФ, в соответствии с пунктом 203 Правил N 644, расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил 644. Таким условием является производство пластмассовых изделий.
Податель жалобы, как и в суде первой инстанции, указывает, что плата за сброс загрязняющих веществ и плата за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения начислена необоснованно, поскольку факт сброса ЗАО "ФОРШ" со сточными водами загрязняющих веществ истцом не доказан, подтверждающие документы истцом суду не предоставлены.
Сведения о виде деятельности - производство пластмассовых изделий содержатся в сведениях о дополнительных видах деятельности. Данные сведения не свидетельствуют и не доказывают осуществление предприятием данного вида деятельности. Производством пластмассовых изделий ЗАО "ФОРШ" не занимается, доказательства и подтверждающие документы Истцом суду не предоставлены.
УМУП "Ульяновскводоканал" до начисления платы и впоследствии в период начисления обследование объекта абонента с составлением акта осмотра, с фиксацией сведений о видах деятельности абонента, не проводило.
Кроме этого, вне зависимости от использованной технологии, в технологическом процессе изготовления пластмассовых изделий вода непосредственно не участвует, она используется только для охлаждения.
Также ответчик посчитал, что в соответствии с действующим законодательством плата за негативное воздействие, плата за сброс должны начисляться "нарушителям", то есть, тем абонентам, которые не соблюдают установленные требования и нормативы. Из содержания пункта 118 Правил 644, как и наименования самого раздела VII. данных правил, однозначно следует, что основанием для начисления платы за негативное воздействие является нарушение абонентом установленных требований, только в этом случае абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 167 Правил N 644 установлен перечень абонентов, для которых не устанавливаются нормативы состава сточных вод. Одним из критериев не установления нормативов состава сточных вод для абонентов является определенный в пункте 124 Правил среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, а именно 30 куб. метров в сутки.
Объем сбрасываемых сточных вод ответчиком составляет менее 30 куб. метров в сутки. В связи с этим начисление платы за сброс загрязняющих веществ для абонентов имеющих сброс объема сточных вод менее 30 куб. м в сутки производится на основании пункта 203 Правил для при наличии любого из перечисленных условий в указанном пункте.
Таким образом, пунктом 203 указанных Правил предусмотрен аналогичный вмененный порядок начисления (без отбора проб) платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод при наличии указанных в пункте условий.
Судом первой инстанции установлено, что одним из видов деятельности ответчика в ЕГРЮЛ указано производство прочих пластмассовых изделий, законодательством не установлена обязанность водоснабжающей организации устанавливать у абонентов наличие или отсутствие указанных ими видов деятельности. Внесение и исключение видов деятельности в реестр производится исключительно абонентами, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц ложатся в основу решений суда по данным предметам спора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" были внесены изменения в Правила N644 в части упрощения порядка определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Раздел VII Правил N 644 определяет "Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
Законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения.
Правилами N 644 предусмотрена обязанность абонента производить оплату негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Аналогичные обязанности также предусмотрены и в договоре с ответчиком.
В отношении данного вида платы законодателем также предусмотрена упрощенная форма ее взимания. У абонента согласно пункту 124 Правил N 644 должно быть менее 30 куб. метров сброса сточных вод в сутки в систему централизованной канализации начисление платы производится без отбора проб.
Как следует из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения, которая начисляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил.
Доводы ответчика о том, что начисление платы может осуществляться только на основании результатов отобранных проб и такая обязанность установлена для истца (пп. "в" п.36 Правил) правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 осуществляется без отбора проб сточных вод, то есть без подтверждения факта наличия загрязняющих веществ лабораторными анализами.
В силу прямого указания абзаца 3 пункта 119 указанных Правил основанием начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, является наличие условий указанных в данном пункте, к которым проведение отбора проб и наличие результатов анализов не относится, а именно объем сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. метров.
Данные выводы основаны на судебной практике (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2022 по делу N А52-2362/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2021 по делу N А50-31155/2020).
Как указал истец, в соответствии с пунктом 124 Правил N 644 абоненты, сбрасывающие сточные воды в системы централизованной канализации наделяются разными обязанностями в отношении подачи декларации состава и свойств сточных вод в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. Абоненты, имеющие среднесуточный сброс сточных вод в размере 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам, обязаны подавать такую декларацию в организацию ВКХ. Ответчик имеет меньшие объемы. Исходя из этого ответчиком в адрес УМУП "Ульяновскводоканал" деклараций о составе и свойствах сбрасываемых сточных вод на протяжении имеющихся договорных отношений не направлялось.
Из положений части 3.1 статьи 70 Кодекса следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении обязательств истцом, доказательства уплаты долга ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебные расходы, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, распределены судом первой инстанции верно.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчика по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года по делу N А72-18921/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18921/2021
Истец: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП "Ульяновскводоканал"
Ответчик: ЗАО "ФОРШ"